При приведении контроля
корреспонденции Законом об оперативно-розыскной деятельности разрешено
производить изъятие предметов и материалов, а также прерывать предоставление услуг связи. 
        Прослушивание телефонных переговоров заключается в совокупности действий по
конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по
линиям телефонной связи, или односторонних сообщений, и,
как правило, в их фиксации с помощью звукозаписывающих
технических средств с целью обнаружить сведения о преступной
деятельности лица -- объекта оперативной
заинтересованности, выявить его связи и получить иную
информацию, способствующую решению конкретных задач оперативно-розыскной
деятельности. 
           Снятие информации с
технических каналов связи —
совокупность действий по получению органом,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений,
которые необходимы для решения конкретных задач
оперативно-розыскной деятельности, и их фиксация путем съема
специальными техническими средствами характеристик
электромагнитных и других физических полей, возникающих при передаче информации по сетям
электрической связи, в работе компьютерных сетей, баз данных,
телекоммуникационных информационных систем, предназначенных для обработки, накопления, хранения, поиска и
распространения информации. 
          Оперативное внедрение — система оперативно-розыскных мероприятий и
действий по продвижению в изучаемый объект или в его
окружение (криминальную и иную среду) конфидента,
его закреплению в этой среде и приобретению
оперативно-значимых позиций, позволяющих своевременно получать информацию
для оптимального решения задач  оперативно-розыскной деятельности в сложившейся оперативной обстановке. 
         Контролируемая поставка — система оперативно-розыскных
мероприятий и действий, в ходе которых с ведома и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, допускается оборот товаров или приобретение,
передача, сбыт, хранение, перевозка или пересылка, свободная
реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а
равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на
себе следы преступления, либо орудий или средств преступления, с целью
выявить, пресечь и раскрыть преступление. 
        Оперативный эксперимент состоит в получении оперативно-значимой информации в целях проверки и уточнения сведений, не обходимых для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности посредством конспиративного активного наблюдения за
лицом — объектом оперативной
заинтересованности, в специально созданных, полностью управляемых или контролируемых
условиях  
 
         
 
 
 
 
 
 
 
         
 
              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.4        
 Соотношение доказывания в уголовном процессе и документирования в
ходе оперативно – розыскной деятельности 
Под документированием  в теории оперативно-розыскной
деятельности, как правило, понимается совокупность оперативно-розыскных
мероприятий, направленных на добывание информации об обстоятельствах
преступления, лицах, его совершивших, и фиксацию полученной оперативной
информации. Содержанием процесса доказывания является собирание, исследование,
оценка и использование доказательств. С одной стороны , доказывание служит
установлению факта, обстоятельства, его сущности, оценке его значения для
установления истины, с другой стороны - фиксации в установленных законом формах
полученных результатов для придания им статуса процессуального доказательства.
Сходство документирования и доказывания не только в том, что в основе они
используют одинаковые познавательные методы, и что единым для них является
информационный процесс[12]. 
       
Основное сходство - это единая цель, соблюдение
критериев относимости и достоверности информации. Различие между ними
заключается в выборе источников, средств получения, отчасти методов
исследования. И, наконец , как и доказательственная, оперативная информация
имеет своими источниками людей и вещественные образования - предметы и
документы, необходимые для процесса доказывания. 
         Тем не менее, между добыванием и собиранием,
документированием и доказыванием, и между оперативной и процессуальной
информацией нет знака тождества. Основная причина отсутствие указанных выше
категорий оперативно-розыскной деятельности в нормах уголовно-процессуального
закона. И во-вторых, низкое качество оформления результатов
оперативно-розыскной деятельности. Достаточному числу из них присуща серия типичных
недостатков, наличие которых не способствует положительному влиянию на решение
вопроса об их доказательственном значении.   
         
Если взглянуть на процесс документирования с содержательной стороны и сравнить
с уголовно – процессуальным доказыванием, то становится очевидным, что,
во-первых, при оперативном документировании используются те же общенаучные
методы исследования различных вещественных объектов с использованием
специалистов. С другой стороны, документирование тоже является определённым информационным
процессом, состоящим из собирания, проверки и оценки, но уже оперативной
информации. 
         
В свою очередь, собирание вообще, собирание чего бы то ни было, предполагает
использование субъектами этой деятельности определённых средств, в связи с чем
встаёт задача отыскания различий прежде всего этих элементов оперативно – розыскной деятельности и доказывания,
поскольку именно они обуславливают последующие отличие их результатов.  
         
Учитывая специфику познания в области уголовного судопроизводства, можно
утверждать, что интересующая органы расследования информация будет поступать к
ним в основном в результате их активного воздействия на  материальные и
идеальные “следы”. 
       
