Кроме того,
интересующая нас норма УПК РФ является не только краткой, но и крайне неудачной
с процессуальной точки зрения, что значительно затрудняет решение и без того
непростых проблем, поставленных законодателем в п. 2 примечания к ст. 201 УК
РФ. Во первых, термин "привлечение к уголовной ответственности",
используемый в ст. 271 УПК РФ, всегда вызывал дискуссии в отечественной теории
уголовного процесса и толковался весьма неоднозначно, о чем будет сказано
далее. Единства во мнениях здесь нет до сих пор. Во-вторых, не менее сложное
понятие "уголовное преследование" никогда не сводилось лишь к
"привлечению к уголовной ответственности". Однако законодатель,
процессуально интерпретируя в статье 271 УПК РФ пункт 2 примечания к ст. 201 УК
РФ, поступил именно таким образом, вступив в полное противоречие с теми
подходами к понятию "уголовное преследование", которые существовали
до того[11].
Подобного рода теоретические новации ничего, кроме путаницы, принести не могут.
Как бы то ни
было, процессуальный порядок привлечения к уголовной ответственности за
совершение преступлений против интересов службы в коммерческих организациях
ныне установлен ст. 271 УПК РФ, и краткость или неудачная редакция этой статьи
не могут служить препятствием для ее применения. В то же время применение
данной статьи возможно лишь при решении вопроса о юридической природе данной процессуальной
нормы и ее месте в системе действующего уголовно-процессуального права. Только
четкий ответ на столь широко поставленный вопрос позволит ответить на более
конкретные вопросы, связанные с особенностями уголовного преследования по делам
о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях, и найти
выход из того тупика, в который нас поставил законодатель, сформулировав ст.
271 УПК в ее нынешнем виде[12].
Анализ как самой
ст. 271 УПК РФ, так и тех точек зрения, которые были высказаны в литературе
(чаще всего мимоходом) по поводу ее процессуального значения, приводит к
необходимости разграничения двух противоположных подходов к вопросу об
особенностях уголовного преследования по делам о преступлениях против интересов
службы в коммерческих организациях.
Подход первый. Он
основан на узком буквальном толковании ст. 271 УПК РФ, где законодатель
использовал формулу "привлечение к уголовной ответственности по заявлению
коммерческой или иной организации". Напомним, что "во многих случаях
закон употребляет с одним и тем же смыслом разные по существу понятия:
"привлечение в качестве обвиняемого" и "привлечение к уголовной
ответственности" (ст. 2 и п. 4 ст. 232 УПК РФ и др.)"[13]. В силу этого обстоятельства и
несмотря на многочисленные выступления критиков[14] постепенно в российской
уголовно-процессуальной доктрине стала господствовать концепция, согласно
которой моментом привлечения лица к уголовной ответственности является не
вынесение судом обвинительного приговора (что было бы логично), а вынесение
следователем или органом дознания в соответствии со ст. 143 УПК РФ
постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого[15]. В итоге сложилась ситуация,
когда каждое употребление в уголовно-процессуальном законе выражения
"привлечение к уголовной ответственности" (как, например, в ст. 271
УПК) почти всеми процессуалистами понимается как привлечение в качестве
обвиняемого в порядке ст. 143 УПК РФ.
На основе
указанного подхода делается вывод о том, что дело о преступлении,
предусмотренном гл. 23 УК РФ, "это не дело частного или частно-публичного
обвинения"[16],
и его "возбуждение производится в общем порядке"[17]. Отсюда логически следует, что
соответствующее заявление или согласие руководителя коммерческой организации
должно быть получено следователем только тогда, когда он решает предъявить
обвинение лицу, подлежащему уголовному преследованию за совершение
преступления, предусмотренного гл. 23 УК РФ. Если же согласие не получено
(заявление отсутствует), то дело прекращается с освобождением лица от уголовной
ответственности по нереабилитирующему основанию[18].
