p> На этом фоне и активизируют свои действия национальные экстремисты.
Наряду с оживлением стародавних предрассудков, питающих претенциозность и
необоснованные амбиции, в ход идут концепции об «этнической стерильности»,
«национальном приоритете» и т.п. идеи, согласия и компромиссы почти
невозможны. Здесь кроется одна из причин неэффективности многих из прежних
лозунгов и доводов интернационалистского характера, рассчитанных на
однозначное рациональное восприятие ситуации. В этом же секрет популярности
многих лидеров популистского толка, взывающих к эгоистическому инстинкту
тех, кто заранее ориентирован на враждебное отношение к «чужакам»?
Вероятно, этим можно объяснить, что в схватках по национальным проблемам
среди возбужденных, нередко сбитых с толку граждан любой страны
преимущество далеко не всегда на стороне логики. Сейчас нередко перекрашиваются в «национальный цвет» представители
самых разноликих образований. По сути дела, это вновь возникающие
самодеятельные структуры политического, культурного, этнографического,
природоохранного и тому подобного характера. Имеющиеся в их рядах
экстремисты, демагоги, популисты охотно используют национальную
проблематику для овладения массовым сознанием. Их преимущество заключается
в умении воздействовать не только на сознание, но и на эмоции масс. Немаловажной проблемой сегодня становится также и противодействие
политическому и религиозному экстремизму, что предполагает принятие
конкретных мер по повышению ответственности руководителей и главных
редакторов СМИ за пропаганду политического и религиозного экстремизма,
разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Важным инструментом регулирования в сфере электронных средств
массовой информации с позиций противодействия экстремизму является
эффективное использование лицензирования на вещательную деятельность. Предупреждение, выявление и пресечение проявлений
политического и религиозного экстремизма в деятельности средств массовой
информации обеспечивается в процессе их государственной регистрации,
осуществления контроля за их деятельностью, включая прекращение
деятельности средств массовой информации в порядке, установленном
федеральным законом[18]. Значительную роль в противодействии политическому и религиозному
экстремизму в средствах массовой информации могло бы иметь максимально
возможное использование потенциала Судебной палаты по информационным спорам
при Президенте Российской Федерации. Представляется также целесообразным создание межведомственной
экспертной комиссии по правовой оценке кино-, фото-, аудио-, видео-,
продукции, печатных изданий и текстов публичных выступлений на предмет
наличия в них признаков политического и религиозного экстремизма. В целях обеспечения соответствия деятельности средств массовой
информации Конституции Российской Федерации и действующему законодательству
возникает необходимость усиления руководящего и организующего начала в этой
сфере со стороны государства на основе возможного воссоздания Министерства
печати и информации. Задачи СМИ в формировании национальной политики. В современных условиях задачи и главное предназначение средств
массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия,
способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного
цивилизованного общества уровня культуры. Как уже отмечалось, в идеале они
могли бы консолидировать позиции различных партий и движений, не только
отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя
диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В
обобщающих комментариях им следовало бы выделять из всех дискуссий,
предложений то, что будет направлено на улучшение жизни людей, изменение
негативной ситуации в различных областях нашей жизнедеятельности. При этом
исходить они должны из понимания высокой моральной ответственности тех, кто
работает в структурах «четвертой власти», быть не просто «транслятором»
информации, не просто высказывать собственное мнение по тому или иному
вопросу, но и обосновывать его. Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в
национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры
межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ
повседневно. Представляется, что, имело бы смысл создание в СМИ специальных
отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте
государственной национальной политики. Россия нуждается, как подчеркивает Р.Абдулатипов, «в немедленном
восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего
самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не
вынужденной меры в работе с нацменьшинствами, которые «мешают» развитию
государства[19]». Концептуальные основы такой политики, как известно, созданы. Еще в
1992 году Совет Национальностей отработал и утвердил концепцию национальной
политики, согласовав ее с республиками, краями и областями, автономиями. И
лишь в 1996 году этот документ был одобрен Правительством и Президентом
Российской Федерации. Есть в стране и мощный координирующий центр по
законодательному и исполнительному сопровождению национальной политики -
специализированное Министерство. Очень жаль конечно, что оно не располагает
собственными издательскими возможностями, СМИ и даже сайтом в «Интернете» и
т.д. Но в этой ситуации тем большее значение приобретает обязанность
государственных и негосударственных СМИ - освещать ситуацию объективно и
реально быть фактором, стабилизирующим межнациональные отношения в
обществе, а не разрушающим многонациональный общественный организм. Сегодня
национальные духовность, культура, традиции оказались под диктатом средств
и субъектов западной культуры - массовой культуры, в нашей стране еще не
научились охранять общество от подобных «ценностей». Надо заметить, что
Совет Национальностей Верховного Совета России, а затем и Миннац России
приложили немало усилий для создания газеты «Федерация», для того, чтобы
она стала газетой народов России, однако из-за отсутствия средств она
прекратила свое существование. Нет возможности у Миннаца и проплачивать
выпуск специальных телепередач по вопросам национальной политики. У России нет и не может быть будущего без политики, способной
обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех
населяющих страну народов - без четкой национальной политики. Доктор исторических наук, профессор Михайлов В.А. определяет
национальную политику, с одной стороны, как искусство соединения
национальных интересов, а с другой - как обеспечение «торжества прав
человека для всех народов, вне зависимости от их численности.
