Представляется
принципиально неверным уравнивание в УК РФ ответственности партийных
должностных лиц с ответственностью лиц, выполняющих управленческие функции в
коммерческой организации (в рамках статей УК РФ о преступлениях против
интересов службы в коммерческих и иных организациях). Напротив, заслуживает
внимания принципиально иная позиция, занятая по этому вопросу американским
законодателем, которая, как уже отмечалось, заключается в том, что партийные
должностные лица отвечают за коррупционные преступления наряду с
государственными служащими, а преступления тех и других относятся к посягающим
на деятельность публичной администрации.
И это является
правильным. Деятельность политических партий – это не сфера частного бизнеса, а
сфера общественных интересов, тесно переплетаемых (подчас неразделимых) с
государственными интересами. Известно, что от парламентских фракций,
построенных по партийному принципу, зависит решение важнейших государственных
вопросов (вплоть до утверждения главы правительства и принятия важнейших
законов).
В связи с этим
необходимо вывести партийных чиновников из круга субъектов преступлений,
предусмотренных главой УК РФ о преступлениях против интересов службы в
коммерческих и иных организациях, и сделать их субъектами преступлений против
государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах
местного самоуправления. Отметим, что такое решение вопроса не является
прерогативой или изобретением американского законодательства, точно так же эта
проблема решалась в УК РСФСР и в уголовных кодексах других союзных республик
бывшего СССР. Тот довод, что партийные чиновники не относятся к представителям
государственной власти, не находятся на государственной службе или службе в
органах местного самоуправления, не может считаться доводом против предлагаемого
решения. Не может потому, что коррупционная деятельность последних направлена
именно против государственной власти, интересов государственной службы и службы
в органах местного самоуправления и, следовательно, эти объекты являются
объектами их преступной деятельности, что и должно лежать в основе решения
данного вопроса (о месте норм об ответственности этих лиц в системе Особенной
части Уголовного кодекса РФ).
Настоятельно
необходима в УК РФ (буквально стучится!) и норма, подобная норме федерального
законодательства США об ответственности за нарушения правил проведения
избирательных кампаний (например, об ответственности кандидата на выборную
должность, который для обеспечения своего избрания обещает использовать свое
влияние или поддержать назначение какого-либо лица на публичную должность или
получение тем работы в частной сфере).
Непростые зигзаги
становления рыночной экономики в России свидетельствуют о высочайшей цене
служебной тайны, которой располагают высокопоставленные чиновники и превращении
ее в предмет торга и наживы. Приведем лишь один пример с известным обвалом
финансового рынка, происшедшего 17 августа 1998 г. С этого дня так называемые
ГКО, выпущенные на миллиардные суммы, обесценились. Но, как это ни странно,
потерпевшими-банкротами стали не все держатели этих “ценных” бумаг. Некоторые
благополучно (и буквально накануне) сумели избавиться от них.
В связи с этим
стоит приглядеться, например, к содержанию английского Закона о внутрибиржевых
сделках, по которому предусмотрена ответственность за использование в личных
целях сотрудниками биржи служебной информации, не доступной обычному держателю
ценных бумаг, влияющей на формирование цен. По этому Закону отвечают и
правительственные чиновники, осуществляющие через биржи мероприятия по
приватизации государственного имущества, в случаях проведения ими лично или
через посредников каких-либо сделок с ценными бумагами на это имущество в
делах, по которым они располагают служебной информацией[31].
Разумеется, что
указанную норму не следует слепо копировать. Но взять из нее рациональное зерно
необходимо. Применительно к российским условиям взаимоотношений Центрального
банка России с коммерческими структурами (в т.ч. и банками), подчас хитроумных
“правил игры”, устанавливаемых при аукционной приватизации государственного
имущества, различного рода “конкурсных” откупов, из предполагаемой нормы
следует снять указание на биржу, как на поле преступной коррупционной
деятельности, сохранив ответственность высокопоставленных госчиновников за
корыстное или по мотивам иной личной заинтересованности использование служебной
информации при осуществлении государственных мероприятий по приватизации государственной
собственности и других взаимоотношениях государства с коммерческими
структурами.
