Необходимо
отметить, что попытки отменить смертную казнь не нашли поддержки ни у дворянства,
ни у представителей государственной системы. Напротив, это вызвало определенное
противодействие идеи об отмене смертной казни. Да и сама Елизавета не была последовательной
в реализации замысла: с одной стороны, она считала целесообразным сохранение смертной
казни для устрашения, с другой - выражала отвращение к смертным казням и приостанавливала
их.
В
эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело никаких изменений.
Однако сама императрица большое внимание уделяет проблеме этого вида наказания в
Наказе по вопросам уголовного наказания. Она проводит мысль о необходимости соответствия
наказания преступлению и о назначении различных наказаний за различные преступления.
Екатерина II, была противницей смертной казни, но допускала возможность ее применения,
рассматривая ее как воздаяние.
Таким
образом во второй половине XVIII века в русском уголовном законодательстве наблюдается
тенденция к сокращению смертной казни, а на практике - к ограничению ее применения.
В это же время появляются первые выступления против применения смертной казни в
уголовной политике, что скорее всего было связано с появлением необходимости отмены
крепостного права, а, соответственно, пересмотра подхода к уголовным санкциям с
точки зрения требований новой просветительской эпохи.
В
1813 году был разработан новый проект Уголовного уложения. В нем впервые в истории
русского уголовного законодательства была разработана система наказаний, включенная
в Общую часть. Проект определял семь родов наказаний с подразделением их на разные
степени: смертная казнь, лишение всех политических и гражданских прав (гражданская
смерть); лишение свободы и чести; бессрочное лишение свободы; денежные пени; церковное
покаяние. Но в 1824 году проект Уголовного уложения не был принят Государственным
Советом. Основная причина состояла в том, что имели место серьезные возражения относительно
включения смертной казни в систему наказаний.
Восшествие
на престол императора Николая I ознаменовалось восстанием на Сенатской площади,
подавлением его и казнью пяти декабристов. Суд над ними осуществлялся не высшим
судебным органом России - Сенатом (хотя дела о преступлениях, затрагивающих основы
государственного строя, были подсудны Сенату), а созданным по указанию императора
Особым судебным присутствием - Верховным уголовным судом. Смертный приговор был
вынесен 36 декабристам. В обоснование применения смертной казни суд ссылался на
Уложение 1649 года, Морской устав 1720 года, Воинский устав 1716 года, Полевое уголовное
уложение для действующей армии 1813 года и другие акты. В приговоре был определен
способ применения смертной казни: четвертование, предусмотренное 19 Артикулом воинского
устав 1716 года.
Член
Верховного суда, судившего декабристов, - граф Мордвинов, принес апелляцию на приговор,
считая его незаконным. Надо отметить, что именно Мордвинов выступал против проекта
Уголовного уложения 1813 года. Возражая против приговора, он ссылался на Указ
1753 года, который предписывал не исполнять смертные приговоры и не делавший никаких
исключений для политических преступлений. Николай I, хотя и оставил апелляцию без
внимания, тем не менее утвердил только пять смертных приговоров через повешение.
Остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой.
Свод
законов Российской империи 1832 года, вступивший в действие 1 января 1835 года,
впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться
только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях,
когда дела об этих претуплениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного
суда. Смертная казнь допускалась также и за карантинные преступления, и, наконец,
- за воинские преступления, совершенные во время военного похода. Но поскольку Свод
законов 1832 года содержал ряд существенных недостаков, то вскоре был образован
особый комитет под руководством Блудова, задача которого была составить проект нового
уложения. Блудов юридически обосновывал правомерность существования смертной казни
в России, утверждая, что законодательным путем она не была отменена ни при Елизавете,
ни при Екатерине II.
Проект
Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить
смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей,
за вторичные тяжкие преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж) и важнейшие
карантинные преступления. После корректировки Николаем I Уложение о наказаниях смертная
казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления.
Уложение
о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело все положения о смертной
казни Уложения 1845 года. Эти законодательные акты так же, как и Уложение 1903,
года сократили применение смертной казни по сравнению с ранее действовашим уголовным
законодательством.
Особо
хотелось бы отметить мнение одного из русских юристов Чичерина, который принадлежал
к числу сторонников ограниченного применения смертной казни и считал, что справедливость,
базирующаяся на на принципе эквивалента, - основного принципа наказания -
"...влечет за собой требование смертной казни за убийство...
Чем
выше ценится человеческая жизнь, тем выше должно быть и наказание за ее отнятие..."
