Особенно им отличалась гл. V «О смуте». Как крайне реакционные
оценивались эти положения советскими и российскими учеными. Так, в этой главе
предусматривалось заключение в крепости или в тюрьме за участие в скопище,
собравшемся для выражения неуважения к верховной власти, порицания образа
правления, сочувствия бунту или бунтовщикам. В ссылку отправлялись за
произнесение речи, составление, хранение, правку сочинений, возбуждающих к
неповиновению власти (ст. 129, 132).
Буржуазное временное правительство, пришедшее к власти в феврале 1917 года,
сохранило в силе прежнее уголовное законодательство. Поэтому до ноября 1917 года
продолжали действовать Уложение о наказаниях 1845 года и Уголовное уложение
1903 года в части вступивших в силу глав. В этот период была несколько усилена
ответственность за политические преступления, изданы постановление о
привлечении к уголовной ответственности участников крестьянских волнений и
закон о наказуемости публичных призывов к совершению преступлений, согласно
которому призыв военнослужащих к неисполнению законов и распоряжений военных
властей признавались государственной изменой.
После Октябрьской революции местные народные суды фактически не приняли
дореволюционное уголовное законодательство. Однако в связи с необходимостью
подавления сопротивления свергнутых классов появляется понятие
«контрреволюционное преступление» — деяние, направленное против завоеваний
революции. Так, одной из наиболее опасных форм контрреволюционной деятельности
считался саботаж, то есть злостное, преднамеренное расстройство или срыв работы
при соблюдении видимости ее выполнения.
К концу 1918 года 32 революционных трибунала рассмотрели 324 дела о
саботаже (6% всех рассмотренных дел). Подавляющее число осужденных были
приговорены к тюремному заключению и принудительным общественным работам. В
этот же период создаются и организационные формы для борьбы с контрреволюцией.
Решением Совнаркома учреждается Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с
контрреволюцией и саботажем (ВЧК). За контрреволюционные преступления в первое
полугодие существования ВЧК расстреляла 222 человека, а во второй половине 1918
года число расстрелянных за контрреволюционную деятельность составило 2% от
общего числа осужденных за контрреволюционные преступления[23].
После принятия 5 сентября 1918 года постановления СНК «О красном терроре»
число расстрелянных увеличилось, но не превысило 600 человек.
Первым кодифицированным уголовным законом, предусмотревшим
ответственность за контрреволюционные преступления, был Уголовный кодекс РСФСР
1922 года, который в ст. 57 отнес к контрреволюционным «всякое действие,
направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских
Советов и существующего на основе Конституции РСФСР рабоче-крестьянского
правительства, а также действия в направлении той части международной
буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической
системы собственности и стремятся к ее свержению путем интервенции или блокады,
шпионажа, финансирования прессы и т.п.
Контрреволюционным признается также такое действие, которое, не будучи
непосредственно направленным на достижение вышеуказанных целей, тем не менее,
заведомо для совершившего деяние содержит в себе покушение на основные
политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции».
Таким образом, согласно Кодексу 1922 года контрреволюционными
признавались не только преступления, направленные к свержению, подрыву и
ослаблению существующей в тот период власти, но и деяния, ставящие под угрозу
причинения вреда как политические, так и хозяйственные интересы страны.
В этом Кодексе было уточнено понятие «контрреволюционное преступление» с
учетом образования СССР (ст. 58) указанием о защите в силу международной
солидарности интересов всех трудящихся, хотя бы и не входящих в Союз ССР.
В качестве самостоятельной главы в Кодекс вошло Положение о преступлениях
государственных, изданное вслед за Кодексом.
Характеризуя позднее этот период, в тезисах ЦК КПСС отмечалось, что «Курс
на строительство социализма партия, рабочий класс отстояли и провели в жизнь в
ожесточенной классовой борьбе с остатками свергнутых эксплуататорских классов,
с капиталистическими элементами в городе и деревне, с «левыми» и правыми
оппортунистами»[24].
