Единое происхождение имен богов Яхве и Зевс
Игорь Гаршин
Единое происхождение имен
богов Яхве и Зевс
Содержание. 1
1. Предисловие. 2
2. Происхождение имени Яхве. 3
Принятое объяснение на основе древнееврейского языка.. 3
Имя Бога как описание его основного свойства.. 3
Индоевропейские соответствия.. 4
Бореальные соответствия.. 5
Влияние поэзии и ритуальных формул.. 6
Реконструкция ииндоевропейской праформы.. 8
3. Возможное происхождение
библейского имени Ной.. 9
4. Анализ другой библейской и
ближневосточной ономастики.. 11
5. Близкие мотивы в мифах
народов Севера, Европы и Ближнего Востока.. 13
Культ Владыки Дня – где он мог возникнуть?. 13
Водоплавающий бог (Дух Божий и Мировая Утка) 13
Сказка о Теремке – 7 дней сотворения Мира.. 14
Другие аналогии (поход Геракла за райскими яблоками) 15
6. Зоны возможных контактов
западных семитов и индоевропейцев 16
Первая эпоха контактов (2900-1650 г.г. до Р.Х.) 16
Вторая эпоха контактов (1450-1250 г.г. до Р.Х.) 16
Резюме о семито-индоевропейских контактах.. 17
7. Краткая концепция
происхождения индоевропейцев. 19
Индоевропейская проблема и предлагаемые гипотезы.. 19
Соответствия в малоазийских и европейских топонимах и
этнонимах.. 20
Соответствия с археологическим данными.. 21
8. Заключение. 22
9. Список литературы.. 23
Цель данной
статьи – доказать единство происхождения имен ряда верховных богов: библейского
Яхве, греческого Зевс, римского Юпитер, тюркского Тенгри
и многих других, причем устанавливается, что наиболее вероятный источник – праиндоевропейская
форма *Dieuo - «верховный бог,
персонифицирующий небо», а сам культ Владыки Неба сложился, по всей видимости, в
Заполярье.
Кроме того:
·
уточняются
семантические и фонетические различия между формами Dieuo и deiuo («дневное сияющее небо»), начиная с раннеиндоевропейского
состояния (в рамках т.н. «бореальной» индоевропейско-урало-алтайской общности);
·
затрагиваются
некоторые явления индоевропейской поэзии;
·
выдвигается
предположение о связи имени библейского патриарха Ной, который пережил
Великий Потоп, с индоевропейской праформой *naHu - «лодка, судно» (см. лат. navigation «кораблевождение», navigator «мореход»);
·
приводится
также аргументация в пользу индоевропейского происхождения библейских имен Адам,
Каин, Авель, Давид, Соломон, а также ряда теонимов,
этнонимов и топонимов (Арарат, Сирия, Хатти и др.);
·
исследуются
зоны, субъекты и эпохи возможных контактов между семитскими и индоевропейскими
племенами, что подтверждает гипотезу Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова о проживании
части индоевропейских племен в Малой Азии до прихода туда хеттов [1, 10];
·
для
известных индоевропейско-ближневосточных лексических соответствий, интерпретируемых
Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Ивановым как заимствования в и.-е. язык [1, 10],
приводится противоположная аргументация о заимствовании и.-е. лексики в
семитский и шумерский языки, а также предлагаются новые схождения;
·
подтверждается
гипотеза о более раннем времени деятельности Заратуштры, чем об этом
сообщается в пехлевийских текстах [9];
·
исследуются
мифологические сюжеты различных народов в новой взаимосвязи, что приводит к
выводу о влиянии на ближневосточную мифологию мифов народов Севера,
посредниками которых выступали индоевропейские племена, а также создания ряда
мифов в приполярной зоне (т.н. «арктическая теория»);
·
выявляются
ближневосточные мифологические мотивы в некоторых русских сказках (в т.ч.
библейское сотворение мира «за шесть дней»);
·
вкратце
излагаются некоторые положения концепции автора об и.-е. общности и прародине
индоевропейцев («казачий» характер первых индоевропейских общин).
Статья
адаптирована для читателя-непрофессионала, поэтому фонетические формы
приводятся упрощенно, а научные термины, по возможности, заменены обычными
понятиями. Формы слов и морфем даны латинскими буквами. При этом, для фонем (и
их вариантов) «дж», «ч», «дз», «ц», «ж», «ш», редуцированных «и», «у», глухого
щелевого межзубного используются обозначения: j, ch, dz, c, zh, sh, y, w, th, соответственно (примерно как в
английском языке). Все ларингальные и фарингальные щелевые фонемы обозначаются
как h. Слогообразующий характер
сонорных не обозначается. Долгота гласных обозначается последующим двоеточием.
