p> § 7. Розыск обвиняемого. Розыск обвиняемого не является обязательным элементом расследования.
Основанием осуществления этой функции является неизвестность места
нахождения обвиняемого. Чаще всего это вызывается тем, что обвиняемый
умышленно скрывается от органов следствия и дознания, стремясь избежать
ответственности за содеянное. Но возможны случаи, когда место нахождения
обвиняемого неизвестно следователю по другим причинам. И в первом, и во
втором случае розыск обвиняемого одинаково необходим для полного выполнения
задач уголовного судопроизводства, для реализации принципа неотвратимости
ответственности за совершённое преступление. Формы и средства осуществления рассматриваемой функции представляют
собой совокупность как установленных законом средств исследования
обстоятельств дела, так и всевозможных непроцессуальных средств получения
информации, не противоречащих закону и нормам морали. Результативность
осуществления этой функции проявляется главным образом в обнаружении места
нахождения обвиняемого. Требование закона о том, что следователь должен принять все меры к
обнаружению обвиняемого, обязывает его в пределах своей компетенции
выполнить все возможные и допускаемые уголовно-процессуальным законом
действия, которые по обстоятельствам дела могут способствовать установлению
места нахождения обвиняемого (это могут быть любые следственные действия,
меры процессуального принуждения, в том числе и меры пресечения, а так же
отдельные поручения следователям, поручения и указания органам дознания,
объявление розыска, направление запросов, истребование справок, обращение
за помощью к общественности и отдельным гражданам и т.д.). Решняк предлагает рассматривать функцию следователя по розыску
несколько шире, чем просто принятие мер к розыску уже скрывшегося
обвиняемого, и предлагает включь в неё и меры принимаемые следователем по
предупреждению уклонения обвиняемого от следствия в случае избрания меры
пресечения, не связанной с заключением под стражу, а именно: 1) изучение в
процессе допросов личности обвиняемого, его связей, родственников,
окружения (соседи по дому, коллеги по работе, получение информации о
личности от участкового и т.д.) с целью выявления намерения скрыться от
следствия и возможности реализации данного намерения; 2) направление
рапорта о надзоре по месту жительтсва обвиняемого. Рапорт направляется
начальнику отделения (отдела) милиции по месту регистрации и (или) месту
фактического проживания с уведомлением о привлечении гражданина к уголовной
ответственности по ст. УК (какой) и избрании ему меры пресечения (какой)
для принятия необходимых мер по предупреждению возможности уклонения от
следствия. Одновременно в паспортном столе отделения (отдела) милиции
выставляется сторожевой листок с тем, чтобы без уведомления следователя
обвиняемого не выписывали с места регистрации; 3) направление сообщения о
привлечении гражданина к уголовной ответственности в отдел кадров по месту
его работы (если он работает) – с предложением незамедлительно сообщать
следователю о предполагаемом увольнении или неявке на работу, а также с
просьбой не направлять обвиняемого во время производства предварительного
следствия в командировки. В случае направления в командировку –
незамедлительно сообщать следователю о месте пребывания и сроке отсутствия
обвиняемого; 4) направить в военкомат по месту регистрации (приписки)
обвиняемого сообщение о привлечении его к уголовной ответственности с
предложением отсрочить призыв на военную службу или военные сборы; 5)
направить сообщение о привлечении гражданина к уголовной ответственности в
паспортно-визовую службу (ОВИР) с просьбой о незамедлительном сообщении
следователю в случае оформления обвиняемым загранпаспорта; 6) если
обвиняемый имеет статус беженца или иммигранта, направить сообщение о
привлечении его к уголовной ответственности в Миграционную службу с
просьбой о незамедлительном сообщении следователю об изменении
местожительства и перемещении обвиняемого; 7) направить сообщения о
привлечении гражданина к уголовной ответственности в службы таможенного и
пограничного контроля для предотвращения пересечения границы.[40] Для принятия мер к розыску обвиняемого вовсе не требуется
специального объявления розыска, которое представляет лишь одну меру в
общей системе действий следователя по обнаружению скрывшегося обвиняемого.