При таком подходе
все процессуальные особенности уголовного преследования по интересующей нас
категории дел сводятся к определенным нюансам процедуры привлечения лица в
качестве обвиняемого (соответственно именно к данному институту следует
приписать ст. 271 УПК РФ). При этом сами сторонники рассмотренной точки зрения
оставляют открытым вопрос о процессуальных последствиях отзыва заявления или
аннулирования согласия на привлечение лица к уголовной ответственности, если
руководитель организации уже после совершения всех действий, связанных с
привлечением в качестве обвиняемого, изменит свою позицию по делу[19]. Строго говоря, при отсутствии
специальных указаний в законе (как это имеет место сейчас) и руководствуясь
изложенным нами подходом к ст. 271 УПК РФ, на подобный вопрос вообще нельзя
дать процессуально верный ответ.
Подчеркнем, что,
с нашей точки зрения, рассмотренный вариант решения вопроса об особенностях
уголовного преследования по делам о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК
РФ, имеет ряд изъянов.
Во-первых, если
бы законодатель хотел связать указанные особенности с институтом привлечения в
качестве обвиняемого, то он поместил бы соответствующую статью закона в гл. 11
УПК РФ "Предъявление обвинения и допрос обвиняемого". То
обстоятельство, что эта статья была включена в Кодекс под номером 271 сразу
вслед за статьей, посвященной "уголовным делам, возбуждаемым по жалобе
потерпевшего" (ст. 27 УПК), демонстрирует совершенно иной смысл,
придаваемый законодателем институту привлечения к уголовной ответственности по
заявлению коммерческой организации. Не стоит доказывать, что любая правовая
норма прежде всего должна толковаться исходя из вкладываемого в нее смысла.
Во-вторых, более
чем странной выглядит ситуация, когда следователь возбуждает уголовное дело на
общих основаниях, собирает доказательства (проводя трудоемкие и дорогостоящие
экспертизы, обыски, выемки), составляет сложные процессуальные документы, чтобы
в один прекрасный день узнать, что вся его работа никому не нужна, потому что,
возможно, в момент привлечения лица в качестве обвиняемого (которому, как
правило, предшествует почти полное раскрытие и расследование преступления)
руководитель коммерческой организации не пожелает привлекать своего сотрудника
или, тем более, себя самого[20]
к уголовной ответственности. В условиях крайней загруженности
правоохранительных органов и их скудного финансирования просто абсурдно,
отвлекая следователей от расследования убийств, грабежей и т. п., тратить время
и средства, чтобы спустя несколько недель или месяцев следствия убедиться, что
для привлечения лица в качестве обвиняемого при наличии всех необходимых
доказательств нет, тем не менее, юридических оснований (отсутствует заявление
или согласие руководителя). И этот абсурд не может быть оправдан ни
юридико-техническими неточностями, допущенными законодателем при принятии
Закона от 15 декабря 1996 г., ни стремлением буквально толковать термин
"привлечение к уголовной ответственности", используя привычную
казуистическую аргументацию со ссылкой на ст. 2 и п. 4 ст. 232 УПК РФ (также не
лучшим образом отредактированные).
В-третьих, как
отмечалось, критикуемый нами вариант толкования ст. 271 УПК не позволяет
предложить логичного решения вопроса о процессуальных последствиях отказа руководителя
коммерческой организации от своего согласия на привлечение лица к уголовной
ответственности.
Наконец, в
четвертых, если исходить из того, что уголовное дело о преступлении,
предусмотренном гл. 23 УК РФ, возбуждается на общих основаниях, а в случае
отсутствия в момент привлечения лица в качестве обвиняемого соответствующего
согласия руководителя коммерческой организации данное лицо должно освобождаться
от уголовной ответственности по нереабилитирующему основанию, то в материальном
законе требуется сформулировать специальное основание освобождения от уголовной
ответственности и одновременно в процессуальном законе - специальное основание
прекращения уголовного дела. Однако в настоящее время ни УК РФ, ни УПК РФ не
предусматривают подобных оснований. Какое же процессуальное решение должен
принять следователь, который возбудил уголовное дело, совершил все необходимые
следственные действия и не получил согласия на привлечение лица в качестве
обвиняемого? Совершенно очевидно, что напрямую руководствоваться п. 2
примечания к ст. 201 УК РФ и ст. 271 УПК РФ он не вправе, так как эти статьи не
предусматривают процедуры принятия решения о прекращении уголовного дела.
Необходимо также учитывать, что "нереабилитирующий" характер такого
решения тем более требует специальных указаний в законе на возможность его
принять, иначе оно вряд ли может быть признано законным.
