Возможно,
первоначально миф был примерно следующим: бог попросил утку достать землю со
дна океана, по которому она плавала. Та проделала это несколько раз, а бог
последовательно строил Вселенную. Затем утка на сотворенной земле снесла яйца и
высидела из них другие объекты только что сотворенного мира. Например, снесла Золотое
Яйцо, из которого впоследствии вылупилось Солнце (см. русскую сказку о
«курочке рябой» и обычае красить яйца на пасху), правда, перед этим яйцо было
похищено хтоническим животным (в русской сказке его символизирует мышь). Вот
мотив похищения Солнца Змеем и последующей борьбы бога со Змеем (в Библии -
битва Яхве с Левиафаном). Мотив похищения (проглатывания) Солнца
хтоническим животным присутствует, по-видимому, и в сказке о Петушке-Золотом
Гребешке, украденного лисой, а также в сказке о Колобке (см. обычай
печь на Масленницу круглые блины, символизирующие Солнце). Кстати, более
вероятно происхождение этого мотива именно в арктической зоне, поскольку только
в Заполярье Солнце действительно временно «умирает» или «похищается».
Впрочем, близким
к оригиналу может быть и шумерский миф, если уточнить, что мир высиживала Утка.
В космогонических мифах индоариев мир тоже вышел из яйца (чем не современная
«точка сингулярности», из которой образовалась Вселенная - причем версия с
яйцом, пожалуй, более реальная).
В эскимосских
мифах птица играет тоже важное значение, но это не Утка, а мудрый Ворон
- посланник бога. Мотивы «божьих посланников» имеются также в иудейской (ангел
- посланник бога), древнегреческой (aggelos - «вестник») и арийской (ангирас) мифологиях. А
настоящим «перекидным мостом» между эскимосским Вороном-посланником и иудейским
ангелом является сходно звучащее армянское слово аграв -
«ворона». Это еще один аргумент в пользу индоевропейского «посредничества»
во влиянии на мифологию Древней Передней Азии мифологии народов Арктики.
Следует отметить, что армянская мифология (как и русские сказки) очень
интересна тем, что в ней присутствуют именно реальные животные, что является
характерным для палеоазиатских, африканских и других народов с архаичной
мифологией.
Из этого беглого
рассмотрения различных мифов можно сделать вывод об аналогии библейского Духа
Божьего над водой и плавающей по первичному Океану (Хаосу) Утке,
высиживающей Золотое Яйцо (либо «Мировой Утке», как она названа в
книге А.И.Асова [4] (см. также Царевна-Лебедь, у которой звезда во лбу
горит и которая повелевает стихиями)). Самым интересным и ставящим точку на
этом обзоре Духа и Утки является один из результатов
символической группировки индоевропейской лексики М. М. Маковским: и.-е. and - «утка» и и.-е. and - «дышать», «дух». Также следует обратить
внимание на семантику имени аккадского демиурга Утнапиштима -
«Нашедший дыхание».
Следует также
заметить о не сразу бросающейся в глаза аналогии русской сказки о Теремке и
описанием создания мира за шесть дней в Библии. Смотрите:
·
Теремком
в одном из вариантов сказки для ее героев послужила конская голова (т.е.
череп) - это закодированный ближневосточный мотив создания мира из тела убитого
Верховным Богом Чудовища (как правило, Змея или Дракона);
·
Сначала в
Теремке поселяется Комар - это летающее насекомое символизирует
сотворение Неба и Дня;
·
Затем
поселяется Мышка - она живет в земле и символизирует сотворение Земли;
·
Затем
поселяется Лягушка - живет в воде и символизирует сотворение Воды;
·
Затем - Заяц
(в другом варианте сказки - Блоха) - это символ сотворения звезд
(«небесных блох»);
·
Затем
поселяется рыжая Лиса - она своим цветом символизирует сотворение
Солнца;
·
Затем
поселяется ночной хищник Волк - символ сотворения Луны и Ночи;
·
Наконец
приходит Медведь и все разрушает - т.е. в мир приходит существо, которое
начинает борьбу с этим миром (пояснения не требуются).
Имеются также
аналогии между:
·
др.-гр.
мифом о путешествии Геракла на далекий Запад (за Гибралтарский пролив)
на поиски чудесных яблок из Садов Гесперид, дарующих бессмертие. Геракл
также был у гипербореев (Северная Европа) и на Рифейских горах (Урал), что
является, по-видимому, воспоминанием о широкомасштабных передвижениях древних
индоевропейцев и свидетельствует об индоевропейском происхождении этого мифа,
кроме того, имя Геракл - чисто и.-е., означающее «Слава богини Геры»,
аналогичное славянскому Ярославу);
·
шумерским
мифом о путешествии с той же целью Гильгамеша (кстати, его имя созвучно
как др.-гр. Гераклу, так и этр. Геркли, что также свидетельствует
о первичности именно др.-гр. мифа;
·
библейским
сказанием о существовании в рае Дерева познания добра и зла и Дерева бессмертия
с соответствующими яблоками, причем рай этот также находился на западе, т.к. Адам
с Евой из рая ушли на восток;
·
русскими
сказками о похождениях Ивана-царевича, в которых фигурируют и золотые яблоки,
и сундук с жизнью Кащея (опять-таки в яйце) на дубе.