Указанные
предложения вовсе не исчерпывают возможностей использования законодательного
опыта борьбы с коррупционными преступлениями, имеющегося в европейских странах
и в США, для совершенствования российского уголовного законодательства. Однако
в этих странах имеется весьма серьезный, выстраданный десятилетиями борьбы с
коррупционными преступлениями опыт. Россия же всерьез столкнулась с
беззастенчивой и всепроникающей коррупцией сравнительно недавно, с началом
рыночных реформ в экономике. Так что, использование такого опыта представляется
крайне необходимым.
Проблема борьбы с
коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало
зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками
подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Мы же попытаемся оценить, в
какой ситуации находятся те, кто, неправомерно пользуясь своим положением,
получает дары здесь, на грешной земле.
Кстати, по
российской Конституции права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются
законом, но, как показывает практика, наше законодательство далеко от
совершенства. Порой должностные полномочия беззастенчиво эксплуатируются
исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах не только
простые граждане, но и компетентные ведомства.
Дело в том, что
правоохранительные структуры России противодействуют коррупции на основе
действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Народная
мудрость донесла до наших времен меткое сравнение: "Закон, что дышло: куда
повернул, туда и вышло"[32].
Сохраняя верность этой печальной традиции, отечественные законы формулируются
так, что могут быть истолкованы произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит
ждать положительных результатов от работы наших спецслужб. К разрешению
проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями
(раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по
возмещению причиненного ими ущерба) и устранять причины этого уродливого
явления.
В связи со
сказанным хотелось бы в очередной раз напомнить, что правоохранительная
деятельность - не единственный элемент в системе мер противодействия
распространению коррупции. Здесь немаловажная роль отведена профилактике
преступности, в том числе на стадии разработки законов и подзаконных
нормативных актов, а также на этапах их совершенствования.
Но в то же время
ссылками на несовершенство существующей правовой базы спецслужбы нередко
прикрывают собственную бездеятельность. Во всяком случае, Уголовный кодекс РФ
содержит предостаточно норм, посредством которых ряды коррупционеров можно
"проредить". Он, в частности, позволяет карать за должностные
преступления, а также за такие проявления коррупции, как мошенничество,
присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения
(подп."в" ч.2 ст.159, подп."в" ч. 2 ст.160 УК РФ), и иные
злоупотребления. Вместе с тем, уголовный закон, как и все наше
законодательство, не свободен от пробелов и нуждается в коррективах. В
частности, целесообразно конкретизировать юридические признаки организованной
группы, преступного сообщества.
Изучение
законодательных формулировок, относимых практически всеми авторами к сфере так
называемых коррупционных преступлений, позволяет выделить из них, наверное,
наиболее спорную. Речь идет об определении понятия должностного лица.
Возьмем, к
примеру, ст.285 УК РФ, предусматривающую ответственность за злоупотребление
должностными полномочиями, под которым понимается использование должностным
лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние
совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло
существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества и государства.
Непосредственным
объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных
органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть
совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или
органом местного самоуправления для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых
полностью или частично государством или органом местного самоуправления.
Возможен и
дополнительный непосредственный объект, в качестве которого, как правило,
выступают иные интересы общества и государства либо права и законные интересы
физических и юридических лиц.
Объективная
сторона преступления сформулирована как материальный состав, т. е. включает в
себя следующие обязательные элементы:
1. Деяние - использование субъектом
преступления своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
2. Хотя бы одно из следующих
последствий:
а) существенное нарушение прав и
законных интересов граждан;
б) существенное нарушение прав и
законных интересов организаций;
в) существенное нарушение охраняемых
законом интересов общества;
г) существенное нарушение охраняемых
законом интересов государства;
3. Причинная связь между деянием и одним
или несколькими общественно опасными последствиями из числа названных.
Деяние, как
известно, может быть совершено посредством действия и (или) в силу бездействия.
Из текста нормы следует, что злоупотребление осуществляется в результате
использования конкретных служебных полномочий. Буквальное толкование термина
"использование" позволяет сделать вывод о том, что речь в
комментируемой норме идет о деянии в форме действия. Поэтому, очевидно, прав
Б.В. Волженкин, подвергая сомнению правильность утвердившегося в теории и на
практике толкования, согласно которому данное преступление может быть совершено
как путем активного использования должностным лицом своих полномочий, так и
вследствие его бездействия. Он считает (вполне обоснованно), что "при
неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об
исполнении полномочий..."[33].
