а) эффективность оперативно-розыскного обеспечения уголовного
судопроизводства в значительной степени может быть реализована хорошей
организацией предварительной оперативной готовности органов внутренних дел к
реагированию на сообщения о совершенных преступлениях, наступательным и
качественным проведением неотложных следственных действий и
оперативно-поисковых мероприятий;
б) надлежащее управление всеми силами и средствами,
задействованными на первоначальном этапе раскрытия и расследования
преступлений, возможно лишь при условии непосредственного осуществления
руководителями ОВД мер распорядительного характера, касающихся принятия соответствующих
решений и отдачи распоряжений по привлечению необходимых сил и средств;
в) технико-криминалистическое обеспечение неотложных
следственных и оперативно-розыскных мер реагирования на общественно опасные
деяния имеет своей основной целью обнаружение и фиксацию материальных и иных
следов преступления; оно призвано «материализовать» результаты деятельности
оперативных работников, следователей, специалистов-криминалистов на начальном
этапе раскрытия преступлений, трансформируя разнородную информацию, связанную
с событием преступления, в доказательства.
Необходимо также остановиться на характерных просчетах в организации
оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства и возможности
их преодоления,
Необходимо отметить, что реализация функции
оперативно-розыскного обеспечения уголовного процесса, как и любая иная деятельность,
может сопровождаться промахами, недостатками и просчетами (ошибками) со стороны
субъектов ОРД. Ошибки - это выводы субъекта относительно оцениваемого явления,
факта, не соответствующие объективной действительности, и вытекающие из этих
выводов неправильные умозаключения и действия непреднамеренного характера. Во
многом они обусловлены трудностями непреднамеренного характера. Кроме того,
ошибкой является и добросовестное заблуждение субъекта.
Просчеты в оперативно-розыскном обеспечении уголовного
судопроизводства могут быть определены как любые непреднамеренные нарушения
закона (уголовного, уголовно-процессуального, об оперативно-розыскной
деятельности), недостатки и упущения в организации и тактике производства
оперативно-розыскных мероприятий. Названные просчеты, исходя из содержания
характеризующих их признаков, могут быть подразделены (классифицированы) на
следующие группы:
а) логические просчёты (непреднамеренное нарушение правил
логики в процессе рассуждения по причине небрежности либо неосведомленности) и
фактические (несоблюдение или недостаточное соблюдение требований Закона об
ОРД, ведомственных нормативных правовых актов). К ним относятся промахи и
упущения в проведении оперативно-розыскных мероприятий, документировании
действий преступников, использовании результатов ОРД на предварительном
следствии и дознании. Фактические и логические ошибки взаимосвязаны и
обусловливают друг друга.
б) организационно-тактические
просчёты (связаны с организацией деятельности оперативно-розыскных аппаратов,
информационно-аналитической работой, планированием, комплексным использованием
сил, средств и методов ОРД, взаимодействием оперативно-розыскных аппаратов с
другими службами и подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, иными правоохранительными
структурами);
в) уголовно-процессуальные ошибки (неисполнение или ненадлежащее
исполнение требований УПК), допускаемые оперативно-розыскными подразделениями
как органом дознания;
г) по воздействию (влиянию на результат) просчёты могут быть
несущественные (не мешают постижению истины и решению поставленных задач) и
существенные (влияют на принятие правильного решения);
д) по характеру обнаружения просчёты подразделяются на явные
(очевидные) и скрытые (невыявленные, латентные).
Поскольку для настоящей проблемы особую значимость представляют
просчёты, недостатки в организации деятельности оперативно-розыскных аппаратов
ОВД по оперативно-розыскному сопровождению уголовного судопроизводства и пути
их преодоления, - автором через призму данного аспекта рассмотрены ошибки в
организации информационно-аналитической работы, планировании ОРО, комплексном
использовании сил и осуществлении взаимодействия оперативно-розыскных аппаратов
с другими службами и подразделениями ОВД и иными правоохранительными и
государственными структурами.
Вопрос 5.
