Исследователи
предполагают, что в Афинах эта площадка служила для ритуальных игр и священных
танцев, связанных, вероятно, также с магическим культом плодородия и
процветания страны. Павсаний еще видел на Акрополе статую быка, которую Совет
Ареопага поставил в память о быке-пахаре (I, 29, 2), изображение Геи,
наполовину вышедшей из земли и умоляющей о дожде, так как после убийства
первого быка-пахаря у алтаря разгневанные боги иссушили зноем землю Аттики (I,
24, 3); он видел и статую Афины с ростком оливкового дерева, и Посейдона,
вызывающего на поверхность волну источника (I, 24, 3), и, наконец, статую Зевса
Полнея (I, 24, 4), в связи с которой Павсаний и рассказывает легенду о
быке-пахаре.
На
древность этих культов указывают и стихи Гомера. В “Илиаде” (II, 550) поэт
говорит о том, что во дворце Эрехтея, рожденного пашней, дарующей хлеб, Афину
ежегодно умилостивляют “быками и баранами”. В рассказе о жертвоприношениях
быка Зевсу упоминается стол, на котором были положены бескровные жертвы от
урожая. Наряду с выражением “бык в городе” (“медный бык, посвященный Советом”).
Г. В. Эльдеркин обращает внимание, что в “Одиссее” в рассказе о предательском
убийстве Эгисфом Агамемнона сказано: он убил его так, “как если бы кто-нибудь
убил быка у стола” (IV, 535). Вероятнее всего, это представление о столе
связано с известным издавна умерщвлением быка в Афинах у бронзового жертвенного
стола Зевса, тем более, что такой бронзовый стол может быть отожествлен со столом
(фатнэ), числящимся в официальной описи сокровищницы в храме Афины: “четыре
серебряных фиалы на фатнэ”. Судя по изображениям . жертвоприношения быка на
саркофаге из Агии Триады (Крит), серебряные фиалы могли употребляться для
крови жертвенного быка.
Таким
образом, дворец афинских басилевсов того периода был центром святынь, связанных
с земледельческими культами и безопасностью страны. Жреческие функции древнего
басилевса вполне закономерно перешли позже в руки басилевса, члена коллегии
архонтов.
Хотя
частично сохранившиеся фундаменты царского дворца не позволяют восстановить
план дворца полностью, можно полагать, что общий комплекс дворцовых построек с
его внутренними и внешними дворами, большим мегароном, с культовой площадкой и
с жилыми помещениями, связанными друг с другом коридорами, был довольно
обширным. Г. Ф. Стивенс, специально исследовавший остатки дворцовых построек,
считает, что сохраненная в скале траншея и была основанием стены, образующей
западную границу дворцовых построек.
На
Акрополе видны следы двух строительных периодов: более ранний из них относится,
по-видимому, к XVI—XV вв., ко времени существования северного входа во дворец.
Позже, может быть в XIII в. ввиду нарастающей угрозы вторжения дорийцев
северный вход на Акрополь был перекрыт стеной, и лестница, вырубленная в скале,
закрылась построенными здесь маленькими домами.
Самой
замечательной постройкой этого времени является колодец, вход в который шел
непосредственно из крепости. В западной части северной стороны Акрополя
находилось четыре пещеры. В одной из них (самой восточной) археологами был
обнаружен подземный проход в 35 м длины и от 1 до 3 м ширины. Используя
глубокую трещину в северном склоне Акрополя, древние инженеры прорубили шахту
на глубину около 36,5 м от уровня Акрополя и достаточно широкую для постройки в
ней лестницы. Верхние ряды ступенек были деревянными, остальные каменными. В
глубине скалы к самому водохранилищу вели 40 ступеней из сероватого мрамора,
укрепленного на желтой глине. Лестница заканчивалась резервуаром около 4 м в
диаметре с глубоким колодцем в центре.
Вода
из него черпалась кувшинами. Постройка эта поражает изумительным познанием
древних строителей геологических особенностей скалы; они имели ясное представление
об уровне воды в районе Акрополя. В периоды дождей уровень воды значительно
поднимался, заполняя резервуар; летом количества воды в колодце также должно
было хватать для водоснабжения укрывшихся на Акрополе жителей. Постройка
такого колодца была делом чрезвычайно нелегким, и только крайняя необходимость
могла заставить афинян предпринять ее. В мирное время население Афин
Гекатомпедон
и реконструкция дворцового мегарона (Л. Холлапд). Существующие фундаменты
окрашены в черный цвет
пользовалось водой
источника Эмпедо (позже—Клепсидра), доступ к которому был нетрудным и с
Акрополя.
