Меню
Поиск



рефераты скачать Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД

При приведении контроля корреспонденции Законом об оперативно-розыскной деятельности разрешено производить изъятие предметов и материалов, а также прерывать предоставление услуг связи.

        Прослушивание телефонных переговоров заключается в сово­купности действий по конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, или од­носторонних сообщений, и, как правило, в их фиксации с по­мощью звукозаписывающих технических средств с целью обна­ружить сведения о преступной деятельности лица -- объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных за­дач оперативно-розыскной деятельности.

           Снятие информации с технических каналов связи — совокуп­ность действий по получению органом, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность, сведений, которые необходимы для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, и их фиксация путем съема специальными техническими средствами характеристик электромагнитных и других физических полей, возникающих при передаче информации по сетям электрической связи, в работе компьютерных сетей, баз данных, телекоммуникационных информационных систем, предназначенных для обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

          Оперативное внедрение — система оперативно-розыскных мероприятий и действий по продвижению в изучаемый объект или в его окружение (криминальную и иную среду) конфидента, его закреплению в этой среде и при­обретению оперативно-значимых позиций, позволяющих своевре­менно получать информацию для оптимального решения задач  оперативно-розыскной деятельности в сложившейся оперативной обстановке.

         Контролируемая поставка — система оперативно-розыскных мероприятий и действий, в ходе которых с ведома и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается оборот товаров или приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или пересылка, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным пу­тем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств преступления, с целью выявить, пресечь и раскрыть преступление.

        Оперативный эксперимент состоит в получении оперативно-зна­чимой информации в целях проверки и уточнения сведений, не обходимых для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности посредством кон­спиративного активного наблюдения за лицом — объектом опера­тивной заинтересованности, в специально созданных, полностью управляемых или контролируемых условиях


        








       


            











2.4          Соотношение доказывания в уголовном процессе и документирования в ходе оперативно – розыскной деятельности

Под документированием  в теории оперативно-розыскной деятельности, как правило, понимается совокупность оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание информации об обстоятельствах преступления, лицах, его совершивших, и фиксацию полученной оперативной информации. Содержанием процесса доказывания является собирание, исследование, оценка и использование доказательств. С одной стороны , доказывание служит установлению факта, обстоятельства, его сущности, оценке его значения для установления истины, с другой стороны - фиксации в установленных законом формах полученных результатов для придания им статуса процессуального доказательства. Сходство документирования и доказывания не только в том, что в основе они используют одинаковые познавательные методы, и что единым для них является информационный процесс[12].

        Основное сходство - это единая цель, соблюдение критериев относимости и достоверности информации. Различие между ними заключается в выборе источников, средств получения, отчасти методов исследования. И, наконец , как и доказательственная, оперативная информация имеет своими источниками людей и вещественные образования - предметы и документы, необходимые для процесса доказывания.

         Тем не менее, между добыванием и собиранием, документированием и доказыванием, и между оперативной и процессуальной информацией нет знака тождества. Основная причина отсутствие указанных выше категорий оперативно-розыскной деятельности в нормах уголовно-процессуального закона. И во-вторых, низкое качество оформления результатов оперативно-розыскной деятельности. Достаточному числу из них присуща серия типичных недостатков, наличие которых не способствует положительному влиянию на решение вопроса об их доказательственном значении. 

          Если взглянуть на процесс документирования с содержательной стороны и сравнить с уголовно – процессуальным доказыванием, то становится очевидным, что, во-первых, при оперативном документировании используются те же общенаучные методы исследования различных вещественных объектов с использованием специалистов. С другой стороны, документирование тоже является определённым информационным процессом, состоящим из собирания, проверки и оценки, но уже оперативной информации.

          В свою очередь, собирание вообще, собирание чего бы то ни было, предполагает использование субъектами этой деятельности определённых средств, в связи с чем встаёт задача отыскания различий прежде всего этих элементов оперативно – розыскной деятельности и доказывания, поскольку именно они обуславливают последующие отличие их результатов.

          Учитывая специфику познания в области уголовного судопроизводства, можно утверждать, что интересующая органы расследования информация будет поступать к ним в основном в результате их активного воздействия на  материальные и идеальные “следы”.

        Основными способами собирания доказательств и оперативных данных являются, как известно, следственные и оперативно-розыскные действия соответственно, поэтому именно их и надо рассматривать в качестве основных средств доказывания и документирования.

