* Рассчитано в
среднем по странам с развитой рыночной экономикой, в том числе Российской
Федерации.
Структура
государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они
обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и
здравоохранения, но и главным образом характером административной системы,
структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью
армии и др.
Расходная часть
бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и
регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило,
безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из
бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим
расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования,
которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.
Надо заметить,
что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает
произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования
государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого
направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни
населения. Каков характер и направление бюджетных расходов! Значительное место
среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование,
здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную
дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное
медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы
способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника,
укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возросла роль человеческого
капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают
требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности,
физической выносливости. В конечном счете участие здорового населения в
реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и
национального дохода. Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост
через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления,
ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает
катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения
конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках. Во многих
странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства,
изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и
продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых
странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение
производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.
В переходной
экономике России аграрные субсидии государства направлены на
поддержание
фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту. Бюджетные субсидии
аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую
направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем
обеспечивает 20-25% ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество
заинтересовано в стабилизации этого сектора, имеющего значительный удельный вес
в общей структуре экономики. Важное место в бюджете занимают расходы на
вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание
аппарата управления.
Определенное
место в расходных статьях бюджета приходится на обслуживание внутреннего и
внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное
строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы
спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру
экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность
продукции на мировых рынках. Расходы бюджета на кредитование экспорта,
страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и
вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют
сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых
зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной
валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения
поставок на
внутренний рынок зарубежных товаров. Доходы государственного бюджета на 85%
формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности,
поступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале
должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если
расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный
дефицит.
Образовавшийся
остаток доходов правительство может использовать на не предусмотренные
программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по
государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода
(года). Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен
превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными
займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных
фондов (фонда страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного
фонда).
Но это не
единственный путь покрытия бюджетного дефицита. В сложных экономических
ситуациях, в которых может оказаться государство, правительство прибегает к
эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике
России на первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов.
Последствия такой
эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. Она подрывает стимулы
долгосрочных инвестиций ведет к "проеданию" оборотного капитала и
амортизации, раскручивает спираль "цена—оплата труда", обесценивает
сбережения, населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной
стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого во
многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный
блок-предохранитель: независимость национального эмиссионного банка
(Центрального банка) от исполнительной власти. В условиях экономической
неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство.
Такая стабилизационная функция Центрального банка должна быть зафиксирована в
Конституции или специальном законе.
Теперь
остановимся на характеристике налогов как главных источников доходов бюджета.
3.
Бюджетный
процесс и его стадии.
3.1 Бюджетное
планирование и бюджетный процесс.
Бюджетное
планирование – важнейшая основная часть финансового планирования ,
подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая
сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении
стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями
финансовой системы на основе государственной социально-экономической
программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и
внебюджетных фондов разного уровня . Бюджетное планирование осуществляется
уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя
бюджетный процесс , его нормативно –правовую базу и организационную основу ,
а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государств . В
качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности , единство
правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета,
балансовый метод и т.д.
Бюджетный процесс
– регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти ,
органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по
составлению и рассмотрению проектов бюджеты , проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов , утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов , а также по контролю за их исполнением
(ст. 6 БК РФ) . Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности
:
1.составление
проектов бюджетов
2.рассмотрение и
утверждение бюджетов
3.исполнение
бюджетов
4.составление
отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью
бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых
ресурсов между бюджетами разного уровня.
В систему органов
, обладающих бюджетными полномочиями , БК РФ включает : финансовые органы
,органы денежно- кредитного регулирования (Банк России) , органы
государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ,
контрольные и финансовые органы исполнительной власти , контрольные органы
региональных и местных представительств органов).
