Однако несмотря
на то, что в общей структуре преступности должностные преступления занимают
незначительный удельный вес, тем не менее, для общества, государства и граждан
они представляют большую опасность[49],
а количество их, в частности преступлений против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления,
увеличивается.
В УК 1960 г. в
определении понятия должностного лица законодателем была использована также
специфика его должностных функциональных обязанностей и правомочий. Так, в
примечании к ст. 170 УК субъектами должностных преступлений признавались лица,
выполнявшие в связи с занимаемой должностью организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции либо являющиеся представителями власти.
Следовательно, в уголовном законе были предусмотрены три категории лиц, которые
должны быть отнесены к числу специальных субъектов должностного преступления.
В специальной
главе «Должностные преступления» УК 1960 г. законодателем были указаны общие
преступные деяния, совершаемые, в основном, должностными лицами. К таким
уголовно-правовым нормам относились: злоупотребление властью или служебным
положением (ст. 170), превышение власти или служебных полномочий (ст. 171),
халатность (ст. 172), получение взятки (ст. 173), дача взятки (ст. 174),
посредничество во взяточничестве (ст. 1741) и должностной подлог (ст. 175).
Однако наряду с
вышеуказанными преступлениями УК РСФСР предусматривал и другие общественно
опасные деяния, которые могли совершаться только должностными лицами в силу
занимаемой должности, например: ст.ст. 92, 138, 140, 152 и др. Некоторые
преступления могли быть совершены как должностными, так и недолжностными лицами
(ст.ст. 132, 134- 137, 142 и др.).
Данное положение
не удалось устранить законодателю и в УК РФ 1996 г. В УК РФ 1996 г. общие
должностные преступления со специальным субъектом помещены законодателем в гл.
30 с новым названием – «Преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой
главе рассматриваются должностные преступления, посягающие на общественные
отношения, регулирующие нормальную деятельность аппаратов государственной
власти и органов местного самоуправления, совершаемые работниками этих
аппаратов с использованием своего служебного положения.
К общим
должностным преступлениям со специальным субъектом указанной главы законодатель
относит: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение
должностных полномочий (ст. 286), отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской
Федерации (ст. 287), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.
289), получение взятки (ст. 290) и халатность (ст. 293).
Преступления,
предусмотренные ст. 288 – присвоение полномочий должностного лица, и служебный
подлог (ст. 292), могут быть совершены не только должностными лицами, но и
обычными служащими государственных и муниципальных органов. Данное положение
относится и к преступлению, предусмотренному ст. 291 -– дача взятки, которую
может дать должностному лицу как общий, так и специальный субъект преступления,
обладающий признаками, предусмотренными в примечании к ст. 285 УК РФ.
Таким образом,
общие составы должностных преступлений со специальным субъектом в гл. 30 УК РФ
предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290 и 293.
Как было отмечено
выше, по данным нашего исследования, в Особенной части УК РФ содержится 43%
статей со специальным субъектом преступления. При проведенном анализе составов
со специальным субъектом с признаками должностного лица их было выявлено 72,7%,
не считая воинских преступлений. При этом общие виды должностных преступлений
со специальным субъектом составили от всех должностных преступлений 7,5%.
Значительная
часть уголовно-правовых норм с признаками должностного лица как специального
субъекта преступления содержится также в гл. 31 УК РФ, предусматривающей
ответственность за преступные деяния против правосудия. По существу, это
специальные составы преступлений, которые могут совершать должностные лица, в
частности представители власти при отправлении правосудия.
Должностные
преступления, в которых имеет место специальный субъект, находятся и в других
главах Особенной части УК РФ. К таким преступлениям, где специальным субъектом
выступает должностное лицо, могут быть отнесены, например, общественно опасные
деяния, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина
(гл. 19). К ним относятся: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.
140), фальсификация избирательных документов, документов референдума или
неправильный подсчет голосов (ст. 142), нарушение правил охраны труда (ст.
143), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение
беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145),
невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст.
145-1) и др.
К должностным
преступлениям в сфере экономической деятельности (гл. 22), могут относиться
следующие составы: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
(ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), злоупотребления
при выпуске ценных бумаг (ст. 185).
Наконец,
некоторые преступления, которые образуют достаточно большую группу в Особенной
части УК РФ, могут совершаться как должностными, так и недолжностными лицами.
Если говорить о специальном субъекте, то эти преступления чаще всего
совершаются должностными лицами с использованием своего служебного положения и
занимаемой должности в системе государственных и местных органов власти и
управления и самого аппарата этих органов.
Следовательно,
при определенных условиях некоторые преступления, предусмотренные различными
главами Особенной части УК, могут быть совершены должностными лицами
исключительно и благодаря занимаемому ими должностному положению, а в других
случаях те же преступления совершаются недолжностными лицами.
В
судебно-следственной практике возникает немало трудностей о признании субъектом
должностных преступлений лиц, выполняющих постоянно или временно либо по
специальному полномочию организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции, а также осуществляющие функции
представителя власти.
В связи с этим
представляет особую значимость разъяснение указанных функций должностного лица
постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной
практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В п. 3 данного
Постановления отмечается, что организационно-распорядительные функции, как
правило, включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров,
а также организацию труда или службы подчиненных, поддержание трудовой
дисциплины и т. п. К административно-хозяйственным функциям Пленум относит
полномочия по управлению и распоряжению каким-либо имуществом и денежными
средствами, которые находятся на балансе и банковских счетах организаций,
учреждений и других юридических лиц, а также совершение иных действии.[50] Важное значение при осуществлении
указанных функций должностным лицом имеет положение закона (примечание 1 к ст.
285 УК), указывающее на то, что эти обязанности должны быть возложены в
установленном законом порядке (постоянно, временно или по специальному
полномочию). Поэтому для решения вопроса о привлечении лица к уголовной
ответственности всегда необходимо иметь в виду, что, выполняя те или иные
полномочия и функциональные обязанности, оно может быть признано специальным
субъектом должностного преступления при условии, если данное лицо эти
обязанности выполняло в соответствии с требованием закона.
На данное
обстоятельство ориентирует в своем постановлении и Пленум Верховного Суда от 10
февраля 2000 г., который поясняет, что выполнение перечисленных функций по
специальному полномочию есть исполнение лицом определенных функций, возложенных
на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего
какого-либо должностного лица, а также правомочным на то органом. При этом эти
функции могут осуществляться как в течение определенного времени, так и один
раз.
Далее необходимо
отметить, что, хотя в законодательном порядке признаки должностного лица как
специального субъекта преступления и закреплены в примечании 1 к ст. 285 УК,
тем не менее в судебно-следственной практике возникают ошибки в квалификации
деяний даже Верховным Судом РФ. Чаще всего трудности могут иметь место, когда
речь идет об уголовной ответственности лиц с признаками субъекта должностных
преступлений таких категорий работников, как преподавателей различных учебных
заведений, медицинских, торговых работников, представителей различных
строительных профессий и других сфер деятельности и специальностей.
5.3. Особенности специального субъекта воинского
преступления и вопросы уголовной ответственности
Коренные преобразования
во всех сферах жизнедеятельности нашего общества в условиях кризисных явлений,
несовершенство, а порой противоречивость федерального законодательства России
заставляют по-новому взглянуть и на вопросы уголовной ответственности за
совершение воинских преступлений. Вместе с тем обеспечение законности и
воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ, установление четких прав и
обязанностей военнослужащих, их правовая и социальная защищенность настойчиво
диктуют необходимость совершенствования не только военного, но и уголовного
законодательства и его правильного применения в современных условиях.
В свою очередь,
сложная криминогенная обстановка в России негативным образом сказывается и на
Вооруженных Силах РФ. Сопоставляя общие данные о преступности в стране и
преступности военнослужащих, можно говорить, что они тесно взаимосвязаны, как и
причины преступности военнослужащих отражают причины преступности в целом.
Как отмечается в
криминологической литературе, содержание воинских преступлений в общей структуре
преступности в различные годы в общем невелико. Так, в середине 50-х годов оно
приближалось к 5%, в начале 80-х годов – к 1,5%, а по данным 1993 г. – около
1%. В 2001 г. в Министерстве обороны, а также в других ведомствах, имеющих
войсковые формирования, зарегистрировано 30 тыс. преступлений военнослужащих,
тогда как в стране было совершено 2 755 669 преступлений. При этом уровень
преступности в Вооруженных Силах РФ в 2005 г. по сравнению с 1995 г. возрос на
24% .
Воинские
преступления на всех этапах развития нашего государства всегда представляли
большую общественную опасность, так как совершались военнослужащими и другими
лицами, наделенными специальными правами и обязанностями перед Родиной. При
этом следует заметить, что вплоть до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
у нас в стране действовало Положение о воинских преступлениях 1927г.. не
подвергавшееся длительное время никаким изменениям.
В УК РФ 1996 г.
преступления против военной службы законодатель выделил в самостоятельный 11-й
раздел (гл. 33), тем самым повысив значимость данного уголовного закона. При
этом особо следует отметить важное новшество для отечественного
законодательства, выраженное в том, что ответственность за воинские
преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, теперь
определяется законодательством России военного времени (ч. З ст. 331 УК РФ).
