Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Незаконный
оборот наркотических средств и
психотропных
веществ и их аналогов
(статьи
228, 228-1, 228-2 УК РФ)
2005 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Уголовно-правовые
меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом
наркотических средств или психотропных веществ 8
1.1. Определение общих
понятий 8
1.2.Уголовно-правовая
характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ) 14
1.2.1.Объект и объективная
сторона преступления 14
1.2.2.Субъект и субъективная
сторона преступления 23
1.3.Проблемы квалификации и
расследования преступлений, предусмотренных статьей 228 УК РФ 27
Глава II.Анализ положений
статьи 228-1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических
средств, психотропных веществ или их аналогов» 36
2.1.Объект и объективная
сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ 36
2.2.Субъект и субъективная
сторона преступления 50
Глава III. Анализ положений
статьи 228-2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или
психотропных веществ 52
3.1.Объект и объективная
сторона преступления 52
3.2.Субъект и субъективная
сторона преступления 60
Заключение 61
Список литературы 66
Актуальность темы дипломной работы. В течение последних
10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально
приоритетной теме. Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах
массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр.
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков
всё более обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой в
современной России. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё
более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической
атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и
правопорядок. Данное утверждение можно подтвердить рядом исследований и
экспертных оценок, в соответствии с которыми число лиц, регулярно потребляющих
наркотики, достигает в стране 2 млн. человек, а число лиц, пробовавших
наркотики, - ещё 4 млн. человек.
Таким образом, проблема наркомании в России
приобрела сегодня общенациональное значение.
Изначальные писаные законы, которые с большой
степенью вероятности можно отнести к юридическим мерам, направленным на
пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без
ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их
списку относятся различные варианты Княжеских уставов, Княжеские грамоты.
Во всех редакциях Русской Правды (Пространная
Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей,
прямо указывающих на такого рода правонарушения. Однако другая картина
обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например,
Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных»[1], Уставе князя
Ярослава Владимировича «О церковных судах»[2],
где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст.
9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16
возлагает лечение больных на церковных людей.
В течение трехсотлетнего периода самодержавия
семьи Романовых, российской государственности также приходилось реагировать на
все расширяющееся распространение наркотиков среди населения Империи. Это
выражалось в первую очередь в постепенном развитии системы антинаркотических
норм права, правда, без должной унификации и кодификации законодательства.
Законодательство СССР на разных этапах по разному
решало вопрос об уголовной ответственности за незаконные действия с
наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, в УК РСФСР 1922 года
отсутствовал состав преступления, устанавливающий ответственность за незаконные
действия с наркотиками. Однако применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая
уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и
сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ.[3]
Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О
мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало свободное
обращение всех сильнодействующих веществ, разрушающих народное здоровье:
кокаин, морфин, героин и др. 22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья
140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, морфия, эфира и
других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением
свободы на срок до 3 лет»; то же преступление, совершённое в виде промысла
наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией.
Статья 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и
хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других
одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в
виде лишения свободы или исправительно - трудовых работ на срок до 1 года.
Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в
виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией.
В УК РСФСР 1960 года предусматривал ряд составов
преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: преступления,
нарушающие порядок использования наркотических средств, сильнодействующих и
ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка
или сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств и другие.
Развитие отечественного законодательства в данной
сфере соответствовало общемировым тенденциям. Еще в 1912 году, в Гаване, была
подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После её
подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или
ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков. В
1925 - 1953 годах был принят целый ряд международных документов, ограничивающих
наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 - Женевская международная
конвенция по запрещению опиума; 1931 - Женевская международная конвенция об
ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств;
1936 - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом
вредных лекарственных веществ[4];
1946 год - создана комиссия ООН по наркотическим средствам[5] и другие[6].
В 1963 г. СССР присоединяется к Единой конвенции
ООН о наркотических средствах 1961 г., которая обеспечивает на международном
уровне систему контроля за оборотом наркотиков, разрешает использовать
запрещенные наркотики только в медицинских и научных целях. В 1977 г. Президиум
Верховного Совета СССР вводит в действие Указ об усилении борьбы с наркоманией,
который сыграл очень позитивную роль. Через десять лет этот указ был дополнен
важными законодательными положениями. В 1987 г. в УК СССР были включены
некоторые новеллы, направленные, в частности, на противодействие с помощью мер
так называемой двойной превенции условиям, способствующим приобщению к
потреблению наркотиков и психотропных веществ. Но только в УК 1996 г. законодатель
предусмотрел большой комплекс мер уголовно-правовой борьбы с наркоманией и
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Очередными этапами законодательной борьбы с
незаконным оборотом наркотиков стали Федеральный закон «О наркотических
средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года (вступил в
действие 14 апреля 1998 г.)[7]
и Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 24 сентября 2002 года №
1068[8], который постановил
в рамках МВД создать Государственный комитет по противодействию незаконному
обороту наркотических средств и психотропных веществ, который обеспечил бы
исполнение на территории Российской Федерации законодательства в области противодействия
незаконному обороту наркотиков, а также Федеральный закон № 162-ФЗ от
08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации»[9],
предусмотревший существенные изменения в статье 228 УК РФ.