Участниками
бюджетного процесса являются :
-Президент РФ;
-органы
законодательной власти (представительной);
-органы
исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного
самоуправления , финансовые органы , осуществляющие сбор доходов бюджетов ,
другие уполномоченные органы);
-органы
денежно-кредитного регулирования;
-органы государственного
и муниципального финансового контроля;
-государственные
внебюджетные фонды;
-главные
распорядители и распорядители бюджетных средств;
-иные органы , на
которые законодательством РФ , субъектов РФ возложены бюджетные , налоговые и
иные полномочия ;
-бюджетные
учреждения , государственные и муниципальные унитарные предприятия , другие
получатели бюджетных средств , а также кредитные организации ,
осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Основные задачи
бюджетного процесса :
-выявление
материальных и финансовых резервов государства ;
-максимально
приближенный к реальности расчет доходов бюджетов ;
-максимально
точный расчет расходов бюджетов ;
-обеспечение
максимальной сбалансированноси бюджетов ;
-согласование
бюджетов с реализуемой экономической программой ;
-осуществление
бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов меду
бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства , экономическими регионами
и др.
3.2 Составление
проектов бюджетов
Первый этап
бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. Составлению бюджетов
предшествует разработка прогнозов социально – экономического развития РФ ,
субъектов РФ , муниципальных образований и отраслей экономики , а также
подготовка сводных финансовых балансов , на основании которых органы
исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов .
Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства РФ
, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления . Непосредственное составление проектов бюджетов
осуществляет Министерство финансов РФ , финансовые органы субъектов РФ и
муниципальных образований .
Составление
бюджета основывается на :
- бюджетном
послании Президента РФ ;
-прогнозе
социально – экономического развития соответствующей территории на очередной
финансовый год ( ПСЭР ) ;
-основных
направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на
очередной финансовый год ;
-прогнозе
сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной
финансовый год ;
-плане развития
государственного или муниципального сектора экономики соответствующей
территории на очередной финансовый год .
Одновременно с
проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально – экономического
развития РФ ( региона , территории ) формируется перспективный территориальный
план (ПФП) , содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по
мобилизации доходов , привлечению государственных или муниципальных
заимствованию и финансированию основных расходов бюджета .
В качестве
основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов
(БФР) – баланс всех доходов и расходов РФ , ее субъектов , муниципальных образований
и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории . БФР составляется на
основе отчетов БФР за предыдущий год и ПЭСР соответствующей территории .
С 15 июля по 15
августа на основе представленных федеральными исполнительными органами
документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о
федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.
3.3 Рассмотрение
и утверждение бюджетов
Орган
исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят проект закона (
решения ) о бюджете на очередной финансовый год ( вместе с вышеназванными
документами и материалами ) на рассмотрение законодательного
(представительного) органа , представительного органа местного самоуправления
в срок , определенный для федерального бюджета- БК РФ ( 15 августа ) , бюджета
субъекта РФ – законом субъекта , местного бюджета – правовыми актами местного
самоуправления . Указанными же законодательными ( правовыми ) актами
определяется и порядок рассмотрение проекта закона ( решения ) о бюджете и его
утверждения . Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются
проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах . В процессе
расс мотрения в проект закона ( решения ) могут быть внесены изменения .
Проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в
ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы
Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года ( до 1 октября
Правительство и Банк России представляет в ГД дополнительные материалы ,
указанные ст. 193 БК РФ ). Совет ГД (в период парламентских каникул – ее
председатель ) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки
заключения о формальном соответствии представительных документов требованиям
закона , после получения которого проект направляется в Совет Федерации ,
комитеты Государственной Думы , другим субъектам законодательной инициативы
для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение .
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях .
Установленная БК
РФ продолжительность рассмотрения проекта :
в первом чтении
-30 дней со дня внесения в ГД ,
во втором - 15
дней со дня принятия в первом чтении ,
в третьем - 25
дней со дня принятия во втором ,
в четвертом – 15
дней со дня принятия в третьем чтении .
Принятый
Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на
рассмотрение Совета Федерации . СФ рассматривает закон в течение 14 дней со
дня представления Государственной Думой и голосует в целом . В случае одобрения
в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и
обнародования . В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию
, перерабатывается , передается в Государственную Думу для утверждения в одном
чтении ,затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного
утверждения . Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой
повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не
подписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в
согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием . Для
преодоления вето Президента требуется не менее двух трех голосов Федерального
Собрания .
В случае не
принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не
вступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума
может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального
бюджета в первом квартале очередного финансового года .
