Меню
Поиск



рефераты скачать Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Таким образом, можно сделать вывод, что, в соответствии с ны­не действующими редакциями ст. 174, 1741 УК РФ, легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, может быть совершена только с прямым умыслом. Необходим, однако, поиск такой законодательной конструкции данного состава, которая позволяла бы охватывать действия виновного, если бы он действовал и с косвенным умыслом. Обусловлено это тем, что при совершении любых действий с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, объективно, так или иначе, происходит придание им правомерного вида, введение их в легальный оборот, независимо от того, преследовал ли виновный такую цель.

2.3. Квалифицированные виды легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, предусмотренные статьями 174УК РФ и 174.1 УК РФ 50

Квалифицированным видом преступления по ч.2 ст.174 УК признается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, совершенная группой лиц по предварительному сговору (п. “а”), неоднократно (п. “б”) или лицом с использованием своего служебного положения (п. “в”).

Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Данный квалифицирующий признак распространяется только на деяния, предусмотренные частями второй и третьей статей 174 и 1741 УК РФ. Фактически легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем либо приобретенных лицом в результате совершения им преступления, может быть совершена организованной группой только при условии совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом на сумму, превышающую один миллион рублей. Установление необходимости наличия крупного размера в один миллион рублей для квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества как совершенных организованной группой, представляется неверным. Один миллион рублей является чрезмерно большой суммой, что повлечет непривлечение к уголовной ответственности членов организованных групп, которые совершают финансовые операции и иные сделки с целью легализации, на значительную сумму, но не достигающую одного миллион рублей[15].

В ходе опроса юристов[16], только 32 % респондентов указали, что преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, могут быть совершены одним лицом (рис. 1). Большинство же опрошенных юристов отметили, что минимальным количеством лиц, которые совершают криминальные банкротства, является два и более человека.

Рисунок 1. Количество лиц, принимающих участие в совершении легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: 1 - минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 1 человек; 2 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741, - 2 человека; 3 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 3 человека; 4 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 4 человека; 5 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 5 человек; 6 - минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - более 5 человек.

Для характеристики легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершаемой организованными преступными группами, важную роль играет последовательность этапов организованной преступной деятельности. Эти этапы связаны с главной целью организованных преступных групп – получением преступных сверхдоходов и их последующей легализацией. Можно выделить следующие этапы организованной преступной деятельности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем:

·           создание организованной преступной группы с целью получения доходов;

·           разработка плана совершения экономических преступлений;

·           получение преступных доходов;

·           сокрытие следов, обеспечение безопасности преступного бизнеса с помощью коррупционных связей;

·           легализация полученных доходов.

Затем, естественно, разрабатываются свои способы и методы легализации преступных доходов.

Закон (ст. 16 УК) определяет неоднократность как совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК, т.е. ст. 174. Вместе с тем совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК, может признаваться неоднократным в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Наличие этого признака охватывает как те случаи, когда лицо было судимо за ранее совершенное преступление, так и те, когда оно не было судимо и одновременно привлекается за это преступление к уголовной ответственности. Если к моменту совершения рассматриваемого преступления судимость за прежнее преступление снята или погашена в установленном законом порядке или истекли сроки давности уголовного преследования за прежнее преступление, то неоднократности не будет.

Под использованием лицом своего служебного положения понимается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, совершенная должностным лицом органа государственной власти, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Особо квалифицированные виды рассматриваемого преступления образуют его совершение организованной группой или в крупном размере (ч.3 ст.174 УК).

Поскольку в уголовном законе понятие крупного размера легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем не определено, его установление осуществляется судом исходя из конкретных обстоятельств содеянного, с ориентиром на примечание к ст.171 УК.


Глава 3. Криминологическая характеристика и правовые средства противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

3.1. Причины и условия, способствующие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Структура процесса отмывания денег, полученных преступным путем. Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются. Прежде, чем привести описание причин и условий, способствующих отмыванию доходов, полученных преступным путем, рассмотрим одну из выявленных документированных схем отмывания.

Модели отмывания криминальных фондов денежных средств:

·           Трехфазовая модель. Она является наиболее распространенной и предполагает выделение в процессе легализации следующих стадий: Размещение (рlасеment) - это физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения (рис.2).

Рисунок 2. Размещение как этап отмывания криминальных фондов.

·       Расслоение (layering) - отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов (рис.3).

Рисунок 3. Расслоение как этап отмывания криминальных фондов

·       Интеграция (integration) - стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности преступно нажитому состоянию (рис.4).

Рисунок 4. Интеграция как этап отмывания криминальных фондов

Указанные три стадии могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга. Это зависит от имеющегося механизма легализации и от требований, предъявляемых преступной организацией[17].

После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства. Во время интеграции отмытые деньги помещаются обратно в экономику. Таким образом, они входят в банковскую систему под видом честно заработанных доходов. Если след отмываемых денег не был выявлен на двух предыдущих стадиях, то отделить законные деньги от незаконных исключительно сложно. Обнаружение отмытых денег на стадии интеграции становится возможным лишь с помощью агентурной работы.

Четырехфазовая модель. Этот подход к структурированию процесса отмывания используют эксперты ООН. Основными стадиями легализации являются:

·       Первая стадия - освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц.

·       Вторая стадия - распределение наличных денежных средств.