Вместе с тем Чичерин признавал весьма серьезными возражения противников смертной
казни в той части, где речь шла о невозможности исправления преступника в случае
ее применения. Но это возражение значительно ослабляется тем соображением, что смертная
казнь сильнее всего действует на душу человека, заставляя его раскаяться. Продолжая
изложенную мысль Чичерина, надо добавить, что общество не заинтересовано в раскаянии
преступника и в его исправлении. Более важной задачей является обезопасить общество
от возможного повторения преступления, что эффективней всего достигается уничтожением
преступника.
В
последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась
на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного
спокойствия от 4 сентября 1881 года. Положение предоставляло высшим административным
чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного
времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении
в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.
Очередная
попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой
Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако
после принятия этого закона в Государственной Думе он не был утвержден Государственным
Советом.
После февральской революции
1917 года Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд
прогрессивных демократических актов. 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное
постановление о повсеместой отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года
она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю,
сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений
в военное время.
СМЕРТНАЯ
КАЗНЬ В ИСТОРИИ
СОВЕТСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Для начала необходимо отметить, что марксизм-ленинизм
в принципе отрицательно относится к смертной казни, объясняя это невозможностью
поиска такого принципа, посредством которого можно было бы обосновать справедливость
или целесообразность этого вида наказания в современном обществе.
Буквально
на второй день после свершения Октябрьской революции 1917 года Второй Всероссийский
съезд Советов в принятом им Декрете отменил смертную казнь в стране. До лета
1918 года карательные органы Советской власти не применяли смертной казни к своим
политическим противникам. И лишь 21 февраля 1918 года СНК РСФСР принимает декрет
"Социалистическое отечество в опасности!", который провозгласил переход
к чрезвычайным мерам и допустил возможность применения расстрела на месте за совершение
государственных преступлений. По этому декрету ВЧК предоставлялись права внесудебного
подавления политических противников, вплоть до их расстрела на месте. По свидетельству
Лациса, за первую половину 1918 года было расстрелено 22 человека, затем репрессии
ужесточились, а с середины осени 1918 года их число пошло на убыль.
В
связи с этими событиями возникает вопрос, как совместить репрессии, которые приобретали
массовый характер с принципом законности и с тем, что, по сути дела, расстрелы осуществлялись
без суда и следствия, без точного устанавления признаков конкретного состава преступления,
хотя официально смертная казнь была отменена. Все это объясняется сложной, экстремальной,
политической обстановкой в стране. На самом деле допустимо применение чрезвычайных
мер, в том числе и внесудебного характера, в условиях военного времени, как это
показывает обширный опыт применения смертной казни в разных государствах.
5
сентября 1918 года СНК РСФСР принял постановление "О красном терроре",
в котором говорилось, что все лица, участвующие в деятельности белогвардейских организаций,
причастные к заговорам и мятежам, подлежат расстрелу. В этом постановлении была
также оговорена необходимость опубликования имен всех расстрелянных и оснований
применения к ним этой меры наказания.
16
июня 1918 года Наркомюст РСФСР закрепил в своем постановлении, что трибуналы в выборе
мер борьбы с саботажем и прочими преступлениями не связаны никакими ограничениями.
Тем самым трибуналам предоставлялось право выносить приговоры к расстрелу.
В
июне 1919 года были расширены права ВЧК в части применения расстрела. За органами
ВЧК согласно Декрету ВЦИК от 20 июня 1919 года сохранялось право непосредственной
расправы, вплоть до расстрела в местностях, объявленных на военном положении, за
преступления, указанные в самом постановлении о введении военного положения, а именно:
за государственную измену, шпионаж, укрывательство изменников и шпионов, принадлежность
к контрреволюционным организациям и участие в заговоре, сокрытие боевого оружия,
подделку денежных знаков, подлог документов, участие в поджогах и взрывах, умышленное
повреждение железнодорожных путей, мостов и других сооружений, разбой и вооруженный
грабеж, торговлю наркотиками. Среди этих деяний, наказываемых смертной казнью, уже
появились некоторые преступления против собственности, личности, а не только государственные.
Смертная
казнь в виде расстрела была впервые законодательно закреплена в Руководящих началах
по уголовному праву РСФСР 1919 года -первом законодательном акте, где были регламентированы
основные положения и институты нового уголовного права.
Несмотря
на массовый характер имевших место в этот период репрессий, возникли определенные
предложения об отмене смертной казни. Инициатором отмены этого наказания был Дзержинский,
который вошел в Политбюро ЦК РКП(б) с подобным предложением. Было решено прекратить
местными ЧК с 1 февраля 1920 года применения высшей меры наказания и передать все
дела, по которым могло бы грозить такое наказание, в Ревтрибунал. Ленин, считая
смертную казнь временной, исключительной мерой наказания, применение которой зависит
от внутренней обстановки в стране и международного положения, указывал, что, хотя
смертная казнь и была отменена, восстановление расстрелов вполне возможно.
