Процессуальное положение начальника следственного отдела
ученые-процессуалисты не подвергали столь тщательному изучению, как
процессуальное положение прокурора или следователя.[23] Некоторые авторы сводили
статус данного должностного лица к полномочиям, несколько усеченным по
сравнению с полномочиями прокурора и не выявляли его собственной, специфической
компетенции. Поэтому мы согласны с позицией Е.Д. Болтошева, по мнению которого «начальник
следственного отдела не должен выходить за рамки своих полномочий и вторгаться
в сферу деятельности прокурора. Последний не должен без необходимости подменять
начальника следственного отдела и брать на себя обязанности по организации
расследования по делам следователей правоохранительных ведомств, поскольку это
ведет к распылению сил и препятствует осуществлению основного предназначения
прокурора – надзору за законностью расследования преступлений».[24]
Нельзя не признавать того факта, что полномочия начальника следственного
отдела как субъекта уголовного преследования в некоторой своей части идентичны
полномочиям прокурора. Например, и прокурор, и начальник следственного отдела
вправе давать следователю письменные указания. Начальник следственного отдела,
осуществляя функцию уголовного преследования, может отменять необоснованные
постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также
вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных
постановлений следователя. Вместе с тем начальник следственного отдела наделен
и собственной компетенцией, отличной от компетенции прокурора. Так, при
производстве по уголовному делу он может осуществлять полномочия не только
следователя, но и руководителя следственной группы (ст. 163 УПК РФ).
Несмотря на прямое подчинение следователя начальнику следственного отдела
по организационно-служебным вопросам процессуальные отношения между ними должны
строиться в строгом соответствии с законом. Мы не разделяем точку зрения Д.А.
Влезько, который считает, что следователь должен выполнять не только письменные
указания, но и устные распоряжения начальника следственного отдела.[25] Представляется, что автор
смешивает два вида отношений, существующих между следователем и начальником
следственного отдела – служебные и процессуальные, то есть возникающие в связи
с производством по конкретному уголовному делу. Естественно, следователь обязан
выполнять устные распоряжения начальника, касающиеся, например, соблюдения
служебной дисциплины. Но указания по процессуальным вопросам, как того требует
ч. 4 ст. 38 УПК РФ, должны быть даны следователю только в письменной форме.
Может возникнуть ситуация, когда устная информация, поступившая от начальника
следственного отдела, будет принята следователем во внимание. Однако
соответствующее решение следователь в таком случае выносит от своего имени и
полностью отвечает за его результат. Таким образом, устные указания начальника
следственного отдела имеют исключительно информационное значение и
уголовно-процессуальных правоотношений не порождают.
Как и прокурор, начальник следственного отдела в числе прочих
процессуальных средств реализует функцию уголовного преследования путем дачи
следователю письменных указаний в порядке, установленном в ч. 4 ст. 39 УПК РФ.
Если у следователя иная точка зрения, он имеет возможность представить
прокурору материалы уголовного дела и свои письменные возражения на указания
начальника следственного отдела. Вместе с тем процедура дальнейших действий
следователя в УПК РФ не прописана. Представляется, что при согласии прокурора с
письменными указаниями начальника следственного отдела он подтверждает их
правильность. В таком случае представляется, что следователь должен иметь право
обжаловать указания начальника следственного отдела вышестоящему прокурору.
Кроме того, по нашему мнению, начальнику следственного отдела надо
предоставить возможность по своему усмотрению консультироваться относительно
своих письменных указаний с прокурором еще до передачи их следователю. Это
обеспечит наиболее эффективную реализацию функции уголовного преследования
начальником следственного отдела и создаст более экономичный режим досудебного
производства по уголовному делу. Если следователь будет не согласен с
указаниями начальника следственного отдела, согласованными с прокурором, то он
сможет представлять уголовное дело вышестоящему прокурору в порядке,
установленном в ч. 3 ст. 38 УПК РФ.
В связи со сказанным целесообразно дополнить ст. 39 УПК РФ частями пятой
и шестой в следующей редакции:
«5. При согласии прокурора с письменными указаниями начальника
следственного отдела следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему
прокурору в порядке, установленном частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса.
6. Начальник следственного отдела вправе предварительно согласовывать
письменные указания с прокурором. В случае согласования с прокурором письменных
указаний начальника следственного отдела в отношении них применяются правила,
установленные в части третьей статьи 37 настоящего Кодекса для письменных
указаний прокурора».
К субъектам уголовного преследования в п. 47 ст. 5 УПК РФ отнесен
дознаватель, отдельные полномочия которого (в части поддержания в суде государственного
обвинения) были рассмотрены нами одновременно с проблемами, касающимися
полномочий следователя. Данная процессуальная фигура заслуживает самого
пристального внимания, поскольку в связи с реализацией дознавателем функции
уголовного преследования возникает немало проблем.
С введением в действие УПК РФ ситуация кардинально изменилась: в ч. 1 ст.
