В
зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа
адаптационного процесса:
I
— преобладает активное воздействие индивида на социальную среду;
II
— пассивное, конформное вхождение в группу;
III—
активное воздействие среды на индивида.
В
связи с тем, что социальная адаптация представляет собой протекающий во
времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому,
правильнее говорить об этапах социальной адаптации.
Польский
социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:
первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила
поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;
второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают
равноценность эталонов поведения друг друга;
третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не
только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители
последней признают некоторые его ценности;
четвертый этап
(самой полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда индивид полностью
отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
Приведенная
периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях
кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако,
поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее, сравнительно
редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы.
Прежде
всего следует указать на необходимость выработки у осужденных в процессе исполнения
и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих
впоследствии их социальную адаптацию. Социальная адаптация освобожденных от
отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере
зависит от пластичности личности, ее желания приобщиться к честной трудовой
жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого
объективные предпосылки: поиск подходящего места жительства и работы,
завязывание полезных знакомств.
Итак,
социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие
три этапа.
1.
Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания
наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым
устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания —
самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно
переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на
работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним
друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Отрицательному влиянию групп с
антиобщественной направленностью в таких случаях не просто, а зачастую
невозможно противостоять.
2.
Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив,
связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от
отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей,
функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся
навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения
свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним
напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.
3.
На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и
полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться,
точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм.
Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных
результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления
судимого лица.
При
оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как
социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и
поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные
показатели.
Объективные
критерии фиксируют внешние признаки примерное поведение, честное отношение к
труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в
общественной жизни трудового коллектива и др.).
Субъективные критерии социальной адаптации освобожденных
от отбывания наказания характеризуют степень (уровень) осознанности личностью
необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности
новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и
выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам,
семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня
протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или,
наоборот, благоприятно влияющих на нее.
Одним
из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью является оказание
лицам освобожденным от наказания помощи в трудовом и бытовом устройстве. Это
относится не только к постпенитенциарной адаптации, но и ко всем лицам,
отбывшим наказание, соединенное с ограничением свободы. Следует отметить, что
уровень рецидивной преступности здесь достаточно высок, что обычно объясняется
ошибками судов, применяющих указанные виды наказания, а также недостатками
организации карательно-воспитательного процесса. Однако, как верно отмечал Б.
С. Никифоров, «...даже правильно назначенное и надлежащим образом исполненное
наказание далеко не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию преступника
и предупреждению новых преступлений». Поведение отдельного лица после отбытия
наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов
карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов
постпенитенциарной адаптации. Одни из них способствуют закреплению
результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют
новые преступления.
Наказания,
связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых
происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой
ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное
ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего
осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.
Исполнение
наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в
ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После
освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная
проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно,
под воздействием неблагоприятных обстоятельств.
Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных от отбывания
наказания являются следующие:
1)
она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или
ограничением свободы;
2)
этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения
осужденных от наказания и завершается достижением соответствия между
ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением
ранее судимого лица;
3)
задачей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, является
приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или
изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и
добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и
уголовно-правовых норм;
4)
социальная адаптация освобожденных от наказания зависит также от адаптационных
навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях
исполнения наказания;
5)
успех социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в значительной
степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и
требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом, ближайшим бытовым
окружением, семьей);
6)
социальная адаптация освобожденных от наказания может быть обеспечена лишь при
наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности
микросреды и личности судимого, совместимости социальных ожиданий среды и
нравственных позиций, ценностных ориентации личности.
Протекание
социальной адаптации зависит от множества факторов. Одни из них
благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в
новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.
Важнейшим
фактором, от которого зависит социальная адаптация, является соотношение
между диспозиционной структурой личности и социальными ожиданиями среды.
Концепция
многоуровневой саморегуляции социального поведения получила развитие и
эмпирическое обоснование в работах В. А. Ядова и его сотрудников. Сущность
концепции заключается в следующем. Социальная и нравственная направленность
(по словам В. А. Ядова, ее диспозиционная структура) состоит из фиксированных
установок различных уровней сознания и обобщения. Выбор вариантов поведения,
осуществляемый под воздействием внешних обстоятельств (среды), в той или иной
степени зависит от диспозиции субъекта, его преднастроенности поступать
соответствующим образом. Причем, как правильно резюмирует А. Ф. Зелинский,
реальным поведением индивида управляют не отдельные ориентации или установки, а
вся диспозиционная система в целом. Приведенное положение представляется очень
важным, ибо здесь подчеркиваются взаимопроникновение осознаваемого и
неосознаваемого в процессе любой деятельности и необходимость учитывать это
единство при анализе человеческого поведения, в том числе освобожденных от
наказания в процессе их социальной адаптации.
