Государственные преступления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава
1. Законодательство о преступлениях против государственной власти
1.1.
Понятие и система норм преступлений против государственной власти
1.2.
Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности
государства
1.3.
История развития законодательства об ответственности за государственные
преступления
Глава
2. Отдельные виды преступлений против основ конституционного строя и
безопасности государства
2.1.
Наиболее опасные преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства
2.2.
Другие преступления против основ конституционного строя и безопасности
государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема ответственности за преступления против основ конституционного
строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной,
хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными
преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности
данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений
деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного
законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства,
в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
Новые подходы законодателя к регламентации ответственности за
преступления против государства и отсутствие по этим вопросам достаточного
количества публикаций, системного изложения проблемы, неполное исследование
общего понятия и признаков преступлений против основ конституционного строя и
безопасности государства привели к необходимости разработки названных положений
в целях устранения пробелов в этой области, несогласованности отдельных
предписаний уголовного и иных отраслей права.
Проблема уголовно-правовой охраны государственной власти изучалась в
разное время такими известными учеными, как: Г.З. Анашкин, А.Е. Беляев, Д.И.
Богатиков, И.А. Бушуев, В.А. Владимиров, А.С. Горелик, П.И. Гришаев, П.Ф.
Гришанин, СВ. Дьяков, Л. Д. Ермакова, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, Б.В.
Здравомыслов, А.Н. Игнатов, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин, В.Ф. Кириченко, B.C.
Клягин, Т.А. Костарева, В.И. Курляндский, В.М. Лебедев, В.В. Лунеев, М.П.
Михайлов, А.В. Наумов, В.В. Сверчков, Н.Н. Смирнова, Е.А. Смирнов, Ю.В.
Солопанов, Н.С. Таганцев, Г.Г. Тельберг, М.В. Турецкий, Д.О. Хан-Магомедов,
А.В. Шведко, М.И. Якубович.
Вместе с тем, в работах этих ученых освещены не все аспекты проблемы
уголовной ответственности за подобные преступления, большинство же из них
написаны задолго до последних изменений уголовного законодательства, касающихся
исследуемых составов.
Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против
государства (государственных преступлений, особо опасных государственных
преступлений, преступлений против основ конституционного строя и безопасности
государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше
внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой
охраны. При этом единственным крупным изданием с комплексным уголовно-правовым
и криминологическим анализом преступлений против государства является труд С. В.
Дьякова «Государственные преступления (против основ конституционного строя и
безопасности государства) и государственная преступность», изданный в 1999
году.
Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой
борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности
государства.
Предмет исследования – современное и ранее действовавшее отечественное
уголовное законодательство об ответственности за преступления против
государства и практика применения норм, затрагивающих вопросы охраны основ
конституционного строя и безопасности государства.
Цель исследования – изучение преступлений, содержащихся в главе 29 УК РФ.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
–
исследование
исторического опыта регламентации уголовной ответственности за преступления
против государства в России;
–
анализ
норм Конституции Российской Федерации и различных отраслей законодательства,
соприкасающихся с проблемами уголовно-правовой охраны государственной власти;
юридический анализ признаков составов преступлений, предусмотренных
главой 29 УК РФ.
Методологической основой исследования является диалектический метод как
всеобщий метод научного познания. В процессе работы используются также
формально-логический, исторический, системный, сравнительно-правовой,
статистический и иные научные методы.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской
Федерации, уголовное законодательство и иные отрасли российского права, указы
Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской
Федерации, регламентирующие вопросы охраны основ конституционного строя и
безопасности государства.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ[1]
является объединение ряда глав по признаку родового объекта в разделы. Раздел Х
«Преступления против государственной власти» содержит 4 главы. Это: гл. 29
«Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»,
гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления», гл. 31 «Преступления против
правосудия» и гл. 32 «Преступления против порядка управления».
Аналогичные главы имелись и в Уголовном кодексе 1960 года. Однако в
действующем Кодексе они подверглись значительным изменениям, дополнениям и
уточнениям.
Прежде всего, изменилось расположение глав в системе особенной части, что
обусловлено развитием демократических начал уголовного права и переоценкой в
связи с этим приоритетов — на первое место уголовно-правовой охраны были
поставлены интересы личности, а не государства, как это имело место в Кодексе
1960 года.
Кроме того, изменились заголовки некоторых глав, входящих в данный раздел.
Они сформулированы с учетом видового объекта: «Преступления против основ
конституционного строя и безопасности государства» (гл. 29) вместо
«Государственные преступления»; «Преступления против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
(гл. 30) вместо «Должностные преступления».
Некоторые преступления в Уголовном кодексе 1996 года декриминализированы.
Например, террористический акт против представителя иностранного государства
(ст. 67 УК 1960 года); вредительство (ст. 174.1 УК РСФСР); злостное
неповиновение администрации исправительно-трудового учреждения (ст. 188.3 УК
1960 года); недонесение о преступлениях (ст. 190 УК 1960 года); оскорбление
работника милиции или народного дружинника (ст. 192.1 УК 1960 года); неоказание
помощи при столкновении судов или несообщение названия судна (ст. 204 УК 1960 года).
Вместе с тем Кодекс 1996 года криминализировал такие опасные деяния, как
вооруженный мятеж (ст. 279); отказ в предоставлении информации Федеральному
собранию Российской Федерации или Счетной палате РФ (ст. 287); провокация
взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); противоправное изменение
Государственной границы Российской Федерации (ст. 323) и др.
