По
сюжетному разнообразию помещенных здесь картин вероятнее всего предположить,
что это были единичные и случайные дары отдельных лиц, а не заказы
государства. Поскольку внутренняя отделка помещения, ставшего впоследствии
Пинакотекой, не была закончена (а об его первоначальном назначении нам ничего
неизвестно), оно и было использовано для хранения картин, органически не
связанных с культами Акрополя, но поставленных в качестве посвящений. Поэтому
вероятнее всего, что это северное крыло никогда и не называлось “картинной
галереей” - название, которое теперь, благодаря сообщению Павсания, прочно
удерживается в науке.
Фасад
южного крыла Пропилеи строго симметричен фасаду Пинакотеки, однако, как
говорилось выше, этот южный флигель был в два раза меньше северного и выходил
на священный участок Ники не стеной, а открытым маленьким портиком.
Значительно
меньшие размеры флигеля объясняются тем, что с юга к нему примыкало древнее
святилище Харит, а с запада - святилище Ники. Невозможность выполнения
первоначального плана постройки заставила Мнесикла нарушить предполагавшуюся
ранее симметрию двух западных крыльев Пропилеи. Как показывают следы мраморной
скамьи у стены этого портика, он служил местом отдыха, здесь же находился
проход на площадку храма Ники.
Даже
в таком незавершенном виде Пропилеи - прекраснейший памятник искусства. “В
Акрополь ведет всего один вход, - писал Павсаний, - другого нет, потому что
весь Акрополь - отвесная скала, и обнесен он крепкой стеной. Пропилеи имеют
крышу из белого мрамора, и по красоте и размерам камня до сих пор нет ничего
лучшего” (Павсаний, I, 22, 4). Пропилеи были гордостью афинян, и когда нужно
было вспомнить былые деяния предков, вспоминали, наряду с Марафоном и
Саламином, Пропилеи и Парфенон.
2.4. Храм Афины Ники.
В
448 г. по случаю Каллиева мира 449 г., закончившего войну с персами, было
принято решение о постройке на Акрополе храма Афине Победительнице (Нике),
или, как его иначе называли, храма “Бескрылой Победы” (Ники Аптерос).
Предложение
было внесено Гиппоником, сыном Каллия, постройку храма поручили Калликрату,
позднее архитектору Акрополя. Еще в VI в., во времена тирании, здесь было
святилище Ники, разрушенное персами и вновь восстановленное после битвы при
Платеях. Облицовка плитами микенского бастиона, придавшая ему законченную
форму, была произведена по решению Народного собрания (вероятно, по предложению
Перикла). Долгое время датировка храма оставалась спорной. Новые исследования
позволяют заключить, что его постройка Калликратом, по всей вероятности,
относится к 427—424 гг.60
План
храма очень прост. Небольшая продолговатая целла обрамлена двумя портиками.
Она поставлена на мраморный трехступенчатый стилобат. Портики храма открываются
четырьмя ионическими колоннами. Параллельно колоннам на приподнятом и
архитектурно выделенном ионическом основании стояла целла. В ее наружной
стене, выходящей на восточный портик двумя антами, находилась дверь, между
близко поставленными двумя узкими колоннами. Пространство между колоннами и
антами перехвачено металлической решеткой. Анты и внутренние стены целлы
покрыты были ярким и богатым орнаментом. Следы его кое-где сохранились, но
цвета красок уже неразличимы. Западная стена храма была глухой.
В
окончательном виде этот изящный ионийско-аттический храмик увенчивал древний
микенский бастион южной стороны Пропилеи, на том самом месте, где некогда стоял
алтарь Афины Ники, закрытый теперь стилобатом храма.
