5. Особые склонности
антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или
наркотиков, азартным играм, развратному паразитическому образу жизни,
агрессивно-конфликтному поведению и т. п.).
6. Признаки преступного опыта
(особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность
о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п.).
7. Физиологические особенности и
заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).
8. Условия жизни и ближайшее
окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищные
условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом
коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная
обеспеченность, круг общения,
кто из ближайшего окружения может
оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).
В целях
всестороннего изучения личности могут применяться следующие основные методы:
ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых
характеристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с гражданами,
хорошо знающими его, изучение окружающей его среды и т. д.
В процессе
изучения личности осуществляется индивидуальное прогнозирование преступного
поведения. Индивидуальное прогнозирование — задача большой сложности, и решена
она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних
факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это
прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее
прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики преступления.
Возможность предсказать поведение человека зависит от того, насколько мы знаем
определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается
вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных
методов измерения всех внешних и внутренних факторов, влияющих на преступное
поведение.
Задача состоит в
том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в
прогнозе, разработать научно обоснованные программы его осуществления.
Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и
ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем
необходимо учитывать динамику этих характеристик. Факторы, могущие положительно
повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и
активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека,
станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профилактика
должна быть направлена на то, чтобы прогноз, указывающий на возможное
совершение преступления данным лицом, не оправдался.
Прогнозирование
преступного поведения и индивидуальная профилактика — во многом единый процесс.
Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное,
всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений.
Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют
на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.
Следующая задача
— постановка лица на профилактический учет—должна решаться в строгом
соответствии с нормативными предписаниями. При этом важно всесторонне оценить
всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для
постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на
судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также
иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.
Планирование призвано
упорядочить сложный и многогранный процесс индивидуально-профилактического
воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные
пути индивидуально-профилактической работы с данными лицами, выбрать такие
тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей
индивидуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации.
Конкретность
планирования индивидуально-профилактической работы, его обусловленность
свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по
некоторым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно,
трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана индивидуальной
профилактики, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий
лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе
с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов
индивидуальной профилактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций,
складывающихся в этой сложной деятельности.
Применение
методов индивидуальной профилактики предполагает достаточно длительное и
систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь
арсенал методов, все силы и средства воздействия на личность, соответствующие
демократическим принципам отношения к личности.
При этом можно
выделить следующие методы индивидуально-профилактического воздействия:
убеждение, помощь, принуждение.
Убеждение как метод профилактики—это
комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях
изменения антиобщественной направленности профилактируемых и закрепления
положительной социальной ориентации. Убеждение как метод профилактики
применяется в период нахождения лиц на профилактическом учете для преодоления
или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, могущих привести к
совершению преступлений.
Перевоспитание же
субъектов, предполагающее сформированность убеждений, взглядов, т. е. когда он
не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, достигается в
процессе дальнейшего воспитания граждан всеми методами, имеющимися в
распоряжении общества.
Основными формами
реализации метода убеждения являются индивидуальные и коллективные беседы,
обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного
шефства, совместное участие (воспитателя и воспитуемого) в общественно полезной
деятельности и т. д.
В процессе
применения методов убеждения, т. е. оказания воспитательного воздействия на
профилактируемых лиц, необходимо применять разнообразные психологические и
педагогические приемы воздействия на его разум, чувства и волю.
Основной
организационно-тактической формой применения различных приемов воспитательного
воздействия на профилактируемых лиц является беседа.
В индивидуальной
профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или
ознакомительная), предупредительная и воспитательная. Предварительная беседа
проводится в индивидуальном порядке работником милиции. От ее содержания и
результатов во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы с
профилактируемым. Психологическая атмосфера предварительной беседы, ее тон
должны отражать общую линию индивидуально-профилактической работы — сочетание
доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с
требовательностью к нему, его поведению. Предварительная беседа проводится при
постановке лица на учет. Поэтому, чтобы эта беседа была эффективной и
предметной, необходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его
поведении, окружении, связях и т. д.
Предупредительная
беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица,
взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т. е. в
порядке повседневной работы. Предупредительная беседа наряду с главной ее
задачей—оказанием непосредственного воспитательного воздействия на
профилактируемого — преследует цель контроля за его поведением, а также
используется для информационного обеспечения индивидуальной профилактики и иных
мер борьбы с преступностью.
Воспитательная
беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка
предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю
профилактируемого, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед,
во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в
неофициальной обстановке, чаще представителями общественности, по месту
жительства, учебы или работы профилактируемого.
Наряду с беседой
к числу основных организационно-тактических форм непосредственного
воспитательного воздействия на профилактируемых относятся вовлечение их в
интересные социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного,
самодеятельного и иного характера, используя при этом возможности
благотворительных фондов, помощь спонсоров и т. и.
Специфической
формой воспитательного воздействия является шефство представителей
общественности (для несовершеннолетних — закрепление общественных
воспитателей).
Важно правильно
использовать положительную помощь тех лиц, которые могут положительно влиять на
профилактируемого в неформальном окружении и нейтрализовать или устранить
отрицательное влияние.
Меры помощи, как
правило, являются одними из самых эффективных в профилактической деятельности
органов внутренних дел. Они касаются трудового устройства, улучшения бытовых
условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально
полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т.
д.
Наибольшую
значимость для профилактической деятельности представляют первые два вида
оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания.
Регламентация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах МВД.
