Основаниями применения мер социальной
поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного
повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном
судопроизводстве.
Порядок применения мер безопасности
определяется Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд (судья), прокурор, начальник органа
дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства
лица, указанного в частях 1 – 3 статьи 2 Федерального закона, насилия над ним,
уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного
деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в
случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении
мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом
решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день
его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения,
а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление
(определение).
Постановление (определение) о
применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть
обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит
рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.
Орган, осуществляющий меры
безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные Федеральным
законом, и определяет способы их применения.
Об избранных мерах безопасности, их
изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган,
осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), прокурора,
начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится
заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения
угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.[38]
В случае необходимости орган,
осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в
письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных
обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с настоящим
Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации (ст.
18 Закона).
Указание на случай необходимости
представляется не совсем оправданным, поскольку неясно, каков критерий этой
необходимости. Наличие договора между гражданином и органом, осуществляющим
меры безопасности, будет способствовать лучшему исполнению своих обязанностей
обеими сторонами договора. Поэтому заключать договор целесообразно не «в случае
необходимости», а в каждом случае принятия решения о применении мер
безопасности.
Порядок применения мер социальной поддержки
определяется Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Орган, принимающий решение об
осуществлении государственной защиты, получив заявление (сообщение) о гибели
(смерти) защищаемого лица и установив, что гибель (смерть) наступила в связи с
его участием в уголовном судопроизводстве, обязан в течение трех суток принять
решение о применении мер социальной поддержки в отношении членов семьи
погибшего (умершего) и лиц, находившихся на его иждивении, либо об отказе в их
применении.
Орган, принимающий решение об
осуществлении государственной защиты, получив заявление (сообщение) о
причинении защищаемому лицу в связи с участием в уголовном судопроизводстве
телесного повреждения или иного вреда его здоровью, обязан проверить это
заявление (сообщение) и в течение трех суток принять решение о применении мер
социальной поддержки либо об отказе в их применении.
О принятом решении выносится
мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган,
осуществляющий меры социальной поддержки, для исполнения, а также лицу, в
отношении которого вынесено указанное постановление (определение).
Постановление (определение) о
применении мер социальной поддержки либо об отказе в их применении может быть
обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит
рассмотрению в течение месяца со дня ее подачи.
Орган, осуществляющий меры социальной
поддержки, получив постановление (определение) о применении мер социальной
поддержки, обязан исполнить его в течение 10 суток.
Меры безопасности отменяются в случае,
если устранены основания их применения, указанные в статье 16 Федерального
закона, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие
нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом,
осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом в соответствии с частью 6
статьи 18 Федерального закона.
Меры безопасности также могут быть
отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган,
принявший решение об осуществлении государственной защиты.
Отмена мер безопасности допускается
только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об
осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению)
органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным
постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.
Постановление (определение) об отмене
мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в
суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.
В постановлении (определении) об отмене
мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных
и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.
Постановление (определение) о
применении мер безопасности действует до принятия органом, указанным в части 2
статьи 3 Федерального закона, решения об их отмене.
Суд (судья) при постановлении приговора
по уголовному делу выносит определение (постановление) об отмене мер
безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер.
Государственная защита осуществляется с
соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Порядок защиты
сведений об осуществлении государственной защиты устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Решения органов, обеспечивающих
государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией,
обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и
организаций, которым они адресованы.
Защищаемые лица имеют право:
1) знать свои права и обязанности;
2) требовать обеспечения личной и
имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности лиц, указанных
в части 3 статьи 2 Федерального закона;
3) требовать применения мер социальной
поддержки в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
4) знать о применении в отношении себя,
а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер
безопасности и о характере этих мер;
5) обращаться с заявлением о применении
дополнительных мер безопасности, предусмотренных Федеральным законом, либо об
их отмене;
6) обжаловать в вышестоящий орган,
прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную
защиту, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Защищаемые лица обязаны:
1) выполнять условия применения в
отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих
государственную защиту;
2) немедленно информировать органы,
обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или
противоправных действий в отношении их;
3) при обращении с имуществом,
указанным в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона и выданным им
органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их
безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации;
4) не разглашать сведения о применяемых
в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа,
обеспечивающего государственную защиту.
Органы, принимающие решение об
осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать у всех органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц
необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в
отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;
2) производить процессуальные действия
или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и
органам, осуществляющим меры социальной поддержки, для осуществления
государственной защиты лиц, указанных в статье 2 Федерального закона;
3) требовать в случае необходимости от
органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры
социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты;
4) полностью или частично отменять меры
безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами,
осуществляющими указанные меры.
Органы, осуществляющие меры
безопасности, имеют право:
1) избирать необходимые меры
безопасности, предусмотренные Федеральным законом, определять способы их
применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры
безопасности;
2) требовать от защищаемых лиц
соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения
законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
3) обращаться в суд (к судье), к
прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых
находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при
производстве процессуальных действий либо об их отмене;
4) проводить оперативно-розыскные
мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 августа 1995
года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Органы, осуществляющие меры социальной
поддержки, имеют право:
1) запрашивать у органов, принимающих
решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц
дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной
поддержки;
2) обращаться в органы, принимающие решение
об осуществлении государственной защиты, с ходатайством об отмене мер
социальной поддержки в случае установления обстоятельств, исключающих
возможность применения указанных мер.