Вся
реконструкция и перепланировка Акрополя была, несомненно, связана с решением,
принятым при Перикле, о превращении Акрополя в памятник победы над персами. С
этой точки зрения интересен по своей теме скульптурный ионический фриз (0,448 м
высоты), защищенный от дождя выступающим вперед карнизом. На фризе изображены
сцены Платейской битвы 479 г. Значительная часть фриза сохранилась; на его
восточной стороне представлено собрание богов. Среди них выделяются, вероятно,
Афина и Зевс, но фигуры так повреждены, что точное отожествление их
невозможно. На северной и южной сторонах фриза - сцены борьбы греков с
персами, на западной - борьба греков, может быть афинян, с фиванцами,
сражавшимися при Платеях на стороне персов. Храм был увенчан фронтонами,
которые не сохранились.
Интересный
анекдот о Фидии сохранен у позднего поэта и грамматика Иоганна Цецы (XII в. н.
э.) в его “Книге истории”, обычно известной под названием “Хилиады”. Фидий и
Алкамен поспорили друг с другом о том, кто из них создаст лучшую статую Афины
для постановки ее на высокой колонне. Пока обе статуи стояли внизу, статуя
Алкамена казалась лучшей; но как только их поставили на колонны, статуя Фидия
заблистала красотой, а статуя Алкамена поблекла. Фидий заранее предусмотрел,
что верхние части фигуры для зрителя, смотрящего снизу, покажутся
укороченными. Этот анекдот свидетельствует о мастерстве Фидия; здесь,
несомненно, имеется в виду Афина Лемния, стоявшая на высокой мраморной колонне.
На
расстоянии 40 м от Пропилеи, если смотреть прямо на восток, на широкой
выровненной в скале площадке возвышалась вторая статуя Фидия -Афины Промахос.
Надпись на массивном пьедестале, от которого осталось лишь несколько поросовых
блоков, сохранилась до нашего времени: “Афиняне посвятили победе над персами”.
Некоторое представление о статуе дает описание Павсания: “.,. бронзовое
изображение Афины из добычи, взятой у мидян, высадившихся на Марафоне,
творение Фидия. Изображение же на щите битвы лапифов с кентаврами и все
остальное, что там сделано, вычеканено, как они говорят, Мисом, а Мису как для
этого, так и для всех остальных его работ дал рисунки Паррасий, сын Евенора.
Острие копья и гребень шлема этой Афины видны плывущим в Афины еще от Суния”
(Павсаний, 1,28, 2).
Демосфен
в речи “О преступном посольстве” упоминает об этой статуе: “Вы слышите,
граждане афинские, надпись говорит, что Арфмий, сын Пифонакта, объявляется
недругом и врагом народа афинского и союзников - сам и весь его род. За что? -
За то, что от варваров он привез золото в Грецию. Из этого можно, кажется,
увидеть, как ваши предки были озабочены тем, чтобы и из посторонних людей ни
один человек не мог, польстясь на деньги, причинить какого-либо вреда Греции...
Но, клянусь Зевсом, - скажет, пожалуй, кто-нибудь, - этот столб с надписью
поставлен здесь случайно. - Нет, хотя весь этот вот Акрополь—священное место и
занимает широкую площадь, этот столб поставлен справа возле большой бронзовой
Афины, которую государство воздвигло в память победы над варварами на средства,
данные греками.” (Демосфен, XIX, 271—272).
Последняя
и наиболее вероятная датировка дана В. Б. Динсмуром, который полагает, что работа
над статуей была начата после 465 г. (т. е. после победы Кимона над персами при
р. Евримедонте), а закончена, может быть, к 455 г. По некоторым косвенным
данным. Динсмур предполагает, что статуя Афины стоила не менее 83 талантов.
Средневековый историк Никета Хониат определял высоту статуи в 9 м.
На
основании отдельных довольно скудных античных свидетельств многие ученые
пытались найти среди мраморных римских копий прототип Афины или восстановить,
хотя бы мысленно, ее облик. Однако все эти попытки остаются спорными.
2.5. Памятники на Акрополе.
В
5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему,
обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые
атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются только на одну
ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и
создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать
более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а
хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать
фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон-
создатель знаменитого "Дискобола".
Множество
художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил
работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его
бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и
слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая.
Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса,
восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего
мира.
Как
бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни
они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в
своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг
на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались
выразить на лицах статуй какие -либо чувства или переживания. Их целью было
показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями
- и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже
утратили голову.