Значительную опасность представляли действия внешних и внутренних врагов
Советской власти, направленные на выяснение экономического положения
образовавшегося Советского Союза с тем, чтобы при помощи вредительских действий
и саботажа попытаться реставрировать капитализм. Поэтому уже в 1925 году было
решено включить в Кодекс статью об экономическом шпионаже, а в 1933 года ЦИК
СССР принимает постановление «Об ответственности служащих государственных
учреждений и предприятий за вредительские акты».
В период действия Уголовного кодекса 1926 года издается большое число
постановлений ЦИК и СНК СССР, ВЦИК и СНК, СНК СССР, СНК РСФСР, направленных на
борьбу с лицами, препятствующими проведению в жизнь мероприятий партии и
правительства. Так, в 1932 году в Кодекс была включена ст. 731, устанавливающая
уголовную ответственность за насилие в отношении активистов.
В дальнейшем, в 30-х гг., расширяются репрессивные методы борьбы с
контрреволюционными преступлениями, существенно дополняется и изменяется
законодательство об ответственности за такие преступления. Постановлением ЦИК
СССР от 8 июня 1934 года было изменено понятие и усилена ответственность за
измену Родине, каковой признавались нарушение присяги, переход на сторону
врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж. В закон об измене
Родине была включена оговорка относительно совершеннолетних членов семьи
изменника, совместно с ним проживающих или находящихся на его иждивении. Эти
лица подлежали даже при отсутствии какой либо вины лишению избирательных прав и
ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет (ч. 2. ст. 581В). Данное
положение появилось в результате ошибочных теоретических положений, согласно
которым меры социальной защиты (наказание) могут применяться к лицам,
невиновным в совершении конкретного общественно опасного деяния. Так, А. А. Пионтковский,
обосновывая такую позицию, писал, что в некоторых случаях возникает
необходимость «применить принудительные меры к лицам, которые не совершили
какого-либо преступления, но которые являются по тем или иным основаниям (по
своей прошлой деятельности, по своим связям с преступной средой и пр.)
общественно опасными»[25]. В дальнейшем это
положение из уголовного законодательства исключили.
В 1958 году Верховный Совет СССР принял ряд законов, имеющих большое
значение. В их числе — Закон об уголовной ответственности за государственные
преступления, полностью вошедший в Кодекс 1960 года в качестве первой главы
Особенной части.
Законодатель при этом декриминализировал ряд деяний, исключив статьи об
ответственности за саботаж, вооруженное восстание, активную борьбу против
рабочего класса и революционного движения, недонесение об особо опасном
государственном преступлении. Одновременно были криминализированы такие деяния,
как пропаганда войны (ст. 71); террористический акт против представителя
иностранного государства (ст. 67); особо опасные государственные преступления,
совершенные против другого государства трудящихся (ст. 73).
Глава «Государственные преступления» состояла из двух разделов: «Особо
опасные государственные преступления» (ст. 64-73) и «иные государственные
преступления» (ст. 74-88). Позднее в эту главу были внесены изменения и
дополнения. В 1962 году была введена смертная казнь за изготовление или сбыт
поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87) и за нарушение правил о валютных
операциях (ст. 88); установлена ответственность за действия, резорганизующие
работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 77.1), недонесение о
государственных преступлениях (ст. 88.1) и их укрывательство (ст. 88.2).
Позднее была включена ст. 76.1, предусматривающая ответственность за передачу
иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну (1984 год); ст.
70.1 — призывы к совершению преступлений против государства (1989 год) и
некоторые другие. Отдельные статьи подверглись существенным изменениям. Так,
ст. 70, предусматривающая ответственность за антисоветскую агитацию и
пропаганду, была изменена в 1989 году коренным образом, и ответственность по
этой статье была введена за призывы к насильственному изменению
конституционного строя.
