2)
комплектацию и упаковку
отобранных товаров;
3)
оформление документации и
отгрузку товаров.
Управление товарными запасами. В
терминологическом словаре по логистике материальные запасы определены как
«находящиеся на различных стадиях производства продукция
производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие
товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления
производственного». Создание запасов всегда сопряжено с расходами:
1)
замороженные
финансовые средства;
2)
расходы
на содержание специально оборудованных помещений;
3)
оплата
труда специального персонала;
4)
постоянный
риск порчи, хищения.
Наличие запасов — это расходы. Однако
отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных
потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
1)
потери от
простоя производства;
2)
потери от
отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
3)
потери от
закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
Рациональное управление запасами
позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса
при минимальных расходах на содержание запасов.
Причины создания материальных
запасов:
1)
Возможность
колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности выходного
материального потока). Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда
можно точно предугадать. (страховой запас).
2)
Сезонные
колебания спроса некоторых видов товаре. В основном это касается продукции
сельского хозяйств.
3)
Скидки за
покупку крупной партии товаров могут стать причиной создания запасов.
4)
Спекуляция.
Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть
этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной
цены.
5)
Снижение
издержек, связанных с размещением и доставкой заказа. Процесс оформления и
доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек: издержки
административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением
переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т. п.;
издержки на транспортировку заказа.
6)
Вероятность
нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение
интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим
для того, чтобы не остановился торговый процесс, что особенно важно для
товаров, играющих значимую роль в формировании прибыли предприятия торговли. В
производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для
предприятий с непрерывным циклом производства.
7)
Снижение
издержек, связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия
малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими,
однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость
единицы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый
продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в
производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить
себестоимость единицы даже при возросшем запасе.
8)
Возможность
равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два
вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что
производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе
распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства.
Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс
реализации более равномерно, в зависимости от ситуации в производстве. В свою
очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках
сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.
9)
Возможность
немедленного обслуживания покупателей.[5]
На пути превращения сырья в конечное
изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя
создаются два основных вида запасов:
1)
Запасы
производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы
материального производства, предназначенные для производственного потребления.
Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность
производственного процесса.
2)
Запасы
товарные - запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а также
запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях
оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и
запасы в пути.
По функциональному назначению запасы
подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и
сезонные.
Текущий запас (часть запаса) —
основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для
обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными
поставками.
Страховой или гарантийный запас
(часть запаса) предназначен для снижения рисков, связанных с непредвиденными
колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств
по поставкам материальных ресурсов, сбоями в производственно-технологических
циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.
Подготовительный запас (часть запаса)
— часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки
материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному
потреблению.
Сезонные запасы — это запасы
материальных ресурсов или готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при
явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства.
Система регулирования запасов — это комплекс
мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля
и оперативного планирования поставок.
В процессе регулирования запасов выделяются различные
количественные уровни запасов:
Максимальный запас, равный сумме гарантированного,
подготовительного запасов и максимального текущего запаса. Его размер
устанавливается для контроля за сверхнормативными ресурсами.
Средний или переходящий запас, равный сумме
гарантированного, подготовительного запасов и половине текущего. Величина этого
показателя соответствует нормативному размеру запаса.
Минимальный запас, равный сумме гарантированного и
подготовительного. Снижение запасов до этого уровня является сигналом
экстренного их пополнения.
В процессе управления запасами важно
установить момент или точку заказа и требуемое количество материалов.
Точка заказа представляет собой
установленный максимальный уровень запаса, при снижении до которого подается
заказ на поставку очередной партии материальных ценностей.
Размер заказа — это количество материалов,
на которое должен быть сделан заказ для пополнения их запаса. Если минимальный
запас достигнут в момент получения новой партии, запас достигает максимального
уровня.
Регулировать размер заказа можно изменением
объема партий, интервала между поставками или изменением объема и интервала
поставки.
В зависимости от этого в практике управления
запасами используются две основные системы:
1)
система с фиксированным размером заказа;
2)
система с фиксированной
периодичностью заказа.
Система с фиксированным размером заказа
предусматривает поступление материалов равными, заранее определенными
оптимальными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку
очередной партии дается при уменьшении размера заказа на складе до
установленного критического уровня — «точки заказа». Интервалы между поставками очередных партий на склад
зависят от интенсивности расхода (потребления) материальных ресурсов.
Уровень запасов, соответствующий точке
заказа рассчитывается по следующей формуле:
Qтз = pср * t + qстр ,
(2)
где Qтз — запас точки заказа;
pср — среднесуточный расход материала;
t — время поставки
материалов;
qстр — гарантийный запас.