        Правда, для расширения познавательных возможностей названных выше действий правоохранительных органов закон разрешает им использовать различные технические и иные средства. Для следователя это всевозможные предметы и приспособления, предназначенные для обнаружения и сохранения выявленных следов. Для оперативных подразделений органов дознания - соответствующие оперативно-технические средства. Сюда же следует, по всей видимости, включить ещё представителей общественности, специалистов, привлекаемых для проведения следственных и оперативно-розыскных действий, конфиденциальных помощников органов дознания, служебно-розыскных собак, а также методы использования всех перечисленных лиц, предметов и животных, поскольку все они тоже стоят "между" субъектами и предметом познания, а в конечном счёте способствуют достижению истины.

       Несмотря на несомненную важность всех перечисленных средств, главное место в их ряду всё же занимают следственные и оперативные действия, поскольку все иные средства применяются в ходе этих действий и самостоятельного значения не имеют.  

       В свете сказанного встаёт задача отыскания наиболее существенных  различий упомянутых действий органов следствия и оперативных подразделений. По всей видимости, ключевым моментом которые уже заложены законодателем в их определении. Так, в соответствии со ст.74 УПК РФ любые сведения, являющиеся информационным ядром доказательств, должны добываться только в установленном законом порядке ( ч.1 ст.74) и из определённых источников (ч.2 ст.74).

        При этом выражение "в установленном законом порядке" означает, что действия, допустимые для сбора доказательств, порядок и условия их проведения четко регулируются УПК РФ.

        В связи с изложенным можно говорить, что доказательства и оперативная информация имеют разный уровень достоверности содержащегося в них знания в силу различия формы результатов оперативно – розыскной деятельности и доказательств.

        Сведения, заключённые в доказательствах, предназначены, как известно, для всех заинтересованных в исходе дела лиц и даже для общества в целом. Оперативная же информация, тоже будучи "знанием не только для себя", поначалу адресована в основном субъектам, олицетворяющим в уголовном процессе функцию обвинения, что позволяет сделать вывод о менее высокой степени её удостоверенности.

          Сказанное не означает, что оперативная информация должна быть менее объективной, чем доказательства. Напротив, она тоже должна содержать полноценное и истинное знание, но временно предназначенное только для узкого круга специалистов. При этом специализированность оперативных данных обеспечивается их особой формой, квалифицированно дешифровать которую может только профессионал. Наличие у оперативной информации такой формы объективно обусловлено необходимостью быстрейшего обнаружения сведений о готовящемся или совершенном преступлении и надёжного их сохранения в интересах расследования. Последнее из названных обстоятельств обеспечивает возможность последующего физического контакта следователя со "следами преступления", что не всегда бывает возможным при проведении только следственных (судебных) действий в силу ограниченности их поискового компонента.

           Несмотря на действительное отсутствие в законе прямого перечисления тех источников, в которых может содержаться оперативная информация, они сравнительно легко угадываются "между строк" закона об оперативно – розыскной деятельности, исходя из приведенного в нём перечня разрешённых оперативно-розыскных действий и мероприятий.

Таковыми являются:

- оформленные соответствующим образом сообщения конфидентов;

         - рапорта, справки, иные документы, составленные должностными  лицами органов,  непосредственно проводившими оперативно – розыскные мероприятия;

- результаты применения оперативной техники;

- вещественные объекты, добытые в ходе оперативно – розыскных  мероприятий , и т.д.

             Как видим, в приведенном перечне усматривается некоторая аналогия с соответствующими процессуальными источниками, названными ст.74 УПК РФ, однако главная особенность носителей оперативной информации состоит, очевидно, в том, что при известности перечня возможных источников оперативной информации в принципе конкретный источник ее получения в том или ином случае не всегда может выть раскрыт всем участникам уголовного судопроизводства.

           Ведя речь о критериях разграничения оперативной и доказательственной информации, на мой взгляд, следует исходить также и из того, что добывание оперативных данных вообще-то не является самоцелью. Цель, поставленная перед сыском в ст. 1 закона об оперативно – розыскной деятельности  будет реализована лишь  в том случае, если его результаты так или иначе будут использованы в уголовно-процессуальном доказывании или иной сфере.

          На основании сказанного, видимо, можно говорить о том, что доказательства и оперативная информация имеют различные возможности для их реализации в ходе доказывания. Первые могут напрямую использоваться для обоснования любых решении по делу. Вторые в этом отношении выглядят менее предпочтительно, хотя тоже "работают" на конечную цель судопроизводства.