В Уголовном кодексе 1996 года глава об особо опасных государственных
преступлениях переименована в преступления против основ конституционного строя
и безопасности государства, сохранено большинство прежних статей, внесены
определенные изменения и дополнения в конкретные статьи. Преступления же,
входящие в Кодекс 1960 года в раздел «Иные государственные преступления»,
законодатель обоснованно отнес к числу посягательств не на интересы
государства, а на иные объекты, предусмотрев ответственность за них в других
главах, например, гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», гл.
32 «Преступления против порядка управления» и др. Исключение составили три
состава преступления — нарушение национального и расового равноправия,
разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих
государственную тайну.
Сложившаяся в Кодексе 1996 года система преступлений против
конституционного строя и безопасности государства — результат значительной
работы, проделанной учеными и практическими работниками. При работе над
проектами Кодексов 1994 и 1995 гг. менялось название и содержание данной главы,
формулировки отдельных составов преступлений и пр.
Так, в проекте
Кодекса 1995 года отсутствовали статьи о вооруженном мятеже, о посягательстве
на государственного или общественного деятеля (ст. 277), но была статья
«Террористический акт». После обсуждения были изменены формулировки статей,
предусматривающих ответственность за посягательство на государственного или
общественного деятеля (ст. 277), за утрату документов, содержащих
государственную тайну (ст. 279), и др.
Статья 275. Государственная измена
Государственная измена представляет собой враждебную деятельность
гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным
государством, иностранной организацией или их представителями, направленную
против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так
как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и
средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют
в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это
своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных
государств или организаций в проведении враждебной деятельности против
Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей
территории – записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение
является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб
внешней безопасности страны.
Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи
государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству,
иностранной организации или их представителям в проведении враждебной
деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения
Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям,
составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом
иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением
вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего
выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с
сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием
дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил
от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной
из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной
разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем
иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же
Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и
порядке связи, а также денежное вознаграждение.
Действия Ф. квалифицированы по данной статье как государственная измена в
форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих
государственную тайну в ущерб внешней безопасности Российской Федерации[26].
В УК РСФСР были предусмотрены семь форм измены: переход на сторону врага,
шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству,
бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи
иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а
равно заговор с целью захвата власти.
Переход на сторону врага предполагал совершение этого деяния в период
войны или в боевой обстановке. УК не называет военное время и боевую обстановку
в качестве признаков состава преступления.
Бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы по существу не были
формами измены, а лишь способами совершения указанного преступления. Буквальное
толкование этих форм как перемещение гражданина СССР на территорию иностранного
государства или отказ возвратиться на территорию СССР противоречило понятию
измены Родине как враждебной деятельности гражданина СССР совместно с внешним
противником и не позволяло отграничить это преступление от незаконного выезда
из страны (ст. 83 УК РСФСР).
В УК эта форма государственной измены отменена.
Не вписывалась полностью в признаки измены и такая ее форма, как заговор
с целью захвата власти. В тех случаях, когда заговорщики осуществляют свою
деятельность совместно с иностранным государством или иностранной организацией,
их действия образуют состав государственной измены. Но когда заговорщики
действуют, не контактируя с иностранными государствами или иностранными
организациями, заговор не содержит признаков государственной измены.
Важное изменение внесено в содержание таких форм измены, как выдача
государственной тайны и оказание помощи иностранному государству, иностранной
организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб
внешней безопасности Российской Федерации. В УК РСФСР в качестве адресата
выдачи и оказания помощи называлось только иностранное государство и не
назывались иностранные организации или их представители.
В УК речь идет не только об иностранном государстве, но и об иностранных
организациях или их представителях.
Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что
шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с
целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их
представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в
том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному
государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти
сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области
его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации, – ст. 2
Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»[27].
Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей
жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся
в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов,
сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию
и имеют три грифа: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно»; допуск
к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны
наступает уголовная ответственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|