Меню
Поиск



рефераты скачать Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов

Верховный Суд России серьезно противодействовал смешению этих двух понятий. Некоторые суды низшей инстанции считают перевозкой любое перемещение транспортом любых количеств наркотических средств или психотропных веществ. Эта оговорка распространяется на лиц, перевозящих наркотики для будущего распространения.[37] Однако, все еще возникают трудности в отношении размеров, так как порогом в Сводном Перечне в некоторых случаях считается количество меньшее, чем просто доза или количество доз в течение двадцати четырех часов. Во время длительных переездов (например, Транссибирская магистраль) могут потребоваться личные запасы определенных количеств наркотических средств по сравнению с переездами на небольшие расстояния. Законный провоз наркотических средств или психотропных веществ в медицинских целях больными лицами, следующими транзитом через территорию Российской Федерации, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г., № 59.[38] В соответствии со статьей 32 Федерального закона 1998 г. пересылка наркотических средств или психотропных веществ означает их перевозку в виде почтовых или багажных отправлений, курьерской либо иной почтой, когда перевозка таких средств или веществ не включает прямого участия грузоотправителя (часть 4 Постановления Верховного Суда 1998 г.).

Как мы уже отмечали, согласно Примечанию 2, внесенному в статью 228 УК РФ, «Крупным размером в настоящей статье, а также статьях 228-1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее среднюю разовую дозу потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации».

Данная норма закона, определяющая, что крупным размером признается количество наркотических средств и психотропных веществ, превышающее размеры средней разовой дозы в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз, является, на наш взгляд, несовершенной и требует доработки.

Во-первых, представляется, что разработать средне потребляемую дозу наркотического средства крайне затруднительно.

Во-вторых, как показывает судебная практика, у лиц, привлекаемых к ответственности за приобретение и хранение наркотических средств, чаще всего изымается не более 1-2 разовых доз. По части первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность наступает за незаконный оборот наркотических средств в крупном размере. Таким образом, с учетом новой редакции закона привлечение большинства лиц к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконное приобретение и хранение наркотических средств вообще не представится возможным.

Однако с другой стороны действовавшая ранее Сводная таблица не имела никакой правовой основы, так как сам Комитет и его Сводная таблица заключений соответствующую регистрацию в Минюсте России не проходили. Поэтому Сводная таблица никогда и нигде официально опубликована быть не могла. Судьи знали, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Судьи Невинномыского районного суда Ставропольского края попытались противодействовать неправомерному применению ст. 228 УК РФ. Они обратились за разъяснениями применения ст. 228 УК РФ в Конституционный Суд РФ, который в своем определении указал, что «Перечень крупных и особо крупных размеров наркотических средств не является нормативно правовым актом и в силу этого носит рекомендательный характер»[39].

Таким образом, Конституционный Суд России подтвердил, что Сводная таблица, утвержденная 17 и 25 декабря 1998 г. Постоянным комитетом по контролю наркотиков, не является нормативно правовым актом. В силу этого показатели размеров наркотических средств не могут быть использованы для квалификации деяний, связанных с наркотиками по ст. 228 УК РФ, как крупный или особо крупный размер наркотических средств.

Кроме того, наличие данных о количестве наркотических средств, не позволяет сделать вывод о размере наркотического средства как крупного, без установления свойств наркотического средства и степени воздействия его на организм человека.

27 мая 1998 г. состоялся Пленум Верховного Суда РФ, который рассмотрел вопрос судебной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами. О том, как проходил Пленум по вопросу о таком квалифицирующем признаке преступления, как крупный и особо крупный размер наркотических средств достаточно убедительно рассказал в своей статье «Почему наркодельцы уходят от ответственности» заместитель председателя Омского областного суда В. Ярковой.[40]

По ходу обсуждения проблемы на Пленуме, - пишет В. Ярковой, - стало ясно, что новые «крупные размеры» согласованы с руководством Верховного Суда РФ и особых возражений у него не вызывают. На обсуждении в рабочей группе об этом было сказано прямо: «Да, мы правим закон, полагая, что он неудачен». Свою позицию Верховный Суд РФ выразил в п.13 постановления, указав, что вопрос о размере должен решаться судами… с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Таким образом, Пленум не решился, открыто рекомендовать руководствоваться, заведомо незаконными «крупными размерами» установленными негосударственной организацией без поручения законодателя либо Правительства, но фактически узаконил их.

После вступления в силу новых положений закона определенные сложности могут возникать на практике при привлечении к ответственности сбытчиков наркотических средств, которые во избежание ответственности за наиболее тяжкие составы преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств не будут хранить при себе более 10 средних разовых доз, а будут сбывать в гораздо меньшем количестве, изъятие которых в случае недоказанности хранения наркотических средств в целях сбыта, не позволит привлечь их к ответственности.

В этой связи многие специалисты предлагают примечание статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации изменить, установив конкретно крупный и особо крупный размер для каждого вида наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, утвержденный Правительством Российской Федерации с учетом ранее применяемых рекомендаций Постоянного комитета по контролю наркотиков.

Хотелось бы также обратить внимание на следующие проблемы.

