Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика 
План. 
Введение. 
Глава 1. Теоретические основы синдрома «эмоционального
выгорания». 
1.1. История изучения синдрома «эмоционального
выгорания» 
1.2. Понятие синдрома «эмоционального выгорания» и
факторы, его обуславливающие. 
1.3. Профессиональная деформация сотрудников ОВД. 
1.4. Модели и методы изучения синдрома эмоционального
выгорания. 
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на
изучение синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников ОВД. 
2.1. Программа исследования. 
2.2. Анализ результатов исследования и выводы. 
2.3. Профилактика эмоционального выгорания. 
Заключение. 
Список литературы. 
Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   Ведение. 
Как известно, любая профессиональная
деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не
секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования,
отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте,
непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением
"поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений
способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость,
ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям. Подобные
специфические изменения в личности определяются содержанием, организацией и
условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно, со временем
закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологические
характеристики личности и являются признаками профессиональной деформации. 
     Специфика самой
правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления,
психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно
быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.
Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на
его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в
быту.1  
Актуальность работы: тема дипломной работы, посвящённая диагностике
эмоционального выгорания, актуальна, так как многие сталкиваются с проблемой
спада активности в работе. Стремление к повышению в должности, не всегда
правильно организованная работа с коллективом и клиентами, забирающая больше
сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И
люди начинают перегорать как лампочки. И тогда наступает состояние
эмоционального, психического, и  
1Беребин М. А. «Факторы риска психической
дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ.»
Автореф. канд. дисс, СПб 1996. 
физического истощения в результате
неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном
стрессе, тревоге, не могут положительно взаимодействовать с коллегами и
клиентами. Проблема исследования эмоционального выгорания является
востребованной и необходимой для дальнейшего исследования. 
Обозначенная нами проблема и её актуальность определили предмет, объект,
цели, задачи и гипотезу исследования. 
Объект:
социально-психологические особенности профессиональной деформации сотрудников
ОВД. 
 
Предмет:
социально-психологические особенности эмоционального выгорания сотрудников ОВД. 
 
Цели:
определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников ОВД, изучить
их личностные особенности, а также выработать рекомендации по профилактике
профессиональной деформации. 
 
Задачи:
 
-изучить
теоретический материал по теме; 
-подобрать
методики для проведения эмпирического исследования; 
 -провести
диагностику эмоционального выгорания; 
 -обработать
полученные данные; 
 -сделать
выводы. 
-описать методы профилактики синдрома
эмоционального выгорания. 
Для
достижения поставленной цели, задач и подтверждения гипотезы в работе были
применены следующие средства: 
Методы:
опрос, беседа, анализ документов. 
Методики:
опросник для выявления степени эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник
для выявления степени профессионального выгорания Маслача и Джексона, шкала для
психологической экспресс-диагностики уровня невротизации, восьмицветовой тест
Люшера. 
 
Гипотеза:
сотрудники, работающие в ОВД более 3 лет подвержены синдрому эмоционального
выгорания, на возникновение которого влияют не только стаж и условия работы, но
и личностные особенности сотрудников. 
 
Положения, выносимые на защиту: 
1. На формирование эмоционального
выгорания оказывают влияние как личностные факторы, так и организационные. 
2. Эмоциональному выгоранию в первую
очередь подвержены сотрудники, имеющие такие индивидуально-психологические
особенности, как эмоциональная ригидность, отсутствие самокритики,
неустойчивость эмоций и неуверенность в себе. 
3. Такие личностные особенности, как эмоциональная
устойчивость, уверенность в себе и нешаблонность мышления, являются факторами,
препятствующими возникновению эмоционального выгорания. 
4. Тщательный отбор сотрудников ОВД и
их целенаправленная подготовка к службе в органах правопорядка позволяют
минимизировать проявления профессиональной деформации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы
изучения синдрома «эмоционального выгорания». 
1.1. История изучения
синдрома эмоционального выгорания. 
                      Исторический
период научных исследований СЭВ   
                                                      
1974 - 1989 год. 
     В конце XX века большой интерес исследователей
привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид
профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей,
психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников
сферы обслуживания и др.).1 
     Термин ‘'эмоциональное выгорание
введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для
характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в
интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин
определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной
бесполезности.  
     В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow)
предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее
состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания:
"Запах горящей психологической проводки". 
     К 1982 г. в англоязычной
литературе было опубликовано свыше тысячи статей по "эмоциональному
сгоранию". Представленные в них исследования носили главным образом
описательный и эпизодический характер.  Первоначально количество
профессионалов, относимых к подверженным ‘' эмоциональному сгоранию, было
незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных
благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.) расширяет  группу
профессионального риска: это - прежде  
 
