Например,
действующий в Нидерландах Закон о медицинском договоре устанавливает, что
несовершеннолетние, начиная с шестнадцати лет, могут самостоятельно заключать
договоры на оказание медицинских услуг. Малолетних, не достигших двенадцати
лет, в обязательствах по оказанию медицинских услуг представляют их родители
или иные законные представители. Подход медицинских учреждений к
несовершеннолетним от двенадцати до шестнадцати лет должен быть
дифференцированным: если врач сочтет, что такой несовершеннолетний способен
разумно понимать свои интересы, то его лечение должно осуществляться с его
согласия и согласия его законных представителей; в противном случае достаточно
согласия родителей или заменяющих их лиц[40].
Возраст, с
достижением которого наступает сделкоспособность по обязательствам на оказание
медицинских услуг, должен соответствовать возрасту, когда несовершеннолетние
обычно начинают самостоятельную, независимую от родителей и иных законных
представителей, жизнь, то есть, как правило, по окончании общеобразовательной
школы. Таким образом, наиболее удачным вариантом является законодательное
признание за несовершеннолетними способности самостоятельно заключать договоры
и совершать другие сделки, направленные на получение медицинских услуг, по
достижении шестнадцати лет (а не по общему правилу - по достижении восемнадцати
лет). Одновременно целесообразно снизить возраст, с которого несовершеннолетние
вправе давать согласие и отказываться от медицинского вмешательства с
пятнадцати лет до четырнадцати (согласно принятой в ГК РФ возрастной схеме).
Граждане, чья
дееспособность ограничена вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими средствами в порядке статьи 30 ГК РФ, заключают договоры на
оказание медицинских услуг с согласия попечителя. В то же время, согласие на медицинское
вмешательство или отказ от него дается таким гражданином только лично.
От имени граждан,
признанных недееспособными, заключают договоры на оказание медицинских услуг и
дают согласие на проведение медицинского вмешательства, а также заявляют отказ
от его проведения законные представители этих граждан (опекуны) согласно статье
29 ГК РФ, статьям 32, 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В соответствии со
статьей 41 ГК РФ попечитель совершеннолетнего дееспособного гражданина, который
по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои
права и исполнять обязанности, совершает бытовые и иные сделки, направленные на
содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного с его согласия.
Следовательно, попечитель совершеннолетнего дееспособного гражданина заключает
договоры и совершает другие сделки по медицинским услугам (поскольку они
направлены на содержание подопечного) с согласия подопечного, причем согласие
на медицинское вмешательство или отказ от него дается лично подопечным.
Заключение
договора на оказание медицинских услуг, выражение согласия или отказа от
медицинского вмешательства через представителя, действующего по доверенности
или на основании договора не допускается, так как по своему характеру данные
сделки могут быть совершены только лично (пункт 4 статьи 182 ГК РФ).
Действующее
законодательство не уделяет должного внимания проблеме гарантий охраны жизни и
здоровья несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан с ограниченной
дееспособностью в случаях отсутствия или бездействия их законных представителей.
Данный недостаток особенно заметен на фоне детального правового регулирования,
которое получили в гражданском и семейном законодательстве отношения, связанные
с осуществлением законными представителями имущественных прав подопечных.
Согласно статьям
32 и 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан при отсутствии
законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает
консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный)
врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического
учреждения и законных представителей; при отказе родителей или иных
законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей
лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской
помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение
имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. Последняя норма заведомо
неэффективна, так как у больного человека нет времени ожидать завершения судебных
процедур.
Уже упоминавшийся
Закон Нидерландов «О медицинском договоре» содержит частичное решение данной
проблемы, допуская лечение несовершеннолетних старше двенадцати лет без
согласия родителей в случаях, когда отказ от лечения может причинить пациенту
существенный вред, также в случаях, когда сам несовершеннолетний вопреки несогласию
родителей, осознанно настаивает на лечении. И, наоборот, в случаях, когда сам несовершеннолетний
отказывается от лечения, вопреки желанию законных представителей, его воля
подлежит исполнению, если отказ от лечения не причинит пациенту существенный
вред[41]
Закон охраняет
жизнь, здоровье, личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни
несовершеннолетних детей, граждан, лишенных дееспособности или с ограниченной
дееспособностью. Поэтому нельзя говорить о свободе и полной самостоятельности
родителей и иных законных представителей в решении вопросов, относящихся к
жизни, здоровью, личной неприкосновенности и неприкосновенности частной жизни несовершеннолетних
детей и подопечных.