Лестница
с деревянными креплениями указывает на спешку, с которой производилась
постройка колодца. Очевидно, этот источник воды был заготовлен на случай осады
Акрополя. Население крепости пользовалось им не более 25 лет, так как позже он
был заброшен и его никогда не восстанавливали. Поэтому есть все основания
предполагать, что колодец был построен в период, подготовки к борьбе с
дорийцами. Эту датировку подтверждает и керамика, найденная у колодца и по
бокам лестницы, которая относится к концу этого периода. Фрагменты керамики
этого же типа найдены в микенских домах на северном склоне Акрополя и в
Пеларгике у бастиона храма Афины Ники. В это же время возводятся мощные
укрепления западного входа на Акрополь с включением в них Пеларгика.
Афин
как города в это время еще не существовало. Территории между Ареопагом и холмом
Муз, Рыночным Колоном и агорой, а также северные склоны Ареопага были заняты
древними некрополями. Основное население жило отчасти на равнине, а отчасти на
склонах Акрополя, где сохранились следы небольших жилищ на насыпных террасах.
По-видимому, эти постройки возникали вблизи кольцевой стены Акрополя в поздний
период (в конце XIV—XIII вв.), когда мирное население равнины оказывалось под
угрозой военного нападения.
При
Клисфене была начата постройка нового храма Афины на Акрополе, отличная от
храма Афины, перестроенного и реставрированного Писистратидами.
Сложной
и нерешенной до сих пор проблемой остается определение места и назначения
построек, известных по надписям V в., — Гекатомпедона (т.е. Стофутового храма)
и Опистодома. Некоторые ученые пытались видеть в Гекатомпедоне восточную целлу
древнего храма Афины; однако в надписи храм Афины называется просто “храмом”,
следовательно, Гекатомпедоном была какая-то другая постройка. Одновременно для
обозначения перикловского Парфенона часто употреблялось официальное название
Гекатомпедона как для восточной целлы Афины, так и для всего храма. При этом,
однако, ни размеры целлы, ни тем более храма не соответствуют ста футам.
Поэтому стали предполагать, что название “Гекатомпедон” унаследовано от более
древнего храма (Старый Парфенон), на месте которого был возведен храм Афины при
Перикле. Но поскольку обнаруженные фундаменты и этого раннего храма не соответствуют
масштабам “стофутовой” постройки, В. Б. Динсмур предположил, что и этот храм
унаследовал свое название от еще более раннего, который он образно назвал
“дедом” Парфенона (так называемый “Прапарфенон”). Поскольку на вершине Акрополя
не было места для других построек, кроме древнего храма Афины на севере и
территории, занятой Парфеноном, на юге, постольку возможно, что первоначальный
Гекатомпедон был святилищем, предшествующим Парфенону, хотя на Акрополе не
сохранилось его остатков. Впрочем, некоторые думают, что Гекатомпедоном
назывался не храм, а священный участок, объединяющий на своей территории
основные святыни и алтари Акрополя .
Опистодомом
называли помещение, расположенное позади основной целлы храма; вероятно, так
называли или западную половину древнего храма Афины или западное помещение
Парфенона. Впервые этот термин встречается в декрете Каллия (439/438 или
434/433 г.) в связи с хранением храмовой казны Афины и других богов.
Согласно декрету,
казна Афины должна была помещаться с правой стороны, а казна других богов - с
левой. Возможно, что Опистодомом стали называть два помещения западной части древнего
храма Афины или две стороны широкого западного помещения Парфенона или же его
открытый портик,
огражденный решеткой.
Последнее,
однако, вряд ли согласуется с необходимостью надежной охраны казны Афины и
казны богов.
Оба
предположения встречают трудности: первое - потому что древний храм Афины был
разрушен персами в 480/479 г.; второе - в связи с тем, что название
“Опистодом” встречается последний раз в 353/352 г (ср. Демосфен, Речи, XXIV,
136); после этого года он, по-видимому перестал существовать, и, следовательно,
это не может относиться к Опистодому Парфенона.