Итак, первый из
предложенных подходов к решению вопроса о процессуальном механизме привлечения
лица к уголовной ответственности за преступления против интересов службы в
коммерческих организациях выглядит весьма сомнительным из за присущих ему
непреодолимых недостатков. Обратимся теперь к другому варианту толкования ст.
271 УПК РФ.
Подход второй. Он
основан на систематическом методе толкования права, т.е. на выяснении
содержания интересующей нас правовой нормы "по сопоставлению ее с другими,
одновременно существующими в той же системе права"[21]. Если принять во внимание
использование в п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ понятия "уголовное
преследование", которое, как принято считать, начинается с возбуждения
уголовного дела, а также то, что ст. 271 УПК РФ помещена законодателем вслед за
ст. 27, именуемой "Уголовные дела, возбуждаемые по жалобе потерпевшего",
то логично заключить, что особенности уголовного преследования по делам о
преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях связаны со
стадией возбуждения уголовного дела. Иными словами, речь идет о том, что
уголовные дела по ст. 201 и ст. 204 УК РФ не могут быть возбуждены иначе как по
заявлению руководителя коммерческой организации или с его согласия[22].
Именно такой
вариант решения вопроса, на наш взгляд, единственно верен, поскольку отражает
тот смысл, которой пытался придать ст. 271 УПК законодатель, используя при этом
не совсем удачные процессуальные термины. Кроме того, данный подход, связывая
необходимость получения заявления или согласия руководителя коммерческой
организации с начальной стадией уголовного процесса стадией возбуждения дела (а
не с институтом привлечения лица в качестве обвиняемого), позволяет устранить
те серьезные проблемы, которые были нами обозначены применительно к ранее изложенному
подходу. Во всяком случае, становится ясно, что следователь обязан возбудить
уголовное дело и начать предварительное следствие только тогда, когда либо
поводом к возбуждению дела послужило заявление руководителя коммерческой
организации, либо при наличии иного повода, предусмотренного ст. 108 УПК РФ,
руководитель дал письменное согласие на возбуждение уголовного дела.
Итак, мы
выяснили, что ст. 271 УПК относится к хорошо знакомому институту
"уголовных дел, возбуждаемых по жалобе потерпевшего", предусмотренному
ныне ст. 27 УПК РФ. Однако возникает еще один вопрос. Известно, что в рамках
указанного института различаются дела частного обвинения (ч. 1 ст. 27 УПК),
которые возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению
в случае примирения его с обвиняемым, и дела частно-публичного обвинения (ч. 2
ст. 27 УПК), которые возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но
"прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат" (с
учетом ст. 9 УПК РФ и ст. 76 УК РФ правильнее говорить, что эти дела подлежат
прекращению за примирением на общих основаниях).
К какой из этих
категорий дел отнести дела, предусмотренные ст. 271 УПК, т.е. являются ли они
делами частного или частно-публичного обвинения? От ответа на данный вопрос
зависит решение поставленной ранее проблемы процессуальных последствий отзыва
руководителем коммерческой организации заявления или аннулирования им своего
согласия на привлечение лица к уголовной ответственности. Если речь идет о
делах частно-публичного обвинения, то указанные отзыв или аннулирование
процессуальных последствий иметь не будут, так как производство по делу
продолжается в общем порядке невзирая на изменение позиции руководителя[23]. Если же интересующую нас
категорию дел следует признать делами частного обвинения, то в случае отзыва
заявления или аннулирования согласия дело подлежит обязательному прекращению
следователем либо судом, т.е. воля руководителя при любых обстоятельствах будет
иметь решающее значение для решения вопроса о привлечении лица к уголовной
ответственности в ходе всего производства по делу (до его рассмотрения по
существу).
На первый взгляд,
ту категорию дел, к которой применяется ст. 271 УПК РФ, следует отнести к делам
частного обвинения[24].
