–
преступления,
посягающие на конституционный принцип политического многообразия и
многопартийности (как один из составляющих основ конституционного строя) (ст.
277 УК);
–
преступления,
посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской
Федерации (ст. ст. 281, 283, 284 УК)
–
преступления,
посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и
религиозной розни, (как один из составляющих основ конституционного строя) (ст.
282 УК)[7].
Предложенная
научной общественностью классификация была подвергнута взыскательной критике со
стороны С. В. Дьякова считающего, что она уязвима по ряду причин.
Во-первых, в ней
не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается
научной четкости.
Во-вторых,
преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. ст. 278-280 УК РФ) посягают не на
легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или
политическую систему Российской Федерации[8].
По его мнению,
легитимность нельзя считать объектом указанных преступлений, несмотря на то,
что она страдает при совершении указанных преступлений. Не согласен С. В.
Дьяков и с отнесением разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату
документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), к преступлениям,
посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность[9],
так как государственная тайна имеет место не только в сферах экономики и
обороны. На наш взгляд, можно согласиться с высказанными предложениями, в
отношении отнесения государственной тайны в указанную группу исходя из того,
что государственную тайну образуют и иные сферы интересов, охраняемых
государством (например, оперативно-розыскная деятельность).
Авторы считают
оправданным включение преступлений, посягающих на сохранность государственной
тайны в отдельную группу. В данном случае их выделение в отдельную
самостоятельную группу произойдет за счет преступлений, посягающих и на внешнюю
безопасность, и на экономическую, и на обороноспособность. По мнению авторов,
это не будет противоречить основным принципам классификации, исходя из ее
некоторой условности и относительности, хотя в ряде случаев данная условность
может приобретать характер необходимости и неизбежности. Например, в случаях
перехода одного основания классификации в другую, либо когда одно основание
классификации входит в содержание нескольких предметов (экономическая
безопасность может быть содержанием внешней и внутренней безопасности).
По мнению С. В.
Бородина в целом классификация государственных преступлений (против основ
конституционного строя и безопасности государства) может быть представлена в
следующем виде:
–
преступления,
посягающие не внешнюю безопасность (ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на внутреннюю безопасность (ст. ст. 277, 278, 279, 280, 282 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на экономическую безопасность (ст. 281 УК)[10].
Предложенная С.В.
Бородиным классификация также не решила проблему отнесения ст. 283 и ст. 284 УК
РФ в указанную группу, более того усложнила ее. В научной и учебной юридической
литературе высказаны предложения о помещении ст. 283 УК РФ «Разглашение
государственной тайны» и ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих
государственную тайну» в главу 30 УК РФ о преступлениях против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления, исходя из видового объекта интересов службы[11].
По мнению
профессора Н. Ф. Кузнецовой «Уравнивать государственную измену с неосторожной
утратой документов, содержащих государственную тайну, значит отступить от
критериев структуризации Особенной части по родовым и видовым объектам»[12].
Действительно,
трудно себе представить, что анализируемые преступления (ст. ст. 283 и 284 УК
РФ) преследуют цель изменения конституционного строя или подрыва безопасности
государства, а если это не так, то они «не могут признаваться в качестве
деяний, непосредственно посягающих на такого рода объекты уголовно-правовой
охраны»[13].
В своей работе,
посвященной государственным преступлениям против основ конституционного строя и
безопасности государства, С. В. Дьяков предлагает свою классификацию, а именно:
–
преступления,
посягающие на внешнюю безопасность (ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на внутреннюю безопасность (ст. ст. 277, 278, 279, 280, 282 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на экономическую безопасность (ст. 281 УК РФ) [14].
Впоследствии А.
В. Наумов также подверг острой критике предложенную классификацию, полагая,
что, каждая их предложенных позиций имеет относительно самостоятельное
содержание и законодатель, конструируя нормы о рассматриваемых преступлениях,
создал составы преступлений, в которых тот или иной аспект безопасности
государства как объект соответствующих преступлений соединяется с другими
аспектами этой безопасности.