При этом условно принимается, что интервал времени
между подачей заказа на поставку и поступлением партии на склад является
постоянным. Задача управления запасами сводится к тому, чтобы по фактическим
данным о его движении определить «точку заказа» и оформить заявку на поставку
необходимых материалов.
Достоинство системы с фиксированным объемом
заказа — поступление материала одинаковыми партиями, что приводит к снижению
затрат на доставку и содержание запасов. Недостаток системы заключается в
необходимости ведения постоянного контроля наличия запасов и увеличении
издержек, связанных с их регулированием.
Система с фиксированной периодичностью заказа предполагает поступление
материала через равные, регулярно повторяющиеся промежутки времени (периоды проверки наличия
запасов). При каждой проверке запасов определяют наличный остаток, после чего
оформляют заказ, размер которого зависит от интенсивности потребления
материалов. Размер заказа равен максимальному запасу за вычетом текущего уровня
запасов в момент проверки материалов и рассчитывается по следующей формуле:
(3)
где q —
размер заказа;
qmax — максимальный
уровень заказа;
qнал — фактический объем запаса в момент заказа (проверки материалов);
qпост — ожидаемое потребление за время поставки.
Интервал времени между заказами можно рассчитать по следующей формуле:
, (4)
где I —
интервал времени между заказами, дни;
N — число рабочих дней в периоде, дни;
qопт — оптимальный размер заказа, шт.;
S — потребность, шт.
Упаковка. Упаковка -
средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и
потерь, окружающей среды, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара -
основной элемент упаковки, представляющий собой изделия для размещения и
пространственного перемещения продукции”.
По своему назначению упаковка
должна обеспечивать с одной стороны задачу хранения товаров, с другой -
транспортабельность уложенного в нее товара.
Но есть другая сторона, что,
упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки.
Здесь имеет значение форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, шрифт,
рациональность складирования, оптимальность единиц для продажи товара, экологичность
материала.
В теории и практике
упаковочного дела выделяют следующие основные функции упаковки:
1)
предохранение
товара от вредного воздействия внешней среды и внешней среды от вредного
воздействия товара ;
2)
защита
товара от влияния других товаров;
3)
обеспечение
условий для сохранения количества и качества товара на пути его движения;
4)
создание
условий для механизации трудоемких операций и оптимальном использовании
складских помещений;
5)
создание
более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству;
6)
выполнение
роли носителя коммерческой информации.
Факторы, которые необходимо
учитывать при проектировании упаковки:
1)
дизайн
упаковки, формирующих представление потребителя о товаре и фирме, его
изготовившей;
2)
стандартизация
упаковки и сочетание цветов материала при ее изготовлении;
3)
выбор
материала, используемого при изготовлении упаковки;
4)
стоимость
упаковки, размеры и форма упаковки;
5)
сопоставимость
упаковки и маркировки;
6)
возможность
использование комбинированной упаковки;
7)
экологичность
упаковки.
Упаковка, представляя товар,
предохраняя его от повреждений и способствуя результативности процесса
товародвижения, концентрирует в себе множество параметров, обеспечивающих
эффективность логистического процесса. К упаковке предъявляют следующие
требования:
1)
учет
требований рынка;
2)
приспособленность
к использованию средств механизации при погрузочно-разгрузочных работах;
3)
унификация;
4)
сопоставимость
затрат;
5)
высокие
механические свойства;
6)
дизайн и
форма упаковки;
7)
экологическая
безопасность;
8)
учет
климатических особенностей;
9)
соизмеримость
и сопоставимость с транспортными средствами;
10)
сохраняемость
при транспортировке;
11)
способность
к повторному использованию.
Неотъемлемой часть упаковки
является маркировка в виде этикетки или ярлыка, которая как минимум
идентифицирует товар, указывается его сортность, описывает свойства и
содействует стимулированию его сбыта.
Разработка эффективной
упаковки для товара требует принятия большого числа решений. Прежде всего,
необходимо определить какой в принципе должна быть упаковка, и какую роль она
должна сыграть для конкретного товара. В чем будет заключаться основная функция
упаковки - обеспечить более надежную защиту товара, предложить новый метод
раздачи или разлива, донести определенную информацию о качественных
характеристиках товара или фирме. Затем принимается решение о конструкции
упаковки (ее размерах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении, наличии
марочного знака). Составляющие упаковки должны быть увязаны с политикой
ценообразования, с рекламой и прочими элементами маркетинга. Необходимо, чтобы
упаковка отвечала также требованиям условий нормальной эксплуатации. [6]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|