Права и
обязанности родителей и иных законных представителей детей установлены Семейным
кодексом РФ. В соответствии со статьями 63 и 65 Семейного кодекса РФ[42]
родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей; родительские права не могут осуществляться в
противоречии с интересами детей; обеспечение интересов детей должно быть
предметом основной заботы их родителей; при осуществлении родительских прав
родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их
нравственному развитию. Соответствующие обязанности возложены ГК РФ на иных
законных представителей детей.
Из данных
положений вытекает, что родители и иные законные представители не вправе
произвольно принимать решения о медицинском вмешательстве или об отказе от
медицинского вмешательства, они обязаны руководствоваться интересами
несовершеннолетних детей (подопечных). Действия (в том числе бездействие)
родителей и иных законных представителей, не соответствующие интересам
несовершеннолетних детей (подопечных), должны квалифицироваться как
правонарушение (неисполнение обязанности или злоупотребление правом).
Критерием,
позволяющим разграничить правомерное и неправомерное поведение родителей или
иных законных представителей при решении вопросов о медицинском вмешательстве,
может служить так называемый «стандарт лучших интересов»[43].
Данный стандарт позволяет определить пределы усмотрения родителей и иных
законных представителей. Действия родителей и иных законных представителей, совершенные
с нарушением «стандарта лучших интересов несовершеннолетних детей» является
деликтными. Поэтому в законодательстве о здравоохранении необходимо определить
эффективный механизм предупреждения нарушений и защиты интересов
несовершеннолетних детей по двум направлениям: путем увеличения правомочий с
одновременным возложением ответственности на медицинские учреждения по принятию
решений о медицинском вмешательстве в интересах несовершеннолетних, а также
путем регулирования процедуры принятия таких решений.
Медицинское
учреждение может воздержаться от медицинского вмешательства или прекратить его
осуществление по требованию родителей и иных законных представителей, если
очевидный вред или риск причинения вреда (физического или морального) несовершеннолетнему
ребенку перевешивают предполагаемую пользу от медицинского вмешательства. В
литературе также высказано мнение о неправомочности родителей или иных законных
представителей отказаться от искусственного питания и снабжения водой несовершеннолетних
детей (как элемента лечения)[44].
Некоторые авторы[45]
считают, что целесообразно законодательно закрепить обязанность медицинских
учреждений информировать родителей или иных законных представителей в доступной
их пониманию форме о перспективах и целесообразности медицинского вмешательства
или отказа от него, а также действовать в лучших интересах несовершеннолетних
детей (соответственно осуществлять или воздерживаться от медицинского вмешательства)
с соблюдением установленной процедуры в случаях, если действия (бездействие)
родителей или иных законных представителей противоречат интересам детей (подопечных),
а также при наличии разногласий между родителями.
Процедура
принятия таких решений медицинским учреждением должна обеспечивать быстроту и
оперативность. Принимаемое решение медицинского учреждения должно иметь форму
заключения консилиума врачей или постоянно действующего органа (например,
комитета по вопросам этики) медицинского учреждения, учитывать заслуживающие
внимания доводы родителей или иных законных представителей. Медицинское
заключение должно отвечать требованиям добросовестности, быть обоснованным и
квалифицированным, учитывать имеющиеся возможности медицинского учреждения,
медицинской науки и практики в целом. Принятое заключение должно фиксироваться
в медицинской документации. Родители (или иные законные представители) и
медицинское учреждение (в лице консилиума врачей или постоянно действующего
специального органа) принимают решение независимо от третьих лиц и несут за
него установленную (в том числе гражданско-правовую деликтную) ответственность.
Особые правила
принятия решения о медицинском вмешательстве должны быть разработаны в
отношении недееспособных граждан и граждан с ограниченной дееспособностью. В
данную категорию лиц также целесообразно отнести так называемых «фактически
недееспособных граждан». Под ними применительно к данному исследованию мы понимаем
граждан, которые, являясь юридически дееспособными, вследствие своего болезненного состояния
временно не способны понимать значения своих действий, либо руководить ими,
либо совершать фактические действия по защите личных неимущественных прав, либо
обратиться за получением медицинской помощи без содействия других лиц.
Необходимо
закрепить в законе правило, что решения о медицинском вмешательстве в интересах
таких граждан при отсутствии их законных представителей принимают родственники,
а в отсутствие также и родственников - близкие друзья[46].
Медицинское учреждение обязано исполнять это решение, если оно не нарушает интересов
пациента и является благоразумным, максимально вовлекать пациента в процесс
принятия решений и прекращать медицинское вмешательство по его осознанному
требованию.