Основными способами собирания доказательств и
оперативных данных являются, как известно, следственные
и оперативно-розыскные действия соответственно, поэтому именно их и надо рассматривать
в качестве основных средств доказывания и документирования. 
        Правда, для расширения познавательных возможностей
названных выше действий правоохранительных органов закон разрешает им использовать
различные технические и иные средства. Для следователя это всевозможные
предметы и приспособления, предназначенные для обнаружения и сохранения
выявленных следов. Для оперативных подразделений органов дознания -
соответствующие оперативно-технические средства. Сюда же следует, по всей видимости,
включить ещё представителей общественности, специалистов, привлекаемых для
проведения следственных и оперативно-розыскных действий, конфиденциальных
помощников органов дознания, служебно-розыскных собак, а также методы
использования всех перечисленных лиц, предметов и животных, поскольку все они
тоже стоят "между" субъектами и предметом познания, а в конечном
счёте способствуют достижению истины. 
       Несмотря на несомненную важность всех перечисленных
средств, главное место в их ряду всё же занимают следственные и оперативные
действия, поскольку все иные средства применяются в ходе этих действий и самостоятельного
значения не имеют.   
      
В свете сказанного встаёт задача отыскания наиболее существенных  различий
упомянутых действий органов следствия и оперативных подразделений. По всей
видимости, ключевым моментом которые уже заложены законодателем в их
определении. Так, в соответствии со ст.74 УПК РФ любые сведения, являющиеся
информационным ядром доказательств, должны добываться только в установленном
законом порядке ( ч.1 ст.74) и из определённых источников (ч.2 ст.74). 
        При этом выражение "в установленном законом
порядке" означает, что действия, допустимые для сбора доказательств,
порядок и условия их проведения четко регулируются УПК РФ. 
       
В связи с изложенным можно говорить, что доказательства и оперативная
информация имеют разный уровень достоверности содержащегося в них знания в силу
различия формы результатов оперативно – розыскной деятельности и
доказательств. 
       
Сведения,
заключённые в доказательствах, предназначены, как известно, для всех
заинтересованных в исходе дела лиц и даже для общества в целом. Оперативная же
информация, тоже будучи "знанием не только для себя", поначалу
адресована в основном субъектам, олицетворяющим в уголовном процессе функцию
обвинения, что позволяет сделать вывод о менее высокой степени её удостоверенности. 
         
Сказанное не означает, что оперативная информация должна быть менее
объективной, чем доказательства. Напротив, она тоже должна содержать
полноценное и истинное знание, но временно предназначенное только для узкого
круга специалистов. При этом специализированность оперативных данных
обеспечивается их особой формой, квалифицированно дешифровать которую может
только профессионал. Наличие у оперативной информации такой формы объективно
обусловлено необходимостью быстрейшего обнаружения сведений о готовящемся или
совершенном преступлении и надёжного их сохранения в интересах расследования.
Последнее из названных обстоятельств обеспечивает возможность последующего
физического контакта следователя со "следами преступления", что не
всегда бывает возможным при проведении только следственных (судебных) действий
в силу ограниченности их поискового компонента. 
          
Несмотря на действительное отсутствие в законе прямого перечисления тех
источников, в которых может содержаться оперативная информация, они
сравнительно легко угадываются "между строк" закона об оперативно –
розыскной деятельности, исходя из приведенного в нём перечня разрешённых
оперативно-розыскных действий и мероприятий.  
Таковыми являются:  
- оформленные соответствующим образом сообщения
конфидентов; 
         - рапорта, справки, иные документы, составленные
должностными  лицами органов,  непосредственно проводившими оперативно –
розыскные мероприятия; 
- результаты применения оперативной техники; 
- вещественные объекты, добытые в ходе оперативно –
розыскных  мероприятий , и т.д. 
            