При расследовании дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, следователь неизбежно сталкивается с целым рядом специфических трудностей. Как известно, уголовные дела по фактам такого рода преступлений возбуждаются только в случае обнаружения и изъятия у конкретного лица вещества, которое в результате предварительного исследования будет признано наркотиком. Помимо справки о результатах исследования изъятого вещества, для возбуждения уголовного дела необходимо собрать еще целый ряд других документов (рапорт сотрудника органов внутренних дел, явившийся основанием для доставления данного лица в милицию; объяснения свидетелей; объяснение доставленного лица; документ о направлении его на судебно-медицинское освидетельствование; справка о результатах судебно-медицинского освидетельствования; протокол об административном правонарушении; справка о личности гражданина, у которого обнаружены наркотики, и т. д.). Все эти документы должны быть правильно оформлены. А поскольку составляют их не следователи или дознаватели, а сотрудники оперативных аппаратов, участковые инспектора милиции, а нередко инспектора ГИБДД, как правило недостаточно компетентные в юридическом отношении, в процессе доследственной проверки материалов часто допускаются грубые ошибки и нарушения, в результате чего уголовные дела по фактам незаконного оборота наркотиков либо не возбуждаются как не имеющие судебной перспективы, либо в дальнейшем прекращаются.

Важное условие успеха в раскрытии и расследовании преступлений данной категории - тесное взаимодействие следователя с сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов - уголовного розыска, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) и др. Такое взаимодействие должно осуществляться с самого начала доследственной проверки или даже еще раньше - когда решается вопрос о целесообразности ее начала. При этом следователь консультирует оперативных работников о том, какие проверочные действия должны быть проведены и в какой последовательности, как правильно организовать и задокументировать то или иное мероприятие. Как показывает практика, хорошо налаженное взаимодействие обеспечивает качественное проведение предварительной проверки, что в свою очередь, позволяет создать прочную базу для раскрытия преступления и привлечения виновных к уголовной ответственности.[41]

Довольно часто в ходе расследования не удается изобличить и привлечь к уголовной ответственности лиц, которые поставляли наркотик обвиняемым. Оборвать очень часто удается лишь последнее звено преступной цепочки; организаторы преступления - сбытчики-оптовики, как и в большинстве случаев, остаются неустановленными.

Практика расследования по делам о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ вновь подтверждает справедливость мнения, давно уже высказывавшегося специалистами, - о необходимости разрешить проведение судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела[42]. Существующий порядок, когда вначале проводится предварительное исследование, а затем, после возбуждения уголовного дела, - судебная экспертиза, серьезно затрудняет работу по раскрытию и расследованию преступлений. Внесение соответствующих изменений в УПК позволило бы повысить эффективность работы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.


Глава II.Анализ положений статьи 228-1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ
или их аналогов»

2.1.Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ


Статья 228-1. «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» гласит:

«1.Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере;

в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста;

г) в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.»

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ, выражается в незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В качестве объекта преступления выступает здоровье населения.

Производство наркотических средств, психотропных веществ - это действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений.

Переработка наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.

Местом изготовления синтетических наркотических средств являются подпольные лаборатории, которые могут быть организованы на квартирах, дачах в общежитиях, в научно-исследовательских институтах, в том числе и на химических производствах. Незаконная переработка таких средств и веществ окончена с момента начала процесса переработки и не зависит от факта полной очистки от посторонних примесей или повышения в такой смеси концентрации наркотических средств.

Подготовка к незаконному изготовлению, хранению, сбыту наркотических средств и психотропных веществ обычно включает в себя интеллектуальную и техническую части.[43]

Интеллектуальная

Техническая

Подготовка мест для изготовления, хранения, а также каналов поступления и сбыта наркотических средств и психотропных веществ.

Изучение специальной литературы по методикам изготовления; по воздействию наркотических средств на организм человека.

Приобретение прекурсоров, других веществ, материалов и оборудования, необходимых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Сборка установки для изготовления.


А.И. Александров предлагает разделять подпольные производства наркотиков на две группы:

1)     подпольные лаборатории, организованные на дачах, квартирах, научно-исследовательских лабораториях;

2)     подпольные промышленные производства.[44]

Промышленное производство второй группы обычно снабжено всем необходимым оборудованием, процесс производства отлажен.

Незаконная пересылка - представляет собой перемещение предмета преступления любым способом (например, багажом, с попутными пассажирами и т.д.), которое производится без участия отправителя.

В статье 22 Федерального закона 1998 г. содержится категорический запрет на пересылку наркотических средств или психотропных веществ в почтовых отправлениях, в том числе международных. Этот запрет распространяется на гуманитарную помощь, за исключением случаев, когда при официально объявленной чрезвычайной ситуации решением Правительства Российской Федерации не предусматривается иное. Отправка с курьером вызывает ряд вопросов в соответствии с УК. Если курьер понимает, что с ним отправляется, он несет ответственность за незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ с целью продажи и перевозки. Следует ли ему также вменять в вину «приобретение»? Некоторые приводят аргументы, что приобретение не имеет значения, так как курьер не становится владельцем в прямом смысле этого слова, а скорее курьером и не более того. Его могут считать продавцом, так как он передает наркотические средства или психотропные вещества третьему лицу. Это было бы очень жестоким, так как настоящий продавец является владельцем, который осуществил доставку и занимается подготовкой - все это дает основания предположить, что курьер не является частью организованной группы, вовлеченной в совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Если курьер не понимает, что подлежит отправке, на него не должно распространяться судебное обвинение, но грузоотправитель будет нести уголовную ответственность за приобретение, хранение, отправку и продажу, а получатель - за приобретение и хранение, по меньшей мере. Пересылка наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, в дополнение к статье 228-1, должна повлечь ответственность по статье 188 УК (контрабанда).

Сбыт - особенно трудный термин. В русском языке в юридическом контексте обычно говорится о «продаже» в смысле возмездной передачи прав, товаров, собственности, и так далее, часто употребляется сочетание слов, используемое в Гражданском кодексе РФ для описания договора купли-продажи. В УК РФ широко используется другое выражение, которое употреблялось еще в советской плановой экономике: сбыт, который определяется в одном из Комментариев[45] как «любые способы возмездной или безвозмездной передачи другим лицам наркотических средств или психотропных веществ (например, продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу владельцем того вещества или средстваи т. д.»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.