Меню
Поиск



рефераты скачать Преступления против собственности

Проблема правового воспитания в силу исторических и Дру­гих причин стоит в нашей стране достаточно остро. Слишком часто «революционное право» и целесообразность заменяли за­конность, что в итоге привело к правовому нигилизму и пра­вовой инфантильности. Совершенно очевидно, что органы внут­ренних дел самостоятельно эту проблему решить не могут, это задача для многих социальных институтов общества. Но вне­сти свой посильный вклад в это общее дело органы внутрен­них дел могут и должны.

Специфика их деятельности в этом направлении состоит в том, что реализуются главным образом административно-пра­вовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как приме­нением уголовных и административных мер воздействия и со­ответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая дея­тельность осуществляется практически всеми подразделениями органов внутренних дел, но более всего следователями, участ­ковыми инспекторами милиции, работниками подразделений по предупреждению   преступлений среди несовершеннолетних. Суть этой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков  ин­формирования их о правовых и социальных последствиях на­рушения правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осу­ществляется через средства массовой информации. Оказание консультационной помощи по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим воп­росам стало практиковаться в нашей стране относительно не­давно, хотя в других странах виктимологической профилакти­ке уделяется большое внимание. Учитывая возникновение у нас частных детективных и охранных организаций, консульта­ционная работа органов внутренних дел приобретает широкое поле деятельности. Перспективность этого направления обус­ловлена общей тенденцией расширения контактов милиции с населением.

Большую роль здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детектив­ной и охранной деятельностью.

Конкретные формы этой работы состоят в создании и рас­пространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопе­редач. Необходимо, по опыту других стран, издавать доступ­ную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.

Индивидуальная профилактика


Индивидуальная профилактика—это прежде всего воздей­ствие на тех лиц, от которых можно ожидать преступного по­ведения. Этот вид профилактики рассчитан на конкретную ра­боту с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Когда речь идет о лицах как объектах профилактики име­ются в виду индивиды, поведение и образ жизни которых сви­детельствуют о реальной возможности совершения ими пре­ступлении. В данном случае взгляды личности, равно как и мо­тивы, порождающие ее поступки, т. е. усвоенная этой личностью система ценностных ориентации, могут стать основанием для оказания на нее профилактического воздействия лишь постоль­ку, поскольку эти взгляды, мотивы и т. д. проявились в пове­дении личности, в том числе и антиобщественном.

Исходя из описанного ранее механизма преступного пове­дения, индивидуальная профилактика должна быть направлена на личность, на ее отрицательные черты, а также на, среду, формирующую эту личность, условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно нака­зуемых деянии (криминогенные факторы).

Таким образом, индивидуальная профилактика преступле­ний — это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, оказа­нию воздействия на них и окружающую их среду с целью по­зитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо ней­трализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.

В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее вре­мя. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуж­даемых к мерам наказания, не связанным с лишением свобо­ды, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.

В то же время нормативные предписания ориентируют орга­ны внутренних дел на более целенаправленный профессиональ­ный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответ­ствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений про­филактика в отношении конкретных лиц и их окружения долж­на носить более конкретный «милицейский» характер. Это зна­чит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными кримино­генными свойствами. Содержанием же индивидуально-профи­лактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней про­филактики, а активное непосредственное воздействие на ука­занные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.

В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым—ущемление прав и законных интересов граждан. При­менительно к индивидуальной профилактической работе орга­нов внутренних дел такие основания—это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постанов­ки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (на­пример, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специ­ально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактиче­ской работы органов внутренних дел.

В отношении лиц меры индивидуальной профилактики вы­полняют роль социального инструмента, призванного нейтра­лизовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воз­действии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элемен­тов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.

К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:

— антиобщественное поведение и образ жизни лица, совер­шение преступлений которым достаточно вероятно;

— социальные элементы структуры этой личности, отра­жающие и одновременно определяющие искаженное ее содер­жание (антиобщественную направленность);

— социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению)

— условия неблагоприятного формирования личности и кри­миногенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных груп­пах, в первую очередь антиобщественного содержания, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;

— Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют кримино­генный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.