А. В. Наумов свое
несогласие с С. В. Дьяковым высказывает и по поводу замены внутренней
безопасности или политической системы РФ легитимностью государственной власти,
аргументирует это тем, что никаких противоречий между указанными объектами не
существует, они совпадают по своему содержанию[15].
В. В. Лунев, в
свою очередь, все государственные преступления делит на две большие группы:
–
преступления
против основ конституционного строя (ст.ст. 277-280, 282 УК);
–
преступления
против внешней безопасности государства (ст. ст. 275, 278, 281, 283, 284 УК РФ)[16].
Н. И. Ветров все
преступления рассматриваемой категории классифицирует по видам:
–
посягающие
на внешнюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 275, 276 УК);
–
посягающие
на политическую систему РФ (ст. ст. 277-280 УК);
–
посягающие
на конституционный запрет – разжигание национальной или религиозной вражды (ст.
282 УК);
–
посягающее
на сохранность государственной тайны (ст. ст. 283, 284 УК)[17].
А. С. Горелик в
зависимости от более конкретных объектов посягательства преступлений главы 29
УК РФ подразделяет их на следующие группы:
–
преступления,
посягающие на внешнюю безопасность (ст. ст. 275, 276 УК РФ;
–
преступления,
посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность (ст. ст.
277, 278, 279, 280, 281 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на конституционные основы национальных, правовых и религиозных
отношений (ст. 282 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на сохранность государственной тайны (ст. 283, 284 УК РФ)[18].
В соответствии с
конкретным содержанием непосредственных объектов рассматриваемой группы
преступлений P.P. Галиакбаров разбивает их на несколько групп:
–
преступления,
посягающие на безопасность государства (ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на политическую основу государства (ст. ст. 277, 278, 279, 280 УК
РФ);
–
преступные,
посягательства на экономическую безопасность государства и его
обороноспособность (ст. 281 УК РФ);
–
преступления,
посягающие на национальное, расовое и религиозное равноправие (ст. 282 УК РФ)[19].
Как известно, в
УК РФ, а именно в главу о преступлениях против основ конституционного строя и
безопасности государства Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ
были внесены изменения принципиального характера. Все это привело к
существенной трансформации объективной стороны преступления, предусмотренного
ст. 280 УК РФ, кроме этого законодатель также включил в нее две новые статьи (ст.
282 (1), ст. 282 (2) УК РФ)[20]. Таким образом, в связи
с законодательными поправками возникает необходимость формулирования
классификации рассматриваемых преступлений. Авторы предлагают классифицировать
преступления, включенные законодателем в главу 29 УК РФ, следующим образом:
–
преступления,
посягающие на внешнюю безопасность (государственная измена – ст. 275 УК РФ;
шпионаж – ст. 276 УК);
–
преступления,
посягающие на внутреннюю безопасность (посягательство на жизнь государственного
или общественного деятеля – ст. 277 УК РФ, насильственный захват власти или
насильственное удержание власти – ст. 278 УК, вооруженный мятеж – ст. 279 УК
РФ;
–
преступления,
посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия – ст. 281
УК РФ, разглашение государственной тайны – ст. 283 УК, утрата документов,
содержащих государственную тайну – ст. 284 УК);
–
преступления,
посягающие на конституционные основы национальных, правовых и религиозных
отношений (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – ст.
280 УК, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства – ст. 282 УК, организация экстремистского сообщества – ст. 282 (1)
УК, организация деятельности экстремистской организации – ст. 282 (2) УК).
В уголовном законодательстве зарубежных стран также предусмотрена
ответственность за рассматриваемые деяния. Например, в Уголовном кодексе
Франции в книге 4 «Преступления и проступки против нации, государства и
общественного спокойствия» раздел первый озаглавлен «Посягательства на
основополагающие интересы нации». В этом разделе содержатся главы: «Об измене и
шпионаже», «Об иных посягательствах на республиканские государственные
институты или целостность национальной территории», «Об иных посягательствах на
национальную защиту» и др.
