Меню
Поиск



рефераты скачать Процессуальные функции следователя

p> § 7. Розыск обвиняемого.

Розыск обвиняемого не является обязательным элементом расследования.
Основанием осуществления этой функции является неизвестность места нахождения обвиняемого. Чаще всего это вызывается тем, что обвиняемый умышленно скрывается от органов следствия и дознания, стремясь избежать ответственности за содеянное. Но возможны случаи, когда место нахождения обвиняемого неизвестно следователю по другим причинам. И в первом, и во втором случае розыск обвиняемого одинаково необходим для полного выполнения задач уголовного судопроизводства, для реализации принципа неотвратимости ответственности за совершённое преступление.

Формы и средства осуществления рассматриваемой функции представляют собой совокупность как установленных законом средств исследования обстоятельств дела, так и всевозможных непроцессуальных средств получения информации, не противоречащих закону и нормам морали. Результативность осуществления этой функции проявляется главным образом в обнаружении места нахождения обвиняемого.

Требование закона о том, что следователь должен принять все меры к обнаружению обвиняемого, обязывает его в пределах своей компетенции выполнить все возможные и допускаемые уголовно-процессуальным законом действия, которые по обстоятельствам дела могут способствовать установлению места нахождения обвиняемого (это могут быть любые следственные действия, меры процессуального принуждения, в том числе и меры пресечения, а так же отдельные поручения следователям, поручения и указания органам дознания, объявление розыска, направление запросов, истребование справок, обращение за помощью к общественности и отдельным гражданам и т.д.).

Решняк предлагает рассматривать функцию следователя по розыску несколько шире, чем просто принятие мер к розыску уже скрывшегося обвиняемого, и предлагает включь в неё и меры принимаемые следователем по предупреждению уклонения обвиняемого от следствия в случае избрания меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, а именно: 1) изучение в процессе допросов личности обвиняемого, его связей, родственников, окружения (соседи по дому, коллеги по работе, получение информации о личности от участкового и т.д.) с целью выявления намерения скрыться от следствия и возможности реализации данного намерения; 2) направление рапорта о надзоре по месту жительтсва обвиняемого. Рапорт направляется начальнику отделения (отдела) милиции по месту регистрации и (или) месту фактического проживания с уведомлением о привлечении гражданина к уголовной ответственности по ст. УК (какой) и избрании ему меры пресечения (какой) для принятия необходимых мер по предупреждению возможности уклонения от следствия. Одновременно в паспортном столе отделения (отдела) милиции выставляется сторожевой листок с тем, чтобы без уведомления следователя обвиняемого не выписывали с места регистрации; 3) направление сообщения о привлечении гражданина к уголовной ответственности в отдел кадров по месту его работы (если он работает) – с предложением незамедлительно сообщать следователю о предполагаемом увольнении или неявке на работу, а также с просьбой не направлять обвиняемого во время производства предварительного следствия в командировки. В случае направления в командировку – незамедлительно сообщать следователю о месте пребывания и сроке отсутствия обвиняемого; 4) направить в военкомат по месту регистрации (приписки) обвиняемого сообщение о привлечении его к уголовной ответственности с предложением отсрочить призыв на военную службу или военные сборы; 5) направить сообщение о привлечении гражданина к уголовной ответственности в паспортно-визовую службу (ОВИР) с просьбой о незамедлительном сообщении следователю в случае оформления обвиняемым загранпаспорта; 6) если обвиняемый имеет статус беженца или иммигранта, направить сообщение о привлечении его к уголовной ответственности в Миграционную службу с просьбой о незамедлительном сообщении следователю об изменении местожительства и перемещении обвиняемого; 7) направить сообщения о привлечении гражданина к уголовной ответственности в службы таможенного и пограничного контроля для предотвращения пересечения границы.[40]

Для принятия мер к розыску обвиняемого вовсе не требуется специального объявления розыска, которое представляет лишь одну меру в общей системе действий следователя по обнаружению скрывшегося обвиняемого.
Когда у следователя есть оснований надеяться на установление места нахождения обвиняемого иными средствами (путём допроса определённых лиц, наложение ареста на корреспонденцию, проверки следственным путём наиболее вероятных версий и др.), он может обойтись вообще без объявления розыска либо прибегнуть к нему позднее, когда в этом возникает необходимость. Но как только целесообразность и необходимость объявления розыска становятся очевидными, то следователь должен применить эту меру, не откладывая её до момента приостановления дела.