Основная
дорога для всех посетителей Акрополя начиналась от Пропилеи. Обрамленная
каменными низкими стенами священных участков различных богов, она проходила
вдоль северо-восточного угла храма Парфенона по направлению ко входу в его
восточную целлу. По обеим сторонам дороги и располагались многочисленные
посвятительные дары. Особенно насыщен посвящениями был район вблизи северо-восточного
угла Акрополя. Американский ученый Г. Ф. Стивене сделал интересную попытку проверить
свидетельства Павсания археологическими данными в этом районе.
Описание
памятников Акрополя Павсаний начинает от входа в Пропилеи. “Уже у самого входа
в Акрополь находится Гермес, которого называют „Пропилейским", и хариты,
которые, говорят, создал Сократ, сын Софрониска, о котором Пифия
свидетельствовала, что он самый мудрый из людей...” (Павсаний, I, 22, 8). К
группе этих статуй следует еще присоединить и статую трехликой “Гекаты у
башни”. О ней в другом месте упоминал Павсаний: “Как мне кажется, впервые
Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй: афиняне
называют Гекату ,,хранительницей крепости" (Эпипиргидией); она стоит у
храма „Бескрылой победы"” (Павсаний, II, 30, 2). Справа у Пропилеи,
вблизи юго-западного крыла, находилась ниша, в которой, по-видимому, стояла
статуя Гермеса, охранявшего центральный вход в Пропилеи.
О
харитах, создание которых приписывалось Сократу, бывшему в юности скульптором,
Павсаний рассказывает подробнее в другой книге. “В Афинах перед входом в
Акрополь стоят хариты, и там их тоже три, и перед ними совершают таинства,
присутствовать при которых не всем дозволяется ...Сократ, сын Софрониска,
изваял статуи харит. Все эти хариты одинаковы - все одеты. Но позднейшие
художники, не знаю почему, изменили их вид, и в мое время как в скульптуре,
так и в живописи харит изображали обнаженными” (Павсаний, IX, 35, 3 и 7).
Хариты
у греков чтились как богини, раздающие всевозможные милости. В одной из элегий
Феокрит писал:
Что
может быть людям приятно,
Если
харит с нами нет?
Всегда
я с харитами буду.
(Феокрит,
Идиллии, XVI, 108-109)
Эти
богини несли людям радость, дарили им мудрость, храбрость и красоту. Любили они
присутствовать на веселых пирах богов; без харит сами боги не начинают ни
танцев, ни пира. Поэтому был обычай первую чашу поднимать за харит. В дар
харитам приносили бескровные жертвы: зерно, вино, масло и шерсть. Тайный культ,
которым чтили трех харит у Пропилеи, был связан с харитами как с божествами
земледельческими, способствующими плодородию земли.
Создание
скульптурной группы трех харит приписано Сократу по недоразумению. На афинской
тетрадрахме три танцующие хариты были Знаком афинского магистрата по имени
Сократа, В дальнейшем нетрудно было отожествить этого Сократа со знаменитым
философом.
Скульптурная
группа Гекаты Эпипиргидии (“Охраняющей башню”) состояла из трех фигур. Одна из
них держала два длинных факела, другая - фиалу и факел, третья - сосуд для
вина (энохою) и факел. Факелы и кувшины с вином - обычные атрибуты этой
богини. Группы харит и Гекаты, поставленные у микенского бастиона,
свидетельствуют, быть может, об их совместном культе, восходящем, вероятно, еще
к древним временам.
В
районе между Пропилеями и участком Артемиды Бравронии Павсаний прежде всего
увидел статую Леэны (“львицы”). По поводу этого памятника он сообщает хорошо
известную в Аттике легенду: “Когда был убит Гиппарх . . . Гиппий подверг ее
(Леэну) всяческим издевательствам, пока она не умерла, так как он знал, что она
была подругой Аристогитона, и полагал, что она ни в коем случае не могла не
знать его замысла. За это, когда Писистратиды потеряли свою власть, афинянами
была воздвигнута медная львица в память этой женщины, а рядом с ней стоит
изображение Афродиты, как говорят, дар Каллия, творение рук Каламида”
(Павсаний, I, 23, 1—2).
