Следственно-оперативная
группа, созданная для раскрытия конкретного преступления (целевая).
Ведомственными
нормативными актами предусмотрено создание целевой (временной) СОГ - для
расследования преступлений по конкретному уголовному делу.
Такая
СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если
к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после
установления лица, совершившего преступление.
Совместная
следственно-оперативная группа.
Ведомственными
нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных
групп (бригад) - для расследования тяжких преступлений, в том числе
совершенных организованными преступными группами, либо для расследования
сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут
включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и
федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой
следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию
деятельности организованных преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в
целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб
и расследованию деятельности организованной преступной группы. Инициатором
создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор, следователь, принявший
дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию
материалов оперативно-розыскной деятельности. Руководителем СОГ назначается
прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из
следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме
работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя,
создаваться штаб во главе с начальником штаба. Начальник ОВД, начальник
следственного подразделения, оперативных подразделений (последние только в
части проведения оперативно-розыскных действий) организованное руководство
осуществляют в силу своего должностного положения. Они постоянно контролируют
деятельность СОГ путем наблюдения за выполнением согласованных планов
проведения следственных и оперативно-розыскных действий, заслушивают
следователя - руководителя (ежедневно или еженедельно) и других членов группы
о результатах их работы, а также, иногда, лично участвуют в производстве
расследования, проводят допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они
осуществляют координацию действий СОГ с другими службами. При этом
руководителем должен быть не просто начальник по должности, а работник
следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся следователем
по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник отдела надзора за
следствием и т.п. Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия
от своего имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее
членами. Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством, а оперативные работники в
соответствии с законодательством РФ. В соответствии с УПК РФ следователи обладают
широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве
предварительного расследования, за исключением случаев, когда предусмотрено
получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или начальник
следственного отдела) вправе давать следователю указания о производстве
предварительного следствия. Такие указания даются следователю в письменной
форме и являются обязательными для исполнения. Однако, в случаях несогласия
следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации
преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого
суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему
прокурору с изложением своих возражений и приостановить их выполнение. В этом
случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника
следственного отдела) или исключает данного следователя из состава
следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство
другому следователю. Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий
между следователем и оперативным работников. Таким образом, положительные
стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных,
поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном
использовании оперативной информации для получения документов по делу,
изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.
Важная
и ответственная роль в управлении принадлежит руководящим кадрам. Поэтому к
ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель
должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудникам
органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для
того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он
должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом
сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства органом либо
подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения
и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской
деятельности.
Умение,
по сравнению со знаниями и навыками, является более сложным психологическим
фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на
основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с
действиями по их реализации, выражается в правильном использовании знаний для
решения практических задач.
Особые
умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют
существенную часть его деятельности, в том числе и по обеспечению
взаимодействия своих подчиненных – следователей и работников органов дознания.
Их можно разделить на 3 группы:
1.
Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций
руководителя;
2.
Командные умения, необходимые для эффективного руководства личным составом при
выполнении функций охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
3.
Педагогические умения, необходимые для реализации воспитательных функций.[12]
Организаторские
умения связаны с реализацией управленческого цикла (перспективного и текущего
планирования, сбора, обработки и анализа управленческой информации, принятия
управленческих решений, организации исполнения принятых решений, оценки
оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава
на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и
наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации основных
форм работы руководителей: организовывать и вести служебное совещание,
планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей,
вести телефонные разговоры и служебную переписку, оптимально сочетать режим
труда и отдыха.
Организаторские
умения руководителя связаны также с организацией коллективных форм работы:
правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование
совместной работы, организация взаимодействия между подразделениями органа
внутренних дел, планирование связи с общественными формированиями при
организации охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, умение
работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений:
познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприятный
морально-психологический климат, предупреждать и разрешать конфликты, работать
с ближайшими помощниками и активом; вырабатывать оптимальный стиль работы в
зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять
соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.
Очевидно,
что этот комплекс умений, помимо опыта и жизненной мудрости, требует обширных
знаний в области психологии.
Важными
и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной
деятельности личного состава: рационально и эффективно использовать силы и
средства, добиваться максимальных результатов при минимизации трудовых и материальных
ресурсов; организовывать творчество и инициативу сотрудников, объективно
оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной
деятельности органа.
Наконец,
следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной
работы руководителя. Нацеливая подчиненных на эффективную работу,
руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности и
деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего должностного положения
ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать
свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время,
обладать высокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику.[13]
Командные
умения руководителя органа внутренних дел характеризуют его как строевого
командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и
эффективно использовать вверенные силы и средства для выполнения поставленных
перед органом внутренних дел задач; способность проявлять твердую волю и
принимать оптимальные решения в самых критических ситуациях; обладания
навыками командования людьми.
Педагогические
умения руководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогического
воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без
наличия высоких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом.
Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает.[14] Эти умения
базируются на знаниях в области психологии и педагогики, принципов, форм и
методов воспитательной работы. Они предполагают наличие у руководителя педагогического
такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива,
находить индивидуальный подход к конкретной личности, владеть устной речью,
уметь убеждать подчиненных в своей правоте.
