Формы взаимодействия следователя с органами дознания
План:
Введение. 4
1. Понятие, значение,
правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания 5
2. Процессуальные
формы взаимодействия следователя с органами дознания. 8
3. Организационные
формы взаимодействия. 26
4. Роль начальника
следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия. 31
Заключение. 36
Список
используемой литературы: 37
Приложение 1.
Поручение о производстве отдельных следственных (оперативно-розыскных)
мероприятий. 39
Во
введении данной курсовой работы хотелось бы сказать, что в настоящее время
получили развитие новые формы взаимодействия,
внедряется специализация сотрудников, совершенствуется
опыт создания следственно-оперативных групп по
отдельным направлениям деятельности.
Оправдала
себя практика организации специализированных подразделений оперативных службах
и следствии.
В
то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции
органов внутренних дел - раскрытие тяжких преступлений.
В
работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере
используются криминалистические средства и методы,
низкой остается организаторская роль руководителей горрайлинорганов.
В
связи с создавшимся положении необходимой и важной темой исследования является проблема взаимодействия органов дознания и предварительного расследования.
К
сожалению рамки курсовой работы не позволяют досконально изучить названную
проблему, однако автором делается попытка охватить основные вопросы данной
темы.
С
точки зрения науки философии взаимодействие - философская категория,
отражающая процессы воздействия объектов друг на
друга, их взаимную обусловленность и порождение
одним объектом другого. Взаимодействие - объективная и универсальная форма
движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой
материальной системы.[1]
Переходя на более низкий уровень можно рассматривать конкретно взаимодействие
органов внутренних дел так, как это делает наука ОРД: Взаимодействие -
деятельность, заключающаяся в наиболее целесообразном выборе и реализации
организационных и тактических мер, направленных на создание оптимальных условий
для решения задач борьбы с преступностью путем осуществления упорядоченных и
взаимоувязанных действий двух или более субъектов. Еще более конкретизируя
понятие и оставаясь в рамках науки ОРД можно вывести что: Взаимодействие
органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе,
согласованная по целям, месту и времени, деятельность данных субъектов,
осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений,
а также розыска преступников. Там же приводятся
формы взаимодействия вышеуказанных органов. Это: 1. Законность 2. Научность 3.
Плановость 4. Общность интересов 5. Нормативность 6. Равенство прав субъектов.
Основным нормативным актом, регулирующим процесс
взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ
от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении Инструкции по организации
взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии
преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.) Данный иормативно-правовой акт хотя и не дает определения
взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы как то:
·
соблюдение законности,
конституционных прав и свобод граждан;
·
комплексное использование сил и средств органов
внутренних дел;
·
персональная ответственность следователя,
руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной
безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
·
самостоятельность
следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным
законодательством;
·
самостоятельность сотрудников оперативных
подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности а рамках действующего
законодательства;
·
согласованность планирования следственных действий
и оперативно-розыскных мероприятий;
·
непрерывность взаимодействия в организаторской
деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
Прежде
всего обращает на себя внимание конкретность указанных принципов
в отличии от приведенных ранее, что и не удивительно,
поскольку непосредственно закон, как регулятор
практической деятельности ОВД должен быть более конкретен нежели
общетеоретические научные выкладки. Кроме принципов закон определяет основные
задачи взаимодействия:
·
обеспечение неотложных следственных действий и
оперативно- розыскных мероприятий при совершении
преступлений;
·
всестороннее и объективное расследование
преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной
ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
·
осуществление мероприятий, направленных на
возмещение материального ущерба, причиненного
гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными
действиями виновных лиц.
Хотелось
бы отметить что если две первые задачи решаются в настоящее время органами
внутренних дел на достаточно высоком уровне, то третья задача, а конкретнее
возмещение материального ущерба в современных условиях является почти
недостижимой. Юридическая наука выделяет также формы такого взаимодействия:
1.
Обмен информацией
2.
Совместное планирование
3.
Совместный анализ и оценка оперативной обстановки
4.
Совместная учеба и разбор реализованных дел
5.
Совместная работа на месте происшествия.
Данные формы выведенные наукой нашли свое отражение в
нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений, а в завершение
общей характеристики взаимодействия дознания и предварительного расследования хотелось бы
привести нормативно-правовую основу данного
взаимодействия:
·
Конституция Российской Федерации;
·
уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
·
законодательство в сфере оперативно-розыскной деятельности;
·
международные договоры РФ по вопросам взаимодействия
правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
·
Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и
раскрытии преступлений, ведомственные и межведомственные нормативные акты.
В
соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между
следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило,
с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении,
подследственном следователю. В органах внутренних дел сложилась четкая система
дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными
нормативными актами.
Дежурная
часть призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся
преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии
четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,
эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для
осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и
задержании преступника.
При
непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое заявление о
преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений о преступлении,
в которой отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в органах
прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и сообщений о преступлениях,
в которые заносятся сведения, поступившие к следователям и прокурорам). При этом
в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о
принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-оперативной
группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о совершенных
преступлениях. Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления
возбуждать уголовное дело, провести проверку. Провести досудебную подготовку
материалов. В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней
же указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в
возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала.
Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в Журнале
учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной порядковый
номер. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более
трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более
десяти суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об
отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной
подготовки материалов по протокольной форме. Возбуждение уголовного дела
- первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые основания для
дальнейших следственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела
указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава
преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере
продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением
повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для
установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса
трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава
преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.
Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела
зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые предшествует вынесению
постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, установление оснований
возбуждения уголовного дела можно назвать предварительной проверкой повода к
этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение признаков
преступления[2].
УПК
РФ определяет, что единственным следственным действием, проведение которого
возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр места происшествия. При
этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по
получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда
следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия и принятия всех
необходимых мер для задержания преступника. Исследование этого вопроса в
Московской области показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый
день поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на
второй день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%[3].
В
связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены постовые,
патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и медвытрезвители, которые
он информирует обо всех происшествиях на обслуживаемой территории и организует
их взаимодействие. Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении
сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению его
следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и
формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания
сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными
нормативными актами.
Правильная
и своевременная организация выезда на место происшествия, его
квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление
сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее
эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое
использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию
преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь между данными,
полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых
мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от полноты и
качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие надлежащей
информационной базы именно в начале расследования, неквалифицированный осмотр
места совершения преступления и неумелое составление протокола осмотра,
затрудняют раскрытие и расследование преступлений. Результативность осмотра
места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются
быстрота и своевременность выезда на место совершения преступления; знание
следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных
средств и методов представителями различных служб и подразделений органов
внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу
взаимодействующих лиц. Поскольку успех работы на месте совершения преступления
во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц,
выезжающих на место преступления, а так как основной организационной формой
взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным
вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание
взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью. Ведомственными
нормативными актами закреплено, что следователь является руководителем СОГ,
выезжающей на место происшествия. Он осуществляет руководство в период
осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность
всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для
всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении.
Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его
особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен проверить,
соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей работы, и при
необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо
оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов.
Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается
работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при осмотре места пожара в
следственно-оперативную группу должны входить сотрудники государственной
противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п[4].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|