Удовлетворение жизненных нужд, специфических социальных культурных
потребностей населения всех субъектов Федерации должно при этом
осуществляться на основе глубокого знания истории, каждого конкретного
региона, традиций и верований его населения. В таком смысле , считает
ученый, можно говорить о правомерности «нескольких национальных политик».
Национальная политика в сегодняшних условиях - это политика конкретного
решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в
конкретном месте[20]». Основной закон Российской Федерации позволяет гуманистично и
демократично решать национальные проблемы, строить отношения между
народами. Устранен и ранее существовавший «ранжир» народонаселения,
согласно которому граждан страны классифицировали по категориям:
нация, народ, народность, национальная группа. В нынешней четко говорится о
равенстве всех народов независимо от их национальности и численности. В этой связи отметим и новой подход к определению национальности.
Национальная принадлежность - это вопрос прежде всего самоопределения
человека на индивидуальном, личностном уровне. Только признание права на
такую самоидентификацию по духовному самоощущению является истинно
демократичным. Такая практика в Конституции зафиксирована впервые в нашей
истории-теперь определение национальности зависит не от фатального стечения
обстоятельств, а является следствием мироощущения человека, его духовных
потребностей, способа самовыражения, его отношением к языку и культуре. В средствах массовой информации до настоящего времени в
опосредованной, неявной форме бытует сталинская формулировка о том, что нет
нации без общности языка, территории, экономической жизни, психического
склада и культуры. Это вносило раньше и вносит теперь определенную путаницу
и при встречах с зарубежными учеными, так как в мировой практике понятие
«нация» обычно тождественно понятию «государство». Между тем даже в том
случае, когда нация в силу разного рода обстоятельств оказывается
разбросанной по свету, она сохраняется и развивается через сохранение общей
культуры, духовных традиций. Недооценка этого явления всегда играла роковую
роль в первую очередь в многонациональных государствах. На основе проекта Государственной программы национального возрождения
и межнационального сотрудничества народов России, разработанной
коллективом авторов под руководством
Р.Г.Абдулатипова,[21] национальная политика определяется как система мер,
направленная на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной
жизни народов России, независимо от их численности, а также на создание
равноправных и многосторонних отношений между всеми народами страны, на
формирование демократических механизмов постоянного диалога между
государством и национальностями. В демократическом государстве национальная политика строится на
основе тщательного и своевременного учета национально-специфических
интересов конкретных народов, их согласования друг с другом, а также с
общенациональными, общегосударственными интересами развития всего
сообщества народов России и страны в целом. Соответственно,
национальной политике присущи определенные основополагающие ценности
(принципы), которые должны быть проведены на всех уровнях ее формирования и
осуществления в системе органов государственной власти. Эти принципы вытекают из мирового опыта, из исторических особенностей
многовековой российской государственности, из современных реалий Российской
Федерации. В частности, при формировании данных принципов следует принять
во внимание следующие особенности государственно-национальной жизни России,
присущие ей неизменно во все времена: - преимущественно мирное сосуществование самого крупного народа России - русского и других российских этносов, терпимое отношение государства ко всем религиозным конфессиям, к традициям, культуре, особенностям уклада жизни нерусских народов; - приоритетное значение для русских, других народов России духовных и нравственных ценностей по сравнению с экономическими, материальными; - государственническо - национальный менталитет подавляющего большинства россиян, независимо от их национальности и вероисповедания: сильное единое государство, коллективные права этноса, народа для них не меньшая, а может быть, даже большая ценность, нежели права и свободы человека и гражданина. С учетом сказанного, можно сформулировать следующие принципы