О
героическом поведении Леэны возникали легенды. Плутарх полагает, что Леэна
была посвящена в заговор Гармодия и Аристогитона, почему и была привлечена к
допросу после их казни. “Во время допроса и требования назвать имена
заговорщиков, еще не известных, она с изумительной твердостью хранила
молчание. Она показала, что мужчины, любя такую женщину, не совершили ничего
недостойного их. Афиняне захотели создать бронзовую львицу без языка, чтобы
поместить ее в дверях Акрополя. Гордое мужество зверя говорило о непоколебимой
твердости Леэны, а отсутствие языка - об ее молчании и скромности” (Плутарх,
Моралии, О болтливости, 8, стр. 505 ел.).73
Статую
Афродиты, стоявшую рядом со статуей бронзовой львицы, многие отожествляют со
знаменитой статуей Сосандры Каламида, предполагая, что имя “Сосандра”
(спасающая людей) было прозвищем Афродиты. От этой статуи сохранился пьедестал
с надписью “Каллий посвятил. Создал Каламид”. Вероятно, это тот самый Каллий,
именем которого назван мир с персами 449 г.
Лукиан
в диалоге “Изображения” включает Сосандру Каламида в число лучших памятников
Акрополя. Он отмечает скромность Сосандры и ее улыбку, спокойную и чуть
заметную, а также простые и в порядке лежащие складки ее покрывала (Лукиан,
Изображения.
Рядом
со статуей Афродиты стояла бронзовая статуя Диитрефа, пронзенного стрелами. На
постаменте надпись: “Гермолик, сын Диитрефа, посвятил первые плоды. Сделал ее
Кресилад”. Павсаний считал, что здесь изображен Диитреф, афинский полководец
времени Пелопоннесской войны (ср. Фукидид, VII, 23).
Среди
работ Кресилада Плиний называет бронзовые статуи “Раненого воина” и “Перикла”.
Плиний отмечает изумительную жизненность фигуры раненого воина. Гермолик из
дема Скамбониды посвятил статую в честь отца, погибшего, вероятно, во время
афинского похода в Египет. Изображения раненого воина распространены и в скульптуре,
и в вазовой живописи; может быть, здесь сказалось влияние изображений воинов
на фронтоне Эгинского храма Афины.
Павсаний,
вероятно, ошибся, отожествляя фигуру раненого воина с полководцем V в.
Диитрефом. Смерть Диитрефа в бою от стрел египтян, вооруженных обычно луками,
ясно показана скульптором. Ошибка Павсания могла произойти по двум причинам:
во-первых, имя Диитрефа было ему известно по сообщению Фукидида, который служил
ему основным источником; во-вторых, полководец, упомянутый у Фукидида, также
имел сына Гермолика. Поэтому Павсаний не мог понять, почему Диитреф пронзен
стрелами, так как греки, с которыми он сражался, не употребляли лука.
По-видимому, Гермолик (также сын Диитрефа), посвятивший статую, был отцом
полководца Диитрефа и дедом Гермолика Младшего. Гермолик, посвятитель статуи,
был родным братом афинского полководца Никострата из дема Скамбониды.
Недалеко
от Диитрефа, по свидетельству Павсания (I, 23, 4), находилась статуя Афины
Целительницы (Гигиен). Плутарх рассказывает о постановке этой статуи Периклом в
качестве доказательства того, что сама Афина не только не сопротивлялась
постройке Пропилеи, но и помогала довести работу до конца. “Самый энергичный и
самый ревностный из мастеров, - писал Плутарх, -поскользнулся и упал с высоты.
Он был в самом тяжелом состоянии, и врачи считали его положение безнадежным.
