Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования РФ

Хабаровская государственная академия экономики и права

Юридический факультет

Кафедра Уголовного права

 

 

Черисов Станислав Юрьевич

Уголовно-правовая борьба с организованной

преступностью в Российской Федерации



(Дипломное сочинение студента V курса

 заочного отделения)




Научный руководитель:

кандидат юридических наук Маслов Григорий Федорович



Допущено к защите

«____» мая 1999 г.

 

Зав. кафедрой _______________





Хабаровск, 1999 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

Глава I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.................... 4

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ................................................... 4

§ 1. Понятие и признаки............................................................................ 4

организованной преступности.................................................................. 4

§ 2. Общеуголовные и экономические предпосылки возникновения организованной преступности........................................................................................... 12

§ 3. Обстоятельства, способствующие возникновению......................... 23

и развитию организованной преступности............................................. 23

Глава II. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РФ........................................ 33

§ 1. Формирование организованной преступности................................ 33

и ее структура.......................................................................................... 33

§ 2. Формы проявления организованной преступности и...................... 40

сферы ее влияния..................................................................................... 40

§ 3. Криминологическая характеристика организованной..................... 53

преступности Дальнего Востока............................................................. 53

§ 4. Криминологический прогноз развития............................................ 60

организованной преступности в России................................................. 60

Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С............................................................ 64

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.............................................. 64

§ 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с организованной преступностью......................................................................................... 64

§ 2. Роль органов власти на местах в организации и.............................. 85

осуществлении противодействия организованной преступности.......... 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 91

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 94

 

ВВЕДЕНИЕ


Данная тема имеет актуальность в научном и практическом отношении вызывающую до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематики со стороны ученых и практиков.

Организованная преступность - исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства.

Актуальность этого социально-криминологического явления, прежде всего обусловлено свойственным ей характером и исключительно высокой степенью общественной опасности, наличием структурной организации и целями для достижения которых она возникла.

Острота данной проблемы требует серьезного исследования и изучения. Процесс исследования организованной преступности необходимо проводить полно и объективно. Глубоко анализировать причины и условия; формы проявления и сферы влияния; тенденции и цели; прогнозировать характер и степень общественно опасных последствий.

Такое тщательное исследование позволит разработать и реализовать специальные меры противодействия, что в конечном итоге благотворно послужит оздоровлению целому кругу общественных отношений, которые, к сожалению на сегодняшний день находятся под пятой организованной преступности.

Для достижения общественно полезных целей в борьбе с организованной преступности и посвящено данное исследование.

Глава I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 


§ 1. Понятие и признаки

организованной преступности.


Организованная преступность - это общественно опасное социальное явление, характеризующееся тесным смыкание уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от социального контроля. Проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники противоправных, а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или сферах социальной практики.

Первый признак - это общественная опасность организованной преступности.

Особенность общественной опасности организованной преступности характеризуется формами проявления организованной преступной деятельности, а также выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.

Второй признак - это смыкание уголовной преступности с теневой экономической преступностью. После того, как появилась теневая экономическая преступность, пошел процесс срастания уголовной преступности с теневой экономической преступностью, в результате чего возник криминальный альянс между этими двумя, качественно разными категориями преступников, объединенных одной целью - незаконной наживой и получением фактической власти.

Третий признак - коррупция. Под коррупцией следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами[1].

Коррупцию следует отличать от обычных взяток, так как она означает разложение и продажность чиновников. В результате систематических получений взяток и выполнения за них каких-либо действий чиновниками, образуется коррупция (продажность государственной власти). Коррумпированный чиновник начинает состоять на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации). Так как коррупция связана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государственным интересам, то мотивы ее разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.

Первая форма - политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является “рука руку моет”, то есть родственные связи, кумовство и т.д. Осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.

Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.

Третья форма коррупции - это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря, о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей[2].

Свое мнение на коррупцию в нашей стране достаточно убедительно высказывает доктор юридических наук В.П. Кувалдин, которое заключается в следующем, - “основой государственного управления являются контрольные функции. Вероятность того, что всякая противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает организованную преступность изыскивать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов[3].

Мы солидарны с вышеуказанным мнением, так как считаем, что без официального прикрытия организованная преступность не сможет крепко стоять на ногах. И развивать свою противоправную деятельность в различных областях социальной практики.

По мнению Г.А. Сатарова, М.И. Левина и М.Л. Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие и отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках[4].

Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств

в пользу коррумпированных кланов[5].