40 УПК РФ приведен перечень органов дознания, в ч. 2 той же статьи в общем виде
определен круг компетенции органов дознания, а в ч. 3 перечислены должностные
лица, которые, помимо органов дознания, также вправе возбуждать уголовные дела
и производить неотложные следственные действия в порядке, установленном ст. 157
УПК РФ. Также органы дознания вправе по письменному поручению прокурора и
следователя выполнять следственные и иные процессуальные действия (п. 11 ч. 2
ст. 37, п. 4 ст. 38 УПК РФ).
Однако проблему установления полномочий органов дознания рано считать
решенной. С одной стороны, в ч. 1 ст. 40 УПК РФ сделана попытка привести
некоторые конкретные органы дознания, с другой же – правоприменитель отсылается
к федеральному закону (имеется в виду Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №
144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[26]).
Подобный способ закрепления перечня органов дознания вызывает ряд возражений. Во-первых,
само «привязывание» дознания к оперативно-розыскной деятельности представляется
некорректным, поскольку производство последней не является обязательной
функцией органа дознания (в п. 2 – 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ перечислены органы
дознания, которые полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности не наделены). И наконец, во-вторых, данный способ изложения
снижает эффективность требования ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающей возлагать
полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по
данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Изложенные
соображения, на наш взгляд, обосновывают предложение указать в ч. 1 ст. 40 УПК
РФ все без исключения органы дознания.
Далее, в УПК РФ отсутствует сам перечень полномочий, которые орган
дознания вправе реализовать при производстве предварительного расследования,
что и послужило, на наш взгляд, весомой причиной невключения органа дознания в
список субъектов уголовного преследования (ч. 1 ст. 21 УПК РФ).
Однако законодательное оформление этого положения вызывает ряд вопросов.
Прежде всего обратим внимание на непоследовательность в формулировках,
содержащихся в ст. 5 и 40 – 41 УПК РФ. В п. 8 ст. 5 определено, что дознание
осуществляется дознавателем (проблема осуществления дознания следователем была
рассмотрена ранее). Тем самым в УПК РФ подчеркивается, что полномочиями по
осуществлению уголовного преследования в ходе дознания наделен только
дознаватель. Но в п. 17 этой же статьи говорится, что начальник органа дознания
– это «должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника
органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и
неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные
настоящим Кодексом». Как показывает изучение УПК РФ, «иных полномочий» у
начальника органа дознания немного, но одно из них весьма наглядно
свидетельствует о том, что данную процессуальную фигуру также следует
причислить к субъектам уголовного преследования. Речь идет о том, что начальник
органа дознания может давать дознавателю указания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ), им же
утверждается обвинительный акт, который после этого с материалами уголовного
дела направляется к прокурору для последующего утверждения и направления в суд
(ч. 4 ст. 225 УПК РФ).
Как уже говорилось, тот факт, что дознание по конкретному уголовному делу
осуществляет не орган дознания в целом, а конкретный дознаватель, сомнений не
вызывает. Тем более неясно, почему законодатель, не включив в перечень
субъектов уголовного преследования орган дознания в целом, одновременно в п. 24
ст. 5 УПК РФ определил органы дознания как государственные органы и должностные
лица, уполномоченные в соответствии с этим Кодексом осуществлять дознание и
другие процессуальные полномочия. Однако дознание без уголовного преследования
невозможно, а в тексте УПК РФ не упоминается ни одного решения, направленного
на реализацию соответствующей функции, которое составлялось бы от имени органа
дознания.
Органы дознания, представленные их должностными лицами, т.е. начальниками
или заместителями, субъектами уголовного преследования действительно являются,
но только в той части, в которой начальник органа дознания или его заместитель
дают указания, утверждают обвинительный акт (с некоторой натяжкой к
осуществлению функции уголовного преследования также можно отнести установленную
в ч. 3 ст. 144 УПК РФ процедуру продления начальником органа дознания срока
проверки сообщения о преступлении до 10 суток). Поэтому в части, касающейся
уголовного преследования, такие «единоличные» представители органа дознания
подпадают под определение «дознаватель».
Неясен также вопрос об иных лицах, которые вправе возбуждать уголовные
дела и производить неотложные следственные действия (к ним относятся капитаны
морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители
геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов
дознания, а также главы дипломатических представительств и консульских
учреждений Российской Федерации). Ранее они причислялись к органам дознания,
однако в УПК РФ выделены в самостоятельную группу (ч. 3 ст. 40). Несомненно,
они также должны быть отнесены к субъектам уголовного преследования, поскольку
обладают вполне определенными полномочиями по его осуществлению (возбуждение
уголовного дела в отношении конкретного лица, собирание и исследование доказательств).