1 Ильин Е. П. 
И46     Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с:
ил. - (Серия «Мастера психологии»). 
всего учителя, полицейские, юристы,
тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К Маслач, одна
из ведущих специалистов по исследованию "эмоционального сгорания, "деятельность
этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с
людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать
продолжительное время". 
      Таким образом, к настоящему
времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его
структуру. Согласно современным данным, под "психическим выгоранием"
понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три
основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность,
деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. 
     В этот период выдвигаются
концепции подходов к профессиональному выгоранию, более акцентуировано
проводятся научные исследования, расширяются классификационные подходы. 
     В настоящее время термин
«выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием
помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в
критической ситуации.      Характерным для данных профессий является асимметрия
ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для
обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее
осознанно принимает. 
     Люди таких профессий - это
врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и
т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с
негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени
вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной
устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).
То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так
называемых помогающих профессий). 
     К Маслач (1978 г.) условно
разделяет симптомы эмоционального выгорания на:  физические, поведенческие и
психологические. К физическим относятся: 
-     усталость; 
-     чувство истощения; 
-     восприимчивость к изменениям
показателей внешней среды; 
-     астенизация; 
-     частые головные боли
расстройства желудочно-кишечного тракта; 
-     избыток или недостаток веса; 
-     одышка; 
-     бессонница. 
     К поведенческим и психологическим: 
-     работа становится все тяжелее,
а способность выполнять ее все меньше; 
-     профессионал рано приходит на
работу и остается надолго; 
-     поздно появляется на работе и
рано уходит; 
-     берет работу на дом; 
-     чувство неосознанного беспокойства; 
-     чувство скуки; 
-     снижение уровня энтузиазма; 
-     чувство обиды; 
-     чувство разочарования; 
-   неуверенность; 
-     чувство вины; 
-     чувство невостребованности; 
-     легко возникающее чувство
гнева; 
-     раздражительность; 
-     человек обращает внимание на
детали; 
-     подозрительность; 
-     чувство всемогущества (власть
над судьбой пациента); 
-     ригидность; 
-     неспособность принимать
решения; 
-     дистанционирование от пациентов
и стремление к дистанционированию от коллег; 
-     повышенное чувство
ответственности за пациентов; 
-     растущее избегание; 
-     общая негативная установка на
жизненные перспективы; 
-     злоупотребление алкоголем и
(или) наркотиками. 
     Выгорание очень инфекционно и
может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию,
становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с
другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут
быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность
того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.1 
                   Исторический
период научных исследований СЭВ 
                                           1990
- 1999 год. 
     Современные психологические
исследования, касающиеся работников социальных профессий показывают
подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных
проявлений у представителей названных профессий является феномен
«эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального
выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального
общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как
«приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение
числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от
переживаний  
 
1Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. «Зарубежная социальная
психология ХХ столетия.» М., 1978. 
другого человека, потеря ощущения
ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др. 
Бойко указывает следующие личностные
факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность
к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных
обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной 
отдачи в профессиональной деятельности.   
Эмоциональное выгорание как
динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей
степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман
и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как
проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:  
•        физиологические реакции,
проявляющиеся в физических симптомах (физическоеистощение);  
 
•        аффективно-когнитивнаые
реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
 
 
     • поведенческие реакции,
выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация,
дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и
продуктивность).  
     По данным исследований В.В.
Лебедева, С.Э.Тимошенко, 1993; Б.Д.Новикова, 1993; СП. Безносова, 1997, к
категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания»,
относятся и пенитенциарные служащие, профессиональная деятельность которых
имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов.
Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями,
сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития
профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов
уголовно-исполнительной системы (УИС), представители которых непосредственно
общаются с заключёнными. Все это требует разработки и использования
соответствующих профилактических мероприятий в пенитенциарной системе.  
     Несмотря на немалое количество
работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у
сотрудников УИС (B.C. Медведев, 1992; Б.Д. Новиков, 1993; В.В. Лебедев, 1993;
СП. Безносое, 1997; СЕ. Борисова, 1998; Е.Г.Лунина, 1997; И.М. Долматова,
2001), исследований синдрома эмоционального выгорания явно недостаточно,
следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах
данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и
коррекции.  
     В этот исторический период наука
ставит перед собой цели профилактики, коррекции профессионального выгорания.
Анализируются отдельные факторы профессиональных деформаций. Ярко выделяется
взаимосвязь между формированием СЭВ и личностными особенностями личности, а
также стрессогенными факторами. Наука делает большой шаг вперед в изучении
этого вопроса. 
           Исторический период
научных исследований СЭВ  с 2000 года. 
В этот период  В. Бойко указывает
следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального
выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному
переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая
мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности.   
Решетова Т.В. (2002 г.) считает, что
СЭВ больше всего подвержены люди, у которых наблюдается: 
-     неэмоциональность или неумение
общаться; 
-     алекситимия во всех проявлениях
(невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой; 
-     трудоголизм, когда происходит
камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает
темпом свою профессиональную несостоятельность); 
-     люди без ресурсов (социальные связи,
родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая
стабильность, цель, здоровье и т.д.) 
     Орел В.Е. отмечает, что перерывы
в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот
эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через
три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три
недели. 
 Профессор К. Чернисс в своей статье
“Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов
растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие
выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие
рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для
выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они
находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень
выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они
делают. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |