Меню
Поиск



рефераты скачать Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика

    Складывается симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Испытуемый ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. Человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

    Складывается симптом «эмоциональной отстраненности».Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

3 группа. Эмоциональное истощение находится на среднем или высоком уровне, эмоции недостаточно насыщены. Наблюдается деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми. Редукция личных достижений на высоком уровне. Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, а также в редуцировании своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Накапливается отчаяние и негодование. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

   Как показал опрос испытуемых, беседа с работниками отдела кадров ОВД, а также анализ результатов опросников, личностные особенности «выгоревших» и «не выгоревших» сотрудников различны. А именно, сотрудники, не подверженные симптому эмоционального выгорания обладают такими качествами, как: эмоциональная устойчивость, ориентировка на собственное мнение, отсутствие шаблонности мышления, предприимчивость, уверенность в себе, здоровая самоирония. У сотрудников, имеющих признаки эмоционального выгорания, были выделены другие качества: ограниченная сфера общения, напряженность, отсутствие самокритики, неустойчивость эмоций, неуверенность в себе, эмоциональная ригидность. Это указывает на то, что на возникновение эмоционального выгорания наряду со стажем работы влияют и личностные особенности сотрудников.

     Суммировав результаты по всем методикам, мы сделали вывод о том, что синдрому эмоционального выгорания в различной степени подвержены 22 респондента, т.е 66% всех опрошенных. Остальные 11 испытуемых (33% опрошенных) не показали признаков эмоционального выгорания. Стоит заметить, что 9 из них находятся в 1й группе. Обобщенные показатели, свидетельствующие об этом, показаны на рисунке 1.

        Рис. 1. Обобщенные показатели по всем методикам.

2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

      Изучая данную проблему, мы видим, что обычно “синдром сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания”  как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и “понятым”, неосознанным и осознанным. “В какой-то мере – это друзья профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности”. Другой аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том,что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”, являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию.1

     Однако, несмотря на мнение некоторых ученых о неком положительном влиянии эмоционального выгорания, следует отметить, что  оно опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром эмоционального выгорания, необходимо:


 

1Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме.  Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89

- знать признаки опасности (ухудшение отношений с близкими, коллегами, друзьями; нарастающий негативизм к себе, своей профессии и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обидчивость, раздражительность, потеря чувства юмора; повышенная утомляемость, ухудшение памяти, внимания и прочие совсем не полезные и неприятные переживания);

- уметь оказывать помощь себе самому и обращаться к специалистам, когда это необходимо;

- уметь рассчитывать и обдуманно распределять все свои нагрузки (работа - всего лишь часть жизни!);

- проще относиться к конфликтам, особенно мелким и не принципиальным;

- знать свои особенности, чтобы уметь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- знать свои неэффективные модели поведения и уметь менять их на более эффективные и менее разрушающие и еще много всего, что и является профилактикой (предупреждением) эмоционального выгорания.

В настоящее время проводится очень много консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Тренинги рассчитаны как на специалистов, так и на всех, кому по роду деятельности может грозить эмоциональное выгорание. На этих тренингах учат не только определять свое настоящее состояние, но и подбирать те психологические приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким.

Отдельным аспектом в системе предупреждения проф.деформации личности сотрудников стоит проведение профессионального психологического отбора при приеме лиц на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам ОВД необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение профдеформации.

Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники ОВД осваивают упражнения  аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных ситуациях.1

Среди мероприятий, направленных на психологическую профилактику профессиональной деформации сотрудников ОВД, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.2

     Кандидат психологических наук Макарова Г. А. утверждает, что профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.


1 Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Методическое пособие / Под общ.ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 144 с.


2 Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Под общ. ред. М.И. Марьина. – Казань, 2003. – 89 с.

    Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень),   личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).1

     Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

·  определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

·  использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

·  овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь

способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

·  профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого



1 Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002.

 существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

·  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

·  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

·  поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

·  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

·  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

·  проще относиться к конфликтам на работе;

·  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.1

     Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия милиционеров абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые

 

1 Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания.»

позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

   Таким образом, можно сказать, что при первом подозрении СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда ,характер складывающихся взаимоотношений в коллективе,   личностные реакции и заболеваемость. Также необходимо разделять частную жизнь и профессиональную, чтобы не распространять рабочие проблемы на семью.

   Само собой, для профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

























Выводы по главе 2.

     В этой главе мы эмпирическим путем изучили факторы, влияющие на появление синдрома эмоционального выгорания. Подробно рассмотрели методики, с помощью которых проводилось исследование. Нами были выявлены личностные качества сотрудников, а также организационные характеристики, влияющие на  формирование и развитие эмоционального выгорания. Нами была замечена такая тенденция: сотрудники, не подверженные симптому эмоционального выгорания обладают несколько иными личностными характеристиками, нежели сотрудники, у которых данное явление было диагностировано. Мы выяснили, что синдрому эмоционального выгорания в различной степени подвержены 22 респондента, т.е 66% всех опрошенных. Остальные 11 испытуемых (33% опрошенных) не показали признаков эмоционального выгорания.

    Также, мы рассмотрели методы профилактики профессиональной деформации и ее последствия. Мы узнали, что наиболее оптимальным мероприятием психологической профилактики профессиональной деформации является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Также необходимо делать разграничение между профессиональной жизнью и частной.
















                                                Заключение.

    Представленная дипломная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания сотрудников ОВД. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления.

   Цель этой работы заключалась в том, чтобы определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников ОВД, изучить их личностные особенности, а также выработать рекомендации по профилактике профессиональной деформации.

  Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

1.   Изучена литература по данной проблеме;

2.   Проведено эмпирическое исследование;

3.   Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;

4.  Описаны методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.

   В первой главе мы изучили теоретические основы эмоционального выгорания, ознакомились с историей изучения эмоционального выгорания, с понятиями «эмоциональное выгорание» и «профессиональная деформация», рассмотрели методы и методики исследования этого синдрома.

   Во второй главе мы описали проведение эмпирического исследования по выявлению эмоционального выгорания у сотрудников ОВД. С помощью метода беседы, опроса, анализа документов, а также заявленных методик, мы установили, что:

1.









     Список литературы:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. «Зарубежная социальная психология ХХ столетия.» М., 1978.

2. Беребин М. А. «Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ.» Автореф. канд. дисс, СПб 1996.

3. Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.)

4. Буданов А.В., 1992. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД М.: ГУВД г. Москвы.

5. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.   Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия «Практическая психология».

7. Гельгорн Э., ДЖ. Луфборроу «Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование». ИЗДАТЕЛЬСТВО   «МИР» Москва    1966.

8. Дубов Г.В., Опалев А.В. (ред.) Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М., 1998.

9. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.

10. Ильин Е. П. И46     Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

11. Л.А. Китаев-Смык «Психология стресса — 2: Психологическая антропология стресса». Второе издание переработанное и дополненное. Опубликовано в журнале «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», 2007, № 4, с. 2-21

12.  Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002.

13. Медведев В.С., 1991. Психология профессиональной деформации сотрудников внутренних дел. Автореф. …дисс. докт. психол. наук, Киев.

14. Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания.»

15. Митюрина Н.Ю. Проблемы профессиональной деформации личности сотрудников ОВД в контексте уголовно-правовых отношений // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2008, № 4. - С. 180-186

16. «Психологическое обеспечение трудовой деятельности». Под ред. А.А. Крылова, Л., 1987.

17. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Методическое пособие / Под общ.ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 144 с.

18. Л. Н. Собчик МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство.

19. Совкова (Тарасова) И.Ю., 2003. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности// Психопедагогика в правоохранительных органах.. 2003, №1 (19), с. 73-81

20. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Под общ. ред. М.И. Марьина. – Казань, 2003. – 89 с.

21. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме.  Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89


Ресурсы интернета:

Сайт «www.fos.ru»

Сайт «revolution.allbest.ru»

Сайт «psyfacor.ru»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.