Низшим звеном в
причинах преступности, определяемых социальным бытием человека, являются
межличностные отношения (конфликты) – в семьях, между близкими и знакомыми,
наконец, случайно возникающие на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются
между собой интересы людей, не нашедших иного способа, разрешения конфликта,
кроме как через преступление.
Итак, социальные
конфликты весьма многообразны и подавляющее большинство их может выявляться в
процессе практической деятельности как обществом и его социальными ячейками на
разном уровне, так и правоохранительными органами, в первую очередь милицией и
следствием. Однако меры предупреждения преступлений в подобных случаях должны
по преимуществу носить обще социальный характер.
Современные условия развития общества
требуют пересмотра устоявшихся подходов к определению понятий, отражающих
сущность тех или иных социальных явлений и процессов. Не является исключением и
общая профилактика преступлений.
Долгое время
применительно к существовавшему строю она определялась как деятельность,
конечной целью которой является искоренение не только преступности , но и ее
причин.
Мировой опыт
показывает, что объективно, с точки зрения возможностей и условий развития
любого общества, следует вести речь о сдерживании преступности, контроля за
процессами, ее детерминирующими. Многие страны идут сейчас именно этим путем,
отдавая предпочтение тем специальным мерам общей профилактики, которые в первую
очередь имеют характер защиты личности, общества и собственности от преступных
посягательств. Современные показатели и тенденции преступности во всех демократических
государствах сегодня таковы, что говорить об испарении этого явления, даже в
достаточно отдаленном будущем, значит впадать в утопию.
Объективный
подход требует более сдержанных оценок. С учетом этого специальную профилактику
можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов,
должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций,
учреждений и их представителей и осуществлению мер, направленных на их
устранение либо нейтрализацию действия.
Раскрывая
содержание предложенной дефиниции, следует остановиться на рассмотрении
субъектов этой деятельности . К ним относятся:
1. Представительные и
исполнительные органы власти
2. Правоохранительные органы
3. Должностные лица органов
власти и управления
4. Администрация предприятий
всех форм собственности
5. Трудовые коллективы
6. Общественные организации и
добровольные формирования граждан, участвующие в борьбе с правонарушениями
7. Предприятия частной
детективной и охранной деятельности
8. Средства массовой информации
Представленный
перечень субъектов обще профилактической деятельности не является исчерпывающим
и может быть дополнен другими органами, организациями, учреждениями и их
представителями.
Объектами общей
профилактики являются:
1. Преступность, ее виды и
группы преступлений
2. Причины преступности, ее
видов и групп преступлений
3. Условия, обстоятельства,
ситуации, поводы, другие факторы, способствующие либо облегчающие совершение
преступлений
4. Криминогенные группы
населения
5. Виктимогенные (в наибольшей
степени подверженные опасности стать жертвами преступлений) группы населения
Объективными
целями общей профилактики в современных условиях следует считать сдерживание
негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее
тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений.
Меры общей
профилактики преступлений должны отвечать соответствующим требованиям,
диктуемым современными условиями и самой действительностью. Среди них, в первую
очередь следует назвать:
-
объективность,
отражающую как адекватную реалиям потребность в осуществлении этих мер, так и
возможности соответствующих субъектов по их исполнению;
-
комплектность,
предполагающую обязательное объединение усилий различных субъектов обще
профилактической деятельности;
-
актуальность,
обеспечивающую планирование и исполнение мер, в наибольшей степени отвечающих
как криминологической ситуации, так и интересам населения;
-
оптимальность
(эффективность), способствующую при наименьших кадровых, финансовых,,
материальных затратах достижению наибольших результатов;
-
приоритетность,
обеспечивающую выбор из множества задач главной и определяющей – примат
общегосударственных интересов над ведомственными.
Особого внимания
в современных условиях заслуживает требование обеспечения законности при
осуществлении мер общей профилактики преступлений, поскольку речь идет о
правовой основе этой деятельности.
