Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

По нашему мнению государство своевременно не создало правовые, экономические, финансовые инструменты, столь необходимые для осуществления конструктивного государственного регулирования, что привело к значительным бюджетным потерям и противоправным проявлениям в финансовой сфере. Это во многом способствовало появлению теневой экономики. Государство ликвидировав частную собственность, создало обстановку, в которой средства производства исключительно принадлежат государству, а значит никому. В стране власть над землей, заводами, железными дорогами и другими средствами и ценностями, в том числе и над производителем, принадлежала не частному собственнику, а должностным лицам, государственным служащим с распределением по номенклатурной должности.

Организованную преступность можно рассматривать как побочное детище административно-бюрократической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Административно-бюрократическая система с ее громоздким бюрократическим аппаратом порождает разнообразные процедурные сложности, особенно в хозяйственных отраслях, в силу чего создались условия для процветания коррупции[30].

Обстановка очковтирательства и приписок позволяла не только докладывать или рапортовать о мнимых хозяйственных достижениях, но и укрывать от учета реальное сырье, продукцию и другие средства, тем самым создавая необходимые фонды для последующей организации преступной деятельности с широким размахом. Именно эти обстоятельства послужили причинами и условиями для возникновения экономической организованной преступности, о которой уже было сказано в предыдущем параграфе.

Еще на II съезде народных депутатов СССР обсуждались причины кризисного экономического состояния, а именно:

Þкрайне деформированная структура общественного производства, ориентированная в первую очередь на развитие тяжелой индустрии, а не потребителя,

Þотсталый технический уровень производственного потенциала во многих отраслях,

Þхроническая невосприимчивость народного хозяйства к научно-техническому прогрессу и как следствие - низкая эффективность и прежде всего в жизненно важных сферах экономики,

Þнедостатки в осуществлении экономической реформы,

Þнеотработанность нового хозяйственного механизма, отсутствие в нем должных экономических регуляторов[31].

Наша экономика всегда выступала в двух ипостасях:

¨ официальная, построенная на юридических законах, но игнорирующая законы рынка,

¨ неофициальная, игнорирующая юридические законы, но строящаяся на законах спроса и предложения.

В руках представителей неофициальной экономики сосредотачиваются баснословные доходы, которые дают им фактическую власть над людьми. Разрушительная сила этого капитала очевидна. Возможности коррупции на уровне государственного аппарата практически становятся безграничны.

Кадры становятся объектом особого внимания владельцев теневой экономики. Возникает цель - продвигать на ключевые посты своих людей. Именно поэтому часть государственного аппарата так активно сопротивлялась перестройке[32].

В настоящее время в стране сложилась катастрофическая ситуация. Государство и общество утратили контроль над преступностью, идет массовое разграбление богатств России. По мнению С.В. Ванюшкина сегодня факторами, определяющими разрастание организованной преступности, являются:

·   провалы в экономике, постоянное ухудшение в этой сфере и, как следствие, падение жизненного уровня значительной части населения, резкая дифференциация в обществе,

·   сохраняющаяся на протяжении длительного времени социально-политическая напряженность, вызванная непрекращающимися конфликтами, забастовками, вооруженными столкновениями и войнами,

·   укрепляющееся неверие людей в способность органов местной власти решить возникающие проблемы и обусловленное этим стремление значительной части населения использовать для получения денежных средств незаконные пути,

·   утрата государством возможности отстаивать свои экономические интересы,

·   некомпетентный подход к решению вопросов, связанных с укреплением правопорядка и обусловленное этим длительное невнимание к проблемам развития правоохранительной системы в целом, органов внутренних дел, в частности, их материальному, техническому, кадровому обеспечению, разработке правовой базы, направленной на эффективную борьбу с организованной преступностью[33].

По мнению В.С. Овчинского, на развитие организованной преступности сегодня повлияли:

Þвсеуглубляющийся кризис в экономике и общественно-политической жизни общества,

Þстремительное падение уровня общественного производства при одновременном росте инфляции и безработицы,

Þрезкое увеличение разрыва между уровнями жизни различных групп населения в связи с введением рыночной экономики как в социальной структуре общества, так и по различным регионам,

Þнарастание антидемократических, националистических, сепаратистских тенденций, перешедших в ряде регионов в разновидность гражданской войны[34].