Когда у следователя есть оснований надеяться на установление места
нахождения обвиняемого иными средствами (путём допроса определённых лиц,
наложение ареста на корреспонденцию, проверки следственным путём наиболее
вероятных версий и др.), он может обойтись вообще без объявления розыска
либо прибегнуть к нему позднее, когда в этом возникает необходимость. Но
как только целесообразность и необходимость объявления розыска становятся
очевидными, то следователь должен применить эту меру, не откладывая её до
момента приостановления дела. Если профилактические мероприятия, направленные на пресечение попытки
скрыться от следствия, не привели к положительному результату, следователю
необходиму выполнить следующие процессуальные действия, направленные на
розыск скрывшегося обвиняемого:1) допросить родственников, соседей,
приятелей, сослуживцев, технический персонал по месту службы обвиняемого о
его возможном местопребывании. В процессе допросов установить наиболее
широкий круг знакомых, возможно обладающих необходимой информацией; 2)
вынести постановления и прозвести обыска (по месту жительства самого
обвиняемого, его семьи, родственников, при необходимости – иных лиц) с
целью обнаружения сведений о месте нахождения обвиняемого; 3) в случае
установления умышленности действий обвиняемого, направленных на уклонение
от следствия, не дожидаясь окончания срока предварительного расследования,
вынести постановление об объявлении скрывшего обвиняемого в розыск и
направить его для исполнения в орган дознания; 4) если лицо, подозреваемое
в совершении преступления, скрылось до предъявления обвинения и при наличии
достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения,
необходимо вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого
(заочно) и избрать ему меру пресечения. Если обвиняемый скрылся после
предъявления ему обвинения и избрании меры пресечения, не связанной с
лишением свободы, необхоимо решить вопрос об изменении меры пресечения; 5)
вынести постановление и наложить арест на почтово-телеграфную
корреспонденцию, адресованную родственникам, знакомым; 6) принять меры к
установлению наличия депозитных, текущих или иных счетов в сберегательных и
(или) коммерческих банках и наложить арест на эти счета; 7) дать отдельное
поручение об организации прослушивания телефонных переговоров
родственников, близких знакомых и иных лиц; 8) при истечении срока
предварительного следствия, в случае выполнения всех возможных в отсутствие
обвиняемого следственных действий и принятии всех возможных мер к его
розыску, вынести постановление о приостановлении производства по делу. Объявление розыска по существу является поручением органам дознания
(одному или группе – когда объявляется местный розыск, всем – при
объявлении всероссийского розыска). Но поскольку розыск гражданина, хотя и
обвиняемого в совершении преступления, сопряжён с определёнными правовыми
последствиями, а также со значительными материальными затратами,
законодатель установил в качестве особой гарантии обоснованности решения об
объявлении розыска вынесение постановления (о приостановлении
предварительного следствия и объявлении розыска или специального
постановления). Объявляя розыск, следователь должен приложить к постановлению и
вместе с ним направить органу дознания справку о личности разыскиваемого, в
которой излагаются все данные, необходимые для успешного осуществления
розыска. При наличии оснований, указанных в законе, следователь может
избрать в отношении разыскиваемого меру пресечения, в том числе с санкции
прокурора – заключение под стражу (ч. 3 ст. 196 УПК). Правильное избрание
меры пресечения – необходимая предпосылка предупреждения уклонения
обвиняемого от следствия и суда по завершению розыска. Постановление об
избрании меры пресечения прилагается к постановлению, которым объявлен
розыск обвиняемого. Если по обстоятельствам дела ясно, что обвиняемый умышленно
скрывается от следствия и суда, то избрание в отношении такого лица мерой
пресечения заключение под стражу (при соблюдении требовании ст. 96 УПК)
следует рассматривать не как право следователя, а как его обязанность (ч. 1
ст. 89 ч.1 ст. 101 УПК). Обвиняемый, в отношении которого объявлен всероссийский розыск и мера
пресечения которому избрана в виде заключения под стражу, может быть
обнаружен и задержан вне места производства следствия, в другой области.
Чтобы обеспечить своевременное этапировании обвиняемого к месту
производства расследования, необходимо одновременно с избранием меры
пресечения вынести постановление и получить санкцию прокурора об
этапировании обвиняемого к месту производства расследования в случае
задержания его за пределами области. Постановление должно быть
санкционировано прокурором и приобщено к постановлению об объявлении
розыска. К постановлению о розыске приобщается также постановление о
привлечении данного лица в качестве обвиняемого, что призвано обеспечить
права и законные интересы обвиняемого. (ст. ст. 148 –150 УПК). Таким образом, при объявлении всероссийского розыска обвиняемого
следователь к постановлению о розыске должен приложить копии постановлений
о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, об
этапировании его (если мерой пресечения избрано заключение под стражу) и,
наконец, справку о личности разыскиваемого. Когда обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено место
его нахождения, предварительное следствие по истечении срока на его
производство приостанавливается (ч. 3 ст. 195 УПК).
После приостановления производства по делу, следователь должен
незамедлительно направить в орган дознания следующие документы: 1) копию
постановления о приостановлении уголовного дела; 2) постановление о розыске
обвиняемого (если оно не направлялось ранее); 3) справку о личности
обвиняемого; 4) копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
5) постановление об избрании меры пресечения. Одновременно с процессуальными следственными действиями следователь
может как до, так и после приостановления выполнять следующие мероприятия,
направленные на розыск обвиняемого: направить запросы в ЗИЦ, ГИЦ о
возможном привлечении в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
направить запросы в лечебные учреждения для исключения факта заболевания и
госпитализации; направить запросы в морги для исключения факта смерти;
направить запросы в ЗАГС для исключения факта регистрации брака со сменой
фамилии, просто смены фамилии, а также регистрации факта смерти; запросить
паспортный стол по месту жительства о возможном место нахождении
обвиняемого; направить запрос в приёмники –распределители для исключения
факта содержания в них обвиняемого; направить запрос в ОВИР для
установления наличия или выдачи загранпаспорта; направить запросы в службы
и таможенного контроля для исключения факта пересечения границы; запросить
военкомат для исключения факта призыва на военную службу или военные сборы;
запросить службу занятости для исключения факта вербовки (найма)
обвиняемого на сезонные работы с выездом; направить запрос на телефонную
станцию для получения распечатки переговоров; в случае установления факта
пребывания обвиняемого за границей, поручить органу дознания направить
запрос на имя начальника Национального центрального бюро Интерпола с
просьбой о розыске данного лица; в случае необходимости обратиться к
населению через телевидение, радио и другие средства массовой
информации.[41] Однако в тех случаях, когда есть основание считать, что начатые
следствием мероприятия по розыску дадут положительный результат,
следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока расследования,
чтобы не приостанавливать производство по делу и успешно завершить розыск. Розыск обвиняемого осуществляется до истечения срока давности
привлечения к уголовной ответственности. По истечении срока давности
производство по приостановленному делу прекращается (ч.5 ст. 195 УПК). Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее
преступление, скроется от следствия или суда. В этих случаях течение
давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной.