Первостепенное
значение в данном смысле имеет Конституция Российской Федерации. Во многих ее
формах заключен юридический потенциал, обеспечивающий надлежащую регламентацию
всей предупредительной деятельности, включая общую профилактику. Важную роль
играют так же принятые Россией международные правовые акты . В рассматриваемом
аспекте следует прежде всего назвать Всеобщую декларацию прав человека, Кодекс
поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларацию основных
принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью,
Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного
правосудия.
Основополагающий характер носят
законы, а так же другие нормативные акты, направленные непосредственно на
борьбу с преступностью (Законы РСФСР «О милиции», «Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации», «Об оружии», Указы Президента Российской
Федерации «О защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с
преступностью», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и
др.).
Особенность общей
профилактики состоит широкой адресности и одновременно
неперсонифицированности профилактических мероприятий.
Общая профилактика
тесно смыкается с обще социальным предупреждением, поскольку причины
преступлений коренятся во всей системе общественных отношений. Вместе с тем ОВД
имеют достаточно ограниченные возможности воздействия на весь причинный
комплекс преступности. Поэтому в практической деятельности ОВД преобладают меры
по устранению причин и условий, способствующие совершению конкретных
преступлений.
С учетом
комплектации ОВД, определенных Конституцией РФ, Законом РСФСР «О милиции»,
другими нормативными актами, основные направления общепрофилактической
деятельности ОВД включает в себя : информирование властных структур о
выявленных причинах и условиях преступлений и возможных мерах по их ликвидации;
участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ
борьбы с преступностью; изучение и формирование общественного мнения о
преступности и профилактической деятельности ОВД; проведение криминологической
экспертизы правовых и социально-экономических проектов и решений; правовое
воспитание, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от
преступных посягательств и др.
Выявление и
анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений являются
логически и практически исходными моментами общей профилактики преступлений.
Невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная
причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые
помогают развертыванию действия причин.
Концептуальный
анализ причин преступлений и условий, им способствующих, позволяет говорить о
сложной многофакторной природе этих явлений. Они модифицируются специфическими
особенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменениями в социальной
и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного
комплекса преступности, годную для всех времен и народов, являются
малопродуктивными.
Главным
методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им
способствующих, является учет зависимости качественных и количественных
характеристик преступности от состояния социальной среды.
Поэтому на
первом этапе необходимо установить круг тех социальных явлений и процессов,
которые наиболее тесно связаны с преступностью (рост группового криминального
сознания, коррупция, неэффективность правоохранительной и правоприменительной
деятельности, пьянство, алкоголизм, наркомания, люмпенизация и маргинализация
определенных групп населения, деформация духовной жизни общества, невротизация
и психопатизация представителей некоторых слоев населения и т.д.)
На втором
этапе необходимо выявить статистические корреляционные связи между
криминогенными видами преступлений, которые определяют основной массив
преступности (кражи, телесные повреждения, грабежи, хулиганство, разбойные
нападения и др.)
На третьем этапе
выявляются те причины и условия, которые находятся в определенной зависимости
от деятельности ОВД (система охранных мероприятий, организация надзора и
контроля, технические средства защиты объектов, уровень правовой
информированности населения и др.). Именно третий этап аналитической
деятельности создает реальные информационные предпосылки для выработки
целенаправленных и конкретных мер общей профилактики преступлений, реализуемых
ОВД.
Результатом анализа причин
преступности и ее видов должно быть принятие мер по их устранению или
ограничение действия. Особенность деятельности ОВД в данном направлении состоит
в том, что их возможности в этом деле весьма ограничены.
Общепрофилактическая деятельность
органов внутренних дел по защите общественной и личной собственности достаточно
многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании
условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной
территории или объекте. В распоряжении органов внутренних дел для этого имеются
организационные, технические, информационные и другие меры, которые наиболее
активно реализуются в повседневной деятельности подразделении милиции
общественной безопасности.