Многие
ученые склоняются к тому мнению, что Опистодом древнего храма Афины, состоявший
из двух помещений, имеющих отдельные входы, был удобен для размещения здесь
двойной казны, находившейся под наблюдением двух казначеев. К тому же вход в
эти помещения был не сразу из портика, а через большой зал - первое помещение
храма. Поэтому предполагают с большой долей вероятности, что впоследствии была
восстановлена лишь эта западная часть храма, которая, по традиции, продолжала
называться Опистодомом, хотя фактически существовала уже как отдельная
постройка, предназначенная для хранения казны. Эта догадка как будто бы находит
косвенное подтверждение в том, что после разрушения древнего храма Афины
персами он не восстанавливался более как храм.
От
времени Клисфена сохранился еще один памятник на Акрополе, связанный с
событиями 506 г. После падения тирании спартанский царь Клеомен захватил
Акрополь и, создав Совет 300 из знати, поставил у власти своего ставленника
евпатрида Исагора. В связи с установлением власти родовой олигархии начались
изгнания, в том числе были изгнаны “нечестивцы”, т. е. Алкмеониды и Клисфен.
Однако афинский народ осадил Акрополь и после трехдневной осады вынудил
Клеомена и спартанцев покинуть пределы Аттики. С ними вместе бежал и Исагор. В
506 г. Клеомен с войском вторгается в Элевсин. Союзники Спарты, беотийцы и
халкидяне (с о. Евбеи), рассчитывая на возможность легкой расправы с Афинами,
присоединились к спартанцам. Однако окрепшая и патриотически настроенная
афинская демократия вышла победительницей в этой войне. Поход Клеомена кончился
неудачно вследствие раскола в его войсках; а над беотийцами и халкидянами Афины
одержали две победы, которые Геродот называет блистательными. Пленных беотийцев
и халкидян афиняне заковали в цепи и лишь затем, получив за них большой выкуп,
вернули на родину. “Оковы же, в которых они были закованы, они повесили на
Акрополе; они сохранились и до моего времени, свешиваясь со стен, обожженных
персидским пожаром, напротив мегарона, обращенного к западу. На десятую долю
выкупа поставили посвящение в виде бронзовой квадриги. Она стоит слева, сразу
при входе в Пропилеи, что на Акрополе. Написано же на ней следующее:
Граждан
афинских сыны, победив на войне беотийцев
И
халкидян племена, гнетом железных цепей
Дерзость
уняли врагов
Как
десятую долю добычи
Этих
Паллада коней в дар получила от них.
(Геродот,
V, 77)
Посвящение
Афине четверки коней (управляемых, может быть, Никой) на западном склоне
Акрополя, у Пропилеи, а также цепей, в которых были закованы пленные у
мегарона (может быть, у древнего храма Афины) - первое известное нам посвящение
победившей демократии, поставленное на Акрополе не отдельным частным лицом, а
всем народом. Победа над беотийцами и халкидянами имела большое значение для
афинского народа, так как это было первое серьезное испытание новой военной
организации народа, всенародного ополчения, набираемого по территориальным
филам. Понятна поэтому та гордость, которая находит яркое выражение в краткой
надписи на пьедестале посвящения.
В
истории Афин VI в. является поворотным периодом, связанным с важнейшими
событиями в жизни афинского народа. В это время афинские малоимущие и наемные
земледельцы из рабов превратились не только в свободных и независимых от знати
людей ,но и в граждан афинской общины, свободно высказывающих свое мнение по
поводу важнейших государственных вопросов и в частных беседах на агоре и во
время собраний на Пниксе. После создания (при Писистрате и при Клисфене) первых
клерухий демократический полис взял на себя обязанность поддерживать
экономическое благосостояние граждан за счет растущего рабства иноплеменников и
территорий, подвластных Афинам. На эти земли выводилась афинская беднота,
афинские клерухи, получающие земельные наделы за счет покоренного населения.
Рабовладельческий характер античной демократии находил свое отчетливое
выражение в росте числа привозных рабов и в системе клерухий. Поднялось
благосостояние и городского трудового населения Афин (ремесленники, художники,
скульпторы и архитекторы). Их изделия находили постоянный и все возрастающий
спрос.
Художники
и сюулопторы этого века создавали не статуи богов, а самих богов - юных и
прекрасных, доброжелательных к людям. На губах у них играет полузагадочная
улыбка, та “архаическая” улыбка скульптур , которая всегда освещает лица богов
и героев. Боги должны восприниматься ожившими, поэтому мрамор окрашивался.