Если профилактические мероприятия, направленные на пресечение попытки скрыться от следствия, не привели к положительному результату, следователю необходиму выполнить следующие процессуальные действия, направленные на розыск скрывшегося обвиняемого:1) допросить родственников, соседей, приятелей, сослуживцев, технический персонал по месту службы обвиняемого о его возможном местопребывании. В процессе допросов установить наиболее широкий круг знакомых, возможно обладающих необходимой информацией; 2) вынести постановления и прозвести обыска (по месту жительства самого обвиняемого, его семьи, родственников, при необходимости – иных лиц) с целью обнаружения сведений о месте нахождения обвиняемого; 3) в случае установления умышленности действий обвиняемого, направленных на уклонение от следствия, не дожидаясь окончания срока предварительного расследования, вынести постановление об объявлении скрывшего обвиняемого в розыск и направить его для исполнения в орган дознания; 4) если лицо, подозреваемое в совершении преступления, скрылось до предъявления обвинения и при наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения, необходимо вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого
(заочно) и избрать ему меру пресечения. Если обвиняемый скрылся после предъявления ему обвинения и избрании меры пресечения, не связанной с лишением свободы, необхоимо решить вопрос об изменении меры пресечения; 5) вынести постановление и наложить арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную родственникам, знакомым; 6) принять меры к установлению наличия депозитных, текущих или иных счетов в сберегательных и
(или) коммерческих банках и наложить арест на эти счета; 7) дать отдельное поручение об организации прослушивания телефонных переговоров родственников, близких знакомых и иных лиц; 8) при истечении срока предварительного следствия, в случае выполнения всех возможных в отсутствие обвиняемого следственных действий и принятии всех возможных мер к его розыску, вынести постановление о приостановлении производства по делу.

Объявление розыска по существу является поручением органам дознания
(одному или группе – когда объявляется местный розыск, всем – при объявлении всероссийского розыска). Но поскольку розыск гражданина, хотя и обвиняемого в совершении преступления, сопряжён с определёнными правовыми последствиями, а также со значительными материальными затратами, законодатель установил в качестве особой гарантии обоснованности решения об объявлении розыска вынесение постановления (о приостановлении предварительного следствия и объявлении розыска или специального постановления).

Объявляя розыск, следователь должен приложить к постановлению и вместе с ним направить органу дознания справку о личности разыскиваемого, в которой излагаются все данные, необходимые для успешного осуществления розыска. При наличии оснований, указанных в законе, следователь может избрать в отношении разыскиваемого меру пресечения, в том числе с санкции прокурора – заключение под стражу (ч. 3 ст. 196 УПК). Правильное избрание меры пресечения – необходимая предпосылка предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда по завершению розыска. Постановление об избрании меры пресечения прилагается к постановлению, которым объявлен розыск обвиняемого.

Если по обстоятельствам дела ясно, что обвиняемый умышленно скрывается от следствия и суда, то избрание в отношении такого лица мерой пресечения заключение под стражу (при соблюдении требовании ст. 96 УПК) следует рассматривать не как право следователя, а как его обязанность (ч. 1 ст. 89 ч.1 ст. 101 УПК).

Обвиняемый, в отношении которого объявлен всероссийский розыск и мера пресечения которому избрана в виде заключения под стражу, может быть обнаружен и задержан вне места производства следствия, в другой области.
Чтобы обеспечить своевременное этапировании обвиняемого к месту производства расследования, необходимо одновременно с избранием меры пресечения вынести постановление и получить санкцию прокурора об этапировании обвиняемого к месту производства расследования в случае задержания его за пределами области. Постановление должно быть санкционировано прокурором и приобщено к постановлению об объявлении розыска.

К постановлению о розыске приобщается также постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого, что призвано обеспечить права и законные интересы обвиняемого. (ст. ст. 148 –150 УПК).

Таким образом, при объявлении всероссийского розыска обвиняемого следователь к постановлению о розыске должен приложить копии постановлений о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, об этапировании его (если мерой пресечения избрано заключение под стражу) и, наконец, справку о личности разыскиваемого.

Когда обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено место его нахождения, предварительное следствие по истечении срока на его производство приостанавливается (ч. 3 ст. 195 УПК).
После приостановления производства по делу, следователь должен незамедлительно направить в орган дознания следующие документы: 1) копию постановления о приостановлении уголовного дела; 2) постановление о розыске обвиняемого (если оно не направлялось ранее); 3) справку о личности обвиняемого; 4) копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
5) постановление об избрании меры пресечения.