Действительно,
когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей, то это уже
не злоупотребление должностными полномочиями, а, скорее, совершение или
соучастие в совершении иных правонарушений, в том числе преступлений. Например,
попустительствуя преступникам, чиновник является их пособником и т.п.
Важно учитывать,
что хотя использование служебных полномочий осуществляется и вопреки интересам
службы, но привлекаемое к ответственности по этой статье должностное лицо, тем
не менее, не выходит за рамки своих служебных прав и обязанностей.
В вину
должностному лицу может быть поставлено злоупотребление конкретными
(конкретизированными в материалах уголовного дела) полномочиями, определенными
обязанностями и правами. Поэтому "при решении вопроса о наличии либо
отсутствии в деяниях должностного лица состава рассматриваемого преступления
необходимо устанавливать круг его служебных прав и обязанностей, закрепленных в
законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и
т.д."[34].
Выход субъекта за пределы компетенции, обусловленной занимаемой им должностью,
или за пределы временно возложенных полномочий по должности следует расценивать
как превышение должностных полномочий.
Злоупотребление
должностным лицом своими служебными полномочиями нельзя путать с использованием
им авторитета занимаемой должности, служебных связей и т.п. Так, если главврач
районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение
установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то
получить желаемое ему помогли не служебные полномочия, а собственный авторитет.
Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя
говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.
"Использование
должностным лицом своего авторитета (в том числе "телефонное право")
есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного
воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом
случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет"[35].
Служебные
полномочия - это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и
предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.
Действия субъекта
преступления наказуемы в соответствии с рассматриваемой нормой только тогда,
когда они совершены вопреки интересам службы. Противоречить интересам службы
могут и активные действия, и бездействие. Однако, как мы отметили ранее,
бездействие требует при прочих равных условиях квалификации по иным статьям УК
РФ.
Когда
законодатель говорит об использовании полномочий вопреки интересам службы, то
имеется в виду субъект, действующий в пределах своей компетенции. В то же время
требуется доказать, что такая деятельность противоречит служебным интересам, в
том числе: а) целям и задачам, ради которых создан и функционирует
соответствующий орган; б) интересам деятельности публичного аппарата управления
и власти в целом.
По мнению Б.В.
Волженкина, "деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это деяние не
вызываемое служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым
должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия,
определяются не только потребностями функционирования конкретного
государственного органа или органа местного самоуправления, государственного
или муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересами
деятельности публичного аппарата управления в целом"[36]. Рассматриваемый состав
преступления, будучи материальным, считается оконченным тогда, когда действия
должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, повлекли существенное
нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых
законом интересов общества или государства. Существенное нарушение прав и
законных интересов относится, таким образом, к числу обязательных составляющих
объективной стороны данного преступления. Поэтому в каждом случае необходимо
определять, во-первых, какие именно права были нарушены (со ссылкой на Конституцию,
законы и иные нормативно-правовые акты) и, во-вторых, является ли вред,
причиненный этим правам и интересам, существенным.
К сожалению, дать
однозначное толкование термина "существенное" в контексте ст.285 УК
РФ (как, впрочем, и в других составах гл.30 УК РФ) очень сложно. Это оценочное
понятие, которое требует индивидуального анализа в каждой конкретной ситуации.
Прежде всего, к
категории существенных относятся нарушения основных конституционных прав и
свобод человека и гражданина. Безусловно, существенным может также быть вред в
виде реального материального ущерба, упущенной выгоды или причинения иного
вреда различным интересам. Это возможно, например, при нарушении общественного
порядка, сокрытии тяжких преступлений, причинении вреда значительному числу
физических или юридических лиц и т.п. Таким образом, "существенное
нарушение" - это обобщающее понятие, под которое подпадают нематериальный
вред и материальный ущерб.
Неисполнение или
ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного
или небрежного отношения к государственной службе, если это не повлекло
существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или государства, не образует состава
преступления и обычно квалифицируется как дисциплинарный проступок.
Необходимой
составляющей объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями
является наличие причинно-следственной связи между злоупотреблением и
наступившим вредом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|