Меню
Поиск



рефераты скачать Государственные преступления

–                   преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как один из составляющих основ конституционного строя) (ст. 277 УК);

–                   преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации (ст. ст. 281, 283, 284 УК)

–                   преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни, (как один из составляющих основ конституционного строя) (ст. 282 УК)[7].

Предложенная научной общественностью классификация была подвергнута взыскательной критике со стороны С. В. Дьякова считающего, что она уязвима по ряду причин.

Во-первых, в ней не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной четкости.

Во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. ст. 278-280 УК РФ) посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации[8].

По его мнению, легитимность нельзя считать объектом указанных преступлений, несмотря на то, что она страдает при совершении указанных преступлений. Не согласен С. В. Дьяков и с отнесением разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность[9], так как государственная тайна имеет место не только в сферах экономики и обороны. На наш взгляд, можно согласиться с высказанными предложениями, в отношении отнесения государственной тайны в указанную группу исходя из того, что государственную тайну образуют и иные сферы интересов, охраняемых государством (например, оперативно-розыскная деятельность).

Авторы считают оправданным включение преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны в отдельную группу. В данном случае их выделение в отдельную самостоятельную группу произойдет за счет преступлений, посягающих и на внешнюю безопасность, и на экономическую, и на обороноспособность. По мнению авторов, это не будет противоречить основным принципам классификации, исходя из ее некоторой условности и относительности, хотя в ряде случаев данная условность может приобретать характер необходимости и неизбежности. Например, в случаях перехода одного основания классификации в другую, либо когда одно основание классификации входит в содержание нескольких предметов (экономическая безопасность может быть содержанием внешней и внутренней безопасности).

По мнению С. В. Бородина в целом классификация государственных преступлений (против основ конституционного строя и безопасности государства) может быть представлена в следующем виде:

–                   преступления, посягающие не внешнюю безопасность (ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на внутреннюю безопасность (ст. ст. 277, 278, 279, 280, 282 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на экономическую безопасность (ст. 281 УК)[10].

Предложенная С.В. Бородиным классификация также не решила проблему отнесения ст. 283 и ст. 284 УК РФ в указанную группу, более того усложнила ее. В научной и учебной юридической литературе высказаны предложения о помещении ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» и ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну» в главу 30 УК РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исходя из видового объекта интересов службы[11].

По мнению профессора Н. Ф. Кузнецовой «Уравнивать государственную измену с неосторожной утратой документов, содержащих государственную тайну, значит отступить от критериев структуризации Особенной части по родовым и видовым объектам»[12].

Действительно, трудно себе представить, что анализируемые преступления (ст. ст. 283 и 284 УК РФ) преследуют цель изменения конституционного строя или подрыва безопасности государства, а если это не так, то они «не могут признаваться в качестве деяний, непосредственно посягающих на такого рода объекты уголовно-правовой охраны»[13].

В своей работе, посвященной государственным преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, С. В. Дьяков предлагает свою классификацию, а именно:

–                   преступления, посягающие на внешнюю безопасность (ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на внутреннюю безопасность (ст. ст. 277, 278, 279, 280, 282 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на экономическую безопасность (ст. 281 УК РФ) [14].

Впоследствии А. В. Наумов также подверг острой критике предложенную классификацию, полагая, что, каждая их предложенных позиций имеет относительно самостоятельное содержание и законодатель, конструируя нормы о рассматриваемых преступлениях, создал составы преступлений, в которых тот или иной аспект безопасности государства как объект соответствующих преступлений соединяется с другими аспектами этой безопасности.

А. В. Наумов свое несогласие с С. В. Дьяковым высказывает и по поводу замены внутренней безопасности или политической системы РФ легитимностью государственной власти, аргументирует это тем, что никаких противоречий между указанными объектами не существует, они совпадают по своему содержанию[15].

В. В. Лунев, в свою очередь, все государственные преступления делит на две большие группы:

–                   преступления против основ конституционного строя (ст.ст. 277-280, 282 УК);

–                   преступления против внешней безопасности государства (ст. ст. 275, 278, 281, 283, 284 УК РФ)[16].

Н. И. Ветров все преступления рассматриваемой категории классифицирует по видам:

–                   посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 275, 276 УК);

–                   посягающие на политическую систему РФ (ст. ст. 277-280 УК);

–                   посягающие на конституционный запрет – разжигание национальной или религиозной вражды (ст. 282 УК);

–                   посягающее на сохранность государственной тайны (ст. ст. 283, 284 УК)[17].

А. С. Горелик в зависимости от более конкретных объектов посягательства преступлений главы 29 УК РФ подразделяет их на следующие группы:

–                   преступления, посягающие на внешнюю безопасность (ст. ст. 275, 276 УК РФ;

–                   преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность (ст. ст. 277, 278, 279, 280, 281 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на конституционные основы национальных, правовых и религиозных отношений (ст. 282 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст. 283, 284 УК РФ)[18].

В соответствии с конкретным содержанием непосредственных объектов рассматриваемой группы преступлений P.P. Галиакбаров разбивает их на несколько групп:

–                   преступления, посягающие на безопасность государства (ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на политическую основу государства (ст. ст. 277, 278, 279, 280 УК РФ);

–                   преступные, посягательства на экономическую безопасность государства и его обороноспособность (ст. 281 УК РФ);

–                   преступления, посягающие на национальное, расовое и религиозное равноправие (ст. 282 УК РФ)[19].

