Дендизм в контексте культуры (литературные источники)
Министерство образования Российской Федерации
Российский Государственный
Педагогический университет им.А.И.Герцена
Факультет философии человека
Кафедра этики и эстетики
Допустить к защите в ГАК
"____"_____________2004
___________________
Заведующая кафедрой
Проф. Валицкая А.П.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Дендизм в контексте культуры(литературные источники)
Автор работы
Андреева Юлия Константиновна
Направление: гуманитарные знания
Профиль: культурология и философия
5 курс
Научный
руководитель
Иванов В.Г. профессор _____________
Санкт-Петербург,
2004 г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………..4-5
I.
Возникновение
и развитие дендизма в XVIII – XІX вв.
1. Дендизм: возникновение,
развитие и основные принципы. Денди как культурно-аристократическая личность…………………..6-11
2. Развитие дендизма в России.
Образ денди в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…………………………………...12-20
ІI. Отражение идей дендизма в
литературе XІX века
1. Общая характеристика развития
идей дендизма в литературе.
Понятие «модный»
роман……………………………………........21-34
2. Трактовка принципов дендизма
в творчестве Бенджамина Констана (на основе романа «Адольф»)………………………………...35-
41
3. Трактовка принципов дендизма
в творчестве Оскара Уайльда (на основе романа «Портрет Дориана
Грея»)………………………………….42-45
Заключение……………………………………………………………………46-47
Список литературы……………………………………………………………48-50
Приложение……………………………………………………………………51-55
Введение.
Появление
денди и дендизма относится к 18 веку. Казалось бы, что может быть актуального в
рассмотрении данного вопроса? Да, в 18-19 веках наблюдается появление и
наивысший расцвет такого культурного явления в жизни общества как дендизм. Но в
настоящий момент утрачено истинное понимание этого уникального феномена
культуры. Ведь в изучении этой проблемы можно выделить два направления: общее,
относящееся к дендизму лишь как модному направлению, возникшему лишь в сфере
моды. При этом сама личность денди не ставилась в центр изучения (исключение
составил Д. Бреммель). Второе – более углубленное, рассматривающее «дендизм как
всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…» [1].
На
протяжении двух лет изучения этой темы я могу утверждать, что добилась
некоторых результатов в исследовании дендизма, например, мне удалось
скорректировать термины «денди» и «дендизм», выявить основные принципы
поведения и мышления денди, переосмыслить эти понятия в этическом и
эстетическом аспектах.
Целью же
данной работы является осмысление принципов дендизма на основе литературных
источников.
В связи с этим
передо мной стоит ряд задач:
ü
Раскрыть исторические особенности развития дендизма;
ü
Зафиксировать место денди и дендизма в культуре;
ü
Рассмотреть основные принципы мышления и поведения денди через
призму литературы.
Результаты,
полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области
культуры.
Материалы
работы могут оказать определенную помощь при углубленной разработке уроков
истории мировой литературы, а также истории мировой культуры не только в
школе, но в других учебных заведениях, где в программе существуют эти
дисциплины.
І. Возникновение и развитие дендизма
в XVIII – XІX вв.
1. Дендизм: возникновение,
развитие и основные принципы.
Перед
тем, как начать рассмотрение явление дендизма в культуре и его отражение в
литературе, я хотела бы представить некоторые определения данного феномена в
различных источниках.
Так, в словаре
иностранных слов дается следующая трактовка: «Денди – англ. (dandy) – изящный
«светский» человек. Дендизм – 1) изысканность в одежде, манерах и обращении; 2)
модное течение и литературное направление 19 в., отличавшееся изысканностью и
представленное во Франции Барбе д'Оревильи, в Англии О.Уайльдом»[2].
По
свидетельству немецкого исследователя Отто Манна «первоначально дендизм,
похоже, был лишь феноменом модного общества»[3].
