Указания начальника следственного отдела по уголовному делу
даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний прокурору не
приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью
второй статьи 127 УПК РФ.
Грамотная работа начальника ОВД, прокурора, может помочь
избежать серьезных ошибок, которые встречаются в практике. «Дело обоснованно
направлено для дополнительного расследования в связи с тем, что срок
предварительного следствия продлен не уполномоченным на это должностным лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РСФСР срок
предварительного следствия до трех месяцев может быть продлен районным,
городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и
приравненными к ним прокурорами.
Как видно из данной нормы закона, заместителям прокурора
района не предоставлено право на продление сроков предварительного следствия.
По делу в отношении К. сроки предварительного следствия
были продлены заместителем прокурора Приморского района г. Санкт – Петербурга,
т.е. не уполномоченным на это должностным лицом.
Кроме того, по делу нарушены требования ст. 129 УПК РСФСР,
поскольку при возобновлении следствия дело следователем к своему производству
не принято».[34]
Указания прокурора по уголовным делам, данные в
соответствии с правилами, установленными УПК РФ, обязательны для начальника
следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не
приостанавливает их исполнения.
Взаимодействие
между следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как
правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном
следователю. Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или
готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой
стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,
эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для
осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и
задержании преступника. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении
в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в
срок не более десяти суток должно быть принято решение о возбуждении
уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела. Возбуждение
уголовного дела – первая стадия уголовного процесса, которая создает
необходимые основания для дальнейших следственных действий. С выявлением
повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для
установления оснований возбуждения уголовного дела. УПК РФ определяет, что
единственным следственным действием, проведение которого возможно до
возбуждения уголовного дела является осмотр места происшествия.[35]
Первостепенная
и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о преступлении – пресечь
преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника.
Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о
преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей
своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами.
Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия, его
квалифицированный осмотр следователем – непременное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление
сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее
эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое
использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию
преступления по «горячим следам».[36]
Существует
тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места преступления и
содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых
зависят от полноты и качества осмотра. Поскольку успех работы на месте
совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого
следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как
основной организационной формой взаимодействия является
следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема
комплектования этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и
управления их деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что
следователь является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он
осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы,
обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения
следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе
подготовки, так и при его проведении.
Перед
осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его
особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен проверить,
соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей работы, и при
необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо
оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. В
ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра,
дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в
области судебной медицины, кинологу и другим. При осмотре места происшествия
большое значение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участвовавших
в его проведении, четкое определение характера их действий, своевременное
взаимное информирование. В осмотре места происшествия специфическая роль
отводится специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными
актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии,
упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе
сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.[37]
Члены
группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от
участковых уполномоченных. Ведомственными нормативными актами закреплено, что
участковый уполномоченный милиции прибывает первым на место происшествия, он
обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и
собрать предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а
также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он информирует следователя и
оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о
пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения
руководителя СОГ. Участковый уполномоченный, не будучи специалистом, как
правило в осмотре участия не принимает. Следователь обязан решить и другую
задачу – в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных
данных принимать меры к установлению и задержанию преступника. Основная работа
по установлению и розыску преступников возлагается на оперативного работника и
взаимодействующую с ними дежурную часть.
Согласно
ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и
задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных
дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует
розыск преступника по горячим следам. «В соответствии с ведомственными
нормативными актами взаимодействие с дежурной частью в период осмотра
возглавляется на оперативного работника. Он должен сообщить в дежурную часть
сведения о характере преступления. Приметы подозреваемых, похищенного, а также
другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников».[38] Таким
образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью
опосредованно – через оперативного работника.
Дежурная
часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его движения и
возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание
преступника, высылает группы немедленного реагирования[39]. В ходе
осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый
уполномоченный информируют друг друга и дежурную часть о данных, имеющих
значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств совершенного
преступления. Большое значение приобретает оперативность использования
информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам. Как
показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. Совместное
обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является
первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии работы еще нет
возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и
начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных
увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения
для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные
версии и составляется единый план первоначальных следственных и
оперативно-розыскных действий. Следователь и оперативный работник обязаны
совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе
полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия.
