В качестве
потерпевших (кредиторов) в деликтном обязательстве могут выступать граждане
(физические лица), юридические лица, а также государство (Российская Федерация,
субъекты Федерации) и муниципальные образования.
Эти же субъекты
выступают и в качестве ответственных лиц при условии, что они являются
причинителями вреда либо в силу закона на них возлагается ответственность за
вред, причиненный другими лицами.
В связи с тем,
что юридические лица представляют собой коллективные образования вне
зависимости от порядка их создания (унитарные предприятия, созданные
собственником учреждения, корпорации, т.е. юридические лица, построенные на
принципе членства – участия), возложение на них ответственности связано с
определенными особенностями.
Еще в 1949 г.
С.Н. Братусь выдвинул концепцию об ответственности юридического лица за
действия всех его работников как за собственные действия и собственную вину.[42] Впоследствии эта концепция
была развита в трудах многих авторов,[43]
воспринята законодателем и впервые закреплена в Основах гражданского
законодательства 1961 г. (ч. 3 ст. 88) и ГК РФ 1964 г. (ст. 445).
Смысл введения в
Основы и ГК РФ соответствующих норм заключался в том, чтобы юридически
закрепить тенденцию более широкого понимания ответственности организаций. Они
должны отвечать как за вину органов, выражающуюся, как правило, в ненадлежащем
выборе работников и надзоре за ними, так и за виновные действия любого
работника, совершенные при исполнении трудовых функций.
Тенденция
дальнейшего расширения ответственности юридических лиц проявилась и в
действующем ГК РФ. Статья 1068, как и ранее, установила, что юридическое лицо
или гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении
трудовых, служебных, должностных обязанностей, которые составляют условия ее
применения: первое из них относится к субъекту действия (работник юридического
лица); второе – к характеру действий (при исполнении своих трудовых, служебных,
должностных обязанностей). Расширение ответственности юридического лица по
сравнению с ранее действовавшим законодательством состоит в ином определении
понятия «работник». Законодатель отошел от его традиционного содержания. В
соответствии со ст. 1068 ГК РФ для целей деликтной ответственности работником
признается не только тот, кто выполняет работу на основании трудового договора
(контракта), но и те граждане, которые выполняют работу по гражданско-правовому
договору – при условии, что при этом они действовали или должны были
действовать по заданию соответствующего юридического лица (или гражданина) и
под его контролем за безопасным ведением работ. Следует отметить, что
соответствующая новелла внесена в законодательство исключительно в интересах
потерпевших. Юридические лица и в особенности те, которые осуществляют свою
деятельность в сфере малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели,
как правило, не создают устойчивых коллективов работников, а для осуществления
своей предпринимательской деятельности чаще заключают гражданско-правовые
договоры на выполнение отдельных работ.
И, наконец,
учитывая, что коммерческие юридические лица, основанные на праве частной
собственности, – это корпоративные организации, многие из которых осуществляют
свою деятельность через своих участников (членов) без заключения с ними
трудовых договоров (речь идет о полных и коммандитных товариществах, а также
производственных кооперативах), ГК РФ специально подчеркнул, что хозяйственные
товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их
участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской,
производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.
Поскольку
деятельность юридического лица – это деятельность его работников, необходимые
элементы правонарушения: противоправность действий, причинная связь и вина
причинителя – устанавливаются применительно к действиям конкретного работника
(конкретных работников), причинившего вред. Вместе с тем действиями
юридического лица признаются не любые действия его работников, а такие, которые
они осуществляют в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. Нередки
случаи, когда непосредственного причинителя (конкретного работника) установить
нельзя, поскольку вред явился результатом коллективных действий (например,
причинение вреда в результате профессионального заболевания работника,
загрязнение окружающей среды деятельностью предприятия и т.п.). В таких случаях
юридическое лицо выступает как единый причинитель, и необходимые элементы
правонарушения устанавливаются применительно к такой коллективной деятельности.[44]
Регулирование последствий причинения вреда государственными органами и их
должностными лицами в истории своего развития прошло ряд этапов, каждый из
которых отличался созданием более широких гарантий охраны прав граждан и
юридических лиц. В ГК 1922 г. было установлено, что вред, причиненный
должностными лицами учреждений при исполнении ими служебных обязанностей,
возмещается лишь в случаях, если это специально предусмотрено
законодательством. Поскольку специальное законодательство было представлено одним
союзным законом (Кодекс торгового мореплавания установил ответственность
морского порта за аварии, возникшие по вине государственных морских лоцманов) и
двумя российскими нормативными актами в весьма узкой сфере отношений,
причиненный должностными лицами учреждений вред практически не возмещался.