Взаимоотношения следователя с прокурором,
начальником
следственного отдела /управления/
В соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными нормативными актами
начальники следственного отдела органов внутренних дел, органов ФСБ,
госнаркоконтроля наделены процессуальными полномочиями по контролю за
производством предварительного следствия, ст. 39 УПК РФ определяет основные
направления деятельности начальника следственного отдела, п.18 ст.5 УПК – а
также его заместителя:
1. осуществление
контроля за своевременностью деятельности следователей по раскрытию и
предупреждению преступлений;
2. принятие мер к
наиболее полному всестороннему и объективному производству по уголовным делам.
В этих целях
начальник следственного отдела наделен широкими процессуальными полномочиями по
контролю за деятельностью подчиненных ему следователей (ч.1-3 ст. 39 УПК РФ).
1. Начальник следственного отдела уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо
нескольким следователям;
2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении
предварительного следствия;
3) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или
необоснованных постановлений следователя.
2. Начальник следственного отдела вправе принять уголовное дело к своему
производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая
при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы,
предусмотренными соответственно статьями 38 и 163 УПК РФ.
3. При осуществлении полномочий, предусмотренных частью первой настоящей
статьи, начальник следственного отдела вправе:
1) проверять материалы уголовного дела;
2) давать следователю указания о направлении расследования, производстве
отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, о
ходатайстве об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры
пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Наряду с
процессуальными полномочиями, ведомственные нормативные акты наделяют
начальников следственных аппаратов органов внутренних дел, ФСБ и рядом
организационных полномочий. Так, приказом МВД России № 1 от 4 января 1999 года
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998
г. № 1422» к компетенции начальника следственного отдела отнесены следующие
функции:
1. определение
распорядка работы следователей;
2. направление их
для производства осмотра места происшествия;
3. заслушивание
следователей по вопросам их взаимодействия с работниками других служб в
раскрытии и расследовании преступлений;
4. установление
территории обслуживания следователей или их специализации по расследованию
конкретных видов преступлений.
Полномочия
начальника следственного отдела по проверке уголовных дел, даче следователю
обязательных указаний, участию в предварительном следствии совпадают с
полномочиями прокурора. Вместе с тем, между прокурорским надзором за
предварительным следствием и контролем начальника следственного отдела имеются
существенные различия:
- по методам
прокурорского надзора и контроля начальника следственного отдела;
- по объему
процессуальных полномочий;
- по наличию у
начальника следственного отдела служебных (организационных) полномочий в
отношении подчиненных ему следователей.
Применительно к
деятельности следователей надзор прокурора (исключая санкционирование некоторых
решений следователя) обычно носит характер последующего надзора и состоит в
своевременном принятии мер к устранению нарушений закона, допущенных при
расследовании. Основная обязанность начальника следственного отдела –
повседневный контроль за деятельностью следователей с целью оказания им помощи
и недопущения принятия необоснованных решений.
Объем процессуальных полномочий
прокурора по надзору за следствием гораздо шире контрольных процессуальных
полномочий начальника следственного отдела. В частности прокурор имеет право
отменить незаконные и необоснованные решения следователя, возвратить дело на
дополнительное расследование, утверждать некоторые решения следователя,
передать дело от органа дознания следователю и дело, подследственное
следователям органов внутренних дел, ФСБ – в производство следователей
прокуратуры.
Указания
начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и
обязательны для исполнения следователем, по могут быть обжалованы им прокурору.
Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев,
когда указания касаются избрания меры пресечения, а также производства
следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При
этом следователь вправе представить прокурору и в суд письменное возражения на
указания начальника следственного отдела (ч.4 ст.39 УПК РФ).
Прокурор может
отстранить следователя от дальнейшего ведения следствия (ч. 7 ст. 37 УПК РФ),
но он не вправе решать, какому следователю этих органов передать дело для
расследования; прокурор вправе поставить вопрос о дисциплинарной
ответственности следователя, но решает этот вопрос начальник следственного
управления и т.п.
Вывод по вопросу: процессуальный контроль
начальником органа дознания осуществляется, хотя он в систематизированном виде
в УПК не закреплен, как это сделано в отношении начальника следственного
отдела.
