Меню
Поиск



рефераты скачать Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика

Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика

План.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания».

1.1. История изучения синдрома «эмоционального выгорания»

1.2. Понятие синдрома «эмоционального выгорания» и факторы, его обуславливающие.

1.3. Профессиональная деформация сотрудников ОВД.

1.4. Модели и методы изучения синдрома эмоционального выгорания.

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников ОВД.

2.1. Программа исследования.

2.2. Анализ результатов исследования и выводы.

2.3. Профилактика эмоционального выгорания.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

























                                                   Ведение.

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям. Подобные специфические изменения в личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно, со временем закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологические характеристики личности и являются признаками профессиональной деформации.

     Специфика самой правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в быту.1

Актуальность работы: тема дипломной работы, посвящённая диагностике эмоционального выгорания, актуальна, так как многие сталкиваются с проблемой спада активности в работе. Стремление к повышению в должности, не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И люди начинают перегорать как лампочки. И тогда наступает состояние эмоционального, психического, и

1Беребин М. А. «Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ.» Автореф. канд. дисс, СПб 1996.

физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно взаимодействовать с коллегами и клиентами. Проблема исследования эмоционального выгорания является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.

Обозначенная нами проблема и её актуальность определили предмет, объект, цели, задачи и гипотезу исследования.

Объект: социально-психологические особенности профессиональной деформации сотрудников ОВД.


Предмет: социально-психологические особенности эмоционального выгорания сотрудников ОВД.


Цели: определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников ОВД, изучить их личностные особенности, а также выработать рекомендации по профилактике профессиональной деформации.


Задачи:

-изучить теоретический материал по теме;

-подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

 -провести диагностику эмоционального выгорания;

 -обработать полученные данные;

 -сделать выводы.

-описать методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Для достижения поставленной цели, задач и подтверждения гипотезы в работе были применены следующие средства:

Методы: опрос, беседа, анализ документов.

Методики: опросник для выявления степени эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник для выявления степени профессионального выгорания Маслача и Джексона, шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации, восьмицветовой тест Люшера.


Гипотеза: сотрудники, работающие в ОВД более 3 лет подвержены синдрому эмоционального выгорания, на возникновение которого влияют не только стаж и условия работы, но и личностные особенности сотрудников.


Положения, выносимые на защиту:

1. На формирование эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные факторы, так и организационные.

2. Эмоциональному выгоранию в первую очередь подвержены сотрудники, имеющие такие индивидуально-психологические особенности, как эмоциональная ригидность, отсутствие самокритики, неустойчивость эмоций и неуверенность в себе.

3. Такие личностные особенности, как эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и нешаблонность мышления, являются факторами, препятствующими возникновению эмоционального выгорания.

4. Тщательный отбор сотрудников ОВД и их целенаправленная подготовка к службе в органах правопорядка позволяют минимизировать проявления профессиональной деформации.
















Глава 1. Теоретические основы изучения синдрома «эмоционального выгорания».

1.1. История изучения синдрома эмоционального выгорания.

                      Исторический период научных исследований СЭВ 

                                                       1974 - 1989 год.

     В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).1

     Термин ‘'эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

     В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

     К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по "эмоциональному сгоранию". Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.  Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным ‘' эмоциональному сгоранию, было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.) расширяет  группу профессионального риска: это - прежде


1 Ильин Е. П.

И46     Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию "эмоционального сгорания, "деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время".

      Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

     В этот период выдвигаются концепции подходов к профессиональному выгоранию, более акцентуировано проводятся научные исследования, расширяются классификационные подходы.

     В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации.      Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает.

     Люди таких профессий - это врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).

     К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:  физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

-     усталость;

-     чувство истощения;

-     восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

-     астенизация;

-     частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

-     избыток или недостаток веса;

-     одышка;

-     бессонница.

     К поведенческим и психологическим:

-     работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

-     профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

-     поздно появляется на работе и рано уходит;

-     берет работу на дом;

-     чувство неосознанного беспокойства;

-     чувство скуки;

-     снижение уровня энтузиазма;

-     чувство обиды;

-     чувство разочарования;

-   неуверенность;

-     чувство вины;

-     чувство невостребованности;

-     легко возникающее чувство гнева;

-     раздражительность;

-     человек обращает внимание на детали;

-     подозрительность;

-     чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

-     ригидность;

-     неспособность принимать решения;

-     дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

-     повышенное чувство ответственности за пациентов;

-     растущее избегание;

-     общая негативная установка на жизненные перспективы;

-     злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

     Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.1

                   Исторический период научных исследований СЭВ

                                           1990 - 1999 год.

     Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний


1Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. «Зарубежная социальная психология ХХ столетия.» М., 1978.

другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности. 

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

•        физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическоеистощение);


•        аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);


     • поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

     По данным исследований В.В. Лебедева, С.Э.Тимошенко, 1993; Б.Д.Новикова, 1993; СП. Безносова, 1997, к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и пенитенциарные служащие, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов уголовно-исполнительной системы (УИС), представители которых непосредственно общаются с заключёнными. Все это требует разработки и использования соответствующих профилактических мероприятий в пенитенциарной системе.

     Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C. Медведев, 1992; Б.Д. Новиков, 1993; В.В. Лебедев, 1993; СП. Безносое, 1997; СЕ. Борисова, 1998; Е.Г.Лунина, 1997; И.М. Долматова, 2001), исследований синдрома эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

     В этот исторический период наука ставит перед собой цели профилактики, коррекции профессионального выгорания. Анализируются отдельные факторы профессиональных деформаций. Ярко выделяется взаимосвязь между формированием СЭВ и личностными особенностями личности, а также стрессогенными факторами. Наука делает большой шаг вперед в изучении этого вопроса.

           Исторический период научных исследований СЭВ  с 2000 года.

В этот период  В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности. 

Решетова Т.В. (2002 г.) считает, что СЭВ больше всего подвержены люди, у которых наблюдается:

-     неэмоциональность или неумение общаться;

-     алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;

-     трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

-     люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

     Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

 Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.