Основы 1961 г. и ГК 1964 г. изменили существующее положение и установили
различный правовой режим ответственности за вред, причиненный должностными
лицами государственных учреждений, в зависимости от того, в какой сфере их
деятельности был причинен вред: в сфере административного управления или
судебно-прокурорской деятельности.
Применительно к причинению вреда действиями должностных лиц в сфере
административного управления был установлен совершенно иной по сравнению с ГК
1922 г. принцип: вред, причиненный гражданину неправильными служебными
действиями должностных лиц в сфере административного управления, подлежал
возмещению соответствующим учреждением на общих основаниях, если иное не было
установлено законом. Для ответственности за вред, причиненный юридическим
лицам, сохранялся прежний порядок: такая ответственность могла наступить лишь в
порядке, установленном законом. Сам ГК такой ответственности не предусматривал.
За вред, причиненный должностными лицами органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры и суда, ответственность могла наступить
лишь в случаях и пределах, специально предусмотренных законом. На протяжении
двадцати лет такого закона не было, и возмещение вреда в рамках гражданского
законодательства не осуществлялось. И лишь 18 мая 1981 г. Президиумом
Верховного Совета СССР был принят Указ «О возмещении ущерба, причиненного
гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а
также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».[45] Этим же Указом было утверждено
Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными
действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.[46] Указом в общем виде было
определено, кто, в каких случаях и при каких условиях возмещает вред. В этом
Указе содержалась принципиально новая норма, согласно которой за вред,
причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры и суда, ответственность возлагалась на
государство. В Положении устанавливался объем подлежащего возмещению ущерба,
источники и порядок возмещения и т.п. Нормы Указа и Положения были
детализированы в Инструкции по применению Положения от 2 марта 1982 г.
В соответствии с Указом были внесены изменения в Основы 1961 г. и ГК 1964
г.
Особенностью этого этапа развития законодательства можно считать то, что
в сферу субъектов ответственности было включено государство, на которое
возлагалась обязанность по возмещению вреда вне зависимости от вины должностных
лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда,
незаконными действиями которых такой вред был причинен. К тому же не
допускалась и регрессная ответственность непосредственных причинителей.
Действующий ГК РФ применительно к ответственности за вред, причиненный
государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными
лицами, также сохранил два режима в зависимости от того, в какой сфере
деятельности причиняется вред: в сфере административного управления или в сфере
судебно-прокурорской деятельности. Вместе с тем режим ответственности за вред,
причиненный в сфере административного управления, существенно изменился - это
касается, во-первых, субъекта ответственности (государство и муниципальные
образования принимают на себя ответственность за вред, причиненный их органами
и должностными лицами в сфере административного управления) и, во-вторых, круга
лиц, имеющих право на возмещение вреда (в их число помимо граждан включены
юридические лица).
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный не только гражданину,
но также и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц,
возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта
Федерации или казны муниципального образования. При этом речь идет как о
незаконных действиях (бездействии), так и об издании актов, не соответствующих
закону или иному правовому акту.
Поскольку нормы, регулирующие ответственность за вред, причиненный
незаконными действиями государственных и муниципальных органов и их должностных
лиц, устанавливают иной состав ответственных лиц и источник, за счет которого
осуществляется возмещение вреда, важно определить границы применения такого
специального режима.
Если по ГК 1964 г. основополагающим условием для применения норм об
ответственности за вред, причиненный государственными и общественными
организациями и их должностными лицами, достаточным было совершение действий в
области административного управления, то новый ГК РФ выдвинул еще одно условие,
касающееся субъектного состава обязательства. Причинителем в таких
обязательствах могут являться только государственные органы и их должностные
лица. Под государственными органами в данном случае следует понимать органы
государственной власти, названные в ст. 10 Конституции РФ (имеются в виду
органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и
субъектов Федерации), а также представительные и исполнительные органы местного
самоуправления (ст. 12 Конституции РФ).