Что же касается участников этой системы, то А.И. Гуров утверждает следующее, «каждый участник государственно-корумпированной системы, стремясь обезопасить себя, пытается вовлечь в нее вышестоящего. В результате чего коррупция достигает высших эшелонов власти»[6].

С таким высказыванием мы согласимся, пожалуй, не полностью, так как считаем, что коррупция может возникнуть как в низших, так и в высших эшелонах власти, с привлечением к противоправной деятельности как нижестоящим вышестоящего, так и вышестоящим нижестоящего. Все зависит от личных качеств и степени нравственной градации того или иного должностного лица. Что касается коррупции в нашей стране, то моральное разложение чиновников идет сверху-вниз.

Четвертый признак - это наличие преступных сообществ (объединений), объединившихся для систематического совершения преступлений. В таких преступных сообществах наблюдается достаточно выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность ее участников, жесткая дисциплина, основанная на специально устанавливаемых нормах поведения и дополненная уголовными традициями, характерными для преступного мира. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от нескольких десятков до двух-трех тысяч участников преступного сообщества, например, по данным МВД Российской Федерации, в г. Москве солнцевское преступное сообщество на сегодняшний день насчитывает две тысячи человек[7].

Пятый признак - экономический, так как деятельность организованной преступности направлена на получение крупных денежных сумм (прибыли) и материальных ценностей.

Совершение преступлений как промысел будет являться стержнем организованной преступности. Систематическое нарушение закона преследует главную цель - обогащение.

Все изученные российскими криминологами организованные преступные группы и сообщества создавались для систематического совершения преступлений в виде промысла в целях получения экономической выгоды.

Шестой признак - это наличие контроля организованной преступности, как за источником получения неправомерных доходов, так и за источниками получения правомерных доходов. Этот признак частично характеризует одну исключительную особенность российской организованной преступности.

Как правило, организованная преступность занимается деятельностью, которая запрещена законом, как-то: контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция и т. д. Но в наших условиях при отсутствии всяческого желания у государственной власти вести борьбу с организованной преступностью, которое обычно обосновывается специалистами как отсутствие определенного механизма и системы специальальных мер. Допускает контроль организованной преступности и за, так называемыми, нетрадиционными для нее источниками дохода, иначе говоря, за законной хозяйственной деятельностью, осуществляемой физическими и юридическими лицами в установленном законом порядке.

Необходимо заострить внимание на том, как понимают организованную преступность эксперты ООН. Данные специалисты рассматривают это социально-правовое явление с двух позиций. В наиболее широком понимании организованную преступность они трактуют как форму незаконного предпринимательства, подпольную экономическую систему. В этом аспекте эксперты ООН определяют организованную преступность как одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг.

С другой позиции данное явление характеризуется как серия сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которую толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти[8].

Что же общего можно найти между определениями организованной преступности, данными экспертами ООН и российскими специалистами?

Во-первых, такие признаки, как незаконное предпринимательство и подпольная экономическая система в определении у экспертов ООН можно рассматривать как теневую экономическую деятельность, что свойственно российской организованной преступности. У российских специалистов это трактуется как смыкание уголовной и экономической преступности с тем, чтобы осуществлять подпольную (теневую) экономическую деятельность.

Во-вторых, в своем определении организованной преступности эксперты ООН называют такие признаки, которые являются методами организованной преступности. В нашем определении они не названы кроме коррупции, но тем не менее российская организованная преступность их применяет и называются такие методы в другом определении, которое сформулировано в проекте Закона РФ “О мерах против организованной преступности”.

В-третьих, экспертами ООН назван следующий признак организованной преступности , как серия сложных уголовных видов деятельности, которую осуществляют организованные преступные группы. В нашем определении этот признак трактуется как совершение преступлений в виде промысла, под которым понимается систематическое совершение различных видов уголовных преступлений.

Как первый, так и второй признак можно понимать совершенно аналогично, так как они абсолютно одинаково характеризуют противоправные действия организованной преступности. Здесь преследуются аналогичные цели: получение экономической выгоды и достижение политической власти. Все это очень актуально для российской организованной преступности.

В-четвертых, эксперты ООН называют такой признак, как наличие преступных организаций, имеющих внутреннюю структуру, что также предполагает наличие иерархичности, сплоченности, устойчивости, жесткой дисциплины. Этот признак очень свойствен признаку, характеризующему преступные сообщества в определении организованной преступности у российских специалистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.