Проследим, когда
и где предки иудеев могли позаимствовать сакральную лексику у индоевропецев. По
Библии завет с Яхве заключил уже Ной, получивший от него первые
заповеди. Затем Авраам в Харране (верховья Евфрата) путем размышлений
под звездным небом пришел к выводу о наличии во Вселенной лишь одного бога.
Наконец, настоящий фундамент новой религии заложил Моисей. Могло ли
произойти заимствование имен Яхве и Ной в это время ? С какими
и.-е. народами в это время могли контактировать западные семиты ?
Первая эпоха контактов (2900-1650 г.г. до
Р.Х.)
Культура Ханаана
складывалась в IV-III тыс. до н.э. Значит, контакты между
семитами Ханаана и и.-е. племенами могли произойти уже в это время. Поскольку в
то время верблюды еще не были одомашнены, а с востока Ханаана лежала страшная
Сирийская пустыня [6], то контакты жителей Ханаана с индоевропейцами могли
происходить только на севере, т.е., если бы последние жили в Сирии (название
этой страны, возможно, происходит от и.-арийского корня sur- «солнце») или в верховьях Евфрата
(этот вывод уже был сделан выше при рассмотрении происхождения имени Ной).
К какому диалекту
принадлежали эти и.-е. племена и есть ли свидетельства об их существовании в
данное время в прилегающих районах ?
Дж. Г. Маккуин
утверждает, что во время существования Трои I (2900 г. до н.э.) анатолийцы давно уже были в Малой Азии [12]. Этого
мнения придерживаются не все исследователи, но существуют убедительные факты о
появлении анатолийцев в Малой Азии, начиная с 2000 г. до н.э. Это -
обнаруженные ранние формы «хеттского иероглифического» (т.е. лувийского) письма
в Бейджесултане, которые датируются XX в. до н.э. [12]. Не случайно, что в это же время (2000 г. до н.э.) на
Крите среднеминойская культура сменила раннеминойскую, возникли государство и
письменность [17]. На приход и.-е. племен в Малую Азию указывает и полная смена
культур при переходе от Трои V к Трое VI (1800 г. до н.э.), где появляется
лошадь и керамика, аналогичная появившейся в это же время в Элладе [15]
(предполагается, что это было нашествие лувийцев и ахейцев [16]).
В это же время (XVIII в. до н.э.) хеттским царем Анитой
была завоевана столица хаттов Хаттусас. Эти же события, вероятно, привели к нашествию
гиксосов на Египет (1700 г. до н.э.) - семитоязычных племен, перенявших у
индоевропейцев (возможено, через посредство хурритов) «оружие массового
поражения» того времени - боевые колесницы и тактику сражений с их применением.
В это же время боевые колесницы берутся на вооружение в Сирии. В 1650 г. до
н.э. уже существовало Древнехеттское царство. Вероятно, в это же время
индоарийцы проникают на территорию Северной Месопотамии.
Во всяком случае,
их проникновение исторически фиксируется уже в XV в. до н.э., когда в хурритском государстве Митанни
используется индоиранская лексика в качестве имен богов, царей и коневодческих
терминов. Все это были последовательные волны единого потока индоевропейцев,
обрушившегося на Переднюю Азию и докатившегося до Египта, хотя по пути и
утрачивающего свой этнический облик (гиксосы, название которых,
возможно, происходит от др.-гр. корня heks- «шесть», т.е. союз шести племен или городов).
Т.о. прямых
свидетельств наличия и.-е. этноса в верховьях Евфрата в III тыс. до н.э. не существует, и
предположение об этом носит пока чисто гипотетический характер, хотя в
последней главе приведены дополнительные аргументы о присутствии индоевропейцев
на Ближнем Востоке во II-III тыс. до н.э. и ранее.
Деятельность
пророка Моисея можно отнести, вероятно, к периоду с 1450 по 1250 г. до
н.э. 1450 г. до н.э. - это геологически установленный факт катастрофического
извержения вулкана Санторин (впрочем, были извержения и ранее, но менее
катастрофические), послуживший причиной гибели Критской талассократии и
завоевания Крита греками-ахейцами (также 1450 г. до н.э.). Именно во время
исхода иудеев из Египта под предводительством Моисея и происходят
различные «козни египетские», среди которых наступление «тьмы египетской» и
выпадение вулканического пепла с неба на голову, тектанические явления на
Мертвом море и т.д.. Когда Моисей привел людей к границам Земли
обетованной, то там уже жили филистимляне. Предполагается, что это один из
эгейских «народов моря», хлынувших в Палестину и Египет после падения Трои (по
Эратосфену - 1184 г. до н.э.) [15]. Исторически же впервые Израильский союз
племен фиксируется в египетских архивах середины XIII тыс. до н.э. И в этом военном союзе могли находиться не
только семитские, но и индоевропейские племена, а в Библии могли объединиться
хроники различных народов, участвовавших в длительном завоевании Палестины, в
т.ч. сами филистимляне и те рода, которые Моисей вывел из Египта (не
обезательно семиты, но и остатки гиксосских племен, в т.ч. хурриты и
митаннийские индоиранцы). В это время также могло быть заимствовано имя Яхве
(Зевса) у филистимлян.