Перикл упал духом, но богиня, явившись ему во сне, дала ему указание, как
лечить пострадавшего. Применив это лечение, Перикл быстро и без труда его
вылечил. В честь этого излечения он поставил медную статую Афины Целительницы
на Акрополе подле алтаря, который, как говорят, существовал там уже раньше”
(Плутарх, Перикл, 13). Ту же самую историю с небольшими вариантами передает и
Плиний (Естественная история, XXII, 44). При этом он добавляет, что лекарством
служила трава, названная после исцеления в честь богини “парфением”. Постамент
этой статуи сохранился с посвятительной надписью: “Афиняне Афине Целительнице.
Сделал Пирр, афинянин.”
Сообщения
Плутарха и Плиния о поводе сооружения этой статуи (несчастный случай во время
постройки Пропилеи) не подтверждаются. Статуя не могла быть здесь поставлена до
окончания постройки Пропилеи. Характер надписи также позволяет ее датировать
только двадцатыми годами V в. Вероятно, здесь еще в VI в. находилось святилище
Афины Гигиеи. Поскольку при постройке Пропилеи бывшие здесь сооружения были
разобраны, чтобы освободить место, вполне возможно, что после окончания работ
Мнесиклом афиняне восстановили святилище. Существует и другое мнение, что афиняне
посвятили статую Афине Гигиене в знак окончания эпидемии чумы в Афинах.
На
пути к темену Артемиды Бравронии Павсаний упоминает о бронзовой статуе
“Мальчика”, в руках которого сосуд со священной водой, работы Ликия, сына
Мирона, и о “Персее” самого Мирона. Об этих двух статуях больше ничего
неизвестно.
В
округе Артемиды Бравронии Павсаний видел статую так называемого “деревянного
коня”, сделанную из бронзы. “.. .Так как внутри этого коня, как говорят,
скрылись лучшие из эллинов, то и в этом бронзовом изображении есть намек на
это, и из него выглядывают Менесфей и Тевкр, кроме того, и сыновья Тесея”
(Павсаний, I, 23, 10).
Аристофан
в комедии “Птицы” упоминает о лошадях, огромных, как “деревянный конь” (стих
1128). К этому стиху схолиаст делает следующее замечание: “Аристофан, конечно,
говорит не вообще о деревянном коне, но об его бронзовой статуе на Акрополе.
Ибо на Акрополе поставлен деревянный конь с надписью: „Харедем, сын Евангела
из дема Койле, посвятил". На Акрополе был воздвигнут бронзовый конь в подражание
троянскому”. Сообщение схолиаста подтвердилось находкой на Акрополе двух
верхних блоков пьедестала статуи с той же надписью, которую привел схолиаст.
Однако он опустил имя мастера, стоявшее на постаменте:“Сделал Стронгилий”.
О
Харедеме, сыне Евангела, нам ничего неизвестно. Стронгилия же Павсаний
характеризует как художника, не имевшего себе равных в изображении быков и
лошадей (Павсаний, IX, 30, 1). Стронгилий, по-видимому, был афинянином,
покинувшим Афины после крушения Афинской державы.
В
414 г. были поставлены на сцене “Птицы” Аристофана. Посвящение Троянского коня
на Акрополе может быть датировано несколько раньше. Поскольку памятник был
воздвигнут незадолго до постановки комедии Аристофана и был еще новинкой для
афинян, упоминание о нем в пьесе не случайно. У Павсания, относился к целой
группе посвящений, представляющих мифологические сцены. “Из статуй, которые
стоят после коня,—продолжает Павсаний, - статую Эпихарина, упражняющегося в
беге в полном вооружении, сделал Критий, а Энобий известен своим славным
поступком по отношению к Фукидиду, сыну Олора: он удачно провел постановление о
возвращении в Афины Фукидида. Статуи Гермолика-борца и Формиона, сына Асопиха,
я пропускаю, так как другие писали о них” (Павсанпй, I, 23,11—12).
Мраморное
основание первой посвятительной статуи было найдено в районе между Пропилеями и
Парфеноном с надписью: “Посвятил Эпихарин сын Офолонида. Сделали Критий и
Несиот.”