Однако на сегодняшний день применение этих мер является самым проблематичным
вопросом для органов внутренних дел, так как порой своевременность и
эффективность применяемых мер помощи не обеспечиваются объективными
возможностями органов внутренних дел. Вместе с тем необходимо использовать
возможности церкви, меценатов, различных фондов, службы социальной защиты
населения, центров социальной реабилитации и других подобных структур для
оказания помощи профилактируемым.
Меры помощи
реализуются также путем оказания воздействия на окружающую профилактируемого
микросреду. Отрицательные источники могут быть во всех сферах микросреды:
в семье, в школе, трудовом
коллективе, в ближайшем окружении.
Для исключения
отрицательного влияния:
а) с носителями
такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы,
предупреждение, принуждение);
б)
профилактируемый изолируется от носителей (переводится в другой класс, школу,
трудовой коллектив, организуется досуг, носители привлекаются к ответственности
за правонарушения, направляются на лечение от алкоголизма, наркомании);
в) отрицательное
влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя
вредного, разлагающего влияния и т. д.
Особую специфику
имеет и работа по прекращению отрицательного влияния со стороны
антиобщественных групп. Здесь наряду с профилактическими применяются и
оперативно-розыскные меры.
Метод принуждения
является одним из основных в индивидуально-профилактической деятельности
органов внутренних дел. Основанный на законе, этот метод дает возможность
своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц,
находящихся под профилактическим контролем органов внутренних дел; защитить
граждан от их противоправных посягательств. Ранее этому методу уделялось
недостаточно внимания, поскольку декларировалась обязанность органов
внутренних дел в основном использовать методы убеждения и помощи. Однако при
этом профилактическая функция выходила за пределы функциональных обязанностей
органов внутренних дел, подменяя и дублируя профилактическую работу других
субъектов профилактики. Кроме того, органы внутренних дел не обладали
необходимыми правами и возможностями для реализации в полной мере убеждения, а
особенно помощи.
Наиболее наглядно
это проявлялось при реализации возложенных на органы внутренних дел обязанностей
по трудовому, бытовому устройству подучетных лиц, разрешению семейных
конфликтов, в работе с несовершеннолетними, систематически уходящими из дома,
пропускающими занятия в школе, и их родителями.
Метод принуждения
реализуется в индивидуальной профилактике путем применения различных по своей
юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они,
как правило, должны регламентироваться соответствующими правовыми нормами
различных отраслей права, например, гражданско-правовые, семейно-правовые,
административно-правовые, процессуальные меры. В частности, к основным таким
мерам, имеющим профилактическое значение и наиболее часто применяемым органами
внутренних дел, относятся следующие:
—
административный арест и административное задержание для предотвращения
антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от
противоправных посягательств;
—
административный надзор, преследующий цель осуществлять жесткий
профилактический контроль за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и
не вставшими на путь исправления;
— штраф—это мера,
реализующая материальную ответственность лица за сноп антиобщественные
проступки и призванная предупредить более серьезные правонарушения;
— принудительное
направление лиц без определенного места жительства, ведущих бродяжнический
образ жизни, в центры социальной реабилитации;
— принудительное
лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует
цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве
этих пагубных пристрастий и защитить семью и окружающих граждан от его
пагубного влияния и хулиганских посягательств;
— наложение и ужесточение ограничений
в отношении ранее судимых позволяет установить барьеры на пути противоправной
деятельности, способствует социализации личности. Возложение на лицо
обязанности прибывать периодически в орган внутренних дел для регистрации и
другие подобные меры дают возможность более четко контролировать его поведение
и показать ему бесперспективность дальнейшего антиобщественного поведения.
К мерам
принуждения, применяемым в отношении несовершеннолетних правонарушителей,
наряду с вышеперечисленными относятся также и такие, как направление
подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения и приемники-распределители
для несовершеннолетних (центры временной изоляции). Эта мера применяется уже в
том случае, когда другие не принесли результатов и подросток совершил
преступление, однако ввиду недостижения возраста уголовной ответственности или
но другим каким-либо причинам в возбуждении уголовного дела было отказано, а
также при систематическом совершении лицом административных правонарушений.
Так же, как крайняя мера, применяется возбуждение ходатайства перед судом о
лишении родительских прав и дееспособности в отношении родителей, которые явно
отрицательно влияют на своих детей.
Анализ
индивидуальной профилактики позволяет сделать вывод о больших возможностях
индивидуальной профилактики. Поэтому необходим поиск новых форм, тактических
приемов реализации мер индивидуально-профилактического воздействия.
Итак, под хищением
понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и
(или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее
ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Хищения – это всегда
имущественное преступление, следовательно имущество представляет собой предмет
хищения. Имущество является частью материального мира. Имущество является одним
из основных признаков в законодательном определении хищения.
Второй признак предмета
хищения – экономический. Этот признак уточняет, что предметом хищения может
быть только вещь, имеющая определенную экономическую ценность. Обычное
выражение ценности вещи – ее стоимость и денежная оценка.
Третий признак предмета
хищения – юридический. Таким предметом может выступать лишь чужое имущество.
Из всего сказанного можно
сделать вывод, что имущество как предмет хищения – это вещи, деньги, ценные
бумаги и другие предметы материального мира, обладающие стоимостью, по поводу
которых существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением.
Для определения хищения не
имеет значения признак подвижности имущества, т.е. предметом хищения может быть
как движимое, так и недвижимое имущество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|