национальной политики Российского государства: - уважение прав и основных свобод человека, независимо от его национальности, происхождения, социального положения и места проживания; - уважение и равенство всех народов, в том числе их права на различные формы своего конституционного самоопределения при условии сохранения территориального единства страны, целостности российской государственности, спокойствия, мира и сотрудничества со всеми народами своего региона и всей страны; - равная суверенность и ответственность перед населением своих республик, краев и областей, национальных автономий. Сохранение по их желанию традиционного статуса в составе федерации, закрепленного Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации; - единство многонационального народа Российского государства как сообщества равноправных народов и граждан страны; - развитие многонационального российского общества на основе свободного, открытого, демократического диалога между гражданами, народами - с одной стороны, и властью всех уровней - с другой; - гарантированная защита со стороны государства личной безопасности человека, обеспечение безопасной жизни каждого этноса; - защита от любых форм дискриминации по национальному признаку, пресечение политических, идеологических и пропагандистских акций, разжигающих расовую, национальную вражду и рознь; - государственная поддержка национальных меньшинств, малочисленных народов в деле сохранения их культуры, языка, традиций и среды обитания; - создание механизмов международных гарантий защиты прав и свобод этнических россиян в иностранных государствах. Эти принципы образуют фундамент национальной политики Российской
Федерации, но они по сути являются и принципами деятельности российских
СМИ, и неуклонное следование им определяет и эффективность реализации
стратегии национальной политики. Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в
формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно
удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и
конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы
это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не
сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели
предполагает создание соответствующих условий и механизмов
воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее
богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития
сотрудничества народов всей страны. Свободное национальное развитие того или иного народа в
сотрудничестве с другими народами не только не исключает, а, напротив,
усиливает его национальную консолидацию на основе общности культурно-
исторического прошлого, национальных ценностей и интересов. Как для
национального развития конкретного этноса, так и для межнационального
сотворчества вредны противопоставление одного народа другому или другим,
проявление агрессивного национализма и шовинизма, культивирование
психологии национальной исключительности и предвзятости. Экономическое и культурное обособление наносит огромный ущерб
экономике и культуре каждого народа, региона и всей стране в целом.
Преодоление кризисных явлений в жизни конкретного народа и всего
государства, движение к все более высоким ступеням материального и
духовного прогресса возможны только на пути всемерного развития
рациональной экономической и культурной интеграции. Настоящее и будущее российских народов, межнациональных отношений в
России в решающей мере зависит от социально-экономического положения и
национального самочувствия русского народа. Поэтому первоочередными
являются задачи решения накопившихся в течение десятилетий социально-
экономических и этнокультурных проблем русской нации ее
подлинного национального возрождения и расцвета. Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов: - противостояние (сдерживание) процесса направления высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло. Отсюда необходимость подъема национальной культуры, которая повсеместно находится в тяжелейшем положении. Кризис культуры, особенно ее инфраструктурной базы, затронул все народы, проявляется во всех областях социокультурной деятельности. В этих условиях от государства требуется принятие специальных практических мер, обеспечивающих преемственность развития и выживаемость национальных культур; - публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов в условиях демократии. Свобода творческой деятельности человека, осознание каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в цивилизационно- культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения других культур мира, в духе сотрудничества и созидания - эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально- культурного развития и межнационального сотворчества культур; - ключевое значение для духовного развития многонационального российского народа, формирования духовного облика россиянина имеет русская культура. Исторически сложилось так, что невозможно говорить о духовном возрождении любого народа России, всего Отечества в отрыве от возрождения, сохранения и развития русской культуры;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|