Большинство известных Кодексу 1960 года статей об ответственности за
преступления против государственной власти были изменены, уточнены и дополнены.
Эти изменения явились результатом значительной работы, проделанной
учеными и практическими работниками в плане совершенствования уголовного
законодательства, несмотря на те экономические, финансовые, социальные и прочие
трудности, с которыми наша страна столкнулась на современном этапе.
Указанные выше главы (29-32) объединены в единый раздел X по признаку
родового объекта. Им являются общественные отношения, обеспечивающие охрану
интересов, и нормальное, в соответствии с законом, функционирование
государственной власти. В ст. 10 Конституции[2] говорится:
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Вместе с
тем, учитывая то, что в разделе X УК содержатся 4 главы, различающиеся по
видовому объекту, целесообразно определить и составные части этого родового
объекта. К ним относятся:
1)
основы
конституционного строя и безопасности государства;
2)
правильное
функционирование органов государственной власти, государственной службы и
органов местного самоуправления;
3)
независимость
и правильное функционирование судебных, а равно и иных правоприменительных
органов, в том числе и органов, исполняющих наказания;
4)
правильное
функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой
деятельности.
Каждая из составных частей представляет собой видовой объект группы
преступлений, предусмотренных соответственно гл. 29, 30, 31, 32 УК.
Наиболее опасными среди этих групп преступлений являются преступления
против основ конституционного строя и безопасности государства, так как ставят
под угрозу не только деятельность органов государственной власти, но и
государство в целом.
Учитывая изложенное, преступления против государственной власти можно
определить как общественно опасные деяния, посягающие на закрепленные в гл. 1
Конституции РФ основы конституционного строя и на нормальное функционирование
государственной власти в лице ее законодательных, исполнительных и судебных
органов.
Нормы о преступлениях против государственной власти законодатель
классифицировал в зависимости от видового объекта посягательства, выделяя в
разд. X Кодекса четыре главы:
I.
Преступления
против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275-284).
II.
Преступления
против государственной власти, интересов государственной службы и службы в
органах местного самоуправления (ст. 285-293).
III.
Преступления
против правосудия (ст. 294-316).
IV.
Преступления
против порядка управления (ст. 317-330).
В рамках каждой из глав в зависимости от непосредственного объекта
посягательства может быть проведена дополнительная классификация. О
классификации в доктрине уголовного права высказываются разные точки зрения.
Говоря о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя, одни
ученые выделяют пять групп, другие — три, третьи — две. Данную проблему
целесообразно рассмотреть в следующей главе.
В статистических сборниках «Преступность и правонарушения» данные о
преступлениях, ответственность за которые предусмотрена в четырех главах X
раздела Кодекса, излагаются крайне скупо и лишь в отношении отдельных
преступлений. Так, в сборнике о преступлениях, совершенных в 2003 году,
приведены сведения о числе зарегистрированных фактов взяточничества в России,
дана характеристика лиц, совершивших эти преступления, названо число осужденных
за взяточничество[3]. В аналогичном сборнике
за 2004 год данные о преступлениях против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют
всего 10,7%. Возможно, что отдельные преступления против государственной власти
вошли в рубрику «прочие» (15%)[4].
К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности
государства законодатель отнес в основном те преступления, ответственность за
совершение которых предусматривалась в Уголовном кодексе 1960 года в главе
«Государственные преступления». Этой главой начиналась особенная часть Кодекса.
Раздел X УК РФ «Преступления
против государственной власти» начинается с главы 29 «Преступления против основ
конституционного строя и безопасности государства». Основы конституционного
строя Российской Федерации регламентированы в главе 1 Конституции Российской
Федерации, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических
отношений, политической системы общества, они являются приоритетными,
базисными, определяющими правовыми положениями, позволяющими, как сказано выше,
обеспечивать нормальное функционирование государственной власти.
Общественная
опасность преступлений против основ конституционного строя и безопасности
государства состоит в том, что они подрывают конституционный строй,
социально-экономическую и политико-правовую систему государства, его
безопасность, внутреннюю и внешнюю стабильность, ослабляют защищенность
жизненно важных благ и интересов личности, общество от исходящих угроз[5].
Таким образом,
видовым объектом данных преступлений являются основы конституционного строя и
безопасности государства.
Основным
непосредственным объектом выступают конкретные общественные отношения, на
которые посягают соответствующие преступления рассматриваемой главы, причиняя
им ущерб, вред.
В научной и
учебной литературе предлагаются различные классификации преступлений против
основ конституционного строя и безопасности государства.
А. И. Рарог в
зависимости от непосредственного объекта рассматриваемую группу преступлений
классифицирует на виды:
–
преступления
против внешней безопасности Российской Федерации (ст. ст. 275, 276 УК);
–
преступления,
посягающие на политическую систему РФ (ст. ст. 277-280 УК);
–
посягательство
на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК);
–
посягательство
на конституционный принцип недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду (ст. 282
УК);
–
преступления,
посягающие на сохранность государственной тайны (ст. ст. 283, 284 УК)[6].
Исходя из
непосредственного объекта А. В. Наумов (в первоначальной редакции гл. 29 УК
РФ), все преступления против основ конституционного строя и безопасности
государства предложил классифицировать следующим образом:
–
преступления,
посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 275, 276 УК);
–
преступления,
посягающие на легитимность государственной власти, то есть направленные на
насильственных захват или насильственное удержание власти в нарушении
Конституции Российской Федерации, а равно на насильственное изменение
конституционного строя Российской Федерации ст. ст. 278-280 УК);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|