Легальное понятие должностного лица, которое может быть использовано
применительно к гражданско-правовой ответственности, содержится в уголовном
законодательстве. В УК оно дано в примечании 1 к ст. 285: «Должностными лицами
признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие
организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и
воинских формированиях Российской Федерации».
Поскольку во многих действующих законах в качестве ответчиков за вред,
причиненный государственными органами и органами местного самоуправления,
назван сам орган, в постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №
6/8 даны по этому вопросу соответствующие разъяснения.
В п. 12 постановления предусмотрено: «...Предъявление гражданином или
юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу
местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может
служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его
возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика
по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган. При
удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств
соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств – за счет иного
имущества, составляющего соответствующую казну».
Норма, содержащаяся в ст. 1069, изменив субъектный состав в
обязательстве, возникающем вследствие причинения вреда действиями в сфере
административного управления, не затронула оснований ответственности: она
наступает при незаконности действий и вине причинителя.
Такой вывод основывается на двух обстоятельствах: во-первых, сама ст.
1069 не содержит отсылки к специальным основаниям ответственности и, во-вторых,
п. 2 ст. 1070, отсылая к ст. 1069, упоминает о вине должностных лиц,
причинивших вред.
Ответственность за вред, причиненный государственными органами и органами
местного самоуправления вне сферы административного управления, наступает по
общим правилам. Например, если автомобилем, находящимся на балансе органа
милиции, совершен наезд на пешехода, который в результате этого погиб,
ответственность за вред перед иждивенцами такого потерпевшего будет возложена
на сам орган милиции. Вместе с тем в соответствии с общими правилами (ст. 120 ГК
РФ), если принадлежащих органу милиции собственных средств окажется
недостаточно для возмещения причиненного вреда, к субсидиарной (дополнительной)
ответственности будет привлечена Российская Федерация (субъект Федерации или
муниципальное образование), на бюджете которой находится соответствующий
государственный орган.
В случаях причинения вреда действиями органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда, выразившимися в незаконном осуждении или
незаконном привлечении к уголовной ответственности, незаконном применении в
качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде,
незаконном наложении административного взыскания в виде ареста или
исправительных работ, специальный режим отличается не только субъектом, но и
основаниями ответственности: вред возмещается в полном объеме за счет казны
Российской Федерации (в случаях, предусмотренных законом, за счет казны
субъекта РФ или муниципального образования) вне зависимости от вины должностных
лиц правоохранительных органов.
В ГК РФ определено, что вред возмещается в установленном законом порядке.
Такой порядок в отношении лиц, вред которым причинен в результате
уголовного преследования, установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ[47] (гл. 18 «Реабилитация»). В ст.
133 УПК предусмотрены условия, при наличии которых возникает право на
возмещение вреда, причем перечень таких условий значительно расширен по
сравнению с предусмотренным УПК РСФСР 1960 г. Если ранее вред возмещался при
условии постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела за
отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления
или недоказанности участия гражданина в совершении преступления, то в новом УПК
РФ к этому перечню добавлены и такие условия, как прекращение уголовного
преследования в связи с отказом обвинителя от обвинения, отсутствие заявления
потерпевшего в случаях, когда дело может быть возбуждено только по его
заявлению, отсутствие согласия соответствующих органов на привлечение к
уголовной ответственности или на лишение неприкосновенности лиц, в отношении
которых такое согласие необходимо.
Кроме того, право на возмещение вреда имеют лица, подвергнутые
принудительным мерам медицинского характера в случаях отмены постановления суда
о применении такой меры, а также лица, незаконно подвергнутые мерам
процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (задержание
подозреваемого, применение к нему мер пресечения, отстранение от должности,
наложение ареста на имущество и др.).[48]
Специально подчеркнуто, что право на возмещение не возникает, если
основанием к прекращению уголовного преследования послужили акт об амнистии,
истечение сроков давности, недостижение возраста, с которого начинается
уголовная ответственность, или принятие закона, устраняющего наказуемость
деяния.
Реабилитированный имеет право на возмещение имущественного вреда
(неполученного заработка, пенсии, пособий, возвращение стоимости
конфискованного или обращенного в доход государства имущества, штрафов и
процессуальных издержек, сумм, выплаченных за оказание юридической помощи и
всех иных расходов), компенсацию морального вреда, восстановление в трудовых,
пенсионных, жилищных и иных правах, восстановление чести, достоинства и деловой
репутации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|