Личность—главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэто­му в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности органов внутренних дел к ним относятся:

а) выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реаль­ной возможности совершения преступлений;

б) изучение этих лиц и источников отрицательного воздей­ствия на них;

в) прогнозирование индивидуального поведения;

г)   постановка на учет. в органе -внутренних дел;

д)  планирование, мер. индивидуальной профилактики;

е)   непосредственное профилактическое воздействие;

ж) контроль за поведением и образом жизни этих лиц;

з) систематическая проверка результатов проведенных про­филактических мероприятий.

В целях обеспечения эффективности индивидуальной профи­лактической работы важно соблюдать следующие основные тре­бования.

1.Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к антиобщественному пове­дению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду. Все это резко снижает эффективность применения профилактических мер и увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оста­вались вне поля зрения правоохранительных органов.)

2.Соответствие применяемых мер состоянию объекта профи­лактического воздействия. Чем выше криминогенная пораженность объекта профилактического воздействия, тем интенсивнее должны быть принимаемые к нему меры. Криминогенная пораженность проявляется как в поведении лица, на которое на­правлено индивидуально-профилактическое воздействие, так и в степени влияния на него криминальной среды.

3. Последовательность. Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным (или ступенчатым). Острота и интенсивность воздействия должны или последова­тельно нарастать (если недостаточно применяемых мер), или убывать (если есть позитивные изменения). Как правило, при индивидуальной профилактической работе вначале используют­ся такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не помо­гает, то используют влияние трудового коллектива, родственни­ков, других лиц, чаще посещают лицо по месту жительства, учебы, работы, организуют встречи с руководством ГРОВД, обсуждение поведения несовершеннолетнего на комиссии по де-, лам несовершеннолетних, представляют материалы для огра­ничения дееспособности, направляют на лечение в наркологи­ческие кабинеты. В случае же совершения правонарушений при­меняют в соответствии с законом меры принуждения.

4. Комплексность. Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а меры—взаимодополнять, не дублируя, друг друга. Например, роль координатора в дея­тельности субъектов профилактики преступлений несовершенно­летних призваны играть комиссии но делам несовершеннолетних, и это их главная роль, а вести учет несовершеннолетних право­нарушителей им нет необходимости, поскольку этим должны заниматься органы внутренних дел.

5. Реальность: соответствие профилактических мер объектив­ным возможностям их реализации. Так, в настоящее время до­статочно сложно реализовать такие меры, как трудовое и бы­товое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы ввиду развала старой административной системы, способной решать эти проблемы, а также отсутствия необходимых стиму­лов у руководителей предприятий брать на работу ранее суди­мых. В этих условиях вопросы трудоустройства в некоторых регионах решаются путем экономического стимулирования та­ких предприятий (например, снижают процент отчисления от прибыли предприятия в местный бюджет).

6. Законность. Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при установлении администра­тивного надзора, поэтому важно иметь правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано, какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры принуждения могут быть к ним применены.

Задачи индивидуальной профилактики преступлений реша­ются органами внутренних дел различными мерами, содержа­ние которых имеет свои особенности.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует системати­ческого и своевременного поступления информации из всех воз­можных источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие:

— оперативно-профилактические учеты;

— книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;

— уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;

— материалы об административных или других правонару­шениях;

— приговоры суда;

— сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных учебно-воспитательных учреждений, дру­гих служб и подразделений органов внутренних дел, суда, про­куратуры;

— заявления и письма граждан;

— сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;

— сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.

Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появле­ния и концентрации антиобщественного элемента, при проведе­нии профилактической отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.

Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, ко­торые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальней­шего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.

При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о. личности профилактируемого:

1. Преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответ­ственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период).

2. Факторы, детерминирующие преступное и иное противо­правное поведение (что было причиной каждого правонаруше­ния, в отношении кого они были совершены и по каким моти­вам, были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфе­ре, какие условия способствовали либо облегчали совершение правонарушений и т. п.).

3. Социально-демографические свойства: сведения об обра­зовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уро­вень, социальное положение, специальность, должностное поло­жение, трудовой стаж, отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т. д.

4. Индивидуально-психологические особенности: развитие ин­теллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизнен­ный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность, не­организованность, способность подчинять себе других или под­даваться чужому влиянию и др.); интересы (к чтению, спор­тивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.