           Таким образом, различные возможности использования доказательств  и оперативной информации в процессе доказывания является еще одним критерием для их разграничения.

            Кроме оперативного сопровождения уже возбужденных уголовных дел одной из промежуточных задач сыска является разведывательное проникновение в криминогенную среду в целях добывания упреждающей информации о ещё только готовящихся преступлениях и их предотвращение на указанной основе. Решение такой задачи становится возможным потому, что начало осуществления некоторых оперативно – розыскных мероприятий не связывается жёстко с моментом совершения преступления или возбуждением уголовного дела, как при уголовно-процессуальном доказывании.

         Следовательно, ещё одним возможным критерием для разграничения оперативной информации и доказательств является превентивный по отношению к факту совершения преступления характер первой и ретроспективный - во втором случае. При этом особая ценность оперативно – розыскной деятельности состоит в том, что в принципе она может вестись синхронно, в одном временном масштабе с процессом совершения преступления, а то и опережать его, в то время как доказывание  возможно лишь после совершения преступления. Соответственно, оперативная информация может содержать знание о ещё только замышляемом или готовящемся преступлении. Доказательства же - в основном сведения о прошлом событии.

       Наличие у оперативных подразделений органов дознания разведывательных позиций в преступной среде даёт им возможность не только добывать упреждающую информацию, но и фиксировать с помощью различных средств caм процесс подготовки и совершения преступления (если предупредить его не представляется возможным), активно влиять при этом в выгодном для правоохранительных органов направлении на процесс отражения обстоятельств, связанных с преступлением, в окружающем мире.

        С одной стороны, это создаёт благоприятные условия для последующего обнаружения, изъятия и фиксации в соответствии с УПК РФ указанных следов. С другой - позволяет запечатлевать исследуемый процесс в его естественном развитии, минуя промежуточные стадии отражения, что обеспечивает меньшее искажение искомой информации. Более того, по ряду преступлений оперативно – розыскная деятельность, образно выражаясь, может быть вообще единственным "материалом", единственной "средой", в которой запечатлевается подготовка, совершение преступления и иные связанные с ним факты.

         При всей противоречивости и неоднозначности такого варианта "отраже­ния" криминала его несомненное преимущество по сравнению с другими состоит в том, что здесь оно идёт не стихийно, а управляемо, целенаправленно в том смысле, что при этом ,могут быть обеспечены соответствующие условия для наиболее полного запечатления следов преступления, своевременно предприняты меры по их сохранению до получения доступа к ним следователя или дознавателя. Сказанное позволяет, с одной стороны, согласиться с теми исследователями, которые обоснованно ведут речь о том, что оперативно – розыскная деятельность, "работая" на доказывание, не столько ориентирует его в нужном направлении, сколько "обеспечивает доказательства", т.е. делает процесс доказывания "вполне реальным и выполнимым"[13]. С другой - даёт возможность утверждать, что для субъекта доказывания результаты оперативно – розыскной деятельности могут являться одним из возможных "первоисточников" информации об исследуемых обстоятельствах. Следовательно, содержащееся в них информационное ядро для перехода в сферу собственно доказывания должно быть извлечено с помощью следственных и иных урегулированных УПК РФ действий, способных, ко всему прочему, устранить coмнение в истинности фактических данных, добытых оперативным путём.

        Проведенное сопоставление оперативной информации и доказательств позволяет  констатировать, что между ними нет непреодолимой стены, поскольку    они    имеют    единый    первоисточник    -    отражённые    во    вне обстоятельства преступления.

        Одновременно каждый из названных видов информации имеет в сравнении с другим определенные особенности. Оперативные данные в принципе должны быть более насыщенными с содержательной стороны, поскольку в идеальном варианте оперативно – розыскная деятельность может вестись параллельно с развитием события преступления или даже опережая его. Доказывание - это всегда ретросказание, связанное с промежуточными стадиями отражения, искажением информации и т.д. Зато доказательства, благодаря особой форме сосредоточенной в них информации, отличает более высокий уровень достоверности, что  позволяет на  их основе принимать  ключевые решения по делу.

       Отмеченные качества интересующих нас видов информации объективно требуют комплексного осуществления оперативно-розыскных и следственных действий по конкретным уголовным делам. Или, иными словами, предопределяют необходимость тесного взаимодействия оперативных подразделений органов дознания и следователя.



















3.                ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.