Имя
Офолонида восстанавливается, поскольку имена Харина, Эиихара и Харисия встречаются
в семье Офолонида. Посвящение самого Офолонида может быть датировано около 490
г.; приблизительно через 15 лет после этого его сын Эпихарин одержал победу в
состязании гоплитов. Если Эпихарин действительно победил в знаменитых
состязаниях, установленных в честь победы при Платеях, то становится понятным
и поручение изготовить его почетную статую знаменитым мастерам Критию и
Несиоту, создавшим ранее статую тираноубийц, и то, что этот монумент
воспроизводился на монетах Кизика. Бронзовая статуэтка в Тюбингене, может быть,
является копией этой статуи.
О
статуе Энобия нам ничего неизвестно, так же как и о статуе Гермолика, сына
Евфина (или Евфойна), участника боев с персами и победителя в панкратии. Был
ли он отцом Диитрефа Старшего, также нельзя сказать с определенностью. Геродот
говорит об этом Гермолике как об афинянине, более всех отличившемся в сражении
при мысе Микале. Он называет его искусным в борьбе и в кулачном бою. Погиб
Гермолик в сражении у Кирна на о. Евбее.
Далее
Павсаний описывает группу статуй, связанных с мифологическими сюжетами. “Тут
дальше изображена Афина, бьющая силена Марсия за то, что он поднял флейты, хотя
богиня хотела их забросить. Против этих изображений, о которых я говорил,
находится легендарная битва Тесея против „быка Миноса" (Минотавра) ...
Там стоит и Фрикс, сын Афаманта, перенесенный в Колхиду бараном. Принеся этого
барана в жертву непослушному божеству. . . он, отрезав ему бедра по эллинскому
обычаю, смотрит, как их сжигают. Там рядом находятся и другие изображения, в
том числе и Геракла; он душит, как говорит сказание змея; там есть и Афина,
выходящая из головы Зевса. Есть тут и бык, пожертвование совета Ареопага”
(Павсаний, I, 24, 1—2).
Точное
местоположение скульптурной группы Афины и Марсия неизвестно. Легенда гласила,
что Афина изобрела двойную флейту. Играя на флейте в лесах горы Иды, она
увидела случайно свое отражение в ручье и с отвращением отбросила флейту.
Флейту нашел сатир Марсий и достиг такого высокого совершенства в игре на ней,
что позднее вступил в состязание с Аполлоном, за что и поплатился жизнью.
Возможно, что эта группа была изваяна Мироном, знаменитым афинским скульптором,
родом из Элевтер. Он упомянут у Афинея со ссылкой на книгу Полемона об Акрополе
(Афиней, XI, стр. 486(1). Статуи Марсия и Афины, а также “Дискобола” работы
Мирона известны нам по римским копиям и могут быть датированы не раньше, чем
последней декадой перед серединой V в. Об этой статуе говорит и Плиний: “Мирон
создал статую сатира, восхищенного флейтой, и Афины” (Плиний, Естественная
история, XXXIV, 57). Изображение этой сцены на афинской монете для нас наиболее
интересно. Несмотря на плохую сохранность изображения, можно различить, что
Афина отбрасывает флейту, а сатир оцепенел от изумления.
Сохраненный
у Афинея фрагмент из комедии поэта Меланиппида, может быть, навеян этой группой
Мирона: “И Афина, отбросив инструмент священной рукой, сказала: “Погибни,
постыдный, позор моего тела, ибо этим я сама себя делаю безобразной"”
(Афиней, XIV, 616е—f).
История
спора Афины и Марсия была излюбленной у афинян темой, которая символизировала
превосходство лиры над флейтой, а следовательно, и эллина над неэллином.
Сцена
борьбы Тесея с Минотавром представлена на монетах Афин в трех разных вариантах:
1) обнаженный Тесей, держа дубинку в правой руке, попирает быка, упавшего на
левое колено; 2) Тесей, выпрямившись, с поднятой дубинкой в правой руке и
шкурой льва - в левой, бросается на падающего Минотавра; 3) Тесей и Минотавр
изображены стоящими: Тесей держит дубинку в правой руке, высоко подняв ее для
удара, схватив одновременно Минотавра левой рукой за правый рог. На всех трех
люнетах Минотавр изображен в виде человека с головой быка, так же как и в
вазовой живописи.