Руководители следственных аппаратов и оперативных
подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины
прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно
определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и
оперативно - розыскной деятельности.
В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ
ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию
преступлений.
Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся
обстановки) проверяется работа не менее 2 - 3 горрайлинорганов по организации
раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".
Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1
- 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и
поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам,
намечаются мероприятия по их устранению.
Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию
преступлений определяется по итогам полугодия и года.
Начальник следственного отдела осуществляет контроль за
своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению
преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному
производству предварительного следствия по уголовным делам.
Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные
дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о
привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий,
передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела
нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного
следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом
полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу
даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний прокурору не
приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью
второй статьи 127 УПК РФ.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в
соответствии с правилами, установленными УПК РФ, обязательны для начальника
следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не
приостанавливает их исполнения.
В
заключение данной работы мне хотелось бы сказать, что в данное время
взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопустимо
низком уровне.
А
именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы не
изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее
оборудование, что особенно актуально в настоящее время.
Если
аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и
задачами, едиными мероприятиями и планами
эффективность работы возрастет в несколько раз.
Хочется
отметить, что проблема взаимодействия в ОВД, а в
частности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют
дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую
деятельность ОВД, чем нам в скором времени и
предстоит заняться.
1.
Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации
от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч.
I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
2.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от
14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
3.
Федеральный закон «О Прокуратуре Российской
Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005) // СЗ РФ от 20.11.1995,
№ 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.
4.
Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред.
от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от
09.05.2005, № 19, ст. 1752.
5.
Положение о совместных следственно-оперативных
группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой
полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных
групп. Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП
№ 32
6.
Инструкция «О порядке приема, регистрации, учете и
разрешении заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и
другой информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД
СССР № 415 от 11.11.1990 г.
7.
Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по
организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в
расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от
18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть
III, М., 1996.
8.
Взаимодействие следователей с оперативными
работниками органов внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л. М. Карнеевой. -М.:
ВНИИ ВМД СССР, 1981.
9.
Вопросы расследования преступлений. Справочное
пособие под общ. ред. И. Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд.
2-е. -М.: Спарк, 1997.
10. Гриянов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. - М.: Новый юрист, 1997.
11. Научно-практический комментарий к УПК РФ./Под ред. В. М. Лебедева;
Науч. Ред. В. П. Божьев. – М.: Спарк, 2002.
12. Петелин Б. Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1986.
13. Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация,
взаимодействие, тактика. - М., 1992.
14. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:
сравнительный анализ//Государство и право. - № 1. - 1997.
15. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к
возбуждению уголовного дела // Законность. - № 12. –1995.
ШТАМП Начальнику
_________________________
органа предварительного
(наименование органа
следствия
____________________________________
________ No. ____________ дознания,
звание, фамилия,
(дата) (исходящий
инициалы)
номер)
ПОРУЧЕНИЕ
о производстве отдельных следственных
действий
(оперативно-розыскных, розыскных
мероприятий)
В моем производстве находится уголовное дело
No. _______________
______________________________________________________________________
(обстоятельства, установленные в ходе
предварительного
______________________________________________________________________
расследования и подлежащие
выяснению)
______________________________________________________________________
На основании изложенного и руководствуясь п.
4 и 5 части второй
ст. 38 и (или) частью первой ст. 152 УПК РФ,
ПРОШУ:
______________________________________________________________________
(указывается, что конкретно необходимо
установить,
какие следственные действия,
оперативно-розыскные,
______________________________________________________________________
розыскные мероприятия и к какому сроку
требуется выполнить)
Приложения
______________________________________________________
Следователь
_____________________________________________________
(наименование органа
предварительного следствия,
классный чин или
звание,
______________________________________________________________________
фамилия, инициалы следователя)
__________________
(подпись)
[1] Советский энциклопедический
словарь. Издание 2. -М.,
1983
[2] Хомич В. Предварительная проверка материалов,
послуживших поводом к возбуждению уголовного дела. //Законность, № 12-1995.
-С. 23.
[3] Сидоров В.Е. Начальный этап расследования:
организация, взаимодействие, тактика. - М., 1992. -С. 34.
[4] Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Методическое пособие подред. Л.М. КарнсевоЙ. -М.. ВНИИ МВД
СССР, 1981. -С. 26.
[5]
Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.
[6] Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.
Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.
[7] Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224.
[8] Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С.
228.
[9] Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова,
А.Я. Качанова. Изд. 2. -М-: «Спарк». -1997. -С. 233.
[10] Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.
[11]
Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный
анализ/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64.
[12] Коренев А. П. Основы управления в ОВД. – М.: Щит-М, 2001. – С. 27.
[13] Коренев А. П. Основы управления в ОВД. – М.: Щит-М, 2001. – С. 27.
[14] Роберт М. Фалмер.
Энциклопедия современного управления. Т. 3. Выполнение как функция управления.
– М.: ВИПКэнерго, 1992. – С. 123.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|