При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы
производства оперативно-розыскных действий, а следователь – если есть
основания – немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство
необходимых следственный действий.[40]
Таким
образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения
уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений.
Центральным элементом этой работы является совместная организованная
деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и
следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем
одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в
возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по
посредственности или подсудности.
Неправильная организация взаимодействия на
данном этапе способна породить неправильное применение уголовно-процессуального
закона.
Так, например, «положения ст. 26 УПК РСФСР не
препятствуют соединению в одном производстве уголовных дел в том случае, когда
одно и то же лицо по одному делу является обвиняемым, а по другому -
потерпевшим.
26 ноября 2000 г. по факту обнаружения трупа
Смирнова возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено,
что убийство потерпевшего совершили Иванов, Коренков и Непомнящих.
28 ноября 2000 г. по заявлению Коренкова в
отношении Непомнящих и Иванова возбуждено уголовное дело о покушении на его
убийство.
Постановлением следователя указанные уголовные
дела в соответствии со ст. 26 УПК РСФСР были объединены в одно производство.
Постановлением судьи уголовное дело со стадии
назначения судебного заседания направлено на дополнительное расследование со
ссылкой на нарушение требований ст. 26 УПК РСФСР, которое, по мнению суда,
выразилось в том, что в одном и том же деле процессуальное положение Коренкова
является различным (обвиняемый и потерпевший).
Судебная коллегия отменила данное
постановление, указав, что правила ст. 26 УПК РСФСР не препятствуют объединению
в одном производстве уголовных дел в том случае, когда одно и то же лицо по
одному делу является обвиняемым, а по другому - потерпевшим.
По смыслу закона основным требованием к
соединению и разделению дел является обеспечение более полного, всестороннего и
объективного исследования всех обстоятельств преступного деяния.
Более того, уголовно - процессуальный закон (ч.
5 ст. 109 УПК РСФСР) предусматривает объединение в одном производстве жалоб лиц
о преступлениях, дела по которым возбуждаются в порядке частного обвинения,
именно с целью всестороннего и объективного рассмотрения дела. При этом
различное процессуальное положение одного и того же лица в одном деле не
является препятствием для такого объединения.
Дело направлено на новое судебное рассмотрение
со стадии назначения дела к слушанию в тот же суд».[41]
Законодатель и
предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно
проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных
формах: процессуальной и организационной. Процессуальными формами являются:
–
поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий;
–
содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий;
–
уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам,
переданным ему органом дознания до установления преступника.
Поручение
следователя органу дознания о производстве розыскных действий является
наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении
расследования преступлений.[42]
Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого
органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия. В
практической деятельности следователи часто прибегают к поручениям о
производстве розыскных действий. Взаимодействие следователя и оперативного
работника так же может быть начато с момента передачи материалов, собранных в
ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до
полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была
задокументирована оперативно-розыскным путем. Другим по характеру будет
оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда
имело место неочевидное преступление. С учетом этого в деятельности оперативных
подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела:[43]
–
возбуждаемые по материалам оперативной проверки;
–
возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не
установленными.
В
оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и
оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного
преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных
выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по
уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план
следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все
документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и
докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение
такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы,
после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении
оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий. Согласно п.п.1, 3 ст.
7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие правомочны
проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку
информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной
деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей.[44]
В
п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что в
распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в
результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о
криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся
полной. В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы
безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на указанную спецслужбу возложена
обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Однако данные сведения могут быть обнаружены и оперативными подразделениями
органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой
работы. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения
ФСБ. Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре
уголовных преступлений имеют форму криминальной информации, то проводятся
оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление достоверности
указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах. Решая
вопрос о необходимости проведения дознания, предварительного следствия,
разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ – пенитенциарного
проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их
обнаружения перепроверяются за счет дублирования источников, а также
соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного
и того же объекта. В зависимости от содержания информации, общественной
опасности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник
определяет виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом
случае. По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную оперативную
проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании
которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в
соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или
проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе
этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной
проверки. Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием
собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а
также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению
действий.[45]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|