В соответствии со ст. 109 УПК срок содержания лица под стражей не должен
превышать 2 месяца, однако при необходимости он может быть продлен. Продлен он
может быть в случаях, когда обстоятельства послужившие основанием для
заключения под стражу, сохраняются, а обстоятельства, которые могут послужить
основанием для изменения или отмены данной меры пресечения не появились. В этом случае прокурор, а также следователь или
дознаватель с согласия прокурора обращаются с ходатайством о продлении срока содержания
под стражей. Срок содержания под стражей может быть продлен до 6 месяцев.
Дальнейшее продление возможно только в отношении лиц, обвиняемых в совершении
тяжких и особо тяжких преступлений только в случаях особой сложности уголовного
дела и при наличии оснований для избрания данной меры пресечения. В данном
случае срок продлевается до 12 месяце, однако, требуется согласие прокурора
субъекта Российской Федерации.
В исключительных случаях возможно дальнейшее продление срока
содержания под стражей лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений,
при наличии согласия на это Генерального прокурора Российской Федерации.
Полномочия по продлению срока в этом случае предоставлены судьям судов
субъектов Российской Федерации или военных судов соответствующего уровня. Максимальный
срок содержания под стражей—18 месяцев. Дальнейшее продление срока не
допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению.
Ходатайство о продлении срока рассматривается с
участием обвиняемого, если это возможно. Обвиняемый, например, может находится
на стационарной судебно-психиатрической экспертизе. В этом случае,
уважительные причины неявки обвиняемого с суд должны быть подтверждены
документально.
3.3.2 Домашний арест.
УПК РФ (ст.107) предусмотрел новую меру пресечения
- домашний арест. Хотя новое в данном случае - это как раз хорошо забытое
старое. Не известная УПК РСФСР 1960г., эта мера занимала достойное место и в
Уставе уголовного судопроизводства 1864г., и в УПК РСФСР 1922 и 1923 годов.
Конечно, пока применение домашнего ареста несколько
затруднено, так как на сегодняшний день отсутствует полноценная детальная
правовая регламентация данного института.
Согласно ч.1 ст.107 УПК РФ, домашний арест
заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения обвиняемого
(подозреваемого), а также в запрете совершать определенные действия.
Таким образом, содержание данной меры пресечения,
помимо изоляции лица, характеризуется тем, что обвиняемому (подозреваемому)
всегда устанавливаются определенные правоограничения. Так, УПК РФ (ч.1 ст.107)
определяют, что арестованному может быть запрещено общение с определенными
лицами, получение и отправление корреспонденции, ведение переговоров с
использованием любых средств связи.
Для применения домашнего ареста, помимо общих,
необходимо также наличие специальных условий и оснований, которые закон (ч.2
ст.107 УПК РФ) отождествляет со специальными условиями и основаниями для
применения заключения под стражу. Т.е. домашний арест может применяться лишь
тогда, когда: во-первых, невозможно применение иной, более мягкой, меры
пресечения (основание); во-вторых, совершеннолетнее лицо обвиняется
(подозревается) в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде
лишения свободы на срок свыше двух лет, а несовершеннолетнее - в тяжком или
особо тяжком преступлении (условия). Аналогично с заключением под стражу
принимаются во внимание и исключительные случаи.
Специальный порядок избрания меры пресечения в виде
домашнего ареста, согласно ч.2 ст.107 УПК РФ, также идентичен специальному
порядку применения заключения под стражу. При этом в постановлении или
определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения
указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый
(обвиняемый), а также указываются орган или должностное лицо, на которые
возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений (ч.3
ст.107 УПК РФ).
К существенным недостаткам УПК РФ, на мой взгляд,
можно отнести отсутствие в нем регламентации сроков домашнего ареста (в 107 нет
ссылки на 109). Но в то же время, согласно 109 ст. время домашнего ареста
засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.
Учитывая, что по характеру и объему ограничений и
запретов домашний арест равнозначен лишению свободы, установление конкретных
сроков его применения, как мне кажется, - важнейшая гарантия соблюдения прав
обвиняемых (подозреваемых). Это тем более актуально при дифференциации
преступлений по тяжести: при отсутствии определенных правил установления
предельных сроков, под домашним арестом длительное время можно будет содержать
не только лиц, совершивших тяжкие преступления, но и лиц, обвиняемых в
совершении преступлений небольшой и средней тяжести.
3.3.3. Подписка о невыезде и
надлежащем поведении.
Фактически данная мера пресечения состоит в
письменном обязательстве обвиняемого выполнять определенные обязанности. При
применении данной меры пресечения лицо в принудительном порядке лишается на
определенный срок свободы передвижения, и в результате этого его законные
интересы не могут быть полностью удовлетворены. В целом можно сказать, что это
письменное обязательство обвиняемого (подозреваемого) не покидать постоянное
или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя,
прокурора или суда, являться в назначенный срок по вызовам дознавателя,
следователя, прокурора и в суд, а так же не препятствовать иным путем
производству по уголовному делу.[28]
Конституционный Суд РФ в своем определении отметил,
что "такая мера процессуального принуждения, как подписка о невыезде,
ограничивает право свободно передвигаться, выбирать место жительства, выезжать
за пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ), т.е. порождает
последствия, выходящие за режим уголовного процесса, при том, что эти
последствия могут иметь длительный характер, поскольку предельный срок
предварительного следствия, в ходе которого допускается действие этой меры
пресечения, ограничен лишь сроками давности (ст.78 УК РФ)".[29]
Кроме того, помимо ограничения свободы
передвижения, у лиц, чья работа связана с длительными, частыми разъездами,
ограничивается также и право на труд, выбор рода деятельности и профессию,
закрепленное в ч.1 ст.37 Конституции РФ. Кроме того, данная мера пресечения
может повлечь за собой ограничение права свободного выбора места отдыха, права
свидания с родственниками и друзьями, проживающими за пределами данной
местности.
Процессуально подписка о невыезде и надлежащем
поведении оформляется вынесением надлежащего постановления и получением самой
подписки, которая дается обвиняемым или подозреваемым. В подписке указывается
фамилия, имя, отчество субъекта, дата его рождения, адрес проживания,
наименование органа предварительного следствия или дознания, фамилия и инициалы
следователя, взявшего подписку. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что
в случае нарушения принятых им обязательств мера пресечения может быть
заменена на более строгую. Об этом делается соответствующая запись в подписке.[30]
3.3.4.
Залог.
Залог - единственная, присущая современному
российскому уголовно-процессуальному законодательству имущественная мера
пресечения. Она воздействует на личность, ограничивая, прежде всего, ее
независимость и экономические права. Однако сам факт нахождения лица под
залогом, а также большая вероятность, в случае его нарушения, быть лишенным
свободы, представляет собой, как мне кажется, серьезное психическое
принуждение. Преимущество залога в том, что при его применении не нарушается
личная свобода обвиняемого, не ограничивается его право свободного
передвижения, он не ограничивается в общении с другими членами общества, не
прекращает трудовую деятельность. При уклонении от следствия лица, к которому
была применена данная мера пресечения, залог обращается в доход государства,
что в определенной степени компенсирует затраты по дальнейшему розыску
обвиняемого в случае, если он скроется от следствия и суда.
Залог - это действие, выражающееся во внесении
материальных ценностей в обеспечение определенных обязательств (ч.1 ст.106 УПК
РФ). Залог может вноситься как самим обвиняемым (подозреваемым) так и другим
физическим или юридическим лицом.
Вид и размер залога определяется органом или лицом,
избравшим данную меру пресечения. Подлежат учету характер совершенного
преступления, данные о личности обвиняемого или подозреваемого, а также
имущественное положение залогодателя.
Применение данной меры пресечения оформляется
соответствующим постановлением и протоколом о принятии залога, копия которого
вручается залогодателю.[31]
В случае неисполнения обязательств, которые связаны
с внесением залога, он обращается в доход государства по судебному решению,
которое выносится в соответствии со ст. 118 УПК. После того, как следователь,
дознаватель или прокурор составят протокол о нарушении обвиняемым (подозреваемым)
своих процессуальных обязательств, он направляется в суд, и должен быть
рассмотрен судьей в течении пяти суток. Судья выносит постановление об
обращении залога в доход государства или об отказе в этом.
В случае прекращения уголовного дела прокурором,
следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в
постановлении о прекращении уголовного дела.
При вынесении приговора суд решает вопрос о
возвращении залога залогодателю.
3.3.5. Личное
поручительство.
Личное поручительство по своему содержанию, на мой
взгляд, является наиболее демократичной мерой пресечения. Сущность такого
поручительства состоит в письменном обязательстве лица, заслуживающего доверие,
о том, что оно ручается (своим словом) за выполнение подозреваемым (обвиняемым)
конкретных обязательств (в назначенный срок являться по вызовам и т.д.) - ч. 1
ст.103 УПК РФ. Применение данной меры пресечения возможно при ходатайстве
поручителя с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
Закрепление этих условий имеет важное значение не только для первоначального
момента избрания данной меры, но и для последующей ее отмены. Постольку,
поскольку закон исходит из инициативы (или согласия) лица при назначении его
поручителем, его отказ в любой момент производства по делу есть безусловное
основание для освобождения его от соответствующих обязательств. И это
справедливо, ибо отличительной содержательной характеристикой данной меры
является то обстоятельство, что при отсутствии желания поручителя выполнять
свои обязанности она теряет всякий смысл. Для того, чтобы добиться серьезного
отношения поручителя к решению вопроса: сможет ли он действительно
гарантировать выполнение обвиняемым (подозреваемым) своих обязанностей, закон
устанавливает для него особую материальную зависимость—денежное взыскание, в
соответствии со ст. 118 УПК.
