Общие условия организация работы следователя
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Белгородский юридический
институт
Кафедра организации
раскрытия и расследования преступлений
Дисциплина: Введение в
специальность
Реферат
На тему: «Общие условия организация работы следователя»
Подготовил:
Курсант 144 взвода
Рядовой милиции
Красный А.Н.
Проверил:
Преподаватеть кафедры
капитан милиции
Хабатов В.А.
Белгород 2008
План Реферата
|
Страницы
|
Вступительная
часть -
|
|
Учебные
вопросы:
|
|
1. Правовые основы организации
работы следователя- до
|
|
2.
Научная организация труда следователя, создание необходимых материальных
условий труда -
|
|
3.
Культура предварительного следствия. Этика взаимоотношений следователя с
участниками предварительного следствия-
|
|
4.
Противодействие расследованию преступлений. Злоупотребление процессуальными
правами обвиняемыми /подозреваемыми/ и их защитниками. -
|
|
5.
Взаимоотношения следователя с прокурором, начальником следственного отдела
/управления/-
|
|
Заключительная
часть (подведение итогов) –
|
|
Введение
В августе 1920
года для расследования уголовных преступлений учрежден институт народных
следователей, состоящих при судах и губернских отделах Наркомата юстиции. В
июне 1933 года была учреждена Прокуратура СССР в качестве самостоятельного
государственного органа с собственным следственным аппаратом, а через год
образован Наркомат внутренних дел СССР, в составе которого ведомственным
приказом образован следственный отдел Главного управления милиции НКВДСССР. В
тот период по основной массе обще головных преступлений милицией проводилось
дознание, материалы которого передавались прокурору для утверждения
обвинительного заключения и передачи дела в суд. Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 6 апреля 1963 года производство дознания и предварительного
следствия по основной массе обще уголовных преступлений передано в компетенцию
вновь учрежденных следователей органов внутренних дел. Этот день и считается
датой образования органов предварительного следствия в системе МВД. В январе
1992 года постановлением Правительства для организации работы и контроля за
деятельностью следственных подразделений на местах создан Следственный комитет
МВД Российской Федерации. Позднее он переименован в Следственный комитет при
МВД России. Это сделано с учетом установленной законом процессуальной
самостоятельности следователей.
Вопрос 1.
Правовые основы организации работы следователя
Предварительное
следствие ведется для установления элементов состава преступления и его
обстоятельств, образующих единый для уголовно - процессуального производства
предмет доказывания.
Предварительное
следствие - ключ к установлению истины по делу. Следственный процесс является
тем фундаментом, на котором строится судебное следствие и, в конечном итоге,
совершается правосудие.
Предварительное
следствие в качестве основной формы расследования большинства криминальных
ситуаций существует, как известно, в системах прокуратуры, органов внутренних
дел, налоговой полиции (до июля 2003г.), а также в органах федеральной службы
безопасности. Органы предварительного расследования в ведомствах расследуют ту
категорию преступлений, которая отнесена законом к их подследственности. В
процессе реформ предварительное следствие в правоохранительных органах
сохранилось и не претерпело конструктивных изменений. Результаты в борьбе с
преступностью здесь весьма ощутимы. Так начальник отдела прокуратуры Тульской
области В. Назаренко в своей статье в журнале «Законность» указывает следующую
статистику, что в Тульской области следственным аппаратом всех ведомств, в 1999
- 2000 гг. в суды было направлено 27135 уголовных дел, что составляет 75,2% от
числа оконченных. К уголовной ответственности привлечено 29574 человека. За
указанный период в области всего зарегистрировано 58074 преступления различной
подследственности. Не вдаваясь в качественный анализ завершённых уголовных дел,
с полным основанием можно заключить, что следственным корпусом проводится
незаменимая работа, которую по напряжённости в современных условиях трудно
переоценить[1].
Закон
обязывает производить предварительное следствие по всем уголовным делам, в том
числе о преступлениях, совершённых несовершеннолетними или лицами, которые в
силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять
свое право на защиту, за исключением преступлений, по которым может проводиться
дознание.
Будучи
мощным инструментом воздействия на преступность, облечённым в особую
процессуальную форму, определённую законом, предварительное следствие имеет
непреходящее значение и как способ обеспечения возмещения ущерба, причинённого
преступлением. Наибольшую наглядность это приобретает по уголовным делам о
корыстных преступлениях: различного рода хищениях и злоупотреблениях. К
примеру, в Тульской области с 1998 года до мая 2000 года благодаря усилиям
органов следствия только по 70 оконченным уголовным делам о взяточничестве и
злоупотреблениях должностными полномочиями в бюджет направлено 218926 рублей[2].
