Меню
Поиск



рефераты скачать Процессуальные функции следователя

p> Общими отправными положениями для правильного решения данного вопроса являются требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела (ст. 20 УПК), тщательной, всесторонней и объективной проверке всех собранных по делу доказательств (ч. 3 ст. 70
УПК), понятие доказательств как фактических данных, на основе которых устанавливают наличие или отсутствие общественного опасного деяния, виновность лица и иные обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 69 УПК), и, наконец, требование к председателю судебного заседания принимать все предусмотренные законом меры к установлению истины (ст. 243 УПК).

Анализ всех этих положений в совокупности приводит к выводу, что основной целью исследования является установление объективной истины по делу. Отсюда следует, что пределом доказывания обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, является достоверное установление названных обстоятельств.

В практике следственной деятельности бывает довольно трудно определить: достаточно собранного объёма информации для того, чтобы можно было получить истину по конкретному делу, или нужны ещё сведения. Не всегда возможно установить степень, сложности конкретного дела, а потому решить вопрос о том, какая информация является абсолютно избыточной. Именно поэтому при сборе информации важно выяснить, все возможные особенности конкретного расследуемого уголовного дела, а затем решать вопрос о том объёме информации, которая должна быть получена для успешного расследования.

С точки зрения информационного подхода расследование уголовного дела представляет собой не что иное, как процесс декодирования.[15] Поэтому для успешного расследования, так же как и для успешного декодирования, необходимо достаточно большое количество информации. То есть успех в расследовании уголовного дела зависит от количества информации, которой располагает конкретное лицо, занимающееся расследованием, с тем чтобы данное лицо могло однозначно сделать только один вывод, на основании которого можно было бы вынести конкретное процессуальное решение. Второй этап ещё более сложен, чем первый. Здесь особенно велико значение субъективного момента. Суть второго этапа состоит в том, что следователь даёт оценку с точки зрения относимости к расследуемому событию той информации, которая была собрана и на основании которой необходимо принять процессуальное решение, - это первое; второе – на этом этапе даётся социальная оценка ставшим известными фактам и событиям.

То, как оценит с точки зрения преступности или непреступности, виновности или невиновности определённый факт или событие следователь, зависит от многих факторов: насколько он учитывает общественное мнение; насколько он способен понять все стороны и аспекты конкретного события, действия; насколько глубоко и тщательно данное лицо (следователь) способно анализировать факты; насколько фундаментальныи и обширными познаниями следователь обладает, и т.д. и т.п. Перечислить все эти факторы исчерпывающе полно, пожалуй, невозможно. Важно лишь заметить, что все они в значительной степени субъективны, и потому решение, которое выноситься на их основе, в значительной мере является определённой проекцией психической реальности конкретного лица, расследующего преступление, и в связи с этим есть предолжение закрепить в законодательстве в виде универсального основания принятия процессуальных решений понятие информации, с этой целью можно использовать богатый научно-практический «багаж» науки уголовного процесса, которая уже давно рассматривает расследование преступлений с точки зрения накопления и обработки информации. т.е. информация - отражение в окружающей среде событий, процессов, фактов, имеющих отношение к предмету расследования по уголовному делу.[16]

Такое понимание пределов доказывания вовсе не означает, что должны быть использованы все возможности для собирания доказательств и выполнены все возможные по данному делу следственные действия. Главное, чтобы вывод о наличии или отсутствии исследуемых фактов опирался на такую совокупность доказательств, которая не оставляла бы места для сомнений в достоверности вывода, соответствии его объективной действительности.

Средства осуществления следователем функции исследования обстоятельств дела представляют собой совокупность предусмотренных законом способов собирания, проверки и оценки фактических данных, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следователь вправе по находящимся в его производстве уголовным делам вызвать любое лицо для допроса или для дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные уголовно- процессуальным кодексом следственные действия; требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих установить необходимые по делу фактические данные, требовать производства ревизий (ст. 70 УПК); в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, вызывать для участия в производстве следственного действия специалиста, не заинтересованного в исходе дела, причём требование следователя о вызове специалиста обязательно для руководителя учреждения, предприятия или организации, где работает специалист (ч. 1 ст. 133(1) УПК). В действующем законодательстве не определено универсального основания принятия процессуального решения.
Упоминаются лишь основания для принятия отдельных процессуальных решений.
Учитывая, что они могут быть применены не ко всем процессуальным решениям, а лишь к отдельным, определённым в законе, эти основания нельзя рассматривать как универсальные. В качестве основания принятия процессуального решения используются суждения. Такие основания не могут восприниматься как несомненные, убедительные. Процесс формирования основания процессуального решения имеет два этапа: получение сведений об определённом факте; оценка установленного факта.

Доказательства могут быть представлены следователю участниками расследования и их представителями, а также любыми гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями (ст. 70 УПК).

Законом детально регламентированы основания, условия и порядок использования таких средств обнаружения и закрепления доказательств, как допрос подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, очная ставка, предъявление для опознания, выемка, обыск, осмотр, освидетельствование, производство экспертизы.

Порядок проведения следственных действий включает в себя правила относительно общих условий проведения следственного действия, круга лиц, которые могут или должны участвовать в нём, условий их привлечения к производству следственного действия, непосредственно процедуры обнаружения или получения доказательственной информации и способов её фиксации.

Установленные законом формы выполнения следственных действий призваны обеспечить достоверность получаемой доказательственной информации и охрану прав и законных интересов участников расследования.

Такие средства получения доказательств, как истребование предметов и документов, представление их гражданами, предприятиями, учреждениями, общественным организациями, отличаются от перечисленных выше следственных действий более простой конструкцией познавательного аппарата и поэтому специально не регламентированы законом. То же самое следует сказать относительно требования о производстве ревизии, представляющего собой по существу особую разновидность истребования документов. Отсутствие правовой регламентации порядка истребования предметов и документов, а также получения представляемых предметов и документов вовсе не означает, что это осуществляется вне каких-либо правил. Требование о представлении предметов и документов должно быть облечено в письменную форму. Это вытекает из письменного характера делопроизводства в уголовном процессе, а также необходимости официально выразить требование компетентного государственного органа о выдаче определённого предмета или документа. Письменное требование является процессуальным документом, во-первых, подтверждающим факт предъявления требования, во-вторых, обязывающим соответствующее лицо выполнить требование и, в-третьих, служащим правовым основанием для выдачи должностным лицом определённого предмета или документа. По аналогичным соображениям письменно следует зафиксировать и факт получения истребованного предмета.

Следователь имеет широкие возможности для использования специальных познаний (посредством проведения экспертиз – ст.ст. 184 – 195 и использования помощи специалистов – ст. 133 (1) УПК) и различных научно- технических средств.

Научно-технические средства и приёмы, применяемые на предварительном следствии, по своему назначению могут быть подразделены на две группы: поисковые (познавательные), с помощью которых происходит обнаружение фактических данных, имеющих доказательственное значение, и удостоверительные, которые используются для фиксации фактических данных.
Это разделение в определённой мере условно, поскольку применение некоторых технических средств достигаются одновременно обе названные цели.

Закон не содержит указаний, какие научно-технические средства поискового характера допустимы при расследовании преступлений.

Больше того, отсутствие указаний о допустимости при расследовании преступлений каких-либо научно-технических средств поискового характера не может расцениваться как запрещение их применения. Если форма использования научно-технических средств и методов не противоречит принципам уголовного процесса, требованиям судебно-следственной этики и способствует достижению истины, не следует препятствовать их применению.

Выявленные или полученные в ходе следственного действия фактические данные приобретают доказательственное значение только в том случае, если они зафиксированы в установленной законом форме. Универсальной формой фиксации является протокол; наряду с ним закон допускает применение иных средств фиксации (кинофотосъёмка, составление планов, схем, слепков, оттисков следов, звукозапись). Их применение должно быть отражено в протоколе следственного действия. Причём указывается, какие именно технические средства применены, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, полученные результаты (ст.
141 УПК).

§ 3. Обвинение в совершении преступления.

Если мнение об осуществлении следователем функции обвинения разделяют подавляющее большинство процессуалистов, то об объёме деятельности следователя в этом направлении существуют разногласия.

По мнению М.С. Строгович обвинение в совершении преступления включает в себя: 1) собирание доказательств, уличающих обвиняемого и устанавливающие, отягчающие его вину обстоятельства; 2) применение к обвиняемому различных принудительных мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований и др.; 3) обоснование обвинения перед судом, усилия, направленные на то, чтобы убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости применить к нему наказание.[17] Есть предложение включить в структуру обвинения – возбуждение уголовного дела, как начальную стадию обвинения. [18] Третье мнение на этот счёт таково: в уголовном процессе существуют 3 функции – обвинение, защита, разрешение дела, и обвинение и защита представляют собой – две диалектически противополжные по своей направленности вида уголовно-процессуальной деятельности, и не могут осуществляться одновременно одним лицом, и на определённом этапе следователь начинает осуществлять лишь одну из них, т.е. обвинение, после предъявления обвинения. Таким образом возбуждение дела и привлечение лица в качестве подозреваемого не представляют собой обвинения. [19]

Вопрос о структуре уголовного преследования допускает и иное решение.
Так, учитывая, что уличающее значение доказательств обусловлено не целью поставленной перед собой следователем, а их объективным содержанием, устанавливаемым при собирании и оценке доказательств, то эти действия должны рассматриваться как составная часть функции исследования обстоятельств дела, а не обвинения. Обыски и освидетельствования – это способы собирания доказательств. Они предпринимаются в отношении обвиняемого, но и других лиц. Результаты обысков, освидетельствований могут не только уличать, но и оправдывать обвиняемого, устанавливать смягчающие его вину обстоятельства. Спорным представляется отнесение к уголовному преследованию мер пресечения. Ведь их на равных основаниях применяют и следователь, и суд (ст.ст. 89, 91 – 92 УПК РСФСР). Возбуждение уголовного дела тоже не всегда может представлять собой начало обвинения в том случае, если дело возбуждено по факту совершения преступления, и ещё отсутствуют такие участники процесса как подозреваемый и обвиняемый.

Одной из форм реализации следователем функции обвинения является официально выраженное подозрение лица в совершении лица в совершении преступления. По действующему закону подозреваемым признаётся лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, и лицо, которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 52 УПК).
Юридическим выражением подозрения в совершении преступления являются: протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения, до предъявления обвинения (ст. 90 УПК).

По мнению некоторых учёных, подозреваемый может задерживаться по постановлению о задержании подозреваемого в совершении преступления в тех случаях, когда решение о задержании принимает следователь, а фактически задержание на основании этого решения производит орган дознания либо другой следователь (в порядке поручения). В постановлении д.б. указано конкретно лицо, которое подозревается, преступление, в совершении которого оно подозревается, основания задержания.[20]

На практике же этот вопрос решается по другому: следователь не выносит постановления, а направляет органам дознания и другому следователю отдельное поручение, на основании которого они и осуществляют задержание.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, составляется протокол, в котором помимо прочих обстоятельств указываются основание задержания, являющееся одновременно основанием подозрения в совершении преступления. Задержанный знакомится с протоколом задержания, может дать объяснения по поводу подозрения и задержания, подлежащие занесению в протокол, и подписывает его.

О применении меры пресечения до предъявления обвинения следователь выносит мотивированное постановление, содержащее указание на преступление, в котором подозревается данное лицо, и основание для применения данной меры пресечения. Это постановление объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено (ст. 92 УПК). Если подозреваемый был задержан или в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он должен быть допрошен немедленно. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырёх часов с момента задержания. Причём во время допроса ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чём делается отметка в протоколе его допроса. (ст. 123 УПК).

Реализация функции обвинения в форме подозрения предопределяется достижением определённого этапа в познании истины по уголовному делу и поэтому имеет под собой материальную основу в виде такой совокупности доказательств, которая позволяет предполагать виновность лица в совершении преступления и вместе с тем не является достаточной для привлечения его в качестве обвиняемого. Таким образом, в основе процессуального подозрения лежит фактическое подозрение лица в совершении преступления. Однако фактическое подозрение по действующему законодательству далеко не всегда может быть выражено юридически ( процессуально), поскольку официальным
(юридически значимым) признаётся только подозрение, связанное с задержанием лица или применением к нему меры пресечения до предъявления обвинения.

Такое соотношение между фактическим и юридическим подозрением влечёт ряд негативных последствий. Фактически подозреваемое, но не задержанное и не подвергнутое мере пресечения лицо выступает в процессе до предъявления ему обвинения в качестве свидетеля. Мало того, что при этом лицо не наделено правами подозреваемого, оно вынуждено давать показания ( зачастую, не понимая или не зная положений ст. 51 Конституции РФ., против себя) под угрозой уголовной ответственности. Особенно часто в таком положении оказываются лица, в действиях которых находят признаки преступления.
Уголовное дело возбуждают непосредственно в отношении действий таких лиц.

Второй и наиболее характерной формой реализации следователем функции обвинения является привлечение лица в качестве обвиняемого. Для образования целостной системы привлечения лица в качестве обвиняемого, а также для обеспечения прав и законным интересов обвиняемого на предварительном следствии, процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого должен состоять из следующих действий: 1) принятие мер по обеспечению явки обвиняемого; 2) вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) разъяснения прав и обяазнностей обвиняемого; 4) предъявление обвинения; 5) допрос обвиняемого; 6) изменение и дополнение обвинения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.