Преступность среди несовершеннолетних 
 
  | 
   Уральский государственный
  университет им. А. М. Горького 
  Факультет политологии и
  социологии 
  III курс, 304 группа 
   | 
  
 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   КУРСОВАЯ РАБОТА 
   | 
  
 
  
   
   | 
  
   ДИСЦИПЛИНА:  
  ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Старшинова А. В. 
  ТЕМА: Социальная адаптация бывших заключенных 
  ИСПОЛНИТЕЛЬ: Востриков Я. В. 
   | 
     | 
  
 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Екатеринбург 
  2001г. 
   | 
  
 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
  
 
 
С О Д Е Р Ж А Н И Е 
 
Введение.................................................................................................................................................................................................. 3 
Глава 1. Понятие социальной адаптации......................................................................................................................................... 4 
1.1. Общее понятие социальной адаптации................................................................................................................................ 4 
1.2. Виды и уровни адаптации личности..................................................................................................................................... 6 
1.3. Этапы социальной адаптации................................................................................................................................................. 7 
Глава 2. Адаптационные проблемы бывших
заключенных........................................................................................................ 9 
2.1. Социальные проблемы адаптации бывших
заключенных............................................................................................... 9 
2.2. Правовые последствия судимости...................................................................................................................................... 15 
Глава 3. Условия, способствующие адаптации лиц,
освобожденных от наказания........................................................... 17 
3.1. Права лиц, освобожденных от наказания в
России и за рубежом............................................................................... 17 
3.2. Контроль над лицами, освобожденными от
наказания.................................................................................................. 23 
Заключение.......................................................................................................................................................................................... 25 
Список использованных источников:................................................................................................................................... 26 
Электронные издания:.............................................................................................................................................................. 26 
 
 
 
В наше время, когда кривая
преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а
пенитенциарные учреждения не исправляют, только готовят к совершению новых
преступлений вопрос о социальной адаптации освобожденных от наказания встает
очень остро. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к
новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. 
Объектом
данной работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества и
освобожденные от него. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной
литературе – лица, освобожденные от наказания. 
Предметом
данной работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания.  
Цель:
изучение проблем освобожденных от наказания и условий способствующих их
социальной адаптации.  
В первой главе данной работы
рассмотрено понятие социальной адаптации, выделенное из множества других, сходных
по значению понятий. А также основные характеристики социальной адаптации. 
Вторая глава посвящена изучению
социально-правовых проблем, бывших заключенных. Приведены статистические данные
проводившегося в Хабаровском крае исследования проблем бывших заключенных.
Исследование проводилось 10 лет назад в 1991 году, но проблемы лиц,
освобожденных от наказания, остаются теми же и по сей день, значить эти данные
можно экстраполировать и на нынешних освобожденных. 
Третья глава оглашает условия, которые способствуют
скорейшей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания и перспективы
развития этих условий, а также рекомендации по их улучшению. 
 
 
 
Многие
ученые, занимавшиеся исследованием проблем освобожденных от наказания,
использовали разную терминологию, обозначая по сути одни и те же проблемы.
Такие понятия как: реабилитация, социальная реабилитация, ресоциализация,
социализация, социальная адаптация, реадаптация – все они, исходя из этиологии,
имеют разное значение, но все ученые вкладывают в них один смысл – помощь лицам
освобожденным от наказания в установлении социально полезных связей. 
Чтобы
определить какое же понятие более подходит для определения процесса решения
проблем освобожденных от наказания нужно определить сами эти проблемы. Это
юридическая проблема, связанная с восстановлением своих прав, в которых человек
был ограничен в связи  с осуждением, и социально-психологическая проблема
связанная с установлением нормальных, связей с социальным окружением со стороны
освобожденного и со стороны социального окружения. Кто же является лицом
освобожденным от наказания? 
В
соответствии со ст. 172 УИК РФ основаниями освобождения от отбывания наказания
являются:  
а)
отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;  
б)
отмена приговора суда с прекращением дела производством;  
в)
условно - досрочное освобождение от отбывания наказания;  
г)
замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;  
д)
помилование или амнистия;  
е)
тяжелая болезнь или инвалидность;  
ж)
иные основания, предусмотренные законом. 
Нас
же интересуют лица, привлеченные к уголовной ответственности и отбывшие
наказание в изоляции от общества. 
Понятие
реабилитация определяется как – восстановление в правах. По российскому праву
реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было
признано виновным по приговору суда или подвергалось административно-правовому
взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре
уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава
преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление
о прекращении дела об административном правонарушении[1]. То есть
реабилитация означает отрицание факта нарушения права, следовательно
применяется к лицам, в отношении которых делопроизводство велось по ошибке. А
значит реабилитация влечет за собой полное восстановление доброго имени,
репутации, а также восстановление реабилитированного во всех его прежних
правах. 
Конечно
же лицо, незаконно осужденное, отбывшее частично или полностью наказание,
столкнется с проблемами общими для всех освобожденных, и тоже будет нуждаться в
их решении. Человек будет нуждаться в восстановлении ранее существовавших
нормальных социально-полезных связей, которые были утрачены в связи с изоляцией
от общества. Здесь скорее всего речь будет идти о социальной реабилитации. 
Социальная
реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных
или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие…изменения
социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест
заключения и т. п.)[2].
Эти меры осуществляются со стороны различных социальных служб. Для лиц
неправомерно подвергнутых наказанию термин социальная реабилитация достаточно
применим, но как же быть с лицами законно подвергнутыми наказанию? 
Дело
в том, что у большинства преступников до осуждения не существовало нормальных
социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных
групп и общностей, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая
криминогенным районом. Для детей выросших в таких условиях процесс социализации
проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит он не имеет понятия об
общечеловеческих ценностях и нормах. Значит о процессе восстановления прежних
социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е.
о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о
ценностях, существующих в обществе»[3]. 
Так
или иначе становление социально-полезных связей, восстановление в правах
проходит через процесс социальной адаптации. Т. е. человек должен
приспособиться к условиям общества.  
Термин
«адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как
«процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций,
видов), их органов к условиям среды». В общественных науках он означает
следующее: 
Социальная
адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям
социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с
социальной средой5. Этот же источник дает понятие
реадаптации как «восстановление адаптационных способностей». Но причем тут
способности? Чтобы восстанавливать способности, их нужно сначала утратить, а
утратить их можно вследствие сильного психического или физического нарушения
функций центральной нервной системы, а это нарушение встречается редко. То есть
человек в любом случае адаптируется к условиям существования, но в силу
физиологических особенностей у разных людей этот процесс идет по разному.
Поэтому следует рассматривать реадаптацию, как адаптацию к новым условиям. 
Психологическое
понимание адаптации сводится к установлению состояния равновесия субъекта и
среды, их взаимного воздействия. Адаптация обеспечивает равновесие между
воздействием организма на среду и ее обратным воздействием или, что одно и то
же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта[4]. 
В социологии употребляется понятие социальной
адаптации, содержание которого не сводится к первоначальному биологическому
смыслу приспособления. Социальная адаптация предполагает взаимодействие личности
и социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс
социальной адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого организма
к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям существования
значительно сложнее биологического. Человек — носитель сознания — обладает
способностью не только воспринимать новые для него требования своего
социального окружения, но и прогнозировать их эволюцию. Простое приспособление
заменяется активным регулированием процесса взаимодействия со средой. Адаптация
человека на социальном уровне приобретает двусторонний характер: с одной
стороны, она включает изменение социальных функций, необходимых для
удовлетворения требований окружающей среды, с другой — под его воздействием
происходит изменение самой среды4. 
 