3.4 Исполнение
бюджетов.
Исполнение
бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке ( для
федерального бюджета – подписания Президентом РФ ) . В Российской Федерации
устанавливается казначейское исполнение бюджетов ( в настоящее время
осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к
казначейской – первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет , затем
– бюджеты более низких уровней ). На органы исполнительной власти возлагается
организация исполнения и исполнение бюджетов , управление счетами бюджетов и
бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных
средств от имени и по поручению бюджетных учреждений . Особая роль
определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ – именно этот
орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы – зачисление всех
поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета
на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с
единого счета бюджета . Осуществление бюджетных операций через счета
казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа
исполнения бюджета . Для исполнения федерального бюджета предусмотрено
открытие в казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя , распорядителя
и получателя средств бюджета . Федеральное казначейство должно регистрировать
все бюджетные операции в Главной книге казначейства и вести сводный реестр
бюджетополучателей .
Исполнение
бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи – документа о
поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из
источников финансирования дефицита бюджета , устанавливающего распределение
бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в
соответствии с бюджетной классификацией РФ .
Исполнение
бюджета по доходам предусматривает :
-перечисление и зачисление
доходов на единый счет бюджетов ;
-распределение в
соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
-возврат излишне
уплаченных в бюджет сумм доходов ;
-учет доходов
бюджета и составление отчетности о доходах бюджета .
Бюджеты по
расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на
едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования .
Основные этапы санкционирования : составление и утверждение бюджетной росписи
( в течение 17 дней со дня утверждения бюджета ) , утверждение и доведение
уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей ,
утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и
бюджетным учреждениям , утверждение и доведение уведомлений о лимитах
бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей , принятие
денежных обязательств бюджетополучателями , подтверждение и выверка
исполнения денежных обязательств . Процедура финансирования заключается в
расходовании бюджетных средств .
За исполнение
доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и
Государственный таможенный комитет (и их органы на местах ) , которые , помимо
сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об
исполнении бюджетов в казначейство , а также органы , распоряжающиеся
государственным ( муниципальным ) имуществом .
Если в процессе
исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет ,
вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового
органа , от 5 до 10 % - органа исполнительной власти , свыше 10 –законом
(решением) , принимаемым органом законодательной (представительной) власти .
Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок ,
исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное
сокращение (секвестр) расходов) .
Уполномоченный
исполнительный орган представляет ежеквартальные , полугодовые и годовые
отчеты об исполнении бюджетов , контрольный орган и казначейство. Годовой
отчет подлежит утверждению представительным органом .
Важнейшая задача
исполнительного бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления
налогов и других доходов в целом и по каждому источнику , а также финансирование
мероприятий в суммах и сроки , утвержденные бюджетом .
3.5.Составление
отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Рассмотрение и
утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового
контроля , осуществляемого законодательными ( представительными ) органами
власти (последующий контроль ).
Для контроля за
исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган – Счетную палату (данный
орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении
проекта федерального бюджета ).
Отчет об
исполнении бюджета готовит орган , исполняющий бюджет , на основании отчетов
главных распорядителей , распорядителей и получателей бюджетных средств .
Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является
Министерство Финансов РФ.
Отчет об
исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и
Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1
июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими
документами и материалами :
-отчетом о
расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ ;
-отчетами МФ РФ и
иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и
кредитов и о предоставленных государственных гарантиях ;
-отчетом о
внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам ;
-отчетом о
доходах ,полученных от использования гос.имущества ;
-сводными
отчетами о выполнении плановых зданий по предоставлению государственных (муниципальных)
услуг ;
-годовыми
отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным
распорядителям бюджетных средств ;
-реестром
федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и
внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года ;
-отчетом
федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий за
нарушения бюджетного законодательства .
Счетная палата
проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в
течение 1,5 месяцев после представления отчетов в ГД , используя материалы и
результаты проведенных проверок и ревизий . ГД рассматривает отчет об
исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения
заключения Счетной палаты , после чего принимает решение об утверждении или
отклонении отчета .
4.
бюджетная
политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.