О применении данной меры пресечения выносится
постановление и составляется письменное обязательство—личное поручительство, в
котором отражаются сведения о поручителе, факт разъяснения ему сути обвинения
или подозрения, обязанности и ответственности за их неисполнение.[32]
3.3.6. Присмотр за несовершеннолетним
подозреваемым или обвиняемым. Наблюдение командования воинской части.
К лицам, не достигшим на момент производства по
делу 18-ти лет, согласно действующему законодательству, помимо общих мер пресечения
может быть применена специальная мера в виде присмотра за несовершеннолетним
обвиняемым и подозреваемым.
Введение особой меры пресечения в отношении
указанных лиц не случайно. Повышенное внимание, уделяемое правам
несовершеннолетних, обусловливается важностью защиты ребенка, который в силу
своей эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической незрелости
нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. [33]
Ст. 105 УПК РФ, определяет присмотр за
несовершеннолетним как обеспечение его надлежащего поведения, предусмотренного
ст. 102, родителями, опекунами, попечителями и другими, заслуживающими доверия
лицами, а также должностными лицами специализированных учреждений, о чем эти
лица дают соответствующее обязательство. В случае невыполнения обязательств, на
них может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 МРОТ.
Мне представляется, что эффективность данной меры
пресечения напрямую зависит от их заинтересованности в судьбе
несовершеннолетнего и от их оценки взрослыми возможности своего влияния на
последнего.
Наблюдение командования воинской части
регламентировано ст. 106 УПК РФ и представляет собой принятие мер, предусмотренных
уставами Вооруженных сил РФ, для обеспечения выполнения обвиняемым
(подозреваемым) обязательств являться в определенный срок по вызову
дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также не препятствовать иным
путем производству по делу.
Понятно, что данная мера пресечения может быть
применена только к военнослужащим, а также лицам, проходящим военные сборы. На
применение данной меры необходимо согласие лица, к которому она будет
применена.
Постановление об избрании данной меры пресечения
направляется командованию воинской части, которому разъясняется существо
обвинения или подозрения, и его обязанности по исполнению данной меры. В случае
совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, чтобы предотвратить которые
данная мера и была избрана, командование части обязано незамедлительно
поставить в известность орган, избравший меру пресечения.
В заключение данной главы, хочу сказать, что такая
развитая система различных мер пресечения позволяет избрать именно ту меру,
которая в каждом конкретном случае обеспечивала бы надлежащее поведение
обвиняемого (подозреваемого) и при этом минимально ограничивала бы его права и
свободы. Существует возможность учесть все нюансы совершенного преступления, в
котором подозревается или обвиняется то или иное лицо, с тем, чтобы избрать
меру оптимально соразмерную совершенному преступлению.
Глава IV.
Иные меры уголовно
процессуального принуждения.
Сразу отмечу, что УПК РСФСР вообще не употреблял
такого понятия как "иные меры уголовно-процессуального принуждения".
УПК РФ ввел главу 14 под таким названием, объединив в ней нормы,
регламентирующие применение обязательства о явке, привода, временного
отстранения от должности, наложения ареста на имущество и денежного взыскания.
Как мне представляется, основными признаками иных
мер уголовно-процессуального принуждения являются: а) возможность их
принудительного обеспечения; б) применение к различным участникам процесса
(помимо обвиняемого, подозреваемого, и к свидетелю, потерпевшему и др.). В
связи с этим необходимо сказать, что данные меры по своей природе не являются
мерами пресечения, но в то же время в некоторой степени ограничивают права и
свободы участников процесса.
Цель применения данных мер—обеспечение
установленного порядка производства по уголовному делу и надлежащего исполнения
приговора.[34]
Все меры процессуального принуждения можно
разделить на три группы. Первая группа, это меры, применяемые в отношении любых
участников процесса, это обязательство о явке, привод. Вторая группа мер, это
те, которые применяются только в отношении обвиняемого и подозреваемого, но
кроме них еще и к лицам, несущих материальную ответственность за их действия,
сюда относятся временное отстранение от должности и наложение ареста на
имущество. И наконец, в третью группу, выделяются меры, применяемые только в
отношении свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного
судопроизводства, сюда относится денежное взыскание.
Правом применять иные меры
уголовно-процессуального принуждения обладают следователь, дознаватель,
прокурор и суд, которые выносят постановление или определение, с указанием
оснований применения определенной меры принуждения.
Обязательство о явке регулируется ст. 112 УПК.
Его можно назвать своеобразной альтернативой применению подписки о невыезде и
надлежащем поведении, т.е. тогда, когда применение мер пресечения
необязательно, но необходимо обеспечить порядок судопроизводства. Кроме
подозреваемого и обвиняемого, данная мера уголовно-процессуального принуждения
может применяться к свидетелям, потерпевшим, которые уклоняются от явки в
правоохранительные органы. Особенность этой меры в том, что она никак не
ограничивает свободу лица, накладывая на него лишь обязательство своевременно
являться по вызовам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|