 
 
Адаптация
личности как способ включения ее в систему норм, социальных и моральных
ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе
политических, нравственных, правовых явлений, с усвоением предписаний политических,
нравственных и правовых норм в качестве собственных жизненных
установок.                       
Правовая
культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в
котором социально-психологическим процессам формирования правовых взглядов,
идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое
воспитание охватывает одновременно правовое образование и обучение,
формирование убеждений, привычек правового поведения и социально-правовой
активности. 
Достижение
соответствия потребностей и устремлений личности целям и задачам общества
обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Главная ее
особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и общества должны
носить характер осознанного и свободного подчинения личности социальным
(правовым) нормам и ценностям. 
Итак,
существует два вида адаптации: социальная и психологическая. Социальная
адаптация по сути означает установление нормальных, социально полезных отношений,
социальную реабилитацию гражданина. Психологическая — это усвоение субъектом
стандартов поведения и ценностных ориентации. Психологическая адаптация
неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и
условием, и показателем ее успешности. Поэтому социальную и психологическую
адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Однако возможны и
такие ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются: человека
хорошо приняли в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не
принимают на работу. 
Социальная
и психологическая адаптация в социологической и философской литературе
рассматривается на различных уровнях: 
I — общества в целом (в масштабе макросреды); 
II
— социальной группы (в масштабе микросреды); 
III — индивида (внутриличностная адаптация).  
Вывод
о существовании адаптации личности на уровне общества не получил общего
признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации
личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать
образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной
общности (группы, ближайшего социального
окружения), и в то же время не достичь органического единства с
макросредой (обществом), не интегрироваться с ней. 
 В
качестве примера неадаптированности личности на уровне общества, отрешенности и
безразличия к социальной стороне своего существования можно рассматривать
героя повести А. Камю «Посторонний». Примером же социальной и психологической
адаптации личности на уровне общества могут служить жизнь и творчество Николая
Островского. 
Выделение
социальной и психологической адаптации личности на уровне социальной группы
(коллектива — микросреды) является общепризнанным. Адаптация личности в
социальной группе представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности
«врастания» человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной
деятельности и общения человек утверждает свою индивидуальность и вместе с
тем, в известной мере, интегрируется с группой. Однако при этом конфликт с
обществом не допускается, лицо воздерживается от нарушения правовых норм хотя
бы под страхом наказания. 
Неадаптированность
личности может привести к возникновению конфликтных ситуаций. В социальной психологии
рассматриваются следующие виды конфликтных ситуаций: 
1)
противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной
действительностью; 
2)
переоценка своих возможностей и недооценка их 
другими
людьми; 
3)
острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно важными
действиями; 
4)
конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений личности и
социальных убеждений людей, мнением которых человек дорожит. 
Социальная
неадекватность может быть результатом определенного несоответствия уровня
притязаний как уровню объективных возможностей группы (ближайшего окружения),
так и субъективным данным, индивидуальным способностям личности. 
Социально-психологическим
содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных
ориентации среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций,
осознание социального статуса и связанного с ним ролевого
поведения.             
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |