Относительно
смертной казни необходимо отметить, что эта мера наказания не была включена в перечень
наказаний, указанный в ст. 21 УК РСФСР. Она выделена в отдельной Статье, как исключительная
мера наказания (ст. 23), где говорится, что смертная казнь может применяться за
особо тяжкие преступления по УК РСФСР. Не подлежат такому наказанию женщины, лица,
недостигшие 18-летнего возраста к моменту совершения преступления, и мужчины старше
65 лет. В этой же Статье закреплен ставший традиционным для российского уголовного
законодательства вид казни - расстрел.
В
УК намечалась определенная двойственность в отношении смертной казни. Прежде всего
совершенно непонятно, как законодатель относился к смертной казни. Формально она
являлась одним из видов наказания, но, так как не включена в перечень видов наказания,
можно предположить, что, продолжая традиции советской уголовно-правовой доктрины,
она относится к террору. Если подходить к смертной казни с точки зрения наказания,
намечается противоречие двух статей, так как не представляется возможным говорить
об "исправлении и перевоспитании" в случае применения исключительной меры
наказания. Необходимо менять определение целей наказания, где должно быть отражено,
что не всеми видами наказания достижимы эти поставленные цели.
.
По действовавшему законодательству смертная казнь в порядке помилования могла заменяться
на пожизненное лишение свободы (ч. 1 ст. 24) (хотя здесь имеется в виду, что смертная
казнь может быть заменена также на срок лишения свободы на срок не выше 15 лет.
Однако пжизненное лишение свободы исключалось.
УК
РСФСРоставлял вопросы о применении срока давности к лицу, совершившему преступление,
наказуемое смертной казнью, и о применении срока давности к лицу, приговоренному
к смертной казни, на усмотрение суда.
Смертная
казнь могла быть назначена за достаточно обширный круг преступлений. Прежде всего
к ним относятся тяжкие преступления против жизни человека. Самое "знаменитое"
из них - это умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 102). Смертной
казнью карались также и большинство воинских преступлений, повлекших тяжкие последствия
или совершенные в боевой обстановке или в военное время (гл. 12). Многие государственные
преступления такие, как измена Родине (ст. 64), шпионаж (ст. 65), террористические
акты (ч. 1 ст. 66, ч.1 ст. 67), бандитизм (ст. 77) и т.д. были наказуемы смертной
казнью. К таким же преступлениям относились угон воздушного судна, повлекший гибель
людей, причинение тяжких телесных повреждений или, если он совершен организованной
группой (ч. 3 ст. 213(2)); терроризм в той части, если это деяние подпадало под
действие ч. 3 ст. 213(3).
Однако,
что больше всего удивляет не только противников, но и сторонников смертной казни,
этот вид наказания предусматривался за совершение изнасилование особо тяжким рецидивистом
или, повлекшее тяжкие последствия, а равно и изнасилование малолетней (ч. 4 ст.
117). В этом случае преступление не посягает на жизнь человека, т.е. даже с точки
зрения кровной мести оно не должно караться столь суровым наказанием.
В
итоге, применительно к сегодняшнему дню, УК РСФСР не отличался хорошей регламентацией
применения смертной казни как вида наказания. Это являлось последствием полной несовместимости
советского доктринального подхода к высшей мере наказания и современных общественных,
политических условий, которые сложились в России на сегодняшний день. Несмотря на
то, что относительно смертной казни на протяжении всего времени действия УК РСФСР
в него вносились значительные изменения, это не устранило все недостатки и ошибочные
положения.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Смертная казнь - самый суровый и высший вид
наказания, содержанием которого является лишение по приговору осужденного жизни
(ст.59 УК РФ).
Уголовный закон сам называет её
исключительной мерой наказания, подчёркивая этим, что она должна применяться в
особых случаях. Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью
исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной
справедливости и предупреждения совершения новых преступлений прежде всего
самим осужденным и другими неустойчивыми лицами.
Включения смертной казни в строго
ограниченных пределах как по числу преступлений, за совершение которых она
может быть применена, так и по категориям осуждённых с учётом нынешнего
высокого уровня преступности, к тому же имеющегося тенденцию к росту, а не
падению, наличия организованной и профессиональной преступности, мафиозных
структур, охвативших многие сферы жизни общества и государства
Новый Уголовный кодекс, как уже было
сказано, допускает возможность применения смертной казни лишь за особо тяжкие
преступления, посягающие на жизнь(часть первая ст. 59 УК).
Так, смертная казнь как альтернатива
пожизненному лишению свободы предусмотрена в законе за умышлённое убийство
квалифицирующих обстоятельствах (часть вторая 105 УК),
Террористический акт (ст. 277 УК),
геноцид(ст. 357 УК).
Даже в тех случаях, когда в санкциях статьи
Особенной части УК РФ допускается ее альтернативное применение, она не может
быть назначена женщинам, лицам, не достигшим к моменту совершения преступления
восемнадцати лет, а также мужчинам по достижении ими к моменту вынесения
приговора шестидесяти пяти лет (ч. 2 ст.59 УК).
Закон устанавливает также, что смертная
казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы
или лишением свобода на срок 25 лет.
Порядок и условия исполнения смертной
казни.
Уголовно- исполнительное законодательство
регламентирует порядок и условия исполнения смертной казни. Основанием для ее
исполнения являются вступивший в законную силу приговор суда и уведомление об
отклонении жалоб осужденного (при их наличии) в порядке надзора и ходатайства о
помиловании.
По российскому законодательству точные сроки исполнения
казни после вынесения приговора не оговорены. Российский закон предусматривает
достаточно активную защиту осужденного. После вынесения приговора осужденный в
течение 7 дней вправе его обжаловать. Если по каким-то причинам он этого делать
не хочет, кассационную жалобу должен подать адвокат, защищавший его на суде.
Жалоба вместе сделок специальной почтой заправляется в Верховный суд
республики. До того момента, когда документы попадают для изучения к члену
Верховного суда, проходит нередко 1-2 месяца. Дело, связанное со смертным
приговором, как правило, большое по объему, и полный его разбор в Верховном суде
занимает до полугода. Если обнаружена ошибка, суд, где вынесен приговор,
извещается об отмене приговора телеграммой на правительственном бланке. Если же
приговор оставлен в силе, осужденный вправе обратиться к Президиуму Верховного
Совета республики. Там получают дело и направляют его на повторное рассмотрение
в Верховный суд, а затем - в Прокуратуру республики. Они должны дать свое
заключение о законности и обоснованности приговора. До фактического
рассмотрения дела Президиумом Верховного Совета проходит от 3 до 6 месяцев, а
иногда и больше. В России срок ожидания казни может составляет от полугода до
года.
Смертная
казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в
отношении нескольких лиц производится отдельно в отношении каждого в отсутствие
остальных. При исполнении смертной казни присутствует прокурор, начальник
учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Об исполнении
приговора составляется протокол, который подписывается указанными лицами.
В заключении необходимо отметить лояльный подход к законодательной
регламентации смертной казни, прослеживающейся в УК РФ. Нужно сказать, что по отношении
к УК РСФСР 1960 г. здесь значительно сокращен круг преступлений, совершение которых
приводит к применению смертной казни. Она может назначаться, как уже говорилось,
только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека. Необходимо отметить,
что ответственность за воинские преступления, совершенные в военное время или в
боевой обстановке, не регламентируется УК, а определяется законодательством военного
времени. Поэтому существуют вполне достаточные основания предположить, что законодательство
указывает на применение смертной казни, но в соответствии с УК она и в военное время
может применяться только в случаях совершения тяжких преступлений, посягающих на
жизнь человека.
Также, в заключение анализа современного
действующего уголовного законодательства о смертной казни в России хотелось бы представить
определенную модель этого вида наказания.
Прежде всего, положения о смертной казни не должны вступать
в противоречия с основными формулировками о целях наказания, иначе применение смертной
казни будет абсолютно неправомерным, показывающим всю "некомпетентность"
уголовного законодательства. Нужно также оговорить, что в силу своего правового
определения смертная казнь является основным видом наказания, т.к. включена в перечень
видов наказания без выделения в отдельную статью, но по своей природе она является
исключительной мерой.
К противоправным деяниям должны относиться только тяжкие
преступления против жизни человека. Это нельзя рассматривать как элемент кровной
мести, так как смертная казнь будет применяться государством, против законов которого
совершено преступление. Также необходимо установить особый, более тщательный порядок
расследования, судебного процесса по делам о смертной казни, который должен свести
к минимуму количество судебных ошибок.
Относительно
самого способа смертной казни, необходимо отметить, что, смерть осужденного не только
должна быть абсолютно безболезненной и мгновенной, но и процессе исполнения приговора
исполнитель не должен по возможности вступать ни в физический, ни в психологический
контакт с преступником, т.е. палача нужно как можно дальше "отдалить"
от своей жертвы. Достичь этого достаточно тяжело, так как те виды казни, которые
позволяют это сделать не являются безболезненными для осужденного, например, электрический
стул или камера с удушающим газом. Если оставлять традиционный расстрел, то не достигается
цель отдаления исполнителя. Самым приемлемым в этом смысле видом смертной казни
является гаррота, используемая в Испании: осужденного усаживают в кресло, закрепляют
его тело, затем надевают специальный металлический ошейник, который резко сдавливается
с помощью электрического двигателя; смерть наступает моментально от смещения позвонков.
Фактическая
отмена Конституционным Судом РФ смертной казни[1].
16
июля 1993 г. был принят Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный
кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, которым в
Российской Федерации создан суд присяжных.
Пунктом
1 постановления Верховного Совета РФ № 5451/1-1 от 16 июля 1993 г. данный Закон
вводился в действие со дня его опубликования, за исключением п. 7 раздела 11,
дополнявшего УПК РСФСР разделом десятым “Производство в суде присяжных”.
