Стратегия лидерства за счет экономии на издержках
определяется фактором производительности и обусловливается эффектами масштаба
и опыта. Она предусматривает инвестиции в производство, направленные на
реализацию указанных эффектов; управление постоянными затратами; акцент на
конструирование новых товаров; экономию издержек обращения, в частности
сбытовых, и издержек продвижения товара (ценности).
Стратегия дифференциации определяется
отличительными потребительскими свойствами товара (ценности), обусловливающими
его и тем самым предприятия рыночную силу, образующую преимущество в отношении
приемлемой максимальной цены сбыта (продаж). Дифференциация может иметь
различные формы: имидж марки: признанное технологическое превосходство и
совершенство; конструктивные свойства и внешний вид; послепродажный сервис и
др.
Стратегии сосредоточения на издержках и
сфокусированной дифференциации — это стратегии специализации, нацеленные на
удовлетворение потребностей отдельного избранного целевого сегмента рынка или
отдельной конкурентной группы покупателей.
Лидерство за счет экономии на издержках
достигается за счет стабильных инвестиций; высокой технической и технологической
оснащенности и компетентности; жесткого управления обеспечением, производством
и сбытом; товарной политики, ориентированной на стандартизованные товары.
Решающую роль при этом играет производство.
Дифференциация достигается обладанием
ноу-хау в области маркетинга, успешным
предвидением и активным формированием эволюции рынка (конъюнктуры и спроса).
Решающую роль при этом играет координация и
управление всей функциональной дельностью
предприятия, включая исследования и разработки.
ООО ТД «Дойч-Авто» использует стратегию
дифференциации, так как товары обладают отличительными потребительскими
свойствами (имидж марки; признанное технологическое превосходство и
совершенство; конструктивные свойства и внешний вид; послепродажный сервис и
др.)
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Стимулирование сбыта
Что касается комплексной
программы стимулирования, то в отношении ее разработчик плана маркетинга должен
принять ряд дополнительных решений. В частности, он должен решить, сколь
интенсивное стимулирование применить, как долго оно будет длиться и какие
средства следует выделить для его проведения.
Интенсивность стимулирования.
Деятель рынка должен принять решение о том, сколь интенсивное стимулирование
предложить. Для успеха мероприятия необходимо наличие определенного минимума
стимулирования. Более сильный стимул обеспечит и больше продаж, но при
постоянно падающем темпе сбыта. Стимулы могут быть предложены либо всем, либо
только каким-то особым группам лиц.
Длительность программы
стимулирования. Если мероприятие по стимулированию слишком растянуто во
времени, предложение потеряет часть своего заряда, толкающего на немедленные
действия. Более эффективным является относительно непродолжительное
стимулирование продаж. Кратковременность мероприятия побуждает потребителя
быстро воспользоваться преходящей выгодой. Но если длительность мероприятия
слишком коротка, многие потребители не смогут воспользоваться предлагаемыми выгодами,
поскольку как раз в это время у них, возможно, не будет надобности в повторных
покупках. Применительно к товарам широкого спроса стимулирование может
продолжаться в среднем от одного до двух месяцев. Товары, приобретаемые один
раз в год, нуждаются в краткосрочном (4 -6 недель) стимулировании в момент,
когда покупка наиболее вероятна. Бюджет мероприятия по стимулированию. Смету на
мероприятия по стимулированию сбыта можно разработать двумя способами. Деятель
рынка может выбрать конкретные меры и обсчитать их стоимость, однако чаще
размер ассигнований определяется в виде процента от общего бюджета. [9]
3.2. Персонал службы сбыта
Подбор персонала службы сбыта. Представитель
службы сбыта — один из важных служащих своей фирмы. Он имеет дело с хорошо
подготовленными, информированными, ответственными людьми в фирмах-клиентах.
Каждый специалист по сбыту может принести своей фирме заказы на сотни тысяч и
даже миллионы долларов в год. Поэтому целесообразно затратить на его
подготовку крупные суммы денег. Средняя стоимость подготовки специалиста по
сбыту превышает 10 тыс. долл. Учитывая длительность и высокую стоимость
подготовки, следует относиться к подбору кандидатов с особой тщательностью,
чтобы время и деньги не пропали впустую.
Подбор
кандидатов на любую работу начинается с изложения предъявляемых требований и
ознакомления с обязанностями. Разумеется, конкретные задачи представителя
службы сбыта вытекают из характера деятельности его фирмы, однако некоторые
требования являются общими для большинства служащих, занимающихся личной
продажей товаров промышленного назначения.