·       Третья стадия - маскировка следов совершенного преступления.

·       Четвертая стадия - интеграция денежной массы.

Двухфазная модель. Согласно этой модели основными стадиями легализации являются Money Laundering ("отмывание" денег) и Recycling (возвращение в оборот).

·       Первая степень представляет собой "отмывание" денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. "Отмывание" первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства или другие виды валют. На этой стадии осуществляются краткосрочные операции.

·       Вторая степень представлена среднесрочными и долгосрочными операциями, посредством которых предварительно отмытым деньгам придается видимость полученных из законных источников и вводятся в легальный экономический оборот.

Причины, способствующие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в России. Одна из главных причин отмывания денег в России - это тесная связь между политическими и деловыми группами. Существуют лоббистские группы и группы давления зарубежных торговых организаций, которые имеют тесные связи с политическими партиями, помогающими им влиять на политику и решения правительства. В некоторых случаях предприниматели сами становятся активными членами политических групп или приближенными политических лидеров. И новый бизнес-класс, и лоббируемые политики имеют при этом одинаковый интерес - самообогатиться за счет страны[18].

Политические лидеры, занимающие важные посты в государственной администрации, часто предоставляют привилегированным бизнес-группам монопольную защиту и даже услуги экономического шпионажа, а взамен получают от них щедрые взятки.

Даже при переводе вполне законных средств в надежные места, фирмы и частные лица в России, по сообщениям, пользуются услугами людей, связанных с незаконным бизнесом и имеющих банковские счета по всему миру. Таким образом, отток средств из России зачастую прочно связан с отмыванием денег. Вот почему люди, принадлежащие к полярным полюсам российского общества, оказываются втянутыми в такие скандалы.

Другая важная причина оттока средств - использование нечестных способов в международных торговых операциях. Ликвидация государственной монополии на международную торговлю, поддержка государством либеральной политики и отсутствие солидных финансовых и банковских учреждений, которые было невозможно создать за столь короткое время, дали возможность беспринципным элементам в сфере международной торговли использовать незаконные способы выкачивания денег из страны ради личной наживы. Широко распространенная бартерная торговля, благодаря отсутствию возможности проводить нормальные международные торговые сделки, придала дальнейший размах процессам оттока средств.

По словам некоторых российских специалистов, такой размах махинаций был бы невозможен без ведома российских официальных лиц. На самом деле, говорят специалисты, это может происходить только при вовлечении и прямом участии политических боссов, при потворстве бюрократов высокого уровня.

Отсутствие государственного контроля над торговыми сделками, с одной стороны, и высокие подоходные налоги были дополнительными факторами, повлиявшими на отток денежных средств, осуществляемый российскими торговцами. Значительную роль сыграли и российские коммерческие банки, которые являлись участниками различных полулегальных и нелегальных переводов средств.

Очень популярный метод выкачивания денег за границу - это трансфертная оценка, или "толлинг". При этой схеме российская компания продает товар по самой наименьшей рыночной цене офшорному посреднику, затем посредник перепродает товар по мировой цене, и иностранная валюта никогда не попадает в Россию.

Отмывание денег часто происходит через магазин или ресторан, которым владеет какой-либо преступный делец. Владелец смешивает деньги, полученные незаконным способом (например, от рэкета) и средства, заработанные законным путем. Это узаконивает средства, полученные преступным способом.

Условия, способствующие развитию отмывания денег. Технологический прогресс, развитие информатики и телематики вместе со свободой, предоставленной международному капиталу направляться туда, где возникают наилучшие возможности для получения прибыли, сделали технически возможным то явление, которое сегодня повсеместно обозначается как глобализация экономики.

Экономико-политическая интеграция обширных регионов мира и использование некоторыми группами стран нетарифных "барьеров" явились базой развития новых финансовых форм, используемых, чтобы получить доступ к внешним рынкам или остаться на них.

И, наконец, переход некоторых правительств от осторожности к политике стимулирования иностранных инвестиций и либерализации торговых операций могут рассматриваться как условия - в отсутствии необходимой регламентации - для развития экономической преступности.

Падение берлинской стены и коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе придало сильнейшее ускорение процессу перестройки мировой экономики, в силу чего страны с плановой экономикой, до того момента закрытые для международных финансовых перемещений, изменили свои законодательства в либералистическом направлении, открывшись принципам рыночной экономики в попытке наверстать упущенное время и стимулировать иностранные капиталовложения.

Эти изменения коснулись не только финансово-экономической сферы, вызвав разрушение систем контроля за экономикой, но одновременно и административной сферы, приведя к политике общей отмены въездных виз в страны Центральной и Восточной Европы.

Соглашение Gait-Uruguay Round, исчезновение СССР и Маастрихтский договор являются в современном историческом контексте определяющими событиями, которые внесли вклад в переход мировой экономики к форме глобальной деревни, возможностями и свободами которой организованная преступность, несомненно, пользуется.

Можно утверждать, что значительному развитию отмывания денег в последние годы благоприятствовали некоторые условия, которые можно определить как:

·           легкость, с которой средства могут быть введены в денежный оборот;

·           возможность перевести свободно и без последующего контроля значительные капиталы из одной страны в другую, заимствуя хитроумные способы и системы, внедренные транснациональными фирмами;

·           высокая предприимчивость и эффективность, достигнутые преступными организациями, которые прибегают к высококвалифицированным финансовым консультациям. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.