Далее
все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и
докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение
такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы,
после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении
оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий. Согласно п.п.1, 3 ст.
7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие правомочны
проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку
информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной
деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей.[17]
В
п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что в
распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в
результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о
криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся
полной. В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы
безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на указанную спецслужбу возложена
обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Однако данные сведения могут быть обнаружены и оперативными подразделениями
органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой
работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей
компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения
ФСБ. Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре
уголовных преступлений имеют форму криминальной информации. То проводятся
оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление достоверности
указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах. Как
правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности информацию,
сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес,
сотрудник оперативного подразделения проверяет ее. Решая вопрос о
необходимости проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства
по факту административного правонарушения, а в ИУ – пенитенциарного проступка.
В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения
перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между
собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта.
В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и фактов, а
также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды
оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.
По
общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную оперативную
проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании
которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в
соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или
проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе
этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной
проверки. Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник
завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено,
пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или
обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические
задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя
оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию
этого начальника оно сдается в архив. Предварительная оперативная проверка
может завершаться использованием собранных материалов для профилактики
противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных
замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование
собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их
легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности,
соответствующей содеянному ими.
Поручение
следователя органу дознания о производстве следственных действий также
является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании
преступлений. Возможности этой формы определяются:
1. пределами самих поручений;
2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть
поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.
Начнем
с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно-процессуальный закон не
содержит.
Совершенно
очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей
следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений
непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в
производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих
функций. Практически такое положение несущественно потому, что следователь
физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю
совокупность следственный действий, диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в
виду не только сложные или большие по объему дела. Даже по делу, например, о
квартирной краже, совершенной опытным преступником, в случае раскрытия по
оперативно-розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следственных
действий в одно и тоже время. Что касается остальных следственных действий, то
в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости
от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач.
Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей
производились работниками органов дознания по 76% изученных архивных уголовных
дел, допросы потерпевших – по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки – по 6 %,
задержания в – по 18%, освидетельствование – по 3,7 % и поручение образцов для
сравнительного исследования – по 2 % дел. Здесь уместно привести и полученные
данные о принадлежности к тем или иным службам органов дознания,
непосредственных исполнителей следственных действий. Так, по 76,3% уголовных
дел были работники уголовного розыска, по 11,5% – работники ОБЭП, по 25,7% -участковые
уполномоченные, по 6,4% – работники ГИБДД, по 2,6% – паспортные работники и по
2,2% дел – работники других служб. На практике имеют место случаи, когда
(особенно о производстве розыскных действий) возникает срочная необходимость
провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо
возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее
поручение.
Содействие
органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий
представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в
процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в
оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически
трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а
также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить
функции, присущие органам дознания.
В
соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю
может выражаться;[18]
1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных
действий;
2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем
отдельного следственного действия;
3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве
отдельных следственных действий;
4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических
средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных
действий;
5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения
следователю возможности производства отдельных следственных действий;
6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на
повышение эффективности производства отдельных следственных действий.
Рассмотрим
каждую из указанных форм:
1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного
проведения следователем отдельных следственных действий. К этой группе форм
содействия относятся:
–
оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания.
–
оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет проводиться
обыск.
–
сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место
происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения
следственного эксперимента, а также при производстве других следственных
действий с его участием;
–
сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю,
при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются
основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.
2. Непосредственное участие оперработника в производстве следователем
отдельного следственного действия. УПК РФ не содержит прямых указаний о праве
следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному участию
в производстве отдельных следственных действий. Однако он может привлекать их к
такому содействию. Участвуя в производстве того или иного следственного
действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в
содержание этого действия. При этом может быть получена информация, которая с
точки зрения следователя к делу не относятся, но окажется исключительно
полезной для проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий.
3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве
следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов
чаще всего выступают эксперты-криминалисты. Особенно полезно оказываемое или
содействие при производстве осмотра места происшествия. Какими бы хорошими
познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники,
специалист-криминалист всегда может более эффективно применить
научно-технические средства в целях обнаружения, фиксации и изъятия следов
преступления и предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу.
Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время,
необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия.
Второе место по степени оказания содействия занимают работники ГИБДД. Они
участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП, а также
при производство следственного эксперимента. Третью категорию лиц, которые
оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о
поджоге и преступном нарушении противопожарных правил, составляют работники
государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве
следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр
проводится работниками государственной противопожарной службы как органа
дознания.
4. Представление органом дознания следователю научных и технических
средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных
действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве
отдельных следственных действий преимущественно применяются
специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и
непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов
дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств
(металлоискателя, электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют
находящуюся в ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для
производства того или иного следственного действия (чаще всего обыска)
следователю могут понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения
(лопаты, лом и т.п.), которые по его требованию должны быть представлены
органом дознания.[19]
5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения
следователя возможностью производства отдельных следственных действий. Наиболее
распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом
обвиняемого и свидетеля в случае их неявки без уважительной причины к
следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных
мер по отношению к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в
процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и
получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях, когда,
например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться
освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей при
изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для сравнительного
анализа, а без этого установить истину по делу не представляется возможным.
Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или свидетелем. Если следователь
еще до начала производства следственного действия имеет основания полагать, что
ему будет оказано противодействие, то он заблаговременно обращается с
требованием к органу дознания о выделении необходимых работников. Если же
противодействие оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается
в процессе проведения следственного действия.
6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение
эффективности производства отдельных следственных действий. Необходимость в
оказании этого содействия возникает при проведении следственных действий,
требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных
средств и методов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и
допросу подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены
оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или
помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест
хранения разыскиваемых предметов и т.п. Оперативно-розыскным путем можно
получить и весьма ценную информацию об особенностях характера подозреваемого
(обвиняемого), его привычках, склонностях, о предполагаемой линии поведения и
тех уловках, к которым он может прибегнуть на допросе. Получив соответствующую
информацию следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее
использования, так и линию собственного поведения при производстве того или
иного следственного действия. Уведомление следователя о результатах
оперативных мероприятий по делам, переданным ему органом дознания до
установления преступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в
отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем,
что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей
подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами.[20]
Подводя
итог, можно отметить следующее. Ведомственными нормативными актами МВД РФ
установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу
таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью
организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности
следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же. И это
правильно, поскольку «закон, устанавливая по большинству уголовных дел
обязательность предварительного расследования исходит из того, что следователь,
а не орган дознания наиболее подготовлен для ведения производства по этим делам».
Однако на практике всегда имеют место случаи, когда возникает необходимость в
производстве неотложных следственных действий, а следователь почему-либо не
может немедленно приступить к расследованию. Когда же следователь приступает к
расследованию, он должен знать, какая оперативно-розыскная работа проводится по
делу, переданному ему органом дознания до установления преступника. Однако
следователь, по тем или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о
результатах этой работы, а следовательно, не может использовать их в интересах
следствия.
Основными
организационными формами взаимодействия являются следственные и
следственно-оперативные группы.
Разница
между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем:[21]
следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема;
работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков,
достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой
следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|