Как видно в
приведенных выше интерпретациях терминов денди и дендизм превалирует отношение
к этому явлению как явлению поверхностному, не несущего за собой какой-либо
серьезности. Лишь как к модному направлению ,возникшему в сфере моды. При этом
сама личность денди не ставится в центр изучения, а тем более
понимания.
Но
понимание дендизма и денди не может сводится лишь к образу, который возникает
у нас перед глазами в первые минуты «элегантный мужчина, безупречный костюм,
возможно смокинг, галстук-бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые
отточенные движения, презрительная улыбка...»[4].
Значит ли
это, что дендизм — прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни? Нет, по
словам теоретика дендизма Барбе д'Оревильи, дендизм нужно рассматривать
«как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой
стороной…»[5].
Возникает в Англии в XVIII и начале XIX в.
как форма борьбы аристократии с энергически наступающей буржуазией на арене
быта, форм жизнеустройства и бытового уклада. Стремлению буржуа считаться с
общепринятыми моральными нормами и художественными вкусами денди
противопоставляет культ своеобразной личности, враждебной «тривиальности»,
«пошлости», тому, «что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется
vulgar»[6]
, семейственному комфорту, несколько
грубоватому, типичному для нового господствующего класса — утонченную
изысканность внешности, манер и обстановки; его респектабельности и строго
фарисейской нравственности — аморальность и демонизм. Представители
дендизма справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как
щегольства, модничания, склонности к франтовству в одежде, как «искусства
повязывать галстук».
Дендизм представлял собой подчас целое
миросозерцание с определенным жизненным и практическим уклоном. Он окрашивал
все существование своих приверженцев, отнюдь не сводясь к показному
фатовству и проводя глубоко-консервативную идею о природном неравенстве
людей в области изящного.
Важно так же отметить основные принципы
поведения и мышления человека, относившего себя к денди:
ü
Одежда всегда должна быть элегантной, но не заметной;
ü
Всегда поступать неожиданно, так, чтобы ум, привыкший к игу
правил, не мог, рассуждая логически этого предвидеть;
ü
Стремление более удивлять, чем нравиться;
ü
Направленность на романтический культ индивидуализма.
Но
следует оговориться, что эти положения ни в коем случае не являлись каким-то
каноном поведения, следуя которому можно стать денди. Если бы существовали
четкие правила поведения, то все бы стали денди, а это невозможно. Основное
правило дендизма – никаких правил! Независимость - прежде всего!
Вот из-за такой постановки
себя в обществе и возникают проблемы коммуникации между денди и собственно
обществом, в котором он находится. Но, следует отметить, что конфликт для него
– один из возможных стилей общения. Денди может дойти до определенной точки и совершенно
спокойно вернуться назад. Поэтому он весьма уверенно идет к этой точке, и
строго чувствует момент остановки.
Денди в какой-то степени поддерживает жизнь
общества: «происходит своего рода «обмен дарами», заключается негласный
договор: денди развлекает людей, избавляя их от скуки, отучает от вульгарности,
а за эти функции общество должно содержать денди, как политическая партия
содержит своего оратора»[7].
Посредством своей надменной дерзости,
гипертрофированного чувства достоинства, а также чувства тщеславия и
неожиданных поступков денди пытается «хотя бы временно вырваться из сферы
глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными
жизненными условиями; пережить состояния личной свободы, гармонии и абсолютной
полноты жизни»[8].
Рассмотрев основные особенности возникновения и
развития дендизма, я хотела бы более подробно остановиться на первом и
одновременно классическом представителе это явления, Джордже Брайане Бреммеле,
которого называли щеголем Бреммелем по аналогии с «героями» моды во французском
обществе.
Сферой жизни и деятельности Бреммеля было
модное английское аристократическое общество его времени, т.е. первых
десятилетий XІX века. Щеголи, однако, выделялись своей одеждой и поведением,
Бреммель же был тактично незаметен. «Одет он был просто, как любой другой в Belvoir Hunt»(Перевод с английского
языка мой – А.Ю.)[9].