Бюджетная
политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных
задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета ,
управления государственным долгом является одним из основных инструментов
экономической политики государства . бюджетная политика на очередной финансовый
год определяется Бюджетным посланием Президента РФ ,направляемом Федеральному
Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее
важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов ,
выполнение бюджетных обязательств , управление бюджетным дефицитом и
государственным долгом , то и эффективность всей бюджетной политики может
быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти
в указанных направлениях . Состояние государственных финансов оказывает весьма
сильное воздействие на реальную экономику , поэтому динамика основных
макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев
успешности варианта осуществляемой бюджетной политики .
В качестве
критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующее :
-уровень
собираемости бюджетных доходов в целом ,налогов в частности ;
-уровень
выполнения бюджетных обязательств ;
-величину
бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга ;
-объем финансовых
ресурсов ,отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета ;
-уровень
монетизации бюджетного дефицита ;
-величину
валютных резервов , используемых для финансирования бюджетного дефицита ;
-динамику
валового внутреннего продукта ;
-уровень
безработицы ;
-степень
выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете .
В условиях
России к вышеназванным показателям можно добавить критерии ,
характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики
:
-масштабы эмиссии
денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты) ;
-величину
просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного
финансирования ;
-величину
просроченной задолженности по оплате труда государственного заказа .
Основные
направления бюджетной политики до 2006 года, разработанные Министерством
финансов РФ , в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют
следующие :
-осуществление
налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой
основе собираемости налогов ;
-осуществление
бюджетной реформы на основе принятия бюджетного кодекса и упорядочения
бюджетного процесса в РФ ;
-полномасштабный
переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов , местных
бюджетов и внебюджетных фондов ;
-сокращение
государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств ;
-сокращение
дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП ;
-снижение
государственных заимствований , увеличение сроков их погашения при уменьшении
доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня ,
обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики ;
-совершенствование
межбюджетных отношений .
Анализ
экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить
действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной
бюджетной политики , определенных на основе международного опыта . Это
базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика
жесткого ограничения государственных расходов , обеспечивающая низкий уровень
( или полное отсутствие ) бюджетного дефицита ,способствующая поддержанию на
кредитном рынке низких процентных ставок , увеличению финансирования частного
сектора . Такая политика содействует достижению устойчивых темпов
экономического роста , снижению безработицы , а следовательно , и повышению
уровня народного благосостояния .
Заключение
Государственный
бюджет , являясь основным финансовым планом государства , главным средством
аккумулирования финансовых средств , дает политической власти реальную
возможность осуществления властных полномочий , дает государству реальную
экономическую и политическую власть . С одной стороны, бюджет , являясь всего
лишь комплексом документов , разрабатываемых одной ветвью власти и
утверждаемых другой , выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует
избранный государством стиль осуществления управления страной . Бюджет по
отношению к осуществляемой властью экономической политике является
производным продуктом , он полностью зависит от избранного варианта развития
общества и самостоятельной роли не играет .
Однако именно
бюджет , показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и
реально имеющих резервов , определяет налоговый климат страны , именно бюджет
, фиксируя конкретные направления расходования средств , процентное
соотношение расходов по отраслям и территориям , является конкретным
выражением экономической политики государства . Через бюджет происходит
перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта .
Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики ,
инвестиционной активности повышения эффективности производства , именно через
бюджет осуществляется социальная политика .
Таким образом ,
бюджет , объединяя в себе основные финансовые категории ( налоги ,
государственный кредит , государственные расходы ), является ведущим звеном
финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так
и политическую роль в любом современном обществе.
Список
использованной литературы :
1.
Бюджетный
Кодекс Российской Федерации
2.
Булатов
А.С.«Экономика .Учебник.». Москва , экономистъ , 2005 г.
3.
Океанова
З.К. «Экономическая теория». Москва,2003 г.
4.
Российская
экономическая академия им. Г.В.Плеханова «Экономическая теория.Учебник.» Москва
,ИНФРА-М,2006 г.
5.
Райзберг
Б.А. «Курс экономики.Учебник.» Москва,ИНФРА-М,2006 г.
6.
Чепурин
М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории». Киров, издательство
«АСА»,1999 г.
Страницы: 1, 2, 3
|