В
изменившихся экономических условиях жизни, с учетом прогрессирующей
криминализации общества, для реализации цели борьбы с преступностью правомерно
думать и действовать в направлении упрощения и укоренения всего уголовного
процесса и предварительного следствия, но с сохранением его демократических
начал. При этом на данном этапе важно решить вопрос о месте следственного
аппарата в системе правоохранительных органов. Тем более что от этого зависит
перспектива развития предварительного следствия, его реальная процессуальная
самостоятельность.
В
поисках оптимального варианта перспективной модели следственного аппарата
уместно вспомнить об историческом пути, который пройден предварительным
следствием. Он подсказывает, что за исторический период зарождения и развития
органы предварительного следствия существовали под эгидой различных ведомств,
что и породило наличие разногласий в принадлежности в настоящем какой-либо
силовой структуре государственной власти органов предварительного следствия.
Незадолго
до принятия ныне действующего Уголовно - процессуального кодекса один из
ведущих специалистов в области уголовного процесса в нашей стране, профессор М.
Строгович, отстаивая свою точку зрения о месте следственного аппарата, писал:
«...предварительное следствие есть деятельность юстиции, а не административного
органа, каковым является милиция, и предварительное следствие не должно
соединяться с оперативно - розыскной работой в милиции... Идею «единого»
следственного аппарата следует признать правильной только в том смысле, что
предварительное следствие не может производиться в двух параллельно действующих
аппаратах - прокуратуре и милиции - и должно быть сосредоточено в одном, а именно
в прокуратуре; милиция же должна участвовать в уголовном процессе в качестве
органа дознания... Сосредоточение предварительного следствия в милиции,
несомненно, отвлекает милицию от её непосредственной обязанности раскрытия и
предупреждения преступлений и в то же время не обеспечивает надлежащего
качества предварительного следствия».[3]
Вопрос 2.
Научная организация труда следователя, создание необходимых материальных
условий труда
Сознательная деятельность всегда направлена к той или иной
цели. Это в полной мере относится к уголовно-процессуальной деятельности и к
отдельным ее компонентам - процессуальным функциям. Но цель - понятие большой
емкости. В реальном производстве по уголовному делу можно различать цели
субъективные, обусловленные низким уровнем правосознания, заблуждениями,
своекорыстными установками, и цели объективные, диктуемые правильным пониманием
закона. Каким же целям подчинено направление, характеризующее процессуальную
функцию?
Существует мнение, что функция участника процесса
зависит от его «ближайшей цели», в соответствии с избранной им позицией:
обвиняемый, признающий себя виновным, преследует цель осуждения и, значит,
осуществляет функцию самообвинения, а прокурор, отказывающийся от обвинения, -
функцию защиты. Следуя такому ходу мысли, можно сказать, что следователь, если
он безразлично относится к достижению истины и стремится лишь любой ценой
быстрее закончить расследование, выполняет «функцию, оформления дела» и т. п.
Но это неверные рассуждения. Обвиняемый защищается, не только отрицая свою
вину, но и когда он искренне признает себя виновным. В последнем случае он
может ссылаться на смягчающие обстоятельства, оспаривать квалификацию и прочее[4].
Отказ от обвинения - один из возможных итогов
участия прокурора в функции уголовного преследования, но не переход к защите.
«Отказаться от обвинения может только тот, кто обвиняет, а не тот, кто
защищает»[5].
Обвиняемый же, который ложно признает себя виновным или, будучи виновным, не
обращает внимания на смягчающие его ответственность обстоятельства, -такой
обвиняемый уклоняется от функции защиты, однако не становится обвинителем. И
следователь - «оформитель» уклоняется от функции исследования обстоятельств
дела, а не выполняет какую-то особую функцию. Понятие процессуальных функций
имеет правовой смысл, поскольку цели, определяющие их направление, есть цели
процессуально правовые.
Для того чтобы определить, что же такое
процессуальные функции, следует обратиться к толковому словарю и рассмотреть
смысловое значение слова «функция».
Так в толковом словаре иноязычных слов Л.П.
Крысина даётся следующее значение слову «Функция» [нем. Function < лат. functio - исполнение] –
Обязанность, круг деятельности, назначение[6].
Толковый словарь русского языка С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова даёт тоже
определение – «функция», есть обязанность, круг деятельности[7].
Современный словарь иностранных слов Л.М. Баша
относит возникновение слова «функция» к концу XIX века, и определяет его как: работа, круг
деятельности, обязанность; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в
данной системе отношений[8].
Таким образом, можно однозначно заключить, что
единого определения слову функция не даёт ни один из переведенных толковых
словарей, также дело обстоит и с толковыми словарями других авторов, количество
исследователей прямо пропорционально количеству мнений. Но при систематическом
исследовании всех работ можно сказать с уверенностью что слово «функция»
означает определённый круг деятельности, именно к этой категории склоняется
большинство исследователей словообразования.
