Правильная
и своевременная организация выезда на место происшествия, его
квалифицированный осмотр следователем – непременное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление
сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее
эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое
использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию
преступления по «горячим следам».
Существует
тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места преступления и
содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых
зависят от полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что
отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале расследования,
неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое составление
протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование преступлений.[8]
Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными
из которых являются быстрота и своевременность выезда на место совершения
преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное
исследование специальных средств и методов представителями различных служб и
подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать
совместную работу взаимодействующих лиц.
Поскольку
успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от
усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а
так как основной организационной формой взаимодействия является
следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплектования
этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их
деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь
является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет
руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает
согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя
являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки,
так и при его проведении. Перед осмотром, в зависимости от категории
совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п.
следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и
особенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной
частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов,
работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного
происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при
осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить
сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики,
химики, строители и т.п.[9]
В
ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра,
дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в
области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую
координацию следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно
использовать в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы
преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия. Таким образом, при
осмотре места происшествия большое значение имеет правильное распределение
обязанностей среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение
характера их действий, своевременное взаимное информирование. Тактические
особенности места осмотра состоят в том, что место происшествия исследуется
членами следственно-оперативной группы с разных точек зрения и с применением
различной методики. Иными словами, это исследование носит комплексный
характер. В осмотре места происшествия специфическая роль отводится
специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами
он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.[10] Содействует
полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических
средств и методов. Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных
действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь
исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-технических
средств при выявлении и фиксации материальных следов преступления определяет
сам специалист.
Члены
группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от
участников инспектора. Ведомственными нормативными актами закреплено, что
участковый уполномоченный милиции прибывает первым на место происшествия, он обязан
обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и собрать
предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а также
лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он информирует следователя и
оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о
пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения
руководителя СОГ. Участковый уполномоченный, не будучи специалистом, как
правило в осмотре участия не принимает. За исключением случаев, когда он знаком
с местом, где совершено преступление и может помочь восстановлению обстановки.
Обязанность следователя собрать воедино разнообразные данные осмотра,
проанализировать их в связи с полученными результатами решить вопрос о
дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно определить
обстоятельства, при которых было совершено преступление.[11]
Следователь
обязан решить и другую задачу – в зависимости от результатов осмотра места
происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и задержанию
преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение
участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на
оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно
ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и
задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных
дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует розыск
преступника по горячим следам. По поручению следователя производит
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с
ведомственными нормативными актами взаимодействие с дежурной частью в период
осмотра возглавляется на оперативного работника. Он должен сообщить в дежурную
часть сведения о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а
также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников.[12]
Таким
образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью
опосредованно – через оперативного работника. Это имеет большое практическое
значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре места
происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия[13].
В
соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по органу
внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых, сотрудников
ГИБДД, участковых уполномоченных, а также сотрудников ОВД на транспорте и при
необходимости информируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная
часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его движения и
возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание
преступника, высылает группы немедленного реагирования.[14]
В
ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и
участковый уполномоченный информируют друг друга и дежурную часть о данных,
имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств
совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место
происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в
решении организационных и тактических вопросов, связанных как с самим выездом,
так и с производством других, вытекающих из результатов осмотра неотложных
следственных и оперативно-розыскных действий. Большое значение приобретает
оперативность использования информации с целью проверки полученных данных,
особенно по горячим следам. Как показывает практика, наиболее быстро
реализуются устные поручения. При осмотре места происшествия, когда следователь
и оперативный работник находятся рядом, эта форма задания является самой
целесообразной. Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его
начальной стадии является первоначальной формой обмена информацией. На этой
стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем
осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество
полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их
дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра
намечаются определенные версии и составляется единый план первоначальных
следственных и оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что
осмотр и выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам
отделены друг от друга во времени. В действительности очень редко бывает так,
чтобы члены следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении,
а потом обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти
два рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение
получаемой информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него
сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых
розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгладились
в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы обстоятельно их
обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР показало, что такое
обсуждение осуществляется не всегда. Какова же роль следователя и оперативного
работника в построении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером
информации, который каждый из них располагает в результате осуществления своих
функций при осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего
информацию об изменениях в материальной обстановке осматриваемого места,
которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать
лицо, его совершившее.
Оперативный
работник получает сведения о преступлении от потерпевших, очевидцев,
свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение информации на
два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный
работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей территории,
а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра
или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей. После завершение
осмотра, взаимодействие следователя и оперативного работника продолжается
вплоть до момента, пока следователь, возглавивший группу не сообщит, что
необходимость в этом отпала.
Следователь
и оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать
результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные
следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник
самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-розыскных
действий, а следователь – если есть основания – немедленно возбуждает
уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий. Таким
образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения
уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений.
Центральным элементом этой работы является совместная организованная
деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и
следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем
одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в
возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности
или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается
соответствующая запись.[15]
В
ходе предварительного расследования тщательно выясняются обстоятельства
совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право
органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные
действия и оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальными формами являются:
– поручение
следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий;
– содействие
органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий;
– уведомление
следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему
органом дознания до установления преступника.
Поручение
следователя органу дознания о производстве розыскных действий является
наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении
расследования преступлений. Именно в максимальном использовании
оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит
прежде всего сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи
часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Необходимость
дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах
предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера
уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной
следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с
помощью оперативно-розыскных мер. В следственной практике встречаются различные
варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,
следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,
противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным
путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по
уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С
учетом этого в деятельности оперативных подразделений
разведывательно-поискового сопровождения требуют дела:[16]
1.
возбуждаемые по материалам оперативной проверки;
2.
возбуждаемые по факту неочевидных преступлений,
виновники которых остались не установленными.
1.
В первом случае оперативно-розыскные меры
необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным
расследованием, а также выявления фактов. Могущих стать доказательствами. Во
второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для значительного
повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание
документов по возбужденному уголовному делу. Если преступник сразу не
установлен, то одновременно с возбуждением уголовного дела заводится
оперативно-поисковое дело и составляется план оперативно-розыскных
мероприятий, обеспечивающих установление лиц, совершивших преступление, за счет
максимального использования различных источников информации при помощи которых
можно узнать, кто совершил преступление. В оперативно-поисковом деле
сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц,
подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого
оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со
следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о
заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по
раскрытию преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|