Проблемы
социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, исследовались многими авторами.
Все они указывают на типичные трудности вхождения освобожденных от наказания в
новую или изменившуюся микросреду. Для многих из них, например, проблемой
являются ситуация в семье, взаимоотношения с трудовым коллективом, ближайшим
бытовым окружением.
Анализ
сущности и содержания процесса социальной адаптации освобожденных от наказания,
его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс
далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится
преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и
внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или
адаптационные проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две
категории.
Первая
категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей
в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием внешних условий
жизнедеятельности субъекта.
Другая
группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду — семью,
трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило,
преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли
освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в
трудоустройстве). Во второй — решающую роль играют личные качества лица и его
поведение, т. е. факторы субъективного плана.
И
те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся
условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста,
пола, образования, профессии и других социально-демографических параметров
личности.
Исходя
из достаточно достоверного предположения о том, что повторное осуждение спустя
непродолжительное время после освобождения в большинстве случаев означает
неудачу социальной адаптации, можно считать показатель рецидива преступлений
среди различных возрастных категорий своеобразным индикатором адаптации (со
знаком минус).
Одна
из важнейших естественных потребностей человека — потребность в жилище.
Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных, явились -
утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к
семье, распад семьи, отсутствие жилья до ареста.
Обстоятельствами,
обусловливающими возникновение адаптационных жилищных проблем у освобожденных
от отбывания наказания, являются длительность периода с момента освобождения до
получения жилья; прибытие части освобожденных в местность, где отсутствует
возможность бытового и трудового устройства. Жилищные трудности у
освобожденных вызваны объективными и субъективными причинами. Прежде всего,
общий недостаток жилья в городах.
Необходимо
было бы ужесточить контроль за фактическим передвижением освобожденных из ИТУ
лиц, а в некоторых случаях следует рассмотреть возможность сопровождения
освобожденных к месту их жительства. Для лиц, не имеющих жилья, было бы целесообразно,
используя опыт первых лет Советской власти, создавать в городах специальные
общежития гостиничного типа.
Нельзя
не сказать о профессиональной реадаптации, состоящей из множества компонентов
(поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования,
степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте
и т.д.). Большая часть респондентов — речь идет о побывавших в заключении —
работала (58,8%), некоторые учились (10,6%). Почти 40% испытали при
трудоустройстве серьезные препятствия (табл. 1). И хотя внушительное количество
молодых людей (68,2%) владели той или иной профессией, в ряду причин,
обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называлась
судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо
того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в
непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность,
подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути,
распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.
Таблица
1
Причины отказа в приеме на работу бывших заключенных,
%
Варианты приводимых мотивов
|
Возраст, лет
|
17—18
|
18—19
|
19—20
|
20—22
|
22—25
|
Из-за отсутствия вакантных мест
|
10,0
|
15,8
|
4,8
|
10,5
|
4,1
|
Из-за низкой квалификации
|
20,0
|
31,0
|
28,0
|
5,3
|
4,1
|
Из-за судимости
|
—
|
—
|
—
|
31,0
|
27,0
|
Выбор
определенного предприятия, организации для части опрошенных проходил под
влиянием друзей (22,3%), родителей (5,9%) или по направлению бюро по
трудоустройству (19,4%). То, что лишь 7,6% из них пришли на новое место работы,
т.к. им нравилась будущая профессия, а 11,8% прямо указали на безвыходность
своего положения, говорит, с одной стороны, об ограниченности возможностей
выбора, с другой же, об отсутствии особой заинтересованности в труде.
Воспроизводство
нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи
социальной реадаптации. Подавляющее число освобожденных стремится вернуться в
семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом
зависит их дальнейшая судьба.
По
мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится в
тесной зависимости от таких характеристик, как образование или квалификация
родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия
жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой
в семье — ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными
ориентациями. Как видно из табл. 2, молодые правонарушители, возвращаясь в
родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая
так или иначе способствовала их противозаконным поступкам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|