Первоначально разработка проблемы процессуальных
функций в ещё советской правовой науке была предпринята в связи с задачей
обоснования демократического принципа состязательности. Эти исследования
способствовали уяснению и проведению в жизнь таких важных положений
советского, а в дальнейшем и российского уголовно-процессуального права, как
разделение функций обвинения и суда, равноправие сторон в исследовании
обстоятельств дела и в отстаивании своих позиций, активность суда, его
независимое положение по отношению к сторонам. Характер задачи сосредоточивал
внимание исследователей на функциях, взаимодействие которых выражает сущность
состязательного судебного процесса. Так в советской науке утвердилась и
получила развитие концепция трех процессуальных функций - уголовного
преследования (обвинения), защиты и судебного разрешения дела[9].
Но функция - не отдельное действие, а
деятельность, т. е. совокупность действий и решений, объединенных единством
цели,
Рассматривая с этой точки зрения процессуальную
деятельность, можно обнаружить, что все действия и решения по собиранию и
оценке доказательств, служат единой предписанной законом цели - достижению
объективной истины. Привлечение к уголовной ответственности, составление
обвинительного заключения, поддержание государственного обвинения направлены на
изобличение обвиняемого в совершении преступления. Осуществление подозреваемым,
обвиняемым и защитником права на защиту имеет своей целью прекращение
уголовного преследования или смягчение предъявленного обвинения. Общим для этих
разных целей является то, что достигаются они, как правило, в итоге
производства по делу, то есть при постановлении приговора или при прекращении
дела[10].
Приведенные соображения позволяют определить
процессуальные функции в уголовном судопроизводстве, как виды (компоненты,
части) уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым
непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу.
Большинство правоведов определяет
уголовно-процессуальные функции следователя как направления, виды, компоненты
части его уголовно-процессуальной деятельности[11],
обусловленные назначением уголовного судопроизводства. Таким образом,
процессуальные функции следователя являются своеобразным связующим звеном между
предназначением судопроизводства и правовым положением следователя[12].
Следовательно, можно выстроить последовательный
логический ряд понятий, в котором каждое предыдущее обуславливает необходимость
последующего: назначение уголовного судопроизводства - уголовно-процессуальная
деятельность следователя - уголовно-процессуальные функции - процессуальные
полномочия следователя.
Назначение уголовного судопроизводства определено
в ст. 6 УПК РФ. Законодатель определил следующим образом назначение уголовного
судопроизводства:
1) защита прав и законных интересов лиц и
организаций, потерпевших от преступлений;
2) защита личности от незаконного и
необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод;
3) уголовное преследование и назначение виновным
справедливого наказания, а также отказ от уголовного преследования невиновных,
освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся
уголовному преследованию.
Исходя из указанных в законе направлений предназначения уголовного
судопроизводства можно определить непосредственные задачи следователя,
которые необходимо решать по каждому уголовному
делу, чтобы добиться результата, который находился в рамках очерченных ст.6 УПК
РФ:
- установление следователем обстоятельств,
подлежащих доказыванию (п.1,2,3,6 ч.1 ст.73 УПК РФ);
- установление вредных последствий совершенного
деяния, принятие следователем мер по их устранению, возмещению причиненного ущерба
(п.4 ч.1 ст.73 УПК РФ);
- выявление причин общественно опасного деяния и
условий, способствовавших его совершению, принятие следователем мер к их
устранению (ч.2 ст.73 УПК РФ);
- правильное прекращение следователем уголовного
дела, то есть обеспечение привлечения обвиняемого в совершении преступления к
уголовной или иной ответственности, ограждение от ответственности невиновного и
реализация всех вытекающих из этого решений (п.5,7 ч.1 ст.73 УПК РФ).
Достижение указанных задач следователем в ходе
уголовно-процессуальной деятельности. Последняя, представляет собой систему
действий, предусмотренных и регламентируемых уголовно-процессуальным
законодательством. Содержание деятельности следователя включает процессуальные
действия по установлению оснований процессуальных решений, принятию и
реализации их. Закон также предписывает следователю воздержаться от
определенных действий, если производство таковых противоречит режиму законности
или в конкретной ситуации отсутствуют основания для их выполнения. В процессуальной
теории высказаны различные суждения о системе процессуальных функций
следователя. Наиболее предпочтительные суждения в юридической литературе по
этому вопросу высказаны А.П. Гуляевым и А.М. Лариным. Первый автор пришел к
выводу, что следователь осуществляет следующие процессуальные функции:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|