Специалист
по сбыту товаров промышленного назначения для выполнения стоящих перед ним
обязанностей должен обладать инициативой и внутренней дисциплиной, поскольку
ему самому предстоит выработать для себя программу действий и выполнять ее. Он
должен хорошо знать свой ассортимент товаров, быть способным к общению и легко
усваивать полученные сведения. Важно также, чтобы он представлял себе
производственные проблемы потребителей и возможности использования товаров или
услуг его фирмы для их решения. Он должен непрерывно собирать информацию и
накапливать идеи, полезные для его клиентуры, независимо от возможности
получения коммерческого эффекта в обмен на эти сведения, а также постоянно
интересоваться новыми видами услуг для своих клиентов.
Необходимым
качеством представителя службы сбыта товаров промышленного назначения является
настойчивость. Эти товары редко продаются с первого захода. Продавая
дорогостоящее оборудование, надо быть готовым нанести потенциальному
покупателю целую серию визитов. Если закупка важна для покупателя, необходимо
получить одобрение нескольких ответственных служащих. Все это зачастую требует
времени, и во многих случаях выигрывает тот, кто продолжает свою работу с
настойчивостью и тактом даже тогда, когда дело кажется проигранным.
Одной
из важнейших черт продавца товаров промышленного назначения является
приспособляемость, умение завязывать контакты и правильно держаться со служащими
различных уровней. Он должен быть по своему характеру дружелюбным, внимательным
и тактичным, не забывать об интересах своей клиентуры и всегда стараться быть
полезным. Подобное поведение привязывает к нему закупщиков потребителя, и
конкурентам, как правило, весьма трудно пробить брешь в таких отношениях.
Специалист
по сбыту товаров промышленного назначения, безусловно, должен быть честным.
Изложение данных о товаре должно базироваться на фактах. Если он обещает, что
его фирма выполнит определенную работу или выдержит названный срок поставки,
это обещание необходимо выполнить. Введение в заблуждение ила умолчание
разрушает доверие покупателей столь же быстро, как и явная ложь.
Снабженцы
промышленных компаний предпочитают иметь дело с вежливыми, аккуратными людьми,
которые гордятся своей работой, товаром и фирмой.
Подготовка
представителя службы сбыта. Относительная малочисленность потребителей и
крупный объем средней сделки купли-продажи товаров промышленного назначения
делают надлежащую подготовку представителей службы сбыта особенно важным дедом.
В то же время относительно небольшой персонал сбытовых органов и важность для
фирмы-поставщика каждого заключенного контракта не позволяют применять многие
методы подготовки, используемые фирмами, производящими потребительские товары.
Нельзя доверить будущему специалисту самостоятельные контакты с покупателями
до тех пор, пока он не получит определенных знаний и не овладеет сбытовыми
навыками.
Подготовка
специалиста может проводиться с отрывом от производства (метод формального
обучения, или классный метод) и без отрыва от производства. Если сбытовой
персонал невелик, проводить обучение с отрывом от производства
нецелесообразно. Крупные фирмы с многочисленным сбытовым персоналом могут
воспользоваться этим методом обучения для восстановления технических знаний
новых служащих, привлечения их внимания к определенным вопросам, имеющим
значение для их сбытовой деятельности. Некоторые фирмы основывают такие
занятия на разборе конкретных случаев их деловой практики.
Фирмы,
для которых метод обучения с отрывом от производства не подходит, пользуются
методом индивидуального обучения. Будущий специалист проходит обучение,
выполняя последовательные операции в отделе сбыта или других подразделениях,
где он может получить сведения, которые пригодятся ему в практической работе.
Ему поручается обработка заказов, деловая переписка и ответы на запросы,
отгрузка готовой продукции. Он, вероятно, проведет некоторое время в одном из
филиалов фирмы. Фирма, производящая машины или тяжелое оборудование, может
включить в его подготовку, вопросы, касающиеся установки и технического обслуживания.
Повышение квалификации опытного персонала
отдела сбыта. Большинство поставщиков товаров промышленного
назначения признают целесообразной организацию занятий по повышению
квалификации своего сбытового персонала. Эти занятия могут проводиться в форме
индивидуальной работы с представителями службы сбыта в районе их деятельности,
куда для этого выезжает ответственный служащий главной конторы. При всей эффективности
этот метод обходится очень дорого и отнимает много времени. Еще один метод —
семинары по проблемам сбыта при главной конторе или в одном из филиалов фирмы.