Статуя
Фрикса, приносящего в жертву барана, может быть, тожественна со статуей
скульптора Навсида. Ему принадлежала сходная по теме скульптурная группа (ср.
Плиний, XXXIV, 80). Легенды о Фриксе, чуждые Аттике, были распространены в
Беотии, где Атамант, по легенде, собирался принести в жертву своих детей,
Фрикса и Геллу (ср. Павсаний, IX, 34, 5).
В
идиллии Феокрита “Геракл-младенец” рассказывается о подвиге десятимесячного
Геракла, задушившего в колыбели двух ядовитых змей, посланных Герой (Феокрит,
XXIV, 1 ел.; Пиндар, Немейские оды, 1, 50 ел.; Аполлодор, II, 4, 8). Скульптурное
изображение Геракла со змеями, хранящееся в Эрмитаже (Санкт- Петербург), -
римская копия с греческого оригинала. Трудно сказать, представляет ли она
именно ту статую, которую видел Павсаний.
Упомянув
о статуе работы Клеэта и продолжая путь дальше по дороге вдоль Парфенона,
Павсаний описывает статую богини земли Геи, умоляющей Зевса о дожде “или когда
сами афиняне нуждались в дожде или когда по всей Элладе стояла засуха” (I,
24, 3). Место статуи Геи известно по надписи, сохранившейся на скале: “Изображение
плодоносящей Геи согласно оракулу”.
Вслед
за статуей Геи Павсаний отметил статую Конона и его сына Тимофея.
Первоначально афиняне поставили изображение отца; на пьедестале могли быть
размещены трофеи, полученные Кононом в сражениях. Позже было принято решение
поставить статую Тимофею, сыну Конона. Если предположить, что статуи отца и
сына были поставлены вскоре после смерти каждого из них, то, по мнению
Стивенса, статую Конона можно датировать первой четвертью IV в., а статую
Тимофея, поставленную на общем с отцом постаменте, — серединой IV в. Лица
статуй Конона и Тимофея были обращены к Пропилеям, так что их можно было
видеть сразу при входе на Акрополь.
Затем
Павсаний называет группу Пробны, “замыслившей убить своего сына Итиса, и
(изображение) самого Итиса, которую посвятил Алкамен” (I, 24, 3). В музее
Акрополя находится сходная по теме группа.
Обнаженный
мальчик прижался к ногам Прокны, как бы желая спрятаться в складках ее одежды.
Поза матери спокойна. Правда, фигура Прокны сохранилась очень плохо (отбиты
голова, правая рука и левая рука ниже локтя).
Аттический
миф считал Прокну дочерью афинского царя Пандия, сестрой Филомелы и Бутеса.
Выданная замуж за фракийского царя Терея, сына Ареса, она родила ему сына
Итиса. Терей, удалив Прокну из дома, совершил насилие над ее сестрой Филомелой
и вырвал ей язык, чтобы она не могла рассказать об этом. Но Фнломела, выткав на
одежде слова, дала знать Прокне о злодеянии. Сестры, желая отомстить Терею,
убили Итиса и подали его тело Терею во время трапезы. Преследуемые разъяренным
Тереем, они попросили богов превратить их в птиц. Боги смилостивились над ними.
По одному варианту легенды, Прокна стала соловьем, Филомела - ласточкой, Терей
- удодом; по Монументы Конона и
Конона-Тимофея
другому - Прокна
превратилась в ласточку, Филомела - в соловья, Терей - в ястреба.