Основная обязанность начальника
следственного отдела – повседневный контроль за деятельностью следователей с
целью оказания им помощи и недопущения принятия необоснованных решений и
нарушения законности.
Вопрос 2. Прокурорский надзор за органами дознания и
предварительного следствия
Прокуратура Российской Федерации есть единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за
исполнением действующих на ее территории законов, а также выполняющих иные
функции, установленные федеральными законами.[20]
Целями прокурорской деятельности, в том числе и в уголовном судопроизводстве,
является: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и
укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и гражданина; 4)
защита охраняемых законом интересов общества и государства.[21]
В уголовном судопроизводстве понятие "прокурор" имеет более узкое
значение. Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ под ним понимается Генеральный прокурор
Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники,
участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими
полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Поэтому, исходя из общих целей прокурорской деятельности и с учетом
специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области
деятельности законодателем поставлены следующие задачи. На него как должностное
лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным
законодательством, возлагается осуществление от имени государства уголовного
преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и
органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность,
осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого,
обвиняемого в совершении преступления. Помимо прокурора его могут осуществлять
следователь и начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, а
также потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец и их представители.
Однако прокурору принадлежит главная, решающая роль в осуществлении этой
деятельности. Ведь прокурор вправе лично возбуждать уголовное дело (следователь
и дознаватель могут делать это только с согласия прокурора), а также его
расследовать независимо от подследственности и от совершенного преступления и
завершать расследование принятием решения по обвинительному заключению или
обвинительному акту, в том числе и лично составить обвинительное заключение и
направить дело в суд.
В судебных стадиях прокурор осуществляет уголовное преследование
посредством поддержания государственного обвинения в суде первой (статья 246
УПК РФ) и апелляционной инстанции (366 УПК РФ); обжалования в апелляционном
или кассационном порядке судебные решения, не вступившие в законную силу (354
УПК РФ); ходатайствования о пересмотре вступивших в законную силу приговора,
определения, постановления суда (статья 402 УПК РФ).
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем
самым является его полномочным представителем в области уголовного
судопроизводства. При этом прокурор обязан не только защищать интересы общества
и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных
лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование (дознаватель,
следователь, начальник следственного отдела, начальник органа дознания). А это
связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование
наступательно (хотя это тоже необходимо), сколько с потребностью исключить при
этом нарушения прав и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу
уголовного судопроизводства. Достигается это в случаях, когда дознаватели и
следователи в своей деятельности исходят из верховенства закона и необходимости
его единообразного применения в отношении всех граждан на всей территории
государства.
Поэтому из первой задачи деятельности прокуратуры - осуществление
уголовного преследования - вытекает вторая, связанная с надзором за органами
дознания и предварительного следствия.
Требования закона таковы, что не только деятельность следователя и
дознавателя при производстве по уголовному делу, но и сам процесс расследования
является объектом надзорной деятельности.
Полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер. Реализуя их
в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность
непосредственно вмешиваться в процессуальную деятельность следователя и
дознавателя для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать допущенные
нарушения закона, обеспечивать объективное, всестороннее и полное ведение
расследования по уголовному делу.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного следствия прокурор обязан добиваться,
чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному
уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы
ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности.
Поэтому прокурорский надзор за предварительным расследованием в первую
очередь направлен на то, чтобы обеспечить исполнение органами дознания и
предварительного следствия всех предписаний закона, затрагивающих права и
свободы участников уголовно-процессуальной деятельности как со стороны
обвинения, так и со стороны защиты, а также иных участников уголовного
судопроизводства. Вместе с тем такая надзорная деятельность связана с
необходимостью исполнения законов, определяющих обязанность следователя и
дознавателя по раскрытию преступления, изобличению виновного, обеспечению
возмещения причиненного преступными действиями вреда, по устранению причин и
условий, способствовавших совершению преступления.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме,
регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать
его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо
принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в
необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного
дела в соответствии со статьей 146 УПК РФ;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом
ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения
361
либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается
на основании судебного решения;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|