Вышеизложенное обусловило цель дипломной
работы, которая состояла в изучении постоянно обновляющейся
нормативной базы и теоретических разработок, а также практической деятельности
правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для
достижения намеченной цели автором ставились и последовательно решались
следующие задачи:
√ исследовать современную
нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту
наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в
этой сфере;
√ обобщить и провести анализ
судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке,
хранении либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ;
√ проанализировать и дать оценку
изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным
законом № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. в отношении статьи 228.
Теоретической основой работы
послужили труды отечественных специалистов, законодательные акты Российской Федерации,
материалы судебной практики по делам, связанным с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ.
Глава I.
Уголовно-правовые меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением
либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ
В Российской Федерации существует пять видов
веществ, незаконный оборот которых преследуется в рамках уголовного
законодательства: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры,
сильнодействующие и ядовитые вещества.
Наркотические средства и психотропные вещества не
определены в Уголовном кодексе Российской Федерации как таковые. Все понятия,
связанные с родовым определением, содержатся в Федеральном Законе «О
наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года[10] (статья 1). Однако
делается ссылка на Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который был утвержден
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня
1998 г., № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»[11] и Единую Конвенцию
наркотических средствах от 1961 г. Перечень 1998 г. в значительной степени
соответствует тем Конвенциям ООН, в которых Российская Федерация является
участником. В Перечне 1998 г. перечисляются психотропные вещества, подлежащие
контролю в России. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
также подлежат контролю, если они внесены в Перечень 1998 г.
Перечень издается в соответствии с Конвенцией ООН
«О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ» 1988 г. В этом списке предусмотрено 3 перечня:
Перечень № 1 (сводный), содержащий более 230
наименований, Перечень № 2 наркотических средств из сводного перечня, одновременно
отнесенных к наркотическим лекарственным средствам (амфетамин, кодеин, таблетки
от кашля, промедол и др.). Перечень № 3 наркотических средств из сводного
перечня, запрещенных для посевов и выращивания и для применения на людях
(героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и
др.).
Правовое положение Сводной таблицы является
глубоко дискуссионным в российской правовой доктрине. Во-первых, Сводная
таблица не является нормативно-правовым актом, но всего лишь рекомендацией,
принятой Постоянным комитетом, который не уполномочен принимать нормативные
акты. Одним словом рекомендации Постоянного комитета не имеют силы закона.
Равно как они не публикуются официально, и широкая общественность имеет о них
точное представление лишь потому, что Верховный Суд Российской Федерации издает
рекомендации или изменения в своем бюллетене. Во-вторых, для большей части
наркотических средств из Списков размеры или количества, которые представляют
владение в крупных размерах, мизерны сами по себе и сильно сокращены по сравнению
с аналогичной Таблицей, ранее подготовленной Постоянным комитетом по контролю
наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР «Об отнесении к небольшим, крупным
и особо крупным размерам наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении
или обороте».[12]
Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в п.1.3. Главы 1.
Наркотические средства - вещества
синтетического или естественного происхождения, лекарственные препараты,
растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, международными
договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961
года.
Психотропные вещества - вещества
синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы,
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с
законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о
психотропных веществах 1971 года. Психотропные вещества - это в основном
вещества из Списков 2 и 3 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, в настоящее
время находящихся в перечнях 1 и 2 Списка наркотических средств. Постоянный комитет
по контролю наркотиков 9 октября 1996 года утвердил список психотропных веществ,
состоящий из 14 наименований (амобарбитал, фен-метразин, пентабарбитал, декстрометорфан,
ципепрол, кетамин, этминал натрия (нембутал) и др.).
К числу наиболее распространённых наркотиков
относятся конопля и её производные (марихуана, гашиш и т.д.); мак и его
производные (кокнар, опиум, морфий, героин, промедол, кодеин и т.д.); кокаин и
его производные (в том числе крэг); лизергиновая кислота - ЛСД (производное
спорыньи ржи); химические синтезированные средства (амфетамин, триметилфентанил
и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|