Проблема
правового воспитания в силу исторических и Других причин стоит в нашей стране
достаточно остро. Слишком часто «революционное право» и целесообразность
заменяли законность, что в итоге привело к правовому нигилизму и правовой
инфантильности. Совершенно очевидно, что органы внутренних дел самостоятельно
эту проблему решить не могут, это задача для многих социальных институтов
общества. Но внести свой посильный вклад в это общее дело органы внутренних
дел могут и должны.
Специфика их
деятельности в этом направлении состоит в том, что реализуются главным образом
административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания.
Общепрофилактический эффект достигается здесь как применением уголовных и
административных мер воздействия и соответствующим информированием об этом
населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью
позитивного воздействия на правосознание людей. Такая деятельность
осуществляется практически всеми подразделениями органов внутренних дел, но
более всего следователями, участковыми инспекторами милиции, работниками
подразделений по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Суть
этой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения
противоправных поступков информирования их о правовых и социальных
последствиях нарушения правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осуществляется
через средства массовой информации. Оказание консультационной помощи по
вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по
этим вопросам стало практиковаться в нашей стране относительно недавно, хотя
в других странах виктимологической профилактике уделяется большое внимание.
Учитывая возникновение у нас частных детективных и охранных организаций,
консультационная работа органов внутренних дел приобретает широкое поле
деятельности. Перспективность этого направления обусловлена общей тенденцией
расширения контактов милиции с населением.
Большую роль
здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля
за частной детективной и охранной деятельностью.
Конкретные формы
этой работы состоят в создании и распространении плакатов, памяток, буклетов
по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопередач.
Необходимо, по опыту других стран, издавать доступную специальную литературу,
содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их
жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.
Индивидуальная
профилактика—это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать
преступного поведения. Этот вид профилактики рассчитан на конкретную работу с
конкретным человеком и его ближайшим окружением.
Когда речь идет о
лицах как объектах профилактики имеются в виду индивиды, поведение и образ
жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлении.
В данном случае взгляды личности, равно как и мотивы, порождающие ее поступки,
т. е. усвоенная этой личностью система ценностных ориентации, могут стать
основанием для оказания на нее профилактического воздействия лишь постольку,
поскольку эти взгляды, мотивы и т. д. проявились в поведении личности, в том
числе и антиобщественном.
Исходя из
описанного ранее механизма преступного поведения, индивидуальная профилактика
должна быть направлена на личность, на ее отрицательные черты, а также на,
среду, формирующую эту личность, условия, обстоятельства, ситуации,
способствующие или облегчающие совершение уголовно наказуемых деянии
(криминогенные факторы).
Таким образом,
индивидуальная профилактика преступлений — это деятельность государственных и
негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от
которых можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и
окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц,
ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной
среде.
В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика
приобретает особую значимость в настоящее время. В связи с известными
процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается
количество лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы,
а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер
административного воздействия.
В то же время
нормативные предписания ориентируют органы внутренних дел на более
целенаправленный профессиональный подход к индивидуальной профилактике. Так, в
соответствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов
внутренних дел по предупреждению преступлений профилактика в отношении
конкретных лиц и их окружения должна носить более конкретный «милицейский»
характер. Это значит, что объектами такой профилактики должны быть лица и
социальная микросреда с наиболее выраженными криминогенными свойствами.
Содержанием же индивидуально-профилактической деятельности органов внутренних
дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней профилактики,
а активное непосредственное воздействие на указанные объекты с использованием
всех прав и возможностей, предоставленных законом.
В этой связи
необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при
отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а
тем самым—ущемление прав и законных интересов граждан. Применительно к
индивидуальной профилактической работе органов внутренних дел такие
основания—это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают
право постановки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на
профилактический учет органов внутренних дел (например, при установлении
административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод
граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специально
указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы
индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел.
В отношении лиц
меры индивидуальной профилактики выполняют роль социального инструмента,
призванного нейтрализовать или устранить внутренние негативные черты личности
и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на
конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение
внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые
деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные
материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная
микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.
К предмету
рассматриваемой профилактики следует отнести:
—
антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым
достаточно вероятно;
— социальные
элементы структуры этой личности, отражающие и одновременно определяющие
искаженное ее содержание (антиобщественную направленность);
— социально
значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению,
изменению, лечению)
— условия
неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в
семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных
микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественного содержания, а
также неблагополучные условия индивидуального бытия;
— Элементы неблагоприятной жизненной
ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют криминогенный
характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется
возможность выявления и воздействия на них.
Личность—главное звено в причинной
цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой,
через нее преломляется влияние последней. На личность поэтому в первую очередь
и должно направляться профилактическое воздействие.
Целью
индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая
изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.
