Но в такой ситуации закономерно возникает
вопрос о том, не приведет ли расширение круга следственных действий,
производство которых допускается до принятия решения о возбуждении уголовного
дела, к тому, что практически исчезнет какая-либо разница между деятельностью по
возбуждению уголовного дела и собственно предварительным расследованием? И
зачем тогда нужна отдельная стадия возбуждения дела? Тем более что отказ от нее
якобы позволит правоохранительным органам «действовать быстро и оперативно,
откроет значимые преимущества в собирании доказательств, даст огромные
возможности в экономии процессуальных средств».[34] Все эти доводы выглядят, на
мой взгляд, несостоятельными по одной простой причине: действовать оперативно,
собирать доказательства в соответствии с предусмотренным законом порядком, не
допускать волокиты, а значит, экономить процессуальные и материальные средства
позволяет своевременно принятое решение о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, при всех ее недостатках стадия
возбуждения уголовного дела позволяет четко очертить рамки предварительного
расследования с присущим ему государственно-властным принудительным характером,
что уже само по себе является гарантией прав и законных интересов вовлеченных в
него граждан. Досудебное производство может и должно осуществляться только в
рамках тех обстоятельств, которые составили предмет возбуждения дела. Иначе
говоря, оно ограничивается возможным составом того преступления, в рамках
которого возбуждено дело. Всякий выход за пределы указанных обстоятельств
возможен только после выявления оснований для возбуждения другого уголовного
дела и объединения его с ранее возбужденным.[35]
Следователь – должностное лицо,
уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а
также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом (п. 41
ст. 5 УПК РФ). Предварительное следствие наряду с дознанием является одной из
форм предварительного расследования. Предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов
внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).
Следователь осуществляет
уголовно-процессуальную деятельность от имени государства. Объем компетенции,
то есть пределов осуществления данного вида деятельности, определяется
Конституцией Российской Федерации,[36]
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными
договорами, ратифицированными Российской Федерацией, Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации, иными федеральными конституционными и
федеральными законами.
Следователь – участник уголовного
судопроизводства со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК, глава 6 УПК РФ). Вместе
с тем в соответствии со ст. 6 УПК РФ, определяющей назначение уголовного
судопроизводства, «уголовное преследование и назначение виновным справедливого
наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и
отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания,
реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию». В
соответствии со ст. 15 УПК РФ, регламентирующей принцип состязательности
сторон, функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от
друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же
должностное лицо. Однако из содержания целого ряда других процессуальных норм
следует, что функции следователя не сводятся исключительно к обвинению.
Например, в соответствии со ст. 73 УПК РФ к числу обстоятельств, подлежащих
доказыванию, в частности, отнесены: обстоятельства, исключающие преступность и
наказуемость деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание,
обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной
ответственности. Кроме того, по смыслу теории уголовного процесса
доказательства подразделяются на обвинительные и оправдательные. Из принципа
свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ) усматривается, что следователь
оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на
совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом
законом и совестью. При составлении обвинительного заключения на следователя
возлагается обязанность перечислить как доказательства, подтверждающие
обвинение, так и те, на которые ссылается сторона защиты, указать
обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 220 УПК РФ).
Одной из важнейших процессуальных функций
следователя является собирание доказательств.
Собирание доказательств представляет собой
деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда при участии других
субъектов, заключающуюся в поисках и обнаружении источников информации,
получении ее из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение
для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке.[37]
Поиски и обнаружение носителя информации –
первый этап процесса собирания доказательств, поскольку получить необходимые
сведения невозможно, не обнаружив их источников. Неудачно наименование данного
этапа «обнаружением доказательств», поскольку речь может идти лишь об
обнаружении источника, носителя информации: предмета, сохранившего на себе
следы преступления, человека, в сознании которого запечатлелись имеющие
значение для дела обстоятельства, и т.п.
Следующим этапом собирания доказательств
является получение сведений от обнаруженных носителей информации с помощью
предусмотренных законом процессуальных действий.