К этому же
времени, вероятно, следует отнести влияние на Закон Моисея зороастризма
со стороны пришедших с ним из Египта или живших в Палестине и Сирии
индоиранцев, поскольку обе эти религии от всех остальных религий мира (кроме
родственных мусульманства и христианства) отличают две яркие черты:
·
двуполярность
божественного мира (Ормузд и Ариман, Яхве и Сатана),
причем силами зла считаются молодые боги (ир. ахуры, иуд. падшие
ангелы и Сатана, когда-то сотворенные Яхве), в отличие, например от
древнегреческой религии, где Зевс и его поколение богов победили в битве
змееподобных титанов и своего отца Кроноса и низвергли их в Тартар;
·
обе
религии впервые провозгласили принципы общественного поведения людей, т.е. они
стали первыми «Моральными кодексами» человечества.
Наконец, в обеих
религиях откровения сообщаются пророку:
·
на скале;
·
бог
явился среди пламени;
·
заповеди
бога были высечены на каменных плитах.
Бог Ваал
рано слился с богом Элом, и с I тыс. до н.э. его культ стал приобретать монотеистические черты
(аналогично и в Древней Греции Верховный бог Зевс и Бог-громовержец с
несохранившимся греческим именем (восходящим к и.-е. *Per(k)un(t)) слились в одном лице). Т.о.
процесс монотеизации религии был присущ всему Ханаану. Но исторически он
начался именно после образования на его территории Израильского союза племен.
В пехлевийских
текстах написано, что Заратуштра жил за 258 лет до Искандера (Александра
Македонского), т.е. в VII в. до н.э., однако анализ
текстов «Авесты» приводит исследователей к выводу, что Заратуштра жил в X-XII в.в. до н.э. [9].
Резюме о семито-индоевропейских контактах
На основании
письменных источников Древнего Мира (архивы Древнего Египта и Ассирии,
«Ригведа», «Авеста», Библия, труды древнегреческих историков), данных
археологии и геологии, а также сравнивая идейное сходство мифов некоторых
религий, можно прийти к выводу о двух эпохах контактов западных семитов и
индоевропейцев: в III
тыс. до н.э. в районе Сирии и Палестины (что привело к появлению бога Ява/Яхве
в ханаанском пантеоне и заимствованию слова aster «звезда» от имени семитской Богини любви ‘Аштар
(вероятно, первоначально «Утренняя звезда», т.е. планета Венера) и др. в ряде
индоевропейских племен (или наоборот, на что указывает и.-е. суффикс -ter)) и в XV в. до н.э. на севере Междуречья, где под влиянием
складывающегося в Ханаане монотеизма (бог Ба’л/Ваал вместо табуированного
Ява) и проникшего на территорию современной Армении зороастризма в среде
племени Авраама заложились основы иудаизма.
Из вышесказанного
следует, что именем Яхве изначально называли именно верховного бога, а
не бога племени. Непосредственная связь бога Яхве с дневным небом и
послужило, возможно, исходу праотца западных семитов (возможно, индоевропейца) Авраама
(в Коране - Ибрагим) из Харрана (город в верховьях Евфрата) в Ханаан
(Палестину) в результате религиозных гонений лунопоклонников [2], что также
является косвенным подтверждением того, что племя Авраама представляло
чуждый (пришлый или, наоборот, аборигенный) народ среди западно-семитского
(аморейского), восточно-семитского (аккадского) и шумерского населения
Месопотамии.
Индоевропейская проблема и предлагаемые гипотезы
Бывают в науке
проблемы, которые пытаются решить с противоположных позиций, но, ни одно из
решений не объясняет всей совокупности фактов. Выход из этого кризиса бывает на
основе Соломонова решения, когда представителю каждого враждующего лагеря можно
сказать: «И ты тоже прав». Например, в геологии: движутся материки или они
неподвижны? Да, неподвижны -относительно центра Земли. Да, движутся, поскольку
Земля расширяется (по одной из гипотез). Или в истории: с запада или востока
пришли хетты в Малую Азию? А они ниоткуда не приходили, они там были «всегда»,
либо накатывались со всех сторон постепенно (впрочем, у автора следующая точка
зрения - хетты как народ сложились в самой Малой Азии в течение длительного
времени из индоевропейских племен различного происхождения, а их архаический
язык объясняется архаичностью всех и.-е. диалектов того времени). И т.д. В
индоевропеистике такой проблемой является время формирования индоевропейских
диалектов и первоначальная территория их носителей («родина индоевропейцев»).
Здесь существует много точек зрения - как с указанием конкретных сроков и
различных территорий (Германия, Средня Азия, Циркумпонтийская зона [1], Малая
Азия с Южными Балканами [10], Северные Балканы [19], Карпаты [3], Арктика [5]),
так и с «размытыми» и протяженными во времени и пространстве границами [7].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|