Протоколы следственных действий, в
соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, допускаются в качестве доказательств
только тогда, когда их содержание и реквизиты полностью соответствуют
требованиям, установленным для каждого следственного действия в самом законе.
Таким образом, мы
рассмотрели основные требования, предъявляемые к совершению следственных
действий на стадии возбуждения уголовного дела. При этом мы исходим из
допущения принципиальной возможности совершения указанных действий на этой стадии
процесса, по указанным в предыдущем параграфе причинам.
В соответствии с
внутриведомственными нормативными актами[53]
взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью
начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о
преступлении, подследственном следователю. В органах внутренних дел сложилась
четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется
ведомственными нормативными актами.
Дежурная часть
призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении
немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие
следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. Специалистов и
их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия
преступления по горячим следам и задержании преступника.
При
непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое заявление о
преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений о преступлении,
в которой отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в органах
прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и сообщений о преступлениях,
в которые заносятся сведения, поступившие к следователям и прокурорам). При
этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о
принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-оперативной
группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о совершенных
преступлениях. Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления
возбуждать уголовное дело, провести проверку. Провести досудебную подготовку
материалов. В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней
же указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в
возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала.
Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в Журнале
учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной порядковый
номер. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более
трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более
десяти суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об
отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной
подготовки материалов по протокольной форме. Возбуждение уголовного дела –
первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые основания для
дальнейших следственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела
указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава
преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере
продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением
повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для
установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса
трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава
преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.[54] Следовательно, своевременность
и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств
происшествия, которые предшествует вынесению постановления о возбуждении
уголовного дела. Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного
дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление
гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления[55].
УПК РФ определяет,
что единственным следственным действием, проведение которого возможно до
возбуждения уголовного дела является осмотр места происшествия. При этом одной
из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении
сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда
следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия и принятия всех
необходимых мер для задержания преступника. Исследование этого вопроса в
Московской области показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый
день поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на
второй день – уже 16%, а на третий день – лишь 5%[56].
В связи с этим,
дежурному по органу внутренних дел подчинены постовые, патрульные милицейские
группы, дежурные части ГИБДД и медвытрезвители, которые он информирует обо всех
происшествиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодействие.
Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о
преступлении – пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и
задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы
поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания
сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными
нормативными актами.
Правильная и
своевременная организация выезда на место происшествия, его квалифицированный
осмотр следователем – непременное условие успешного раскрытия преступления.
Осмотр места преступления и осуществление сопутствующих ему
оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов
собирания информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой
обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего
преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по «горячим
следам». Существует тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре
места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и
направленность которых зависят от полноты и качества осмотра. Изучение практики
показывает, что отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале
расследования, неквалифицированный осмотр места совершения преступления и
неумелое составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование
преступлений. Результативность осмотра места преступления зависит от ряда
факторов, основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на
место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра;
комплексное исследование специальных средств и методов представителями
различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя
организовать совместную работу взаимодействующих лиц. Поскольку успех работы на
месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого
следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как
основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная
группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплектования этой
группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их
деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь
является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет
руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает
согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя
являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки,
так и при его проведении. Перед осмотром, в зависимости от категории
совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п.
следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности
предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может
привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других
служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в
группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при осмотре места
пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотрудники
государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики,
строители и т.п[57].
В ходе осмотра,
следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания
оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной
медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию
следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно использовать
в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы преступления,
выявленные и изъятые на месте происшествия. Таким образом, при осмотре места
происшествия большое значение имеет правильное распределение обязанностей
среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение характера их
действий, своевременное взаимное информирование. Тактические особенности места
осмотра состоят в том, что место происшествия исследуется членами
следственно-оперативной группы с разных точек зрения и с применением различной
методики. Иными словами, это исследование носит комплексный характер. В
осмотре места происшествия специфическая роль отводится
специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами
он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке
и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных
образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует
полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной
криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических
средств и методов. Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством
следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных
действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь
исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-технических
средств при выявлении и фиксации материальных следов преступления определяет
сам специалист. Члены группы первоначальную информацию о совершенном
преступлении получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными
актами закреплено, что участковый инспектор милиции прибывает первым на место
происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда
следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии,
причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он
информирует следователя и оперативных работников и характере и месте
совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный
интерес; исполняет поручения руководителя СОГ. Участковый инспектор, не будучи
специалистом, как правило в осмотре участия не принимает. За исключением
случаев, когда он знаком с местом, где совершено преступление и может помочь
восстановлению обстановки. Обязанность следователя собрать воедино
разнообразные данные осмотра, проанализировать их в связи с полученными
результатами решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и
оперативно определить обстоятельства, при которых было совершено преступление. Следователь
обязан решить и другую задачу – в зависимости от результатов осмотра места
происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и задержанию
преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение
участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на
оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно
ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия
осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и
задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных
дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует
розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с
ведомственными нормативными актами взаимодействие с дежурной частью в период
осмотра возглавляется на оперативного работника. Он должен сообщить в дежурную
часть сведения о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а
также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников[58].
Таким образом, в
ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно –
через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение,
поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре места происшествия, не
должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия[59].
В соответствии с
ведомственными нормативными актами, дежурный по органу внутренних дел
информирует о происшествии патрульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых
инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости информируются
дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о
приметах преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения,
организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы
немедленного реагирования[60].
В ходе осмотра
следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор
информируют друг друга и дежурную часть о данных, имеющих значение для
выявления подозреваемого и установления обстоятельств совершенного
преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с
оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в решении организационных
и тактических вопросов, связанных как с самим выездом, так и с производством
других, вытекающих из результатов осмотра неотложных следственных и
оперативно-розыскных действий. Большое значение приобретает оперативность
использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по
горячим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные
поручения. При осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный
работник находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной.
Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии
является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии работы еще
нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре
и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных
данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем
обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются
определенные версии и составляется единый план первоначальных следственных и
оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что осмотр и
выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от
друга во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы члены
следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а
потом обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два
рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой
информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами
принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розыскных
версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгладились в памяти
его результаты, следует снова собраться, чтобы обстоятельно их обсудить.
Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР показало, что такое обсуждение
осуществляется не всегда. Какова же роль следователя и оперативного работника в
построении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации,
который каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при
осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об
изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые появились
там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его
совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потерпевших,
очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение
информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике
оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и
прилегающей территории, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а
следователь до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших,
свидетелей. После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного
работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший
группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный работник
обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе
полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия.
При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы
производства оперативно-розыскных действий, а следователь – если есть
основания – немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство
необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и
органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом
работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является
совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел,
следователя и следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя
и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие
следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об
отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по
посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета
делается соответствующая запись.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|