Необходимо также проанализировать в дальнейшем, как повлияли современные рыночные реформы на развитие и укрепление организованной преступности в нашей стране.

По прошествии нескольких лет рыночных реформ становится, очевидно, что происходящая трансформация российского общества в новое экономическое, социальное и политическое качество и соответствующая государственная политика, направленная на рыночное реформирование экономики, породили серьезные проблемы.

Мы убеждены, что современная экономическая политика, проводимая российским правительством, не только не смогла добиться снижения уровня преступности, в том числе экономической, а даже наоборот, привела к ее высокому всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей (красных директоров) и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается уголовной активностью и уходит в зону теневой экономики. Полностью в теневой сфере в настоящее время находится мелкое предпринимательство и сфера услуг. Усиливается криминализация финансово-кредитной системы. Все это является закономерным следствием ошибочной экономической политики. Как говорят российские специалисты - криминологи, в том числе и экономисты, такие тяжелые последствия - есть результат слепого копирования западных моделей и рецептов Международного Валютного фонда[35]. А также результат еще и того, что переход к рынку осуществляется без надлежащей социальной, правовой и криминологической защиты. Мы считаем, что экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности, не создают препятствий для их взаимного развития. Специфической экономической причиной резкого разрастания организованной преступности является массовый вывоз капитала за границу.

По мнению экономического советника Британского Парламента Д. Росса, «кризис российского бюджета и обменного курса рубля во многом носил и носит искусственный характер. Это, в частности, результат того, что власти позволили вывозить капитал за границу»[36]. По мнению криминологов в последние годы приблизительно 20 миллиардов долларов в год переправляется за границу на зарубежные счета[37].

По нашему мнению, благодаря такому массовому вывозу капитала, Россия фактически инвестирует экономику Запада, лишая себя крайне необходимой валюты. Все это позволило сказочно обогатиться новым российским капиталистам, банкирам, торговцам, уголовным авторитетам. Огромные состояния в мгновение были сколочены на спекуляции с валютой и банковскими кредитами. В этих условиях, когда криминализирована вся экономическая система государства, экономика и политика страны попадает во все большую и ощутимую зависимость от уголовных структур. Проблема усугубляется еще тем, что происходящие в России реформы оставили в неприкосновенности административно-бюрократическую систему. Чиновники по-прежнему делят денежные и сырьевые ресурсы. Собственность и власть по-прежнему едины. Псевдосоциализм советской власти сменился обществом, которое политологи точно определили “номенклатурным капитализмом”. Разница по сравнению со старой системой заключается лишь в том, что задекларировали принцип частной собственности правом, которым пользуется всецело административно-бюрократическая система.

В связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально – экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной (бывшей КПСС) и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам[38]. Аналогичное высказывание дает и Г.Г. Смирнов. Он отмечает, что в стране идет широкий процесс перераспределения собственности из сфер государственной монополии в сферу частной собственности, где должностное положение становится решающим фактором в определении видов приватизируемых объектов, их произвольно определяемой стоимости[39].

По нашему мнению, в этих условиях не только бывшая коммунистическая и ныне действующая государственно-властная элита, а также организованные преступные сообщества успешно скупают недвижимость, отмывая криминальные деньги и занимая тем самым экономические высоты.

В политической сфере Л. Д. Гаухман отмечает, что «легализация выражается, прежде всего, в выдвижении лидеров бывшей теневой экономики и партийно-государственной номенклатуры в депутаты представительных органов, а также на занимаемые должности в органы исполнительной власти». Наблюдается процесс полного отчуждения государственной власти от своих граждан.

В правовой сфере, как указывает Л.Д. Гаухман, легализация организованной преступности связано с правотворчесвом, в одних случаях с бездеятельностью, а в других, со способствующей организованной преступности деятельностью законодателя[40].

Такое положение выгодно правящей элите, но неэффективно экономически, несправедливо социально и опасно политически. По мнению кандидата юридических наук Л.Тимофеева, «реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах»[41].