Как видим, в приведенном перечне усматривается некоторая аналогия с
соответствующими процессуальными источниками, названными ст.74 УПК РФ, однако
главная особенность носителей оперативной информации состоит, очевидно, в том,
что при известности перечня возможных источников оперативной информации в
принципе конкретный источник ее получения в том или ином случае не всегда может
выть раскрыт всем участникам уголовного судопроизводства. 
           Ведя речь о критериях разграничения оперативной и
доказательственной информации, на мой взгляд, следует исходить также и из того,
что добывание оперативных данных вообще-то не является самоцелью. Цель, поставленная
перед сыском в ст. 1 закона об оперативно – розыскной деятельности  будет
реализована лишь  в том случае, если его результаты так или иначе будут использованы
в уголовно-процессуальном доказывании или иной сфере. 
          На основании сказанного, видимо, можно говорить о том,
что доказательства и оперативная информация имеют различные возможности для их
реализации в ходе доказывания. Первые могут напрямую использоваться для обоснования
любых решении по делу. Вторые в этом отношении выглядят менее предпочтительно,
хотя тоже "работают" на конечную цель судопроизводства. 
           Таким образом, различные возможности использования
доказательств  и оперативной информации в процессе доказывания является еще
одним критерием для их разграничения. 
            Кроме оперативного сопровождения уже возбужденных
уголовных дел одной из промежуточных задач сыска является разведывательное
проникновение в криминогенную среду в целях добывания упреждающей информации о
ещё только готовящихся преступлениях и их предотвращение на указанной основе.
Решение такой задачи становится возможным потому, что начало осуществления
некоторых оперативно – розыскных мероприятий не связывается жёстко с
моментом совершения преступления или возбуждением уголовного дела, как при уголовно-процессуальном
доказывании. 
         Следовательно, ещё одним возможным критерием для разграничения
оперативной информации и доказательств является превентивный по отношению к
факту совершения преступления характер первой и ретроспективный - во втором
случае. При этом особая ценность оперативно – розыскной деятельности состоит в том,
что в принципе она может вестись синхронно, в одном временном масштабе с
процессом совершения преступления, а то и опережать его, в то время как
доказывание  возможно лишь после совершения преступления. Соответственно,
оперативная информация может содержать знание о ещё только замышляемом или
готовящемся преступлении. Доказательства же - в основном сведения о прошлом
событии.  
       Наличие у оперативных подразделений органов дознания
разведывательных позиций в преступной среде даёт им возможность не только
добывать упреждающую информацию, но и фиксировать с помощью различных средств caм процесс подготовки и
совершения преступления (если предупредить его не представляется возможным),
активно влиять при этом в выгодном для правоохранительных органов направлении
на процесс отражения обстоятельств, связанных с преступлением, в окружающем
мире. 
        С одной стороны, это создаёт благоприятные условия для
последующего обнаружения, изъятия и фиксации в соответствии с УПК РФ указанных
следов. С другой - позволяет запечатлевать исследуемый процесс в его
естественном развитии, минуя промежуточные стадии отражения, что обеспечивает
меньшее искажение искомой информации. Более того, по ряду преступлений
оперативно – розыскная деятельность, образно выражаясь, может быть вообще
единственным "материалом", единственной "средой", в которой
запечатлевается подготовка, совершение преступления и иные связанные с ним
факты. 
         При всей противоречивости и неоднозначности такого
варианта "отражения" криминала его несомненное преимущество по сравнению
с другими состоит в том, что здесь оно идёт не стихийно, а управляемо,
целенаправленно в том смысле, что при этом ,могут быть обеспечены
соответствующие условия для наиболее полного запечатления следов преступления,
своевременно предприняты меры по их сохранению до получения доступа к ним
следователя или дознавателя. Сказанное позволяет, с одной стороны, согласиться
с теми исследователями, которые обоснованно ведут речь о том, что оперативно –
розыскная деятельность, "работая" на доказывание, не столько
ориентирует его в нужном направлении, сколько "обеспечивает
доказательства", т.е. делает процесс доказывания "вполне реальным и
выполнимым"[13].
С другой - даёт возможность утверждать, что для субъекта доказывания результаты
оперативно – розыскной деятельности могут являться одним из возможных
"первоисточников" информации об исследуемых обстоятельствах.
Следовательно, содержащееся в них информационное ядро для перехода в сферу
собственно доказывания должно быть извлечено с помощью следственных и иных урегулированных
УПК РФ действий, способных, ко всему прочему, устранить coмнение в истинности
фактических данных, добытых оперативным путём. 
        Проведенное сопоставление оперативной информации и
доказательств позволяет  констатировать, что между ними нет непреодолимой
стены, поскольку    они    имеют    единый    первоисточник    -   
отражённые    во    вне обстоятельства преступления. 
        Одновременно каждый из названных видов информации имеет в
сравнении с другим определенные особенности. Оперативные данные в принципе
должны быть более насыщенными с содержательной стороны, поскольку в идеальном
варианте оперативно – розыскная деятельность может вестись параллельно с развитием
события преступления или даже опережая его. Доказывание - это всегда ретросказание,
связанное с промежуточными стадиями отражения, искажением информации и т.д. Зато
доказательства, благодаря особой форме сосредоточенной в них информации, отличает
более высокий уровень достоверности, что  позволяет на  их основе принимать 
ключевые решения по делу. 
       Отмеченные качества интересующих нас видов информации
объективно требуют комплексного осуществления оперативно-розыскных и
следственных действий по конкретным уголовным делам. Или, иными словами,
предопределяют необходимость тесного взаимодействия оперативных подразделений
органов дознания и следователя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.               
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |