Полномочия прокурора определены в ст. 37. В этой же статье указаны
основные направления его деятельности в уголовном процессе.
Прокурор
является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять
от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного
судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного следствия.[9]
Прокуроры должны давать согласие на возбуждение ходатайства перед судом о
производстве процессуального действия, на которое требуется разрешение суда, а
также согласие на возбуждение уголовного дела.
Срок на дачу согласия прокурором о производстве такого действия законом
не определяется. Статья 165 устанавливает только срок рассмотрения такого
ходатайства судьей (в течение 24 часов с момента поступления ходатайства). В
судебном заседании по этому вопросу вправе участвовать прокурор. Прокурору
установлен срок на дачу согласия на возбуждение уголовного дела, согласно ст.
146. Он должен дать такое согласие незамедлительно либо вынести постановление
об отказе в даче согласия.[10]
При решении вопроса о применении таких мер пресечения как домашний арест
и заключение под стражу в судебном заседании участие прокурора обязательно,
согласно ст. 108, однако, обоснование ходатайства перед судом прокурор может
возложить на лицо, возбудившее ходатайство.
В ходе судебного рассмотрения жалоб по месту производства, а также при
поддержании ходатайств о продлении срока содержания под стражей участие
прокурора также обязательно (ст.ст. 125, 162).
Анализ ст.ст. 108 и 125 не позволяет сделать вывод о том, как должен
поступить судья, если в суд в назначенное время не явился прокурор.
Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно
его участие в судебном разбирательстве не является препятствием для дальнейшего
участия его в производстве по данному делу (ст.66).
В случаях, указанных в ст. 150, прокурор определяет форму расследования
своим указанием, а при соединении уголовных дел, подследственных разным
органам, устанавливает подследственность в соответствии со ст. 151. Если
преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело
расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого
из них. Прокурор направляет уголовные дела по подследственности при передаче
дела от одного органа расследования другому (ст.152).[11]
Соединение уголовных дел допускается на основании постановления прокурора
(ст. 153). Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела
осуществляется органом расследования самостоятельно. Эти материалы подлежат
направлению прокурору для решения вопроса о возбуждении, отказе в возбуждении,
направлении их по подследственности или в суд (ст.145).
Прокурор, в соответствии со ст. 157, теперь является "промежуточным
звеном" между органами дознания, которые проводили неотложные следственные
действия и следователем.
В соответствии со ст. 163 решение о создании следственной группы, изменении
ее состава принимает прокурор или начальник следственного отдела.
С согласия прокурора орган расследования выносит постановление о
сохранении в тайне данных личности в целях его безопасности (ст. 166).
Прокурор санкционирует выемку предметов и документов, содержащих
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ст. 183).[12]
В соответствии со ст. 222, прокурор вручает обвиняемому копию
обвинительного заключения с приложениями, он же вручает копии обвинительного
заключения защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют, и
уведомляет потерпевшего, гражданского истца, ответчика и (или) их
представителей о направлении уголовного дела в суд.
Не все решения прокурора органы расследования могут обжаловать
вышестоящему прокурору, наоборот, согласно ст. 124, действия и решения
прокурора могут быть обжалованы только в случаях, предусмотренных УПК РФ.[13]
В судебных стадиях прокурор участвует в качестве государственного
обвинителя. Статья 37 УПК РФ позволяет прокурору право поручать поддерживать
обвинение дознавателю либо следователю, проводившему дознание по уголовному
делу. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном
разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.
Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров, также
существует возможность их замены (ст. 37 УПК РФ).
Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их
исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по
другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду
предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для
постановления приговора может также изменить обвинение в сторону его смягчения.
В соответствии со ст. 314, государственный обвинитель может дать
согласие, при ходатайстве обвиняемого, на рассмотрение уголовного дела без
проведения судебного разбирательства по преступлениям, наказание за которые не
превышает 5 лет лишения свободы.
Прокурор не дает заключений по возникающим в ходе судебного
разбирательства вопросам, а излагает суду свое мнение по каким-либо вопросам и
высказывает предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому
наказания (ст. 246).Только при производстве в надзорной инстанции, где участие
его обязательно, за прокурором оставлено право на дачу заключения по надзорной
жалобе (ст. 407). Заключение прокурор готовит и в том случае, когда закончена
проверка или расследование новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 416). [14]
В соответствии со ст. 354 УПК РФ прокурор имеет право, что на наш взгляд
противоречит принципу законности и правовому положению прокурора, на
апелляционное и кассационное обжалование, наряду с другими участниками
уголовного судопроизводства, в форме представления, а применительно к
надзорному производству в форме надзорного представления (ст. 402 УПК РФ).
В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель обладает правом
заявлять ходатайства (ст.119). Если ходатайство заявлено прокурору, то,
согласно ст.121, он должен удовлетворить либо отказать в нем своим
постановлением в течение 3 суток.
В соответствии со ст. 399, участие прокурора в судебном заседании при
рассмотрении вопросов в стадии исполнения приговора является его правом.
2.2
Отвод следователя или дознавателя.
Сходные правила установлены для участия
следователя и дознавателя. Дознаватель, следователь несут ответственность за
объективность расследования. В силу занимаемого ими процессуального положения
они могут оказать значительное влияние на ход и результаты производства по
уголовному делу. Поэтому право заявить отвод указанным должностным лицам по
мотиву их заинтересованности в деле является важной процессуальной гарантией
законности расследования и всего уголовного судопроизводства в целом'. Отвод
дознавателя и следователя согласно ст. 67 УПК может быть заявлен техниками
предварительного расследования. Решение об отводе принимает
прокурор.
Закон не определяет, в какой форме должен быть
заявлен отвод. Поскольку это не оговорено в законе, следует считать, что
он может быть заявлен.
Закон не устанавливает порядка заявления и
разрешения отвода начальнику
следственного
отдела и начальнику органа дознания. Поэтому прокурор разрешить отвод
указанных должностных лиц не может. Если они предвзято относятся к делу, то
прокурор, установив это обстоятельство при рассмотрении жалобы (или
ходатайства) самостоятельно в процессе надзора, вправе использовать иное
полномочие - передать дело в другой орган расследования. При этом заявление об
отводе обязательно должно найти отражение в материалах уголовного дела.
Решение прокурора, принятое по поводу заявления
об отводе, должно сообщаться участнику процесса, заявившему отвод.
Заявленный дознавателю или следователю отвод не
приостанавливает производства процессуальных действий.
Следователь -
должностное лицо органов предварительного следствия (прокуратуры, ФСБ, ОВД,
органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ),
уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5 ). Независимо от ведомственной
принадлежности процессуальные полномочия следователей одинаковы. Различия имеются
только в компетенции с учетом последственности уголовных дел.[15]
В соответствии со ст. 38 следователь уполномочен: возбуждать уголовное
дело в порядке, установленном настоящим Кодексом ( с согласия прокурора );
принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для
направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования;
принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий,
за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется
получения судебного решения и (или) санкции прокурора; давать органу дознания
письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также
получать содействие при их осуществлении. Поручения должны быть исполнены в
течение 10 дней (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).
В соответствии со ст. 38 следователь может обжаловать указание прокурора:
о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об
объеме обвинения; об избрании меры пресечения, ее отмене или изменении,
избранной следователем в отношении подозреваемого и обвиняемого; об отказе в
даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры
пресечения или производстве иных процессуальных действий; о направлении
уголовного дела в суд и его прекращении; о передаче уголовного дела другому
следователю; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения
следствия.
В соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ следователь по ходатайству
подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать
доказательство по уголовному делу недопустимым. Оно не подлежит включению в
обвинительное заключение (обвинительный акт).
В случае возникновения права на реабилитацию не позднее одного месяца со
дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь
определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в
возмещение этого вреда (ст. 135).[16]
Следователь может поддерживать государственное обвинение в соответствии с
п. 6 ст. 5 УПК РФ (здесь прямо говориться о том, что если произведено дознание,
то по поручению прокурора эту функцию выполняет дознаватель либо следователь). [17]
Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять
предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК РФ (п.7 ст. 5 ).
Полномочия органа дознания, предусмотренные п.1 ч. 2 ст. 40, возлагаются
на дознавателя начальником органа дознания.
Важным является правило, согласно которому возложение полномочий по
проведению дознания недопустимо, если это лицо проводило или проводит по
данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем
следователь
Дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить дознание, за
исключением случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания,
санкция прокурора и(или) судебное решение. Указания прокурора и начальника
органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний не
приостанавливает их исполнения.