Одновременно с процессуальными следственными действиями следователь может как до, так и после приостановления выполнять следующие мероприятия, направленные на розыск обвиняемого: направить запросы в ЗИЦ, ГИЦ о возможном привлечении в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; направить запросы в лечебные учреждения для исключения факта заболевания и госпитализации; направить запросы в морги для исключения факта смерти; направить запросы в ЗАГС для исключения факта регистрации брака со сменой фамилии, просто смены фамилии, а также регистрации факта смерти; запросить паспортный стол по месту жительства о возможном место нахождении обвиняемого; направить запрос в приёмники –распределители для исключения факта содержания в них обвиняемого; направить запрос в ОВИР для установления наличия или выдачи загранпаспорта; направить запросы в службы и таможенного контроля для исключения факта пересечения границы; запросить военкомат для исключения факта призыва на военную службу или военные сборы; запросить службу занятости для исключения факта вербовки (найма) обвиняемого на сезонные работы с выездом; направить запрос на телефонную станцию для получения распечатки переговоров; в случае установления факта пребывания обвиняемого за границей, поручить органу дознания направить запрос на имя начальника Национального центрального бюро Интерпола с просьбой о розыске данного лица; в случае необходимости обратиться к населению через телевидение, радио и другие средства массовой информации.[41]

Однако в тех случаях, когда есть основание считать, что начатые следствием мероприятия по розыску дадут положительный результат, следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока расследования, чтобы не приостанавливать производство по делу и успешно завершить розыск.

Розыск обвиняемого осуществляется до истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности. По истечении срока давности производство по приостановленному делу прекращается (ч.5 ст. 195 УПК).

Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от следствия или суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной.
При этом лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления истёк срок давности.

§ 8. Разрешение уголовного дела.

Сущность функции разрешения уголовного дела заключается в окончательном решении компетентным органом государства в установленном порядке и в соответствии с законом трех основных вопросов : 1) о наличии
(или отсутствии) события и состава преступления; 2) о виновности (или невиновности) определённого лица или лиц в совершении данного преступления;
3) о форме и степени ответственности виновных.

Следователь, при наличи к тому оснований, может прекратить дело, а прекращение дела есть его разрешение по существу. Подобно вступившему в законную силу приговору суда постановление следователя о прекращении дела является заключительным актом уголовного судопроизводства. Как и приговор, это постановление порождает ряд важных правовых, социально-психологических и иных последствий. [42]

Следователь осуществляет функцию разрешения уголовного дела в ограниченных пределах: он может лишь прекратить уголовное дело по основаниям и в порядке, предусмотренным в законе. При окончании следствия составлением обвинительного заключения уголовное дело разрешается только судом. Судом разрешается уголовное дело и в том случае, когда следствие оканчивается вынесением постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

По действующему законодательству следователь обязан прекратить уголовное дело, установив обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу (ст. 5 УПК). Прекращение дела за истечением сроков давности, вследствие актов амнистии, а также ввиду помилования отдельных лиц не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке (ч. 3 ст. 5 УПК).

С согласия прокурора следователь вправе также прекратить уголовное дело: 1) в связи с изменением обстановки ; 2) в связи с деятельным раскаянием; 3) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 4) в связи с примирением с потерпевшим
(ст.ст. 6-9 УПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 208 УПК, если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем обвиняемым, то следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых. В данном случае функция разрешения дела реализуется частично. Решение вопроса о невиновности либо о виновности с освобождением от уголовной ответственности одного или нескольких обвиняемых, либо о недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления является составным элементом функции разрешения уголовного дела. В остальной части (в отношении других обвиняемых) дело разрешается судом.

О прекращении уголовного дела следователь составляет мотивированное постановление, в котором излагает сущность дела и основания прекращения; одновременно должен быть решён вопрос о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста на имущество.

В соответствии со ст.ст. 75 – 77 УК лицо, совершившее преступление впервые, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии условий, указанных в этих статьях.

В теории остаётся неразрешённым вопрос о том, из каких соображений
(виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности) исходит следователь принимая решение о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям.

Прекращение уголовного дела в указанном порядке допустимо лишь в отношении лица, совершившего преступление. Отсюда следует, что основанием для прекращения дела в порядке пп. 3,4 ст.5 и ст. 6-9 УПК является установление состава преступления и виновности конкретного лица в совершении преступления. В то же время существует ст. 49 Конституции РФ в которой говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Отсюда делается вывод, что следователя надо лишить права прекращать уголовные дела по так называемым нереабилитирующим основаниям. Но в то же время наличие оговорок в ч.5 ст.5 и ч.4 ст. 6, ч.5 ст. 7, ч.5 ст. 8 (прекращение дел по выше указанным основаниям допускается лишь при условии, что против этого не возражает обвиняемый) объясняется стремлением законодателя устранить противоречия между УПК и Конституцией. В целом, прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям в стадии предварительного расследования следует рассматривать как институт освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших преступление; прекращая в подобных случаях дело, следователь исходит из виновности лица совершившего преступление и излагает свои выводы в постановлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.