При этом лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со
времени совершения преступления истёк срок давности. § 8. Разрешение уголовного дела. Сущность функции разрешения уголовного дела заключается в
окончательном решении компетентным органом государства в установленном
порядке и в соответствии с законом трех основных вопросов : 1) о наличии
(или отсутствии) события и состава преступления; 2) о виновности (или
невиновности) определённого лица или лиц в совершении данного преступления;
3) о форме и степени ответственности виновных. Следователь, при наличи к тому оснований, может прекратить дело, а
прекращение дела есть его разрешение по существу. Подобно вступившему в
законную силу приговору суда постановление следователя о прекращении дела
является заключительным актом уголовного судопроизводства. Как и приговор,
это постановление порождает ряд важных правовых, социально-психологических
и иных последствий. [42] Следователь осуществляет функцию разрешения уголовного дела в
ограниченных пределах: он может лишь прекратить уголовное дело по
основаниям и в порядке, предусмотренным в законе. При окончании следствия
составлением обвинительного заключения уголовное дело разрешается только
судом. Судом разрешается уголовное дело и в том случае, когда следствие
оканчивается вынесением постановления о направлении дела в суд для
рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского
характера. По действующему законодательству следователь обязан прекратить
уголовное дело, установив обстоятельства, исключающие производство по
уголовному делу (ст. 5 УПК). Прекращение дела за истечением сроков
давности, вследствие актов амнистии, а также ввиду помилования отдельных
лиц не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае
производство по делу продолжается в обычном порядке (ч. 3 ст. 5 УПК). С согласия прокурора следователь вправе также прекратить уголовное
дело: 1) в связи с изменением обстановки ; 2) в связи с деятельным
раскаянием; 3) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных
мер воспитательного воздействия; 4) в связи с примирением с потерпевшим
(ст.ст. 6-9 УПК). В соответствии с ч. 2 ст. 208 УПК, если по делу привлечено несколько
обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем обвиняемым,
то следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых. В данном
случае функция разрешения дела реализуется частично. Решение вопроса о
невиновности либо о виновности с освобождением от уголовной ответственности
одного или нескольких обвиняемых, либо о недоказанности участия обвиняемого
в совершении преступления является составным элементом функции разрешения
уголовного дела. В остальной части (в отношении других обвиняемых) дело
разрешается судом. О прекращении уголовного дела следователь составляет мотивированное
постановление, в котором излагает сущность дела и основания прекращения;
одновременно должен быть решён вопрос о вещественных доказательствах, об
отмене меры пресечения и ареста на имущество. В соответствии со ст.ст. 75 – 77 УК лицо, совершившее преступление
впервые, не представляющее большой общественной опасности, может быть
освобождено от уголовной ответственности при наличии условий, указанных в
этих статьях. В теории остаётся неразрешённым вопрос о том, из каких соображений
(виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной
ответственности) исходит следователь принимая решение о прекращении дела по
нереабилитирующим основаниям. Прекращение уголовного дела в указанном порядке допустимо лишь в
отношении лица, совершившего преступление. Отсюда следует, что основанием
для прекращения дела в порядке пп. 3,4 ст.5 и ст. 6-9 УПК является
установление состава преступления и виновности конкретного лица в
совершении преступления. В то же время существует ст. 49 Конституции РФ в
которой говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления
считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в
предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в
законную силу приговором суда. Отсюда делается вывод, что следователя надо
лишить права прекращать уголовные дела по так называемым нереабилитирующим
основаниям. Но в то же время наличие оговорок в ч.5 ст.5 и ч.4 ст. 6, ч.5
ст. 7, ч.5 ст. 8 (прекращение дел по выше указанным основаниям допускается
лишь при условии, что против этого не возражает обвиняемый) объясняется
стремлением законодателя устранить противоречия между УПК и Конституцией. В
целом, прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям в стадии
предварительного расследования следует рассматривать как институт
освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших
преступление; прекращая в подобных случаях дело, следователь исходит из
виновности лица совершившего преступление и излагает свои выводы в
постановлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|