В
ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра,
дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в
области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую
координацию следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно
использовать в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы
преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия. Таким образом, при
осмотре места происшествия большое значение имеет правильное распределение
обязанностей среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение
характера их действий, своевременное взаимное информирование. Тактические
особенности места осмотра состоят в том, что место происшествия исследуется
членами следственно-оперативной группы с разных точек зрения и с применением
различной методики. Иными словами, это исследование носит комплексный
характер. В осмотре места происшествия специфическая роль отводится
специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами
он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует
полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических
средств и методов. Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных
действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь
исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-технических
средств при выявлении и фиксации материальных следов преступления определяет
сам специалист. Члены группы первоначальную информацию о совершенном
преступлении получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными
актами закреплено, что участковый инспектор милиции прибывает первым на место
происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда
следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о
происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его
обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и
характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах,
представляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ.
Участковый инспектор, не будучи специалистом, как правило в осмотре участия не
принимает. За исключением случаев, когда он знаком с местом, где совершено
преступление и может помочь восстановлению обстановки. Обязанность следователя
собрать воедино разнообразные данные осмотра, проанализировать их в связи с
полученными результатами решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он
должен быстро и оперативно определить обстоятельства, при которых было
совершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу - в
зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных данных
принимать меры к установлению и задержанию преступника. В связи с этим, он еще
до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых
оперативно-розыскных мероприятий. Основная работа по установлению и розыску
преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними
дежурную часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра
места происшествия осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия
по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению
очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о
преступнике, организует розыск преступника по горячим следам. По поручению
следователя производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с дежурной
частью в период осмотра возглавляется на оперативного работника. Он должен
сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления. Приметах
подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска
и задержания преступников[5].
Таким
образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью
опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое практическое
значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре места
происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия[6].
В
соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по органу
внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых, сотрудников
ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при
необходимости информируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная
часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его движения и
возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание
преступника, высылает группы немедленного реагирования[7].
В
ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и
участковый инспектор информируют друг друга и дежурную часть о данных, имеющих
значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств совершенного
преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с
оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в решении
организационных и тактических вопросов, связанных как с самим выездом, так и с
производством других, вытекающих из результатов осмотра неотложных следственных
и оперативно-розыскных действий. Большое значение приобретает оперативность
использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по
горячим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные
поручения. При осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный
работник находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной.
Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии
является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии работы еще
нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре
и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных
данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем
обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются
определенные версии и составляется единый план первоначальных следственных и
оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что осмотр и
выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от
друга во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы члены
следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а
потом обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два
рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой
информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами
принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розыскных
версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгладились в памяти
его результаты, следует снова собраться, чтобы обстоятельно их обсудить.
Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР показало, что такое обсуждение
осуществляется не всегда. Какова же роль следователя и оперативного работника в
построении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации,
который каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при
осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об
изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые появились
там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его
совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потерпевших,
очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение
информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике
оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и
прилегающей территории, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а
следователь до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших,
свидетелей. После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного
работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший
группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный
работник обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на
основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные
действия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и
методы производства оперативно-розыскных действий, а следователь - если есть
основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство
необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и
органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом
работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является
совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя
и следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем
одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в
возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по
посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета
делается соответствующая запись.
В
ходе предварительного расследования тщательно выясняются обстоятельства
совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право
органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные
действия и оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и органов
дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальными формами являются:
поручение
следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий;
содействие
органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий;
уведомление
следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему
органом дознания до установления преступника.
Поручение
следователя органу дознания о производстве розыскных действий является
наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении
расследования преступлений. Именно в максимальном использовании
оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит
прежде всего сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи
часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Необходимость
дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах
предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера
уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной
следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с
помощью оперативно-розыскных мер. В следственной практике встречаются различные
варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие
следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи
материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,
следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,
противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным
путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по
уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С учетом
этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового
сопровождения требуют дела[8]:
1.
возбуждаемые по материалам оперативной проверки;
2.
возбуждаемые по факту неочевидных преступлений,
виновники которых остались не установленными.
1.
В первом случае оперативно-розыскные меры
необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным
расследованием, а также выявления фактов. Могущих стать доказательствами. Во
второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для значительного
повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание документов
по возбужденному уголовному делу. Если преступник сразу не установлен, то
одновременно с возбуждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое
дело и составляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих
установление лиц, совершивших преступление, за счет максимального использования
различных источников информации при помощи которых можно узнать, кто совершил
преступление. В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по
обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного
неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании
собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим
расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему
приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления.
Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником операботника
и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение
такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы,
после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении
оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий. Согласно п.п.1, 3 ст.
7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие правомочны
проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку
информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной
деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей.
В
п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что в
распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в
результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о
криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся
полной. В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы
безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на указанную спецслужбу возложена
обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Однако данные сведения могут быть обнаружены и оперативными подразделениями
органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой
работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей
компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения
ФСБ. Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре
уголовных преступлений имеют форму криминальной информации. То проводятся
оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление достоверности
указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах. Как
правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности информацию,
сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес,
сотрудник оперативного подразделения проверяет ее. Решая вопрос о
необходимости проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства
по факту административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка.
В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения
перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между
собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта.
В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и фактов, а
также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды
оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае. По
общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную оперативную
проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании
которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в
соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или
проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе
этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной
проверки. Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник
завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупревдено,
пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или
обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические
задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя
оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию
этого начальника оно сдается в архив. Предварительная оперативная проверка
может завершаться использованием собранных материалов для профилактики
противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных
замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование
собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их
легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности,
соответствующей содеянному ими.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|