Само же понятие
преступления против военной службы дается законодателем в ч. 1 ст. 331 УК, где
предусмотрены и виды специального субъекта. При этом определение воинского
преступления основывается на общем понятии преступления, сформулированного в
ст. 14 УК РФ, и отличается лишь объектом посягательства – установленным
порядком прохождения военной службы. Так, согласно ч. 1 ст. 331 УК
преступлениями против военной службы признаются предусмотренные уголовным
законом общественно опасные деяния против установленного порядка прохождения
военной службы, которые совершили военнослужащие, проходящие военную службу по
призыву или по контракту в Вооруженных Силах и других войсках, а также воинских
формированиях Российской Федерации, либо граждане, находящиеся в запасе, в
период прохождения ими военных сборов.
Порядок
прохождения воинской службы определяется на основании Конституции РФ (ст. 59),
законами Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 6
марта 1998 г., «Об обороне» от 24 апреля 1996 г., «О статусе военнослужащих» от
6 марта 1998 г., «О внутренних войсках МВД РФ» (1996 г.), Положением о порядке
прохождения военной службы (в редакции Указа Президента РФ от 15 октября 1999
г.), другими нормативными актами и воинскими уставами, регулирующих
военно-служебную деятельность.
Таким образом, в
соответствии со ст. 331 УК РФ родовым (видовым) объектом воинских преступлений
будет являться порядок прохождения военной службы военнослужащими и другими
гражданами в соответствии с федеральными законами, воинскими уставами и другими
военно-нормативными актами.
С момента
зачисления военнослужащего в списки личного состава воинской части он несет
уголовную ответственность по закону в случае совершения им воинского
преступления, являясь специальным субъектом данного общественно опасного
деяния.
Вместе с тем
специальным субъектом воинского преступления согласно ч. 1 ст. 331 и ст. 37
Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» являются также граждане,
проходящие военные сборы и исполняющие обязанности военной службы.
Военнообязанные граждане, находящиеся в запасе и призванные для прохождения
военных сборов, полностью подчиняются соответствующему федеральному законодательству
и общевоинским уставам, а при совершении ими воинских преступлений вопрос о
привлечении их к уголовной ответственности решается по соответствующим статьям
гл. 33 УК РФ.
Моменты начала и
окончания службы для военнообязанных, проходящих военные сборы, определяются со
дня прибытия призывных лиц на сборы, а окончание – последний день пребывания их
на военных сборах.
Специальными
субъектами воинских преступлений в силу ч. 2 ст. 331 УК РФ являются и военные
строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны и других
министерств и ведомств Российской Федерации, совершившие общественно опасные
деяния против установленного порядка прохождения военной службы, с учетом
специфики их работы. УК РСФСР 1960 г., как мы уже отмечали, не предусматривал
такого вида специального субъекта воинского преступления.
Рассмотрение
специального субъекта воинских преступлений и некоторых вопросов
ответственности за данные общественно опасные деяния приводит к выводу о
необходимости уточнения ст. 331 УК РФ. На наш взгляд, данная статья
законодателем сконструирована не совсем удачно, так как носит комбинированный
характер, в ней, по существу, раскрывается понятие преступлений против военной
службы и указаны виды лиц, признаваемых субъектами воинских преступлений. Требует
законодательного закрепления в понятии субъекта воинского преступления и такой
важный признак, как возраст военнослужащего.
На основании
вышеизложенного представляется целесообразным ч. 1 ст. 331 УК РФ «Понятие
преступлений против военной службы» изложить в следующей редакции:
«Воинскими
преступлениями признаются предусмотренные настоящим Кодексом общественно
опасные деяния против установленного порядка прохождения военной службы,
совершенные лицами, являющимися субъектами этих преступлений».
Во избежание
повторов, ч. 2 ст. 331 УК РФ полностью исключить и на ее место переместить ч. 3
данной статьи, которая будет без всяких редакционных изменений являться ч. 2
ст. 331 УК РФ.
Представляется
также целесообразным дополнить гл. 33 УК РФ новой статьей 331-1 «Понятие
субъекта воинских преступлений» в следующей редакции:
«Субъектом
воинских преступлений признаются совершеннолетние лица– военнослужащие, военные
строители, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных
Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации,
министерств и ведомств Российской Федерации, а также граждане, находящиеся в
запасе, но проходящие военные сборы, совершившие общественно опасные деяния
против установленного порядка прохождения военной службы».
Вместе с тем в
целях правильного применения уголовного закона и квалификации воинских
преступлений в соучастии с гражданскими лицами необходимы соответствующие
разъяснения и рекомендации по этим вопросам с обобщением судебной практики
Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предлагаемой
читателю работе исследован определенный спектр многочисленных вопросов учения о
субъекте преступления, которое до настоящего времени как в отечественном, так и
в зарубежном уголовном праве носит, по существу, фрагментарный характер. Автор,
разумеется, не претендует на полное и всестороннее освещение рассмотренных
проблем в рамках данной работы, поскольку многие из них, связанные с изучением
субъекта преступления, требуют усилий многих ученых различных областей знаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|