Оказание
медицинских услуг в вышеприведенных случаях при отсутствии волеизъявления пациента
или его законных представителей возникает из предусмотренных законом
односторонних действий медицинского учреждения. Для регулирования данных отношений
могут применяться по аналогии закона правила о действиях в чужом интересе без поручения
(глава 50 ГК РФ).
В случаях,
предусмотренных законодательством, факт достижения пациентом совершеннолетия
или иного возраста является элементом правообразующего юридического состава,
порождающего обязательство по оказанию некоторых медицинских услуг (вмешательств).
Например, в силу статьи 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан
искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона могут выполняться женщинам,
достигшим совершеннолетнего возраста.
Согласно статье
29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан лица, задержанные,
заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо
административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том
числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной
системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
Статья 101 действующего
Уголовно-исполнительный кодекс РФ[47] предусматривает
организацию в рамках уголовно-исполнительной системы лечебно-профилактических и
лечебных исправительных учреждений для медицинского обслуживания осужденных. Из
содержания этих правил следует, что вышеуказанные лица ограничены в возможности
получения медицинской помощи только теми ее видами, которые оказываются
государственными и муниципальными медицинскими учреждениями за счет бюджетов,
они не могут заказывать и пользоваться медицинскими услугами на основе
гражданско-правовых договоров с негосударственными и немуниципальными
медицинскими учреждениями (ограничение правоспособности).
Исполнителем
медицинской услуги является медицинский субъект (медицинское учреждение), то есть любое
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также
индивидуальный предприниматель, производящие услуги в области здравоохранения.
Медицинские
учреждения могут классифицироваться исходя из следующих критериев: форма
оказания медицинской помощи: амбулаторно-поликлинические учреждения, больницы,
диспансеры; степень интеграции или специализации видов медицинской деятельности:
поликлинические учреждения, профильные (терапевтические, хирургические,
педиатрические и т.п.) и узкоспециализированные (ожоговые, гематологические,
кардиологические и т.п.) медицинские учреждения; основной вид медицинской
деятельности: учреждения первичной медицинской помощи, скорой и неотложной
медицинской помощи, учреждения переливания крови, санаторно-курортные
учреждения, учреждения паллиативной помощи (хосписы) и т.д.; особый типа
лечебно-профилактического учреждения: лепрозории; особый (чрезвычайный)
характер деятельности (например, центры медицины катастроф); территориальный
или производственный принцип организации обслуживания граждан: здравпункты,
медсанчасти, участковые, сельские, районные, городские, региональные,
межреспубликанские (межобластные), Всероссийские и т.п. учреждения.
Кроме того,
медицинские учреждения могут дифференцироваться по категориям в зависимости от
степени сложности, новизны и неординарности применяемых в диагностическом и
лечебном процессе технологий (например, научно-исследовательские институты,
клинические больницы).
В соответствии с
Положением «О Министерстве здравоохранения и социального развития Российской
Федерации»[48], была утверждена единую
номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения.
Лицензирование и
присвоение медицинским учреждениям категорий как способы государственного
административного управления в сфере здравоохранения оказывают существенное
влияние на гражданско-правовое регулирование медицинских услуг.
В соответствии с
пунктом 96 статьи 17 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов
деятельности»[49] медицинская деятельность
подлежит обязательному лицензированию. Порядок лицензирования установлен
Положением «О лицензировании медицинской деятельности»[50].
Законодательство о здравоохранении не предусматривает специальных
гражданско-правовых последствий на случай осуществления медицинской
деятельности без лицензии, поэтому действует общее правило о признании
оспоримой сделки недействительной по статье 173 ГК РФ.
В соответствии с
Положением «О лицензировании медицинской деятельности» в лицензии указываются
условия осуществления лицензируемого вида медицинской деятельности (правила и
нормы, в соответствии с которыми осуществляется медицинская деятельность, а
также дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого
вида медицинской деятельности).
Статья 55 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривающая порядок
лишения лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фармацевтической
деятельности, лицензии или приостановление ее действия, применяется с учетом
Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[51].
Статья 13 указанного Федерального закона устанавливает порядок приостановления
действия лицензии лицензирующим органом в случае выявления нарушений
медицинским учреждением лицензионных требований и условий, которые могут
повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и
здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства. В случае
неоднократного или грубого нарушения медицинским учреждением лицензионных
требований и условий лицензия может быть аннулирована решением суда.
Приостановление действия лицензии и ее аннулирование по своей природе являются
административно-правовыми санкциями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|