Все изложенное, на мой взгляд, обусловливает необходимость корректировки
п. 47 ст. 5 УПК РФ, который должен формулироваться так: «47) сторона обвинения
– прокурор, следователь, начальник следственного отдела, начальник органа
дознания, а также иные лица, указанные в части третьей статьи 40 настоящего
Кодекса, которые наделены полномочиями по возбуждению уголовного дела и
производству неотложных следственных действий».
Вместе с тем неясно, почему в ч. 1 ст. 41 УПК РФ речь идет лишь о
полномочиях, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 40 Кодекса, т.е. о производстве
только дознания. Ведь выполнение неотложных следственных действий, как это
вытекает из содержания бланков процессуальных документов (ч. 6 УПК РФ),
осуществляется также дознавателем.
Вероятно, законодатель, указав в ст. 157 УПК РФ, что возбуждение
уголовного дела и производство неотложных следственных действий производится
органом дознания, имел в виду, что соответствующее решение должно приниматься
начальником органа дознания в рамках осуществления им функции уголовного
преследования. Однако в данном случае следовало бы, по нашему мнению, более
четко обозначить порядок передачи полномочий от начальника органа дознания
конкретному дознавателю. С этой целью следует предложить новую редакцию ч.1 ст.
41 УПК РФ:
Следующим субъектом уголовного преследования в силу п. 47 ст. 5 УПК РФ
является частный обвинитель.
В соответствии с п. 59 ст. 5 Кодекса частным обвинителем становится
потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного
обвинения. Тем самым законодатель подчеркнул, что по данной категории уголовных
дел потерпевший и иные указанные лица приобретают качественно новые права.
Именно от их волеизъявления зависят объем и содержание обвинения. Частный
обвинитель вправе в любой момент изменить обвинение, а также полностью
отказаться от уголовного преследования.
Проблемы осуществления частным обвинителем своих прав непосредственно не
входят в предмет рассмотрения данной работы. Вместе с тем представляется
целесообразным указать на неточности, связанные с недостаточно последовательным
разграничением компетенции прокурора, потерпевшего и частного обвинителя.
Следующая группа субъектов уголовного преследования, названная в п. 47
ст. 5 УПК РФ, представлена потерпевшим, а также его законным представителем и
представителем.
Что касается потерпевшего по уголовным делам частно-публичного и
публичного обвинения, то возможность его причисления к субъектам уголовного
преследования сомнений не вызывает. Вместе с тем обращает на себя внимание тот
факт, что потерпевший и в утратившем силу УПК РСФСР, и в ныне действующем УПК
РФ имеет значительно меньше прав, чем участники со стороны защиты
(подозреваемый и обвиняемый).
Также надо признать, что в положениях, определяющих статус потерпевшего
(ч. 2 ст. 42 УПК РФ), формулировка некоторых его прав не в полной мере
обеспечивает надлежащее участие потерпевшего и его представителей в уголовном
преследовании.
В частности, в п. 1 данной части указано, что потерпевший вправе «знать о
предъявленном обвиняемому обвинении». Отсутствие четко установленного объема
прав в данном случае порождает различную правоприменительную практику, что
затрудняет реализацию потерпевшим функции уголовного преследования.
Кроме того, в п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ закреплено право потерпевшего иметь
представителя, тогда как в п. 47 ст. 5 УПК РФ процессуальные фигуры
представителя и законного представителя разделены. Представителями потерпевшего
в соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ могут быть адвокаты, а законными
представителями в силу п. 12 ст. 5 являются родители, усыновители, опекуны или
попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего,
представители учреждений или организаций, на попечении которых находится
несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший. Таким образом,
используя терминологию Кодекса, точнее было бы обозначить в п. 8 ч. 2 ст. 42
УПК РФ право потерпевшего иметь представителя и законного представителя.
Особого внимания и нового подхода требует вопрос о наличии в уголовном
судопроизводстве такого лица, как гражданский истец.
Само существование данной процессуальной фигуры в качестве
самостоятельного участника уголовного судопроизводства вызывает значительные
сомнения. Его наличие было целесообразно ранее, когда потерпевшим признавалось
лишь физическое лицо, тогда как гражданский иск мог предъявляться и с целью
компенсации вреда, причиненного юридическому лицу. В настоящее же время в
соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим признается и юридическое лицо в
случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. Поэтому статусы
потерпевшего и гражданского истца полностью совпадают, как и осуществляемые ими
функции уголовного преследования в части, касающейся гражданского иска.
Естественно, полномочия всех рассмотренных выше участников уголовного
судопроизводства существенно различаются. Данные особенности обусловлены
неодинаковой ролью того либо иного участника в реализации функции уголовного
преследования, что, в свою очередь, непосредственно зависит от форм уголовного
преследования, а также видов, в которых уголовное преследование может
осуществляться.
Истечение сроков давности уголовного преследования определяется на
основании ст. 78 УК РФ, в которой установлены сроки давности и сформулированы
основные правила их применения.
Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения
преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения преступления
небольшой тяжести; б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления; г) пятнадцать лет после
совершения особо тяжкого преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|