Белизна мрамора, натертого смесью воска и оливкового масла или смесью шафрана и
молока, получала живой тон человеческой кожи. Окрашивались волосы, губы, глаза
и ресницы. Богатая одежда мраморных кор передает богатство узоров, вышивку или
вытканный яркими красками рисунок. И храм Афины, получивший новое оформление
при тиранах, издали бросался в глаза яркостью своей росписи. Греки писали
энкаустикой, с помощью минеральных красок, прямо на мраморе Они расцвечивали
архитектурные и скульптурные детали голубыми, желтыми на колоннах, зелеными на
одеждах, красными на фоне метоп, фризов и фронтонов красками. Многие статуи
архаических кор, найденные на Акрополе, сохраняют еще первоначальную, уже
поблекшую окраску.
В
период тирании в Афинах впервые появляются мраморные скульптуры. Почти
прозрачный, просвечивающий на солнце мрамор, доставляемый с островов, придавал
необычайное очарование этим скульптурам, так как раньше в Афинах статуи обычно
создавались из известняка или пороса. Возникший в Ионии и на островах (Хиос,
Парос) новый тип кор, подчеркивающий богатой драпировкой тонкой одежды
стройность девичьей фигуры, намеренно стилизованной и изысканной, находит
радушный прием в Афинах. 56 более или менее хорошо сохранившихся кор, найденных
на Акрополе, свидетельствуют о силе художественного влияния на Афины ионийских
мастеров. Эти прославленные мастера стекались ко двору тиранов. Но иногда, если
они не приезжали сами, им направлялся специальный заказ. Такой заказ из Афин
получил, например, знаменитый хиосский скульптор Архерм, впервые создавший
изображение крылатой Победы (Ники).
В
середине VI в. наряду со скульптурами из импортного островного мрамора
появляются первые работы афинских скульпторов из пентеликонского мрамора. Но
главные каменоломни Пентеликона еще не были открыты, и такие статуи редки.
В
Афинах VI в. входит в моду хитон из тонкой прозрачной ткани и небрежно
наброшенный сверху, спадающий вертикальными складками плащ. В скульптурах
ионийских художников с большим искусством трактуется фигура девушки (коры), ее
одежда, прическа—локоны, перехваченные на голове диадемой и спадающие длинными
прядями на грудь, ее продолговатые выпуклые глаза, слегка подкрашенные
кармином, одухотворенное, освещенное мягкой, иногда лукавой улыбкой лицо.
Однако
афинские художники не стали простыми подражателями ионийцев, они сохранили свой
оригинальный стиль, свои художественные традиции. Заимствуя у ионийских кор
разрез глаз, поворот фигуры, детали драпировки, афинские мастера пытались
воспроизвести не статуи, поставленные у подножия храма на Акрополе, а реальных
живых девушек, своих афинских современниц. Это накладывало на работы афинских
мастеров ту оригинальность, которая позволяет и теперь сразу отличить их работу
от работы ионийцев
На
рубеже VI и V вв. художники в Афинах, обладавшие уже большим опытом в
изготовлении как мраморных, так и бронзовых статуй, достигшие высокого
мастерства в краснофигурной живописи, подошли вплотную к одному из величайших в
истории искусства открытий – к открытию перспективы. Первые попытки показать
движение человеческой фигуры, отказавшись от обязательной симметрии ее частей,
относятся к концу VI в. Они свидетельствуют о настойчивом стремлении добиться
такой правдивости изображения, чтобы оно стало ярким и убедительным.
Несомненно,
что развитие демократического строя в Афинах повышало интерес и художников и
поэтов к изображению человека-гражданина.
В
это время после реформ Клисфена афинская агора одержала победу над Акрополем и
центром политической, социально-экономической и духовной жизни афинян стал
теперь район горшечников и металлургов. Памятники, созданные тираном, все более
заменяются памятниками, созданными народом. Орхестра агоры, на которой
Писистрат устраивал первые театральные игрища, возбудившие в свое время
негодование Солона, покинута. На южном склоне Акрополя возникает новая орхестра
с храмом Диониса. Здесь происходят теперь состязания поэтов, драматургов, а
позже и комедиографов. Организует и проводит праздники, в отличие от
представлений на орхестре агоры, сам народ. Рождается афинский народный театр.
Длительная и упорная борьба народа с родовой знатью завершилась полной победой
народа; но не следует забывать, что одержать победу народ мог только в
условиях создания гражданской общины, основой существования которой был труд
рабов и эксплуатация политически неполноправных или бесправных людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|