Он строго придерживался «принципа, что одежда определяется законами приличия…Он
избегал ярких красок, всяких украшений и побрякушек»[10]. И его
поведение было сдержанным, серьезным, достойным. Образу
щеголя мало соответствовало мужское начало, даже достоинство в его внешнем
облике. Казалось ,что он и не хотел оказывать на моду какое-либо влияние.
Одежда была сшита без изъяна и словно для него. И носил он ее
превосходно, опять же не стремясь произвести эффект. Отсутствие во
всем его облике чего-либо заранее рассчитанного казалось необычным. Его положение
в английском обществе являлось следствием его эстетически совершенного вида. Он
пожинал «восхищение, которое заслуживал его бесспорный вкус» [11].
Бреммель
занимал господствующее положение в обществе и господствовал. В романе
Бульвер-Литтона «Пелем» он фигурирует под именем Рассельтона. «Передо мной
стоял современник и соперник Наполеона, властитель в большом мире элегантности
и галстуков, могучий гений, перед кем преклонялась аристократия и кого
стеснялась мода, тот, кто одним кивком головы покорял высшее дворянство»[12].
Только
казалось. Что совершенный эстетический образ Бреммеля не предполагал
воздействия на окружающих. Благодаря этому образу Бреммель господствовал, а
посредством господства проявлял и вводил в действие свой
вкус. Для этого он использовал преимущества своей персоны и личности.
Сам
Бреммель не довольствовался тем воздействием, которое исходило из его внешнего
вида и одежды. Он также обладал «выдающимся даром развлекать»[13]. Барбе
д'Оревильи называет его одним из выдающихся мастеров развлекательного искусства
Англии. Но он не довольствовался успехами и на этом поприще. Он был еще «смелым
и бойким насмешником»[14].
В своем окружении он высмеивал все изъяны во вкусе. При этом он демонстрировал
и свое духовное превосходство.
«С
удивительным мужеством он мог поражать острием своего слова людей,
превосходящих его и своим положением, и талантом. Внушать опасения – это
преимущество было ему знакомо. Ему было знакомо легковерие мира, была знакома
рыночная цена самомнения, и вскоре он стал выступать в роли признанного судьи,
высшей инстанции в обществе»[15].
Бреммель
очаровывал всех людей и, особенно, великих своим духом. Среди почитателей
Бреммеля был и Д.Г.Байрон. Говорят ,что он однажды сказал, что скорее хотел бы
быть Бреммелем, чем Наполеоном.
Здесь
просматривается еще одна сфера влияния Бреммеля: он представляет не только
моду, но и форму культуры. Поэтому он пребывает в напряженных отношениях с
обществом. Он олицетворяет собой форму культуры, которой должно было бы
обладать, но в полной мере не обладает общество. Он, по сути, противостоит
обществу.
Как
представитель классического дендизма, Бреммель никогда не был превзойден.
Только для него пребывание и господство в мире моды стало исключительно
содержанием жизни. Только он господствовал абсолютно.
Все
последующие денди духовного склада принадлежали миру культуры, эстетической
культуры, и прежде всего – литературы. О традициях
дендизма в литературе речь пойдет в следующем разделе.
2. Развитие дендизма в России
История русского
дендизма начинается, как ни странно, с женского имени. Отказ от румян верной
сподвижницы Екатерины II Екатерины Романовны Дашковой, по мнению французского
писателя Барбе д'Оревильи, был несомненным актом дендизма. Под дендизмом в этом
случае понимался не выбор туалета, не способ его носить и даже не манера
одеваться, а вся "манера жить". Дашкова осмеливалась появляться в
обществе с практически чистым лицом, без румян и белил, в ту самую эпоху, когда
дамы спешили нарумяниться, еще не встав с постели, а недостаточное количество
краски на лице считалось попросту непристойным и расценивалось как вызов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|