Анализ УПК РФ позволяет определить случаи, когда требуется согласие начальника
органа дознания: продление срока проверки заявления; задержание (ст.91 УПК РФ);
утверждение обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ). Согласие начальника дознания
требуется при возбуждении уголовного дела, при возбуждении перед судом
ходатайства на производство некоторых следственны действий, избрании меры
пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу, отмены или
изменения меры пресечения, избранной прокурором. Во всех остальных случаях
дознаватель действует самостоятельно.[18]
По указанию прокурора, дознаватель выступает в качестве государственного
обвинителя в суде, если он проводил по делу предварительное расследование.
Проводя дознание в отношении конкретных лиц, в течение 30 суток (это
максимальный срок), дознаватель руководствуется правилами, которые применяются
к предварительному следствию, за изъятиями, установленными главой 32 УПК РФ. В
том случае, если дознаватель, проводя дознание, не каким-либо причинам не
успевает его закончить, то уголовное дело направляется прокурору для передачи
следователю.
2.3
Отвод секретаря судебного заседания.
Полномочия секретаря судебного заседания
определены в ст. 245 УПК РФ. От правильного, полного отражения в протоколе всех
действий и решений, имевших место в ходе судебного заседания, зависит
возможность обжалования и проверки судебных решений, защиты прав и интересов
всех участников судебного разбирательства. Участники судебного разбирательства
должны быть уверены, что весь ход процесса будет объективно и беспристрастно,
со всей полнотой отражен в протоколе секретарем судебного заседания, не
заинтересованным в деле. Основания для отвода секретаря судебного заседали те
же, что и для судьи, прокурора, иных участников судебного разбирательства. Они
перечислены в ст. 61 УПК РФ. Поскольку деятельность секретаря судебного
заседания не связана с принятием процессуальных решений, его участие в деле не
является основанием для отвода. Решение об отводе секретаря судебного
заседания принимает суд, рассматривающий уголовное дело, или судья,
председательствующий в суде с участием присяжных заседателей (ст. 68 УПК РФ).
Отвод, заявленный секретарю судебного заседания,
разрешается в целом так же, как и отвод, заявленный судье. Отличие состоит лишь
в том, что отвод, заявленный секретарю судебного заседания, разрешается всегда
всем составом суда. Суд до удаления в совещательную комнату выслушивает объяснения
секретаря судебного заседания по поводу оснований отвода, а также мнения
участников судебного разбирательства.
На секретаря судебного заседания возложена
обязанность вести протокол судебного заседания суда первой инстанции. Он
обязан:
• полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда,
а также действия участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе
судебного разбирательства (ч. 1 ст. 245 УПК РФ);
• проверять явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном
заседании (ч. 2 ст. 245), и сообщать о причинах неявки отсутствующих;
• по поручению председательствующего осуществлять иные действия,
предусмотренные законом (выписывать повестки и др.);
• в трехдневный срок со дня окончания судебного заседания
изготовлять протокол судебного заседания и подписывать его вместе с
председательствующим (ч. 6 ст. 259 УПК РФ);
• приобщать замечания на протокол, если они поступили со стороны
участника судебного разбирательства и председательствующий выносит
постановление об их правильности или об их отклонении (ч. 3 ст. 260 УПК РФ);
•
изготавливать копии протокола по письменному ходатайству участника судебного
разбирательства и за его счет (ч. 8 ст. 259 УПК РФ).
2.4
Отвод переводчика.
Лицу, не владеющему в достаточной степени языком
судопроизводства, затруднительно осуществлять защиту своих прав и интересов при
производстве по уголовному делу. Отсюда очевидно, насколько важно
добросовестное исполнение переводчиком своих обязанностей. Закон устанавливает
право интересованных лиц заявить отвод переводчику по двум разным мотивам: заинтересованности
в деле (основания указаны в ст. 61 УПК РФ) и некомпетентности. Предыдущее
участие лица в производстве по уголовному делу в качестве переводчика не
является основанием для его отвода.
Закон не устанавливает для переводчика отдельно такого основания
для отвода, как служебная или иная зависимость от лиц, участвующих в деле. Если
такая зависимость существует и дает основание сомневаться в возможности
переводчика избежать постороннего влияния при выполнении своих обязанностей, то
отвод может быть заявлен и удовлетворен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|