Принцип
единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей
Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип
подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые
налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения
налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями
государства.
Принцип
стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна
действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа
должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном
порядке.
Принцип
множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим
из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана
на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации
различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему,
которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Принцип
исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России
предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых
изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных
налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В наиболее
полном виде система принципов налогообложения представлена.
Существующая
налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации
положены разные признаки.
Классификация
налогов
По
форме обложения: Прямые и Косвенные
По
субъекту-налогоплательщику: Налоги с физических лиц
Налоги
с юридических лиц
Смешанные
налоги
По
срокам уплаты: Срочные налоги
Периодично-календарные:
1)
Декадные
2)
Ежемесячные
3)
Ежеквартальные
4)
Полугодовые
5)
Ежегодные
По
уровню установления и изъятия
Федеральные
Региональные
Местные
По
уровню бюджета
Закрепленные
Регулирующие
По
целевой направленности
Абстрактные
Целевые
По
способу взимания
До
получения дохода
После
получения дохода
Кадастровый
По
видам построения
Твердые
ставки
Долевые
ставки:
1)
пропорциональные
2)
прогрессивные
3)
регрессивные
4.
Государственные и муниципальные кредиты и долги.
В
качестве внутренних заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия;
российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с
иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами
обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать
только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление
внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного
кредита и бюджетной ссуды.
Бюджетный
кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по
предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на
возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев
в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило,
предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении
нижестоящих бюджетов.
Какой
порядок предоставления бюджетного кредита юридическим лицам, которые не
относятся к государственным и муниципальным предприятиям, бюджетным учреждениям,
предусмотрен в Бюджетном кодексе РФ?
В
Бюджетном кодексе установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен на
условиях возмездности только при условии предоставления заемщиком обеспечения
исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Способами
обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть
только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в
виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
Налоговые
кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного
кредита.
Обязательным
условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной
проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным
органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного
кредита.
Возврат
предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к
платежам в бюджет.
Бюджетный
кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют
просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на
возвратной основе.
Каковы
условия и порядок предоставления бюджетного кредита государственным и
муниципальным унитарным предприятиям?
Бюджетные
кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или
муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые
предусмотрены соответствующими бюджетами.
Под
дотациями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих расходов.
Под
субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на
безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых
расходов.
Под
субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Государственным
долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными субъектами международного права, включая
обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем
находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную
казну.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика
с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми
организациями;
государственных
займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
договоров
и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров
о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
В
объем государственного внутреннего долга включаются:
основная
номинальная сумма долга по ценным государственным бумагам;
объем
основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем
основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской
Федерацией от бюджетов других уровней;
объем
обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
В
объем внешнего долга Российской Федерации входят:
объем
основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств
иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых
организаций;
объем
обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Управление
государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство
Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации —
на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а управление
муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного
самоуправления.
Российская
Федерация несет ответственность по своим обязательствам и не несет
ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы
Российской Федерацией.
Субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым
обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы
ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
От
имени Российской Федерации право осуществления государственных внешних
заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении
государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит
Правительству РФ либо уполномоченному им ответственному федеральному органу
исполнительной власти,
Внешние
заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита
федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых
обязательств.
Под
реструктуризацией долга в Бюджетном кодексе понимается основанное на
соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или
муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми
обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения
обязательств.
Реструктуризация
долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы
основного долга.
Сумма
расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем
расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если
указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
В
Бюджетном кодексе предусмотрены следующие пределы: предельный объем
государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать
годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего
долга Российской Федерации;
предельные
объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга,
пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год
утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Государственной
или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе признается способ обеспечения
гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская
Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование —
гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому
дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед
третьими лицами полностью или частично. При этом письменная форма
государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение
ее влечет ее недействительность (ничтожность).
Гарантии
предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Гарант
по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную
ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному
им обязательству.
Гарантии
по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской
Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.
Обслуживание
государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком
России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством
Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых
обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде
процентов по ним или в иной форме.
Выполнение
Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций
генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых
обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде
процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством
Российской Федераций выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк
России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию
государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание
государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,
муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами,
законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного
самоуправления.
Заключение
Бюджетная
система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней. Существует два
метода формирования и использования бюджетных средств — собственно бюджетный и
кредитный. В основу формирования доходной базы бюджета положены
налоговые методы.
Финансовая
помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме
дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи
средств учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих
средств.
Собственные
доходы бюджетов представляют собой те доходы, которые закреплены на постоянной
основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней. К
регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные региональные налоги и иные
платежи.
Расходы
бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и
капитальные расходы.
Размер
дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций
и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Государственные
внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они создаются для решения (финансирования)
конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.
Под
бюджетным федерализмом следует понимать форму бюджетного устройства в
федеративном государстве. При централизованных моделях разграничение полномочий
между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением
их достаточными собственными источниками доходов. Децентрализованные типы
организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени
самостоятельности региональных и местных бюджетов. Существующий механизм
бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного
устройства.
Объективно
не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных
средств. «Правильного» (справедливого) дележа не бывает в принципе. Всегда
имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов распределительных отношений.
В
настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие
организационные принципы:
1)
принцип единства;
2)
принцип подвижности (пластичности);
3)
принцип стабильности;
4)
принцип множественности налогов;
5)
принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов Существующая
налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации
положены разные признаки.
Бюджетный
кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по
предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на
возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев
в пределах финансового года.
Под
дотациями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих расходов.
Под
субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на
безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых
расходов.
Под
субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Государственным
долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской
Федерации. Управление
государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство
Российской Федерации. Под реструктуризацией долга в Бюджетном кодексе понимается
основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих
государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых
обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие
условия обслуживания и погашения обязательств.
Список
используемой литературы:
1.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб.
пособие.// Колпакова Г.М. – М.: Финансы и статистика. 2002, глава 4-11.
2.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для
вузов // Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Юнити-Дана, 2002, глава 3-11.
3.
Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник //
Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. – М.: Велби, 2002, глава 10-16.
4.
Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможности
налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики, 2003, № 2.
5.
Задорнов М. Бюджет жесткий , но реальный // Финансы
, 2003, № 3.
6.
Нестеренко Т. Государство должно контролировать
бюджет // Финансы, 2004, № 8.
7.
Павлова А., Бабин А. Реальный бюджет и экономика
страны // Экономист, 2003, № 5.
8.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб.
пособие.// Колпакова Г.М. – М.: Финансы и статистика. 2002, глава 4-11.
9.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для
вузов // Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Юнити-Дана, 2002, глава 3-11.
10.
Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник //
Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. – М.: Велби, 2002, глава 10-16.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|