Дальнейшее
развитие событий привело к тому, что было предоставлено право применения смертной
казни. В итоге расстрелы приняли еще более ужасающий характер, например, только
в 1920 году к смертной казни было приговорено 6541 человек.
В
процессе подготовки проекта УК РСФСР 1922 года Ленин указал, что в нем нужно дать
не юридическое, а политическое обоснование террора. Таким образом юридический термин
"смертная казнь" заменяется на политический - "террор". Хотелось
бы особо обратить внимание на эту сторону проблемы смертной казни в советской уголовно-правовой
политике, где фактически до принятия ныне действовашего УК доминировало мнение,
что смертная казнь должна рассматриваться в плане террора. Такая оценка представляется
ошибочной. Смертная казнь может отождествляться с террором только в условиях чрезвычайного
положения в стране, когда террор является единственным эффективным средством для
борьбы с политическими противниками. Однако в период нормального мирного развития
государства, если оно считает целесообразным сохранение смертной казни в законодательстве,
то это уже не политические репрессии или террор, а вид уголовной санкции. Отождествление
смертной казни и террора характерно для авторитарного режима. Эта концепция возникла
на основе ошибочных положений сталинского периода об усилении классовой борьбы и
расширении чрезвычайных мер в мирное время в период развития Советского государства.
Система
наказаний, предусмотренная УК РСФСР 1922 года, не включала смертную казнь. Норма
о смертной казни в виде расстрела была помещена в отдельной статье. Следовательно,
законодатель относился к расстрелу как к экстраординарной мере уголовного наказания.
Право применения смертной казни предоставлялось только военным трибуналам. Обычные
суды не могли назначать эту меру наказания. В дальнейшем статья о смертной казни
была дополнена: она не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летного возраста,
и к женщинам, находящимся в состоянии беременности. Всего по УК 1922 смертная казнь,
как правило в качестве альтернативной санкции, устанавливалась по 28 составам преступления.
Те же самые положения были закреплены в Основных началах уголовного законодательства
СССР и союзных республик 1924 года. В УК РСФСР 1926 года эта мера наказания претерпела
некотрые изменения в смысле уменьшения числа составов преступления, по которым могла
назначаться смертная казнь.
Несмотря
на то, что Советское государство всегда относилось к смертной казни как к временной
и исключительной мере уголовного наказания, эта мера ни 20-е, ни в 30-е годы не
была отменена. Более того, выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы
по мере приближения к социализму влекла за собой ужесточение реперессии. Все это
не могло найти отражения в действующем уголовном законодательстве. Нормативные акты
того периода устанавливали исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения
дел о вредительстве, террористических актах и диверсиях: следствие по этим делам
должно было вестись не более 10 дней; обвинительное заключение представлялось обвиняемому
за один день до рассмотрения дела в суде; кассационное обжалование не допускалось;
дела слушались без участия сторон; приговор к высшей мере наказания приводился в
исполнение немедленно по вынесении приговора.
Следующим
крупным этапом в истории смертной казни в СССР является отмена смертной казни Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года. Этот Указ установил, что
за преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, в мирное время
применяется заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Однако
вместе с этим Указом действовала секретная директива, согласно которой смертная
казнь могла применяться специальными судами МГБ по делам о контрреволюционных преступлениях.
Таким образом все предписания законодательной власти были перечеркнуты сложившейся
практикой. И лишь 12 января 1950 года смертная казнь была вновь законодательно закреплена
Указом Президиума ВС СССР "О применении смертной казни к изменникам Родины,
шпионам, подрывникам-диверсантам", в 1954 году смертная казнь была введена
за умышленное убийство.
Основы
уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 года не включали смертную
казнь в систему наказаний, а выделили ее в самостоятельную статью в качестве исключительной
и временной меры уголовного наказания. Они установили исчерпывающий перечень преступлений,
за которые допускалось применение смертной казни: измена Родине, шпионаж, диверсия,
террористический акт, бандитизм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Основы допустили также возможность применения смертной казни в условиях военного
времени или в боевой обстановке и за другие особо тяжкие преступления в случаях,
предусмотренных законодательством СССР.
27 октября 1960 года на третьей сессии ВС РСФСР пятого
созыва был принят Уголовный кодекс РСФСР. В законе РСФСР "Об утверждении УК
РСФСР" было указано, что он вводится в действие с 1 января 1961 года. До своей
отмены этот УК претерпевал множество изменений, что было связано не только с изменениями
в угловно-правовой доктрине России, но и политической обстановкой в стране, что
весьма характерно для Российского государства с времен Октябрьской революции
1917 года. Представляется, что эти изменения даже в большей степени зависили от
политики, чем от других факторов, которые в первую очередь должны были повлиять
на законодательство. Это являлось крупным недостатком российского уголовного законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|