Милиция
общественной безопасности реализует общепрофилактические функции на основе
анализа криминальной ситуации и состояния преступности на улицах, в
общественных местах и жилых микрорайонах. Наиболее распространенными видами
«уличной» преступности являются преступления против жизни, здоровья и
собственности граждан. Предупреждение этих категорий преступлений достигается
целым комплексом разнообразных методов и средств. Прежде, сюда следует отнести
методы наблюдения, проверки н контроля, которые реализуются в ходе несения
патрульно-постовой службы. В наиболее сложных в оперативном отношении районах
и городах необходимо регулярно проводить оперативно-поисковые и надзорно-
профилактические операции, а также учащенный режим проверки мест концентрации
граждан с антиобщественной направленностью (притоны, рынки, зоны коммерческой
торговли, гостиницы, общежития).
Весьма актуальной
задачей для общепрофилактической деятельности милиции общественной
безопасности является восстановление и развитие сети общественных формирований
правоохранительной направленности, налаживание и укрепление деловых связен
милиции с населением, общественным активом, организация и проведение
выступлений работников милиции (прежде всего участковых инспекторов) перед
жителями и в трудовых коллективах но вопросам борьбы с преступностью и
обеспечения общественного порядка.
Одним из наиболее
актуальных направлений (с учетом перехода к рыночным отношениям) является
общепрофилактическая деятельность по предупреждению экономических преступлений.
Важное значение это направление имеет для деятельности криминальной милиции.
Так, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями призваны
анализировать развитие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах
(кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного
комплекса, аграрное производство и др.) и на этой основе вырабатывать меры по
их нейтрализации. Используя гласные и негласные методы работы, они должны
выявлять причины и условия экономических преступлений, обеспечивать
своевременное информирование органов власти и управления; хозяйственных
руководителей о необходимости устранения выявленных криминогенных факторов;
разрабатывать и осуществлять совместно с другими подразделениями органов
внутренних дел комплексные меры по предупреждению экономических преступлений.
Предупреждение
экономических преступлений сопряжено со значительными трудностями. Дело в том,
что эти преступления, как правило, совершают работники, занимающие определенное
положение в сфере народного хозяйства либо частного предпринимательства,
связанные с выполнением различного рода экономических отношений, участниками
которых они являются, а также должностными лицами органов власти и управления,
имеющими отношение к функционированию определенных элементов хозяйственного
механизма. Другими словами, экономическая преступность тесно связана с
коррупцией, т. е. подкупом, продажностью общественных и политических деятелей
и должностных лиц.
В сферу
коррумпированных связей нередко вовлекаются и работники милиции. На органы
внутренних дел наряду с выявлением конкретных лиц, оказывающих «услуги»
криминальным структурам, возлагается задача определения механизмов и методов
экономических преступлений и разработки соответствующих мер по блокированию
этих механизмов.
Весьма уязвимым
местом для всех преступных групп является финансовая база. Своевременное
выявление и изъятие 'преступных денег—эффективное средство в руках органов
внутренних дел. Потеряв финансовую базу, преступники лишаются возможности
активно заниматься противоправной деятельностью. Поэтому следует больше
уделять внимания выявлению имущества главарей, актива и членов преступных
организаций, выявлять их связи и каналы легализации денег.
В последнее время
в целях общей профилактики все активнее применяются технические средства.
Промышленность освоила и предлагает в магазинах «Безопасность» пуленепробиваемые
материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы,
решетки, исключающие проникновение и взлом. В этой связи органам внутренних
дел целесообразно собирать сведения о том, как преступники преодолевают
технические средства защиты, анализировать эту информацию и доводить ее до
сведения промышленности, чтобы она могла внести соответствующие конструктивные
изменения в свою продукцию. Кроме того, органы внутренних, дел весьма заинтересованы
в разработке и принятии на законодательном уровне минимальных стандартов
криминальной безопасности, что уже практикуется за рубежом. Правовое воспитание
и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от
преступных посягательств, издание специальной литературы по этим вопросам—еще
одно важное направление общепрофилактической деятельности органов внутренних
дел.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|