Как известно, в УК РФ, а именно в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ были внесены изменения принципиального характера. Все это привело к существенной трансформации объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, кроме этого законодатель также включил в нее две новые статьи (ст. 282 (1), ст. 282 (2) УК РФ)[20]. Таким образом, в связи с законодательными поправками возникает необходимость формулирования классификации рассматриваемых преступлений. Авторы предлагают классифицировать преступления, включенные законодателем в главу 29 УК РФ, следующим образом:

–                   преступления, посягающие на внешнюю безопасность (государственная измена – ст. 275 УК РФ; шпионаж – ст. 276 УК);

–                   преступления, посягающие на внутреннюю безопасность (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – ст. 277 УК РФ, насильственный захват власти или насильственное удержание власти – ст. 278 УК, вооруженный мятеж – ст. 279 УК РФ;

–                   преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия – ст. 281 УК РФ, разглашение государственной тайны – ст. 283 УК, утрата документов, содержащих государственную тайну – ст. 284 УК);

–                   преступления, посягающие на конституционные основы национальных, правовых и религиозных отношений (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – ст. 280 УК, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства – ст. 282 УК, организация экстремистского сообщества – ст. 282 (1) УК, организация деятельности экстремистской организации – ст. 282 (2) УК).

В уголовном законодательстве зарубежных стран также предусмотрена ответственность за рассматриваемые деяния. Например, в Уголовном кодексе Франции в книге 4 «Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия» раздел первый озаглавлен «Посягательства на основополагающие интересы нации». В этом разделе содержатся главы: «Об измене и шпионаже», «Об иных посягательствах на республиканские государственные институты или целостность национальной территории», «Об иных посягательствах на национальную защиту» и др.

Раздел первый, с которого начинается особенная часть Уголовного кодекса ФРГ, озаглавлен: «Измена миру, государственная измена и создание угрозы демократическому правовому государству». Во второй главе этого раздела — «Государственная измена» содержатся: § 81 (Государственная измена Федерации), предусматривающий ответственность за нарушение целостности ФРГ или изменение основанного на конституции конституционного порядка с применением или попыткой применения насилия; § 82 «Государственная измена земле», в котором говорится о присоединении или отделении Земли либо изменении основанного на основном законе Земли конституционного порядка также путем насилия или угрозы; § 83, устанавливающий ответственность за приготовление к государственной измене; § 83, излагающий признаки деятельного раскаяния.

Второе место в системе особенной части Уголовного кодекса Польши занимает гл. XVII «Преступления против Республики Польша» (13 статей).

В разделе XII УК Белоруссии «Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления» выделена гл. 32 «Преступления против государства».

В Уголовном кодексе Швейцарии к числу преступлений против государства отнесены: государственная измена (ст. 265), посягательство на независимость Конфедерации (ст. 266), действия и устремления иностранных государств, направленные против безопасности государства (ст. 266 bis), и др.

В гл. 18 «О преступлениях, связанных с оскорблением монарха», и 19 «О преступлениях против безопасности королевства» Уголовного кодекса Швеции содержатся такие составы преступлений, как призыв к мятежу, вооруженная угроза законному порядку, государственная измена, предательство в переговорах с иностранной державой, шпионаж и др.

Первое место в Особенной части Уголовного кодекса КНР занимает глава «Преступления против государственной безопасности», содержащая 12 статей. Наиболее опасными законодатель считает причинение вреда суверенитету страны, ее территориальной целостности и безопасности, совершенные в сговоре с иностранным государством (ст. 102); организацию, планирование и практическое участие в вооруженном мятеже или вооруженном бунте (ст. 104); совершение измены и переход на сторону врага (ст. 108) и др. В случае причинения особо серьезного вреда государству и народу в результате совершения таких преступлений в ст. 113 предусмотрена возможность применения смертной казни[21].

 

1.3. История развития законодательства об ответственности за государственные преступления


Ко времени принятия Уголовного уложения 1903 года в уголовном законодательстве России существовала довольно развернутая система норм об ответственности за посягательства на «царствующего императора, императрицу или наследника престола», а равно на верховную власть. Предусматривалась ответственность и за государственную измену в разных ее вариантах (военная измена, дипломатическая измена и пр.).

Уголовное уложение содержало жесточайшие наказания за политические преступления. Так, смертная казнь предусматривалась за приготовление и покушение на государя Императора и членов Императорского дома. Даже оскорбление памяти усопших царственных особ наказывалось заключением в крепость.

Однако Уголовное уложение полностью в силу не вступило. По закону от 7 июня 1904 года (дополненному законом от 16 июня 1905 года) в действие были введены: гл. III «О бунте против Верховной власти и о преступных деяниях против священной особы Императора и членов Императорского дома» (ст. 99-107), гл. IV «О государственной измене» (ст. 108-119) и значительное число статей гл. V «О смуте» (ст. 120-137).

По сравнению с уложением о наказаниях 1845 года эти главы, как отмечали в то время ученые-правоведы, «представляют значительный прогресс. Более точно определен состав отдельных преступлений, разграничение отдельных степеней виновности, устранение риторических украшений в обрисовке отдельных статей, устранение различных образов и выражений, напоминавших китайских и японских драконов и т.д. Но, по существу, по основным принципам, в них выраженным, эти постановления были, так сказать, жизненно устаревшими к эпохе введения в действие этих глав»[22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.