Органы, обеспечивающие государственную
защиту, обязаны:
1) немедленно реагировать на каждый
ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер
социальной поддержки;
2) осуществлять все необходимые меры
безопасности и меры социальной поддержки;
3) своевременно уведомлять защищаемых
лиц о применении, об изменении, о дополнении или об отмене применения в
отношении их мер безопасности и мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным
законом, а также о принятии предусмотренных законодательством Российской
Федерации решений, связанных с обеспечением государственной защиты;
4) разъяснять защищаемому лицу его
права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об
осуществлении в отношении его государственной защиты.
Должностное лицо органа,
обеспечивающего государственную защиту, виновное в непринятии решения об
осуществлении государственной защиты или в ненадлежащем ее осуществлении, несет
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Разглашение сведений о защищаемом лице
и применяемых в отношении его мерах безопасности лицом, которому эти сведения
были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, влечет
за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.[39]
Продажа, залог или передача другим
лицам имущества, указанного в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона и
выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а
равно утрата или порча этого имущества влекут за собой ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения государственной защиты
Правительством Российской Федерации утверждается Государственная программа
обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства.
Финансирование и
материально-техническое обеспечение Государственной программы обеспечения
безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных финансовых
источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Расходы, связанные с обеспечением
государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо.
Наука
уголовного судопроизводства исходит из положения о незаменимости свидетеля.
Причем это положение необходимо интерпретировать не только как незаменимость
конкретной персоны, воспринимавшей криминальное событие, но и как незаменимость
для процесса (вообще) такого ценного источника доказательств, как показания
свидетеля. Заявления, звучащие в начале века о том, что в век науки и техники
свидетели будут вытеснены вещественными доказательствами и экспертизами, не
оправдали себя.[40]
Свидетельские показания по-прежнему лидируют в числе прочих источников
информации.
Поскольку
свидетельские показания представляют особую публичную значимость, то
государство стремится обеспечить выявление всех лиц, располагающих необходимой
информацией. Помимо уголовно-правовых и административных рычагов активизации
выполнения гражданского долга лицами, которым что-либо известно по делу, привлекаются
и другие механизмы установления свидетелей и предоставление их (свидетелей) в
распоряжение органов расследования.
Выявление
свидетелей рассматривается одним из наиболее важных направлений
оперативно-розыскной деятельности.[41]
Для потенциальных свидетелей это означает, что при надлежащей постановке работы
оперативных аппаратов обладатели информации о криминальном событии, не
пожелавшие известить об этом компетентные органы, в большинстве случаев могут
быть выявлены. Вполне вероятно, что среди них могут оказаться и свидетели,
скрывающие свою информированность по причине возможного давления со стороны
лиц, не заинтересованных в успехе объективного расследования.
Не
секрет, что свидетельствование по отдельным категориям уголовных дел apriori
предполагает возможность преступного воздействия на личность свидетеля. Так,
организованная преступность проявляет организованность во всем, в том числе и в
обработке свидетелей. Поэтому в проекте Закона «О борьбе с организованной
преступностью»[42]
заложены две статьи, предусматривающие особый порядок представления сведений о
свидетелях (ст. 40) и особенности их допроса (ст. 42).
Даже
не раскрывая содержания указанных статей, можно сделать вывод, что
свидетельствование по данной категории уголовных дел должно (по мнению
законодателя) состояться в любом случае, в том числе и тогда, когда на карту
поставлена жизнь свидетеля. Обязанность свидетеля дать показания даже в случае
явной угрозы жизни свидетеля не трансформируется в право (право отказа по
мотивам обоснованной боязни). Измениться может лишь процедура получения
показаний. Таким образом, государство в лице компетентных органов создает все
условия для того, чтобы обязанность гражданина дать свидетельские показания
была реализована в любом случае.
Законодательство
идет по пути, что свидетельская информация для него бесценна. Если посмотреть
повнимательнее на многие законопроекты (предусматривающие процедуру охраны
свидетеля), то при желании в них можно увидеть не столько заботу о благополучии
свидетеля, сколько стремление во чтобы то ни стало заполучить свидетельскую
информацию. И не столь важно, что после (для) этого свидетелю нужно будет
покинуть «насиженное место», изменить внешность, расстаться с любимой работой и
т.п. Информация должна быть получена несмотря ни на что. Личность же дающего
показания занимает второе (если не второстепенное) место. Поневоле вспоминается
небезызвестное: «Сегодня не личное главное...»
В
идеальном варианте взаимоотношения лица, дающего показания, и лица, получающего
показания, строятся по принципу «взаимного исполнения обязательств». Свидетель
выполняет свое обязательство – дает показания; государственный орган, в свою
очередь, обязуется выполнить обязательство по защите. На деле же получается
следующее: со стороны свидетеля представляется реальная информация
(обязательство выполняется), а со стороны органа расследования выдаются лишь
посулы и ручательства об обеспечении будущей безопасности[43] (обязательства лишь
принимаются).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|