Раздел первый, с которого начинается особенная часть Уголовного кодекса
ФРГ, озаглавлен: «Измена миру, государственная измена и создание угрозы
демократическому правовому государству». Во второй главе этого раздела — «Государственная
измена» содержатся: § 81 (Государственная измена Федерации), предусматривающий
ответственность за нарушение целостности ФРГ или изменение основанного на
конституции конституционного порядка с применением или попыткой применения
насилия; § 82 «Государственная измена земле», в котором говорится о
присоединении или отделении Земли либо изменении основанного на основном законе
Земли конституционного порядка также путем насилия или угрозы; § 83, устанавливающий
ответственность за приготовление к государственной измене; § 83, излагающий
признаки деятельного раскаяния.
Второе место в системе особенной части Уголовного кодекса Польши занимает
гл. XVII «Преступления против Республики Польша» (13 статей).
В разделе XII УК Белоруссии «Преступления против государства и порядка
осуществления власти и управления» выделена гл. 32 «Преступления против
государства».
В Уголовном кодексе Швейцарии к числу преступлений против государства
отнесены: государственная измена (ст. 265), посягательство на независимость
Конфедерации (ст. 266), действия и устремления иностранных государств,
направленные против безопасности государства (ст. 266 bis), и др.
В гл. 18 «О преступлениях, связанных с оскорблением монарха», и 19 «О
преступлениях против безопасности королевства» Уголовного кодекса Швеции
содержатся такие составы преступлений, как призыв к мятежу, вооруженная угроза
законному порядку, государственная измена, предательство в переговорах с
иностранной державой, шпионаж и др.
Первое место в Особенной части Уголовного кодекса КНР занимает глава
«Преступления против государственной безопасности», содержащая 12 статей.
Наиболее опасными законодатель считает причинение вреда суверенитету страны, ее
территориальной целостности и безопасности, совершенные в сговоре с иностранным
государством (ст. 102); организацию, планирование и практическое участие в
вооруженном мятеже или вооруженном бунте (ст. 104); совершение измены и переход
на сторону врага (ст. 108) и др. В случае причинения особо серьезного вреда
государству и народу в результате совершения таких преступлений в ст. 113
предусмотрена возможность применения смертной казни[21].
1.3. История
развития законодательства об ответственности за государственные преступления
Ко времени принятия Уголовного уложения 1903 года в уголовном
законодательстве России существовала довольно развернутая система норм об
ответственности за посягательства на «царствующего императора, императрицу или
наследника престола», а равно на верховную власть. Предусматривалась
ответственность и за государственную измену в разных ее вариантах (военная
измена, дипломатическая измена и пр.).
Уголовное уложение содержало жесточайшие наказания за политические
преступления. Так, смертная казнь предусматривалась за приготовление и
покушение на государя Императора и членов Императорского дома. Даже оскорбление
памяти усопших царственных особ наказывалось заключением в крепость.
Однако Уголовное уложение полностью в силу не вступило. По закону от 7
июня 1904 года (дополненному законом от 16 июня 1905 года) в действие были
введены: гл. III «О бунте против Верховной власти и о преступных деяниях против
священной особы Императора и членов Императорского дома» (ст. 99-107), гл. IV
«О государственной измене» (ст. 108-119) и значительное число статей гл. V «О
смуте» (ст. 120-137).
По сравнению с уложением о наказаниях 1845 года эти главы, как отмечали в
то время ученые-правоведы, «представляют значительный прогресс. Более точно
определен состав отдельных преступлений, разграничение отдельных степеней
виновности, устранение риторических украшений в обрисовке отдельных статей,
устранение различных образов и выражений, напоминавших китайских и японских
драконов и т.д. Но, по существу, по основным принципам, в них выраженным, эти
постановления были, так сказать, жизненно устаревшими к эпохе введения в
действие этих глав»[22].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|