Как правило, целесообразно ограничивать число участников 6-8 специалистами по
сбыту, чтобы обеспечить личное участие каждого в обсуждении вопросов. При этом
значительная часть обучения пройдет в форме обмена опытом. Руководитель описывает
ситуацию, и сам он или один из участников начинает играть роль перспективного
покупателя. В ходе занятий методом проб и ошибок силами всех присутствующих
совместно вырабатывается наилучший способ действий в данной ситуации. [20]
3.3. Достоинства и недостатки
сбытовой политики предприятия
В ходе анализа сбытовой
политики на предприятии были выявлены следующие ее плюсы и минусы. Плюсы:
1.
Структура
управления отдела сбыта соответствует методологическим требованиям, между всеми работниками службы сбыта
ООО ТД «ДойчАвто» существует функциональная связь, что позволяет ускорить обработку
данных и прием заказов.
2.
На предприятии ежегодно проводятся
маркетинговые исследования рынков сбыта продукции, что позволяет предприятию
занимать новые рынки сбыта с учетом спроса на дынных рынках .
3.
Собственная
сбытовая сеть ООО ТД «Дойч-Авто» сориентирована исключительно на реализацию
продукции немецкого производства. Кроме того, такая система сбыта позволяет
предприятию поддерживать прямой контакт с производителями продукции.
4.
Система
сбыта продукции ООО ТД «Дойч-Авто» крайне упрощена, так как предприятие
реализует продукцию через собственные магазины-салоны и через дилеров.
5.
Предприятие
активно использует различные способы стимулирования сбыта и проводит рекламные
кампании.
6.
Проводятся
мероприятия по созданию имиджа фирмы – брейдинг. Все мероприятия по рекламе
расписываются по месяцам, сопоставляется, как рекламные мероприятия
пересекаются между собой, определяются наиболее эффективные направления
проведения рекламы с учетом особенностей реализуемой продукции и конъюнктуры
рынка, оценивается весь комплекс мероприятий по рекламе продукции для формирования
доверия и уважения к предприятию-изготовителю.
7.
Регулярно
осуществляется проверка финансирования рекламной компании и использования
выделенных средств.
8.
Отделом
маркетинга ООО ТД «Дойч-Авто» широко применяется комплексное воздействие на
покупателя - с помощью не только рекламы, но и других средств, что можно
несколько вольно перевести как "Формирование спроса и стимулирование
сбыта".
9.
Предприятие
проводит сервисную политику (гарантийный ремонт, ремонт и др.), что
способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж.
Минусов в сбытовой политике
ООО ТД «Дойч-Авто» гораздо меньше чем плюсов, потому что, как уже было
сказано, предприятие использует «передовые» методы организации сбыта. Поэтому
основным недостатком можно выделить то, что предприятием не полностью выявлены
рыночные возможности предприятия, в т.ч. редко проводится анкетирование
покупателей и потенциальных потребителей. Также предприятию необходимо
усиливать технологическую базу с целью увеличения объемов продаж. Т.о.,
совершенствование сбытовой политики ООО ТД «Дойч-Авто» в первую очередь
необходимо проводить по данным направлениям. [16]
3.4. Рекомендации по
совершенствованию сбытовой деятельности
Специалисты предприятия
ежегодно проводят работу по расширению и обновлению ассортимента, улучшению
качества продукции, дизайна упаковки, применению упаковочных материалов.
На основе проведённого
исследования были разработаны следующие рекомендации:
1)
при
организации сбыта продукции необходимо провести исследования в области
маркетинга – систематизировать данные о том, что предпочитают покупать
потребители. Одним из наиболее подходящих способов для проведения такого рода
исследований, с учетом того, что продажа товара производится через прилавок,
является устный опрос и анкетирование. С помощью таких методов можно без
существенных затрат выявить желания потребителей покупать товары того или иного
производителя;
2)
особое
внимание уделять качеству и внешнему виду продукции. С учетом того, что товары,
попадаемые на прилавок магазина, проделывают длинный путь от производителя в
Германии до Челябинска. Порой этот маршрут проходит через Москву или другие
города России. Он подлежит многократной перегрузке и в связи с этим целостность
упаковки приобретает дефекты, что отрицательно сказывается на ее внешнем виде и
в последующем вызывает у потребителей неблагоприятное отношение о фирме в
целом. В этом случае, если сам товар не поврежден, а дефект имеет только
упаковка, можно предложить предприятию самостоятельно упаковывать товар.