Политический обозреватель П.Вощанов дает свое высказывание о политической ситуации в стране «в России политическая деградация общества стала реальностью. Наступает новое время - звездный час политических проходимцев. Российская организованная преступность взросла на появлении общего интереса у политиков, бизнесменов и бандитов»[42].

По нашему мнению на развитие организованной преступности также влияет деморализация общественного сознания, падение престижа права, законности, норм морали и правовой нигилизм, укоренившийся в психологии российских граждан.

Очень важной причиной разрастания организованной преступности является процесс ее самовоспроизводства и правового противодействия со стороны государства, организованные преступные формирования быстро расширяют свою преступную деятельность вширь и вглубь, проникая все дальше в экономические и политические структуры общества.


Глава II. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РФ


§ 1. Формирование организованной преступности

и ее структура


Организованная преступность - это сложное многоуровневое социально-криминологическое явление, имеющее свою специфическую структуру, внутреннее строение, в котором криминологами выделяется три уровня.

Исследуя первый уровень организованной преступности, нами замечено некоторое противоречие между российскими криминологами. Доктор юридических наук А.И. Долгова рассматривает первый уровень как самый низший. Преступления хотя и совершаются организованной преступной группой, но в ней при всей ее сплоченности и устойчивости нет сложной структуры, иерархии, функции организаторов и исполнителей четко не распределены. По мнению А.И. Долговой этот уровень к определению организованной преступности прямо не относится, хотя это часто делается многими специалистами.

Второй уровень организованной преступности представляет собой иерархическое построение определенных преступных групп, иногда их конгломерат, активно вторгающихся в официальные структуры государства и общества, использующих эти структуры в своих противоправных целях. Такие группы А.И. Долгова называет преступными организациями.

Третий уровень организованной преступности на этом уровне - существует организация преступной среды. Происходит консолидация ее лидеров в преступные сообщества, завершается отделение функции организации и руководства преступной деятельности от непосредственного традиционного соучастия в совершении преступлений. Лидеры преступной среды уже, как правило, не совершают конкретных преступлений, они заняты выработкой общей линии поведения, стратегией и взаимной поддержкой[43].

Некоторые криминологи критически относятся к выше названным определениям, ссылаясь на недостаточную определенность некоторых признаков, так как трудно в рамках конкретного уголовного дела установить какое именно формирование представлено в нем. Но тем не менее, считают, что это гораздо больше, чем тот вакуум, который сейчас наблюдается. Примечательно то, что данными определениями с конца 1994 г. уже руководствуется МВД Российской Федерации в своих статистических отчетах.

Необходимо установить, что понимают под преступной организацией и преступным сообществом как высшими уровнями организованной преступности отечественные криминологи.

Под преступной организацией понимается устойчивое объединение трех или более лиц, либо двух или более групп для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по созданию организации, руководства ею, иным формам обеспечения, созданию и функционированию преступной организации, по непосредственному совершению преступлений, а также по легализации и приумножению преступных доходов, либо иным формам обеспечения функционирования организации[44].

В проекте Закона РФ “О мерах против организованной преступности” сформулированы также определения руководителя и участника организованной преступной группы.

Руководитель - лицо, которое организует и направляет усилия участников организованной группы в достижении общих для них целей или согласовывает деятельность преступных групп в преступном сообществе.

Участник - лицо, которое своими непосредственными действиями способствует наступлению желаемых для организованной преступной группы результатов[45].

Под преступным сообществом криминологами понимается соучастие организаторов или руководителей, иных представителей преступных организаций, групп в разработке или реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности либо обеспечению безнаказанности виновных в ней лиц, либо в создании иных благоприятных условий для преступной деятельности[46].

Структура преступного сообщества.

Преступное сообщество - это высший уровень организованной преступности, имеет наиболее сложное внутреннее строение и состоит из трех основных звеньев:

1. Организационно-управленческого.

2. Организационно-вспомогательного.

3. Непосредственно-исполнительского.

1. Организационно-управленческое звено включает в себя два блока: стратегическое управление и текущее управление.

1.1. Стратегическое управление заключается в разработке общей стратегии преступной деятельности, общих тактических приемов и средств совершения преступлений, в концентрации средств преступной организации, контроле за их поступлением и расходованием, разработке общих мер противодействия правоохранительным органам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.