Древнегреческие слова даны в латинской форме, древнерусские и праславянские -
современной кириллицей (с обозначением «юсов» как я и у(ю)),
праиндоевропейские формы - в принятом сейчас виде (с ларингалом H и обозначением i и u вместо y и w) с возможной последующей
транскрипцией по вышеназванным правилам (в квадратных скобках).
Автор заранее
просит прощение за возможную религиозную и научную некорректность, видя главной
задачей публикацию указанных наблюдений.
Это имя
передается в русских текстах также как Иегова. В древнееврейских текстах
оно передается тетраграммой YHWH,
означающей «Господь», но произношение которой было табуировано и забыто [8] (на
это указывает одна из 10 заповедей, данных Яхве Моисею: «Не произноси имя
Яхве, бога твоего, всуе, ибо Яхве не сочтет безвинным того, кто произнесет имя
его всуе» [2, 6]). Особенностью тетраграммы является ее состав из
полугласных фонем (глайд), которыми в семитских письменностях передавали как
согласные, так, иногда, и гласные звуки (обычно долгие). Поэтому прочитать эту
тетраграмму можно не одним десятком способов (например, Ихух или Ява).
Например, Диодор Сицилийский, Макробий, Климент Александрийский, святой Иероним
и Ориген писали Jao; самаряне, Епифаний,
Феодорит - Jahe; Людвиг Каппел - Javoh; Друсий - Jahve; Готтингер - Jehva; Мерсер - Jehovah; Кастеллио - Jovah; ле Клерк - Jawoh или Javoh [26]. В последующей огласовке
древнееврейских текстов было решено читать это слово с гласными из слова Адонай
(«Господь»), которым эта тетраграмма читалась, и так эта тетраграмма стала
читаться как Иегова. Тем не менее, далее будем употреблять имя Яхве,
тем более, что похожее имя носит ханаанский бог грозы, земледелия и войны Яв
- сын бога Эла/Илу (имя последнего переводится как «Бог»). Бог Яв
также назывался именем Ба’л, Ваал, т.е. «Господь» (обычно в
исторической литературе употребляется имя Ваал) [6].
В Ветхом Завете
до VIII в. до н.э. бога также
называют именем Элохим, что буквально означает «Боги» [6] и является
языческим пережитком или, возможно, уважительной степенью слова «Бог». В Коране
бога называют Аллахом, т.е. «Богом» (как поступали многие
западно-семитские и индоевропейские народы ). Имя Яхве у арабов не
сохранилось, вероятно, по той причине, что было также табуировано, а сказители,
не имея письменности, забыли его.
За не имением
других объяснений тетраграмму связывают с глаголом hyh/hwh [ха-вах]- «быть», «жить»,
«становиться» и предлагаются следующие варианты перевода: «Он есть»,
«Он есть (бог) живой», «Он дает жизнь», «Он дает становиться»
[26], аргументируя это также тем, что на прямой вопрос Моисея к богу:
«Ты кто?», - Яхве ответил: «Я есмь сущий» (а затем впервые открыл ему
свое имя). Но это толкование является, очевидно, «научной этимологией», т.к.
любая из форм предложенного глагола объясняет только одну из фонем имени Яхве.
Нельзя не
заметить, однако, глубокий философский смысл интерпретации имени Бога «Он
дает становиться». Не хотелось бы вступать в дискуссию с представителями
различных конфессий и религиозных направлений, но не могу не изложить по этому
поводу собственную точку зрения.
Согласно физике
«энтропия в природе возрастает», т.е. беспорядок в мире увеличивается, все
стареет, распадается и разрушается. Все стремится к хаосу и однообразию.
Следовательно, чтобы происходили процессы, приводящие к организации материи и
рождению новых объектов (другими словами, чтобы вещи «становились»), необходимо
вмешательство разумной силы - Бога, человека, искусственного разума или
программы. Физические формулы - это программы организации и развития материи.
Бог - наш главный «программист». Поэтому связь тетраграммы с корнем «становиться»
вполне приемлема. Хотя, это может быть и позднейшей «народной этимологией».
Логично
допустить, что у Бога действительно нет имени, поскольку Он - единственный, и
его некому было называть и не от кого отличать. Здесь можно согласиться с
иудейскими современными, а также с христианскими и мусульманскими канонами.