Добытые таким путем фактические данные
должны быть надлежащим образом закреплены в протоколе процессуального действия,
а в необходимых случаях – и путем использования дополнительных средств (аудио –и
видеозаписи, фото –и киносъемки, изготовления планов и схем, слепков и оттисков
и т.п.). «Сведения, полученные, но не зафиксированные с соблюдением
определенных законом требований, не могут использоваться в качестве
доказательств. Поэтому нельзя выделять закрепление фактических данных в
самостоятельный элемент доказывания наряду с собиранием, проверкой и оценкой
доказательств».[38]
Закрепление полученных сведений – неотъемлемая часть собирания доказательств;
доказательство может считаться полученным лишь после фиксации добытой
информации.
Основным способом собирания доказательств
является производство следственных действий. В действующем УПК РФ, к сожалению,
не содержится ни определения этого понятия, ни исчерпывающего перечня
следственных действий. В теории же сложилось два подхода к определению
следственного действия. В широком смысле под ними понимают все процессуальные
действия, производимые следователем, а в узком – только те процессуальные
действия, которые направлены на собирание доказательств. Таким образом, одним
из признаков следственного действия является его предназначение – быть
средством собирания доказательств. Все же иные действия, не имеющие такой
направленности, можно именовать просто процессуальными.[39]
Далее следственные действия могут проводить
только уполномоченные на то государственные органы и должностные лица, ведущие
уголовный процесс: судья (суд), прокурор, следователь, дознаватель. Участники,
отстаивающие свои собственные интересы, а также их защитники и представители
вправе представлять предметы и документы органам и лицам, которые ведут
производство и решают, принять или не принять переданные им материалы, придать
или не придать им статус доказательства.
Признаком следственных действий является и
то, что они осуществляются в регламентированной законом процессуальной форме,
нарушение которой влечет недопустимость использования полученной информации в
качестве доказательства.
Характерная черта следственного действия
состоит и в том, что его ход и результаты должны быть надлежащим образом
закреплены в протоколе, а в необходимых случаях – и с помощью дополнительных
средств фиксации: фото –и киносъемки, аудио –и видеозаписи и т.п.
На основании изложенного, следственное
действие – это регламентированное уголовно-процессуальным законом действие
судьи (суда), прокурора, следователя, дознавателя, направленное на получение
доказательств, сведения о ходе и результатах которого закрепляются в протоколе,
а также с помощью иных средств фиксации и используются для установления обстоятельств,
имеющих значение для дела.[40]
Согласно ч. 1 ст. 86 УПК РФ, способом
собирания доказательств являются также иные процессуальные действия,
предусмотренные законом. К их числу, в частности, следует отнести действия по
приему и проверке заявлений о преступлении, явке с повинной, сообщений о
преступлении, распространенных в средствах массовой информации и т.п.
К этому же способу собирания доказательств
относятся и действия подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего,
гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, которые вправе
собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к
уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК РФ); действия
защитника, который может собирать доказательства путем получения предметов,
документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок,
характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые
обязаны предоставить запрашиваемые документы или их копии (ч. 3 ст. 86 УПК).
Кроме того, защитник вправе совершать и иные действия, направленные на
получение доказательств (но об этом – чуть позже).
При этом необходимо отметить, что судья
(суд), прокурор, следователь, дознаватель обязаны собирать доказательства,
тогда как иные участники уголовного судопроизводства лишь вправе это делать.
«Основной способ получения доказательств по
уголовному делу – следственные действия. Это те действия, посредством которых
субъекты расследования обнаруживают, закрепляют и проверяют доказательства. Их
надлежит отличать от иных процессуальных действий (составление постановления о
привлечении в качестве обвиняемого, запрос характеризующих обвиняемого данных и
других), которые не направлены на получение и проверку доказательств».[41]
Виды следственных действий перечислены в
гл. гл. 23, 24, 25, 26, 27 УПК РФ. Ими являются: осмотр, освидетельствование,
допрос, очная ставка, обыск, выемка, предъявление для опознания, следственный
эксперимент, проверка показаний на месте, назначение судебной экспертизы.
Указанные следственные действия представляют собой целостную и упорядоченную
систему. Их связывают единая цель, для достижения которой они выполняются;
общая или частная задача расследования, решаемая путем их проведения;
определенная, а в некоторых случаях и обязательная последовательность. Перечень
следственных действий, изложенных в УПК РФ, – исчерпывающий. Сведения,
полученные при расследовании преступления путем выполнения иных действий,
помимо перечисленных, доказательствами не являются.