Согласно п. 2 того же Постановления в Ставропольском крае, Ивановской,
Московской, Рязанской и Саратовской областях положения Закона о суде присяжных
вступили в силу с 1 ноября 1993 г., а в Алтайском и Краснодарском краях,
Ульяновской и Ростовской областях – с 1 января 1994 г. В других регионах суд
присяжных так и не был введен.
В
соответствии со ст. 41 УПК РСФСР, устанавливающей территориальную подсудность
уголовных дел, дело подлежит рассмотрению в том суде, в районе деятельности
которого совершено преступление. Если определить место совершения преступления
невозможно, дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено
предварительное следствие или дознание по делу. Согласно ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР
дело, которое по тем или иным основаниям подсудно одновременно нескольким
одноименным судам, рассматривается тем судом, в районе деятельности которого
было закончено предварительное следствие или дознание по делу.
Постановлением
Конституционного Суда РФ №3-П был признан неконституционным п. 1 постановления
Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. в той мере, в какой он далее не
обеспечивает на всей территории Российской Федерации реализацию права
обвиняемого в преступлении, за совершение которого федеральным законом в
качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. При этом
Конституционный Суд РФ установил, что с момента вступления в силу указанного
Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона,
обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому
такое право, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от
того, рассматривается ли уголовное дело судом с участием присяжных заседателей,
либо коллегией в составе трех профессиональных судей, либо судом в составе
судьи и двух народных заседателей.
Фактически, Конституционный Суд РФ тем
самым временно (до принятия соответствующего закона) отменил в России смертную
казнь, ввел на нее мораторий.
В связи с постановлением
Конституционного Суда РФ № 3-П возникает ряд вопросов. Самый важный из них –
что делать с теми уголовными делами по обвинению в совершении преступлений,
предусмотренных ст.ст. 105, 277, 295 и 357 УК РФ (то есть по статьям, санкции
которых предусматривают смертную казнь), которые только ждут своего
рассмотрения. Вправе ли суды сегодня рассматривать такого рода дела?
(ст. 105-убийство; ст. 277-
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; ст. 295 –
посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное
расследование; 357 – геноцид).
Как
представляется, для этого нет правовых препятствий. Конституционный Суд РФ
фактически запретил лишь назначение наказания в виде смертной казни. Это не
исключает применение других видов наказания. Ни одна из указанных статей УК РФ
не предусматривает (да и не может предусматривать в демократическом правовом
государстве) в качестве наказания исключительно смертную казнь. Поэтому судам
следует выбирать из тех видов наказания, которые предусмотрены санкцией той или
иной статьи УК РФ, любое, кроме смертной казни. Решение Конституционного Суда
РФ ни коим образом не может препятствовать рассмотрению уголовных дел в судах.
Возможны
возражения, что при рассмотрении уголовного дела в такой ситуации свобода суда
в назначении уголовных наказаний ограничивается, суд связан решением
Конституционного Суда РФ. Но ведь суд всегда “связан” волей законодателя.
Законодатель в любой момент может отменить смертную казнь, ввести мораторий на
ее применение.
Конституционный
Суд РФ выступает в качестве своеобразного “негативного законодателя”: он, как и
просто законодатель, вправе отменять правовые нормы, признавая их
неконституционными. В том случае, если они могут быть признаны конституционными
только в системе с другими нормами, он вправе приостанавливать их действие, как
это имело место в данном примере.
Может
ли сегодня при рассмотрении уголовных дел применяться в качестве уголовного
наказания пожизненное лишение свободы, которое (как следует из ч. 1 ст.57 УК
РФ) назначается только как альтернатива смертной казни в тех случаях, когда суд
сочтет возможным не применять смертную казнь?
Исходя из данного положения, возможен
следующий подход: если пожизненное лишение свободы может применяться только
когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь, а смертная казнь в
качестве уголовного наказания фактически отменена Конституционным Судом РФ, то,
следовательно, не может назначаться наказание в виде пожизненного заключения.
Однако с таким подходом вряд ли можно согласиться. Временный запрет на
применение наказания в виде смертной казни основан на положениях ч. 2 ст. 20 Конституции
РФ, касающихся права человека на жизнь. Несмотря на всю тяжесть этого
наказания, пожизненное заключение не нарушает право на жизнь. Кроме того, в
конкретных статьях УК РФ, перечисленных выше, в качестве возможной меры
наказания предусмотрено и пожизненное заключение. При этом суд, согласно
постановлению Конституционного Суда РФ № 3-П, должен счесть неприменение
смертной казни не только возможным, как того требует ч. 1 ст. 57 УК РФ, но и
необходимым.
Положение
абзаца первого п. 4 резолютивной части Постановления № 3-П, определяющее, что
“обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в
качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, в любом
случае должно быть реально обеспечено право на рассмотрение его дела судом с
участием присяжных заседателей”, могло бы быть истолковано как обязывающее суды
передавать дела в соответствующие суды уровня субъектов Российской Федерации, в
которых действует суд присяжных. Однако в Постановлении подчеркивается, что это
право обеспечивается принятием соответствующего закона. Произвольная передача
уголовных дел другим судам (и это также подтверждено Постановлением
Конституционного Суда РФ) не допускается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|