Особенно это характерно для ислама, поскольку «Аллах» означает «Бог». В Библии
же, особенно в ее древних частях, приводится имя Яхве, т.к. в то время было
множество других религий, шла борьба с язычеством в среде самих евреев, и этим
именем можно было подчеркнуть главную суть Бога - организацию материального
мира. Кроме того, необходимость в именовании Бога имеется при наличии
знаний о других, пусть мнимых, богах, чтобы при молитве искренность сердца (на
современном языке - концентрация или направленность психической энергии)
обращалась именно к этому Богу, а не к иным «фантомам». И это не вступает в
противоречие со словами из молитвы Христа «Отче наш» - «… да святится имя
твое…». Человеческий (или вообще любой) разум так устроен, что он мыслит
логическими понятиями или образами, не говоря уже об осмыслении какого-либо
явления или обращения к кому-либо. Т.е., имя Бога необходимо для контакта
человека с Богом, и это имя может придумать сам человек (или к этому имени его
приводит Бог), лишь бы оно наиболее точно характеризовало смысл Бога. Поэтому
«Становящий» - одно из наиболее точных Его имен (как и выводимое далее в этой
статье древнейшее значение рассматриваемого имени - «Небесный», «Светоносный»).
Таким образом, Иисус учит молиться о том, чтобы для людей образ Бога всегда был
святым.
Индоевропейские соответствия
При внимательном
рассмотрении обнаруживается сходство имени Яхве с именами некоторых (как
правило, верховных) богов индоевропейских народов, а также со словами,
обозначающими понятия «бог», «небо», «день» и, возможно, «жизнь», «душа» и даже
«творить»:
·
хеттский:
Sivat, Shiwatt - верховный бог и бог дня, а также
«день»; shiu(ni) - «бог»;
·
лувийский:
Tivaz (tatis), tatish Tiwaz,
Tivat - бог-отец и бог Солнца;
·
палайский:
Tiiaz (papaz), Tiyat - бог-отец и бог дня;
·
др.-индийский:
Dyaus pitara - отец бога-громовержца Индры,
также dyaus - «небо»; devah - «бог»; diva: - «днем»; Devi: - «Богиня», жена бога Шивы; Diva, Divya, Divi - солнечная, небесная
прекрасная женщина-богиня; divo -
«чудесно рожденный, сошедший с неба»; diva - «диво, небо, сиянье», divya - «дивный»; ji:va -
«живой», ji:v - «жить» [5];
·
авестийский:
dae:va, daev - «демон» («перевернутое» значение после религиозной реформы
Заратуштры);
·
иранский:
patat Dywos - бог-отец Дивос;
·
армянский:
tiw - «день»;
·
др.-греческий:
Zeus (им.п.), Dios (род.п.), Zeupater - верховный бог и бог-громовержец Зевс;
theos - «бог»; endios - «среди дня»; Zoo - «животное»; мик. di-we - «небо»;
·
латинский:
Juppiter, Ju:piter - верховный бог и бог-громовержец Юпитер
(в [9] связывается якобы со словом iuvare - «помогать»), а также другие названия и эпитеты Юпитера: Deus pater - очевидно, «Бог-отец», Diespiter, Dispater - видимо, «День-отец», хотя
переводят «Отец дня», Diouis - трактуется как
«блестящий», имеется также форма род.п. Iouis - например, в сочетании Jovis Pater
- также, вероятно, «Отец неба» (обилие форм связано, очевидно, с заимствованием
из родственных и.-е. диалнетов); deus - «бог», di:vus - «божества»; die:s - «день», dius - «днем»;
·
умбрийский:
Jeu-pater, Ju:pater - верховный бог Юпитер;
·
оскский: Diuvei - Юпитер (зв.п.);
·
иллирийский:
Deipatros - бог Юпитер;
·
кельтский:
Tewtat - верховный бог;
·
др.-ирландский:
dia - «бог»; die - «день»;
·
др.-исландский:
tivar - «боги»;
·
прусский:
Deiws - «бог» и главный из богов;
·
литовский:
Dievas - «бог» и главный из богов; deive - «богиня»; debess - «небо»;
·
латышский:
Dievs - «бог» и главный из богов; Debess te:vs - «Отец неба», «Небо-отец»
(верховный бог);
·
др.-русский:
Жива - богиня-подаятельница, мать жизни и здоровья («животворящая»), Дый
- бог ночного неба, Див(ъ/о) - лесной бог; Диви, Дивья -
«богиня»;
·
русский: дивный
(т.е. «божественный»), дева (первоначально, вероятно, эмоционально
окрашенное «богиня»); день; живой, животное
(первоначально, видимо, «одушевленное», либо «тварь», «творение»); дело,
деятель («создатель», «творец»);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|