Судя по научным публикациям, в настоящее
время значительное место в науке уголовного процесса занимает обсуждение таких
связанных с институтом возбуждения уголовного дела аспектов, как возможность
производства следственных действий и юридическая сила получаемых в их
результате доказательств до согласования постановления о возбуждении уголовного
дела с прокурором, о чем уже писалось выше.
В принципе во всех случаях для производства
следственных действий требуется возбуждение уголовного дела (за исключением
осмотра места происшествия – ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Вместе с тем судебная
практика допускает несколько случаев, когда не требуется возбуждения уголовного
дела. Так, по одному из уголовных дел Судебной коллегией по уголовным делам
Верховного Суда РФ было отмечено, что «в соответствии со ст. ст. 112 и 129 УПК
РСФСР, регламентирующими порядок возбуждения уголовного дела и начало
производства предварительного следствия, предварительное следствие производится
лишь после возбуждения уголовного дела. Однако указанные нормы
уголовно-процессуального закона не предусматривают обязанности органов
следствия выносить постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда
по делу будет установлено совершение других преступлений лицом, в отношении
которого уже возбуждено уголовное дело».[42]
В другом случае определение суда было отменено, поскольку, как указала
коллегия, уголовно-процессуальный закон не предусматривает обязанности органов
следствия и дознания выносить каждый раз новое постановление о возбуждении
уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено совершение других
преступлений лицом, в отношении которого возбуждено дело, или соучастником, в
отношении которого дело не возбуждалось.[43]
На стадии возбуждения уголовного дела
проводятся, как уже отмечалось, в основном такие разрешенные следственные
действия как осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение
экспертизы. Однако, на мой взгляд, возможно проведение и иных следственных
действий, что вытекает из буквального толкования ч. 4 ст. 146 УПК РФ.
Действительно: «Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного
дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются
материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных
следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица,
его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение
судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления». Получается,
что следователь имеет право совершать любые следственные действия, которые
необходимы для закрепления следов преступления. А это может быть и допрос, и
опознание, и даже следственный эксперимент. Единственное требование в данной
ситуации – соблюдение процессуальной формы. И естественно, необходимо соблюдать
обязательные требования УПК РФ при производстве следственных действий.
Как писал Рыжаков, анализируемая статья не
запрещает дознавателю или следователю при наличии у него внутреннего убеждения
о наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела принять
самостоятельно мысленно (пока еще без получения согласия прокурора) решение о
возбуждении уголовного дела и приступить к производству неотложных следственных
действий.
Следователь, производя неотложное
следственное действие после принятия решения о возбуждении уголовного дела
(констатации наличия повода и основания такового), но до его оформления в
соответствии с требованиями закона и ведомственных нормативных актов, последние
не нарушает. Нарушением положений УПК РФ будет производство следственного действия
(за исключением осмотра места происшествия) до того, как в распоряжении
следователя (дознавателя) появится повод и основание к возбуждению уголовного
дела.[44]
Думается, что проблему можно было бы решить
исключив перечисление конкретных следственных действий из редакции данной
статьи, поскольку это создает существенную путаницу как в доктрине, так и в
практике работы следователей.
Другой камень преткновения – согласие
прокурора на возбуждение уголовного дела, о чем также уже говорилось. Приведем
пример из практики: «И. обвинялась в заведомо незаконном задержании Чазова.
Согласно предъявленному обвинению ее действия выразились в следующем.
Работая следователем следственного
управления при УВД Мотовилихинского района г. Перми, И. 17 апреля 2003 г. в 21
час 30 мин. рассмотрела материалы по факту причинения Чазовым 15 апреля 2003 г.
тяжкого вреда здоровью Ичетовкину и вынесла постановление о возбуждении
уголовного дела по ч. 1 ст. 111 УК РФ. В нарушение требований ст. 146 УПК РФ,
не согласовав возбуждение уголовного дела с прокурором, превышая свои
должностные полномочия, следователь И. приступила к производству
предварительного следствия и в 22 час. 15 мин. в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ
составила протокол задержания Чазова по подозрению в совершении им
преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ. На основании этого протокола
он был помещен в изолятор временного содержания УВД г. Перми, чем нарушено его
право на свободу и личную неприкосновенность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|