Достижение этой
цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности
органов внутренних дел к ним относятся:
а) выявление лиц,
чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступлений;
б) изучение этих
лиц и источников отрицательного воздействия на них;
в)
прогнозирование индивидуального поведения;
г) постановка
на учет. в органе -внутренних дел;
д) планирование,
мер. индивидуальной профилактики;
е) непосредственное
профилактическое воздействие;
ж) контроль за
поведением и образом жизни этих лиц;
з) систематическая
проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.
В целях
обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы важно
соблюдать следующие основные требования.
1.Своевременность. Несвоевременное выявление и
принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их
сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к
антиобщественному поведению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду. Все
это резко снижает эффективность применения профилактических мер и увеличивает
вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3
семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние
правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения
правоохранительных органов.)
2.Соответствие применяемых
мер состоянию объекта профилактического воздействия. Чем выше
криминогенная пораженность объекта профилактического воздействия, тем
интенсивнее должны быть принимаемые к нему меры. Криминогенная пораженность
проявляется как в поведении лица, на которое направлено
индивидуально-профилактическое воздействие, так и в степени влияния на него
криминальной среды.
3. Последовательность.
Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным (или
ступенчатым). Острота и интенсивность воздействия должны или последовательно
нарастать (если недостаточно применяемых мер), или убывать (если есть
позитивные изменения). Как правило, при индивидуальной профилактической работе
вначале используются такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи
в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния
отрицательной микросреды. Если это не помогает, то используют влияние
трудового коллектива, родственников, других лиц, чаще посещают лицо по месту
жительства, учебы, работы, организуют встречи с руководством ГРОВД, обсуждение
поведения несовершеннолетнего на комиссии по де-, лам несовершеннолетних,
представляют материалы для ограничения дееспособности, направляют на лечение в
наркологические кабинеты. В случае же совершения правонарушений применяют в
соответствии с законом меры принуждения.
4. Комплексность.
Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а
меры—взаимодополнять, не дублируя, друг друга. Например, роль координатора в
деятельности субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних призваны
играть комиссии но делам несовершеннолетних, и это их главная роль, а вести
учет несовершеннолетних правонарушителей им нет необходимости, поскольку этим
должны заниматься органы внутренних дел.
5. Реальность: соответствие
профилактических мер объективным возможностям их реализации. Так, в
настоящее время достаточно сложно реализовать такие меры, как трудовое и бытовое
устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы ввиду развала старой
административной системы, способной решать эти проблемы, а также отсутствия
необходимых стимулов у руководителей предприятий брать на работу ранее судимых.
В этих условиях вопросы трудоустройства в некоторых регионах решаются путем
экономического стимулирования таких предприятий (например, снижают процент
отчисления от прибыли предприятия в местный бюджет).
6. Законность.
Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при
установлении административного надзора, поэтому важно иметь
правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано,
какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры
принуждения могут быть к ним применены.
Задачи
индивидуальной профилактики преступлений решаются органами внутренних дел
различными мерами, содержание которых имеет свои особенности.
Индивидуальная
профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами
профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует
систематического и своевременного поступления информации из всех возможных
источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие:
—
оперативно-профилактические учеты;
— книги и журналы
учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;
— уголовные дела,
материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
— материалы об
административных или других правонарушениях;
— приговоры суда;
— сообщения,
извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных
учебно-воспитательных учреждений, других служб и подразделений органов
внутренних дел, суда, прокуратуры;
— заявления и
письма граждан;
— сообщения
государственных, негосударственных органов и организаций;
— сообщения в
печати, по радио, телевидению и т. д.
Кроме того,
необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб
органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появления
и концентрации антиобщественного элемента, при проведении профилактической
отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.
Выявление
неразрывно связано с изучением тех лиц, которые могут быть объектами
индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования
дальнейшего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе
необходимых мер воздействия.
При этом необходимо в первую очередь
изучить следующие данные о. личности профилактируемого:
1. Преступное и иное противоправное
поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной
ответственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где
отбывал наказание и как характеризовался в этот период).
2. Факторы, детерминирующие
преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого
правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были
ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков,
конфликтом в семейно-бытовой сфере, какие условия способствовали либо
облегчали совершение правонарушений и т. п.).
3. Социально-демографические
свойства: сведения об образовании, возрасте, семейном положении, составе
семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уровень,
социальное положение, специальность, должностное положение, трудовой стаж,
отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей,
семье, детям и т. д.
4. Индивидуально-психологические
особенности: развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас
знаний, жизненный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера
(замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный,
деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый,
хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность,
неорганизованность, способность подчинять себе других или поддаваться чужому
влиянию и др.); интересы (к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле,
техническому творчеству и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|