На эту мысль наталкивает указание в законе на то, что для уголовного
преследования лица за совершение преступления против интересов службы в
коммерческой организации требуется не только заявление руководителя
организации, но и его согласие. Если заявление является неким аналогом жалобы
потерпевшего по делам частного обвинения, будучи обязательной процессуальной
предпосылкой принятия решения о возбуждении уголовного дела, то согласие,
казалось бы, должно иметь место на всех этапах дальнейшего уголовного
преследования вплоть до вынесения обвинительного приговора. Отсюда вытекает,
что при обращении руководителя организации к следователю или в суд с просьбой
не привлекать лицо к уголовной ответственности по каким либо причинам
(например, в связи с добровольным возмещением ущерба), согласие сменяется на
несогласие, и дело подлежит прекращению. Кроме того, не стоит забывать, что
законодатель, даже желая отнести интересующую нас категорию дел к делам
частного обвинения, никак не мог использовать в ст. 271 УПК РСФСР термин
"примирение", так как эта статья применяется только тогда, когда
потерпевшим от преступления является юридическое лицо, а примириться можно лишь
с лицом, обладающим самостоятельной волей, т.е. с лицом физическим. В этой
ситуации допустимо предположение о том, что законодатель, учитывая специфику
юридического лица как субъекта права, заменил термин "примирение"
указанием на необходимость согласия руководителя организации (помимо его
заявления) на привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего
преступление, предусмотренное гл. 23 УК РФ.
Аргументация,
согласно которой производство в порядке ст. 271 УПК РФ должно приравниваться к
производству по делам частного обвинения, выглядит вполне логичной и
убедительной. Но ей можно противопоставить два возражения. Одно из них является
сугубо юридико-техническим, а другое связано с уголовно-процессуальной
политикой.
Первое возражение
заключается в том, что если бы законодатель хотел придать согласию руководителя
коммерческой организации статус условия привлечения лица к уголовной
ответственности, являющегося обязательным на всем протяжении уголовного преследования
(а не только в момент возбуждения уголовного дела), то он применил бы в ст. 271
УПК следующую формулировку: "_ привлечение к уголовной ответственности
осуществляется по заявлению руководителя этой организации и (курсив наш. Л. Г.)
с его согласия". Но на самом деле в данной статье используется не
соединительный союз "и", а разделительный союз "или", т.е.
согласие руководителя всего лишь приравнивается к его заявлению. Из этого
следует, что, как и заявление, согласие связано исключительно с решением о
возбуждении уголовного дела, а в ходе дальнейшего уголовного преследования оно
не требуется. Таким образом, отличие "согласия" от
"заявления" сводится к тому, что если заявление является
самостоятельным поводом к возбуждению уголовного дела, то согласие должно
сопровождать принятие решения о возбуждении уголовного дела при наличии к тому
иных поводов. В такой ситуации "согласие руководителя коммерческой
организации" не имеет никакой процессуальной связи с "примирением с
обвиняемым".
Второе
возражение, связанное с уголовно-процессуальной политикой, заключается в
следующем. Известно, что кроме случаев, когда при наличии исключительных
обстоятельств уголовное дело в порядке ч. 3 ст. 27 УПК РФ возбуждается
прокурором, приобретая публичный характер, жалоба по делам частного обвинения
направляется непосредственно в суд, т. е. по данной категории дел не
производится предварительное расследование. В этом заложен вполне понятный
смысл. Сложную, трудоемкую и дорогостоящую деятельность правоохранительных
органов по раскрытию и расследованию преступлений не следует проводить по тем
немногочисленным и не самым опасным делам, где движение уголовного процесса
целиком зависит от волеизъявления частных лиц. Однако по делам о преступлениях,
предусмотренных гл. 23 УК РФ, обязательно предварительное следствие (ст. 126
УПК РФ), что, безусловно, никак не вписывается в конструкцию "дел частного
обвинения". Если предположить, что отзыв руководителем коммерческой
организации заявления или аннулирование им своего согласия влекут обязательное
прекращение уголовного дела, то мы сталкиваемся с ситуацией, когда следователь
будет вести кропотливую работу по собиранию доказательств, зная, что его труд в
любой момент может потерять смысл. Нетрудно спрогнозировать активность
следователя в таком случае и степень его заинтересованности в успешном ходе
предварительного следствия. Существенные затраты времени и финансов, связанные
не только с деятельностью самого следователя, но и с производством экспертиз,
вызовом свидетелей и т. п., окажутся совершенно лишними, если такое дело
относится к категории дел частного обвинения и отзыв руководителем коммерческой
организации заявления или аннулирование им своего согласия равносильны
примирению потерпевшего и обвиняемого по делам частного обвинения. Мы не видим
здесь ни логики, ни смысла.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|