Сохранившееся
скульптурное изображение Прокны, решившейся на убийство сына, по мнению ученых,
- слабая работа в художественном отношении. Она не могла принадлежать такому
талантливому скульптору, каким был Алкамен. Однако группа найдена была на
Акрополе. Поэтому Стивене, пытаясь найти этому объяснение, высказывает следующую
гипотезу. Группа Прокны и Итиса работы Алкамена была разбита или увезена и
позже заменена новой, выполненной значительно менее искусно. Возможно также,
что посвятитель Алкамен, кроме имени, не имеет ничего общего со скульптором
Алкаменом, учеником Фидия. Следует обратить внимание на то, что Павсаний
говорит о посвящении статуи, а не об ее создании Алкаменом. Однако трудно Даже
предположить, чтобы в самом почетном месте Акрополя знаменитый художник мог
поставить посредственную работа, хотя бы и не свою Может быть, скульптура
(V—IV вв ), найденная у западного бастиона, вообще не относилась к Акрополю и
была лишь плохой копией скульптурной группы Алкамена.
Тематически
постановка этой статуи на Акрополе вполне объяснима афинской легендой,
говорившей о родственных связях Прокны с Бутесом и Эрехтеем Интересно, что
сюжет найденной группы следует не афинскому, а другому варианту мифа Прокна
должна убить сына одна, без
помощи своей сестры
Замыслив убийство, Прокна еще не решается на него, а Итис доверчиво стоит около
матери.
Вблизи
Прокны находилась скульптура, посвященная очень популярной в Афинах теме -
спору Афины и Посейдона. Эта скульптура изображалась и на афинских монетах
Афина и Посейдон спокойно разговаривают друг с другом Змея Афины обви вает
корни оливкового дерева, на плече богини сидит сова, в стороне oт дерева стоит
Посейдон, держа в правой поднятой руке треножник, упирающийся концом в землю, с
её левой руки свешивается плащ, у ног его дельфин, обычное условное изображение
источника. По другую сторону дерева стоит Афина, с протянутой вперед правой
рукой левая поддерживает копье и щит. Спор между ними уже решен Зевсом в пользу
Афины.
Место
постановки статуи неясно. Статуи Афины и Посейдона могли стоять рядом с группой
Прокны и Итиса или напротив нее. Во всяком случае, обе группы были где то на
севере восточного угла Парфенона, вблизи священного участка Зевса Полнея.
У
самого входа в восточную целлу Парфенона, несколько южнее нее, стояла бронзовая
статуя Ификрата, знаменитого афинского полководца сына сапожника, он благодаря
своим способностям поднялся до высоких государственных магистратур, вел войны с
фракийцами и одержал несколько побед над спартанцами во время Коринфской воины.
Заботясь о создании армии более выносливои и подвижной в экспедициях,
рассчитанных на долгий срок, он изменил вооружение наемников. Женой его была
дочь фракийского царя Котиса. По словам Эсхнна (Речи, III, 243), постановка
статуи Ификрата при его жизни была наградой за победа над спартанцами в 392 г
(см Ксенофонт, Греческая история IV, 5 10 ел ) Из дошедшего до нас отрывка речи
Ификрата видно, что он сам домогался у афинян этой почести (Аристотель).
Заключение.
Культура
древней Греции оказала огромное влияние на развитие европейской культуры. Она
была сначала перенята Римом , потом развита. Немаловажно отметить, что римская
знать очень высоко ценила предметы искусства греческого происхождения, и они
вывозились из Греции в огромных количествах.
После
падения Римской империи и времён упадка европейской культуры, наступила эпоха
возрождения, которая именно так и названа потому что развитие культуры
продолжилось на основе достижений именно античной культуры, основным пластом
которой была культура древней Греции.
Список литературы.
1. 1: Андре Боннар, "Греческая
цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;
2. 2.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое
издание, том 18.
3. Н.А.Дмитриева "Краткая история
искусств",изд. "Искусство", М 1988 г.
4. 3. И.М.Дьякова "История древнего
мира", Изд. "Наука", М., 1989 г.
ДЭ, "Из истории человеческого
общества", т.8,Изд. "Педагогика", М., 1975 г.
5. ДЭ, "Искусство", т.12, Изд.
"Педагогика", М., 1977 г.
6. Колобова К. М. Древний город Афины и его
памятники. Л., 1961.
7. Мифы народов мира, тт. I, II,Изд. "Советская
энциклопедия", М., 1982 г.
8. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
9. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
10. "История Европы", изд.
"Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|