3)
для
увеличения сбыта необходимо производить качественную подготовку персонала. Так
как предприятие имеет дело с автомобильными запчастями, представляющими собой
сложные технические изделия, то персонал должен быть высоко квалифицированный и
осведомленный в данной сфере деятельности. Каждый сотрудник ООО ТД «Дойч-Авто»
при приеме на работу проходит специализированный тест на знание продукции.
Можно предложить в дополнение к фирменному тесту компании, обучение
продавцов-консультантов на дополнительных курсах по деловому общению с
клиентами. Так-так эти люди непосредственно имеют дело с клиентами фирмы, это
поможет повысить имидж компании и как следствие увеличить продажи.
4)
при
формировании цены необходимо по возможности придерживаться стратегии
неокруглённых цен. В каждой ассортиментной группе фирме необходимо определить
базовый товар, который удовлетворяет основные запросы потребителей.
5)
активизировать
рекламу и иные методы продвижения товара и стимулирования сбыта. Компания ООО
ТД «Дойч-Авто» в данный момент размещает свою рекламу в различных печатных
изданиях Челябинска и Челябинской области, каковыми являются специализированные
автомобильные журналы и газеты. Дополнительным средством рекламы могут являться
визитные карточки компании которые можно распространять как на автозаправочных
станциях, так и в салонах сервисного обслуживания и ремонтных мастерских.
Все предложенные мероприятия
позволят улучшить финансовое состояние ООО ТД «Дойч-Авто».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы
организации и управления сбытом готовой продукции связано с большим
предложением товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и
возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского акцента проблемы
заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической
нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платёжеспособного спроса, низким
уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.
Объектом выпускной
квалификационной работы является ООО ТД «Дойч-Авто».
В первой части работы
раскрыта сущность коммерческой деятельности в области сбытовой политики
предприятия.
Во второй части работы дана
общая характеристика ООО ТД «Дойч-Авто», проведён финансово-хозяйственной
деятельности компании.
В третьей части работы
описана сбытовая деятельность предприятия, даны рекомендации по её
усовершенствованию.
В целом в ходе проведённого
финансово-хозяйственного анализа можно сделать вывод о том, что данное
предприятие успешно работает на рынке города Челябинска и Челябинской области.
По усовершенствованию
сбытовой деятельности даны следующие рекомендации:
1)
провести
исследования в области маркетинга – систематизировать данные о том, что
предпочитают покупать потребители;
2)
особое
внимание уделять качеству и внешнему виду продукции;
3)
производить
качественную подготовку персонала;
4)
придерживаться
стратегии неокруглённых цен;
5)
в каждой
ассортиментной группе фирме необходимо определить базовый товар, который
удовлетворяет основные запросы потребителей;
6)
активизировать
рекламу и иные методы продвижения товара и стимулирования сбыта.
Данные рекомендации могут быть
использованы руководством компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абчук В.А. Коммерция. – СПб.: изд. Михайлова В.А.,
2000.
2.
Альбеков А.Ю., Митько О.А. Коммерческая
логистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Астафьев
Л.В. Стратегическое планирование в условиях конкуренции. - М.: 2003.
4. Елагин Ю.А.,
Николаева Т.И., Николаева Н.А. Организация коммерческой деятельности в
тороговле: Учеб, пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. уи-та,
2002.
5.
Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый
анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга.- Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000.
6.
Ковалёв В.В., Волкова
О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.: Проспект, 2000
|
7. Козлов В.К., Уваров С.А.
Коммерческая деятельность предприятия, СПб.: Политехника, 2000.
8. Котлер Ф., Армстронг Г.,
Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга, М.: Вильямс, 2002.
9. Максимцова М.М., Игнатьевой А.В. Менеджмент: Учебник для вузов – М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.
10. Мильнер Б.З. Теория
организации: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Осипова Л. В., Синяева И.
М. Основы коммерческой деятельности:
Учебник для вузов. — 2 — е
изд., перераб. и доп. — М.: ЮI-гГ — дАНА, 2000.
12. Панкратов Ф.Г.,
Коммерческая деятельность, М.: Дашков и Кº, 2004.
13. Половцева Ф.П.
Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2001.
14.
Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. Управление
организацией: Учебник / под ред. - 2-еизд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.
15.
Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. –
М.: Юнити, 2002.
16.
Савицкая Г. В. Экономический
анализ.-М.: Новое знание. 2004.
17.
Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.: Инфра-М, 2004.
18. Сергеев В.И. Логистика в
бизнесе: Учебник. — М.:ИНФРА — М, 2001.
19. Смирнов
Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА,
2000.
20.
Чернов
В.А. Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности.-М.: Финансы и
статистика, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|