Государственные и местные финансы в финансовой системе РФ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
« Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Дисциплина
«Финансово-кредитная система»
РЕФЕРАТ
по теме «Государственные и местные финансы в финансовой системе
РФ»
Автор : зам.начальника кафедры ГиСЭД
капитан милиции
Иванов В.В.
Белгород
2008
г.
Цели реферата:
Воспитательная:
Формирование и поддержание заинтересованности у обучаемых в приобретении ими
знаний для использования их в своей будущей практической работе, связанной с борьбой с экономической
преступностью.
Развивающая: Развитие
навыков анализа современных проблем в области финансов и кредита и нахождение
путей их решения.
Примерное
распределение времени
План реферата
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
3
|
Учебные вопросы:
|
1. Бюджет и внебюджетные фонды
|
4-16
|
2. Межбюджетные отношения. Бюджетный федерализм.
|
16-25
|
3. Налоги и пошлины.
|
25-33
|
4. Государственные и муниципальные кредиты и долги.
|
33-39
|
Заключительная часть (подведение итогов)
|
40-42
|
Государственные
финансы в РФ.
План:
Введение
1.
Бюджет и
внебюджетные фонды.
2.
Межбюджетные
отношения. Бюджетный федерализм.
3.
Налоги и
пошлины.
4.
Государственные
и муниципальные кредиты и долги.
Заключение
Введение
Основное
содержание темы связано с рассмотрением основных элементов структуры
государственных финансов РФ. В рамках первого вопроса плана излагается
структура бюджетной системы РФ, определяются доходы и расходы бюджетов различных уровней, источники финансирования дефицита
бюджета. Основная проблематика второго
вопроса плана отражает регулирование и содержание межбюджетных отношений. В
третьем вопросе плана и дается общая характеристика и классификация различных
налоговых платежей. Изложение
четвертого вопроса плана содержит порядок и условия предоставления бюджетных
кредитов, определение различных форм бюджетных субсидий, а также долговых
обязательств РФ и общее представление об управлении государственным долгом.
1.Бюджет и внебюджетные
фонды.
Бюджетная
система Российской Федерации представляет совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная
система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
·
первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
·
второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных фондов;
·
третий уровень — местные бюджеты.
Бюджетная
система Российской Федерации основана на следующих принципах:
Ø
единство бюджетной системы Российской Федерации;
Ø
объективность и полнота бюджета;
Ø
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации;
Ø
самостоятельность бюджетов;
Ø
сбалансированность бюджета;
Ø
общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
Ø
гласность;
Ø
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Как
экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между
государством, экономическими субъектами и населением по поводу
перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом,
национального дохода) в процессе образования и использования централизованных
фондов денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе
развития потребностей общественного воспроизводства.
Как
специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный
документ, в котором: 1) в количественном выражении определены предполагаемые
доходы, источники их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих
средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного
самоуправления; 2) отражается процесс получения и распределения
государственных денежных ресурсов, необходимых для выполнения его функций.
Для
целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют
консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты
муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют
консолидированный бюджет субъекта РФ.
Существует
два метода формирования и использования бюджетных средств — собственно
бюджетный и кредитный. Бюджетный метод представляет собой принудительное
изъятие части денежных доходов предприятий и населения и безвозмездное использование
этих средств на определенные цели.
Кредитная
форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и
внешних займов, а также расходование части бюджета в виде бюджетных ссуд,
кредитов иностранным государствам и т. п.
В
основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые методы.
Неналоговые доходы включают: доходы от приватизации, аренды государственного и
муниципального имущества, поступления от внутренних и внешних займов, средства
от продажи золотовалютных резервов и другие неналоговые поступления, в том
числе дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности,
платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления,
бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации и т.д.
Целевой
бюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за
счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных
видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного
фонда используются строго по назначению.
Финансовая
помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме
дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи
средств учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих
средств.
Собственные
доходы бюджетов представляют собой те доходы, которые закреплены на постоянной
основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.
К ним
относятся:
·
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами,
бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
·
неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая
помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета
государственного внебюджетного фонда.
К
регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и
иные платежи, по которым устанавливаются не менее чем на три года нормативы
отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные
бюджеты на очередной финансовый год.
Нормативы
отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы
Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о
бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему
регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
При
распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы
бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы
доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Расходы
бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и
капитальные расходы.
Группировка
расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической
классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные
расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную
деятельность, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной
инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных
кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении
которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности
соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований.
В
составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным
законом.
Текущие
расходы бюджетов — это расходы, направленные на обеспечение текущего
функционирования органов государственной власти, органов местного
самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и
субвенций на текущее функционирование.
Расходы
бюджетов осуществляется в следующих формах:
1.
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2.
средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным
контрактам;
3.
трансфертов населению;
4.
ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
5.
бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек
и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
6.
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
7.
инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
8.
бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней,
государственным внебюджетным фондам;
9.
кредитов иностранным государствам;
10.
средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или
муниципальных гарантий.
В
расходной части бюджетов всех уровней может быть предусмотрено создание
резервных фондов.
Их
размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер
резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается
органами законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов
при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.
Средства
резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том
числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий
стихийных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.
Резервный
фонд Президента Российской Федерации создается в размере не более 1%
утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются
на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов,
предусмотренных указами Президента Российской Федерации. Расходование средств
фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента
Российской Федерации. При этом не допускается расходование средств резервного
фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента
Российской Федерации.
Дефицит
бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае
принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим
законом (решением) о бюджете утверждаются и источники его финансирования. При
этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета
не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.
Размер
дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных
инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской
Федерации.
Размер
дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема
его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из
источников финансирования только дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
могут направляться на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть
использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.
Размер
дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета
финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета
могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не
могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и
погашение муниципального долга.
Профицит
бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что, если в процессе составления или
рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами
бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита
бюджета в следующей последовательности:
-
сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности
(для федерального бюджета — сократить привлечение доходов от реализации
государственных запасов и резервов);
-
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение
долговых обязательств;
-
увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам
других уровней.
Если
указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые
доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое
законодательство Российской Федерации.
Государственные
внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они создаются для решения (финансирования)
конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.
Внебюджетные
фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная
с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были
консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды — с федеральным
бюджетом, региональные внебюджетные фонды — с региональными бюджетами).
Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных
уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств
этих фондов.
Внебюджетные
фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период
